статья "Условия и средства формирования универсальных учебных действий"
статья по обществознанию по теме
Важную роль в развитии коммуникативных УУД играют виды совместной деятельности, педагогического сотрудничества, педагогического общения. Несмотря на то, что для основной школы стандарты УУД вводятся с 2015 года, в арсенале современного педагога имеются педагогические инструменты, способствующие уже на современном этапе образованияразвитие УУД. Предлагается их краткий обзор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_i_sredstva_formirovaniya_uud.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия и средства формирования универсальных учебных действий.
Важную роль в развитии коммуникативных действий играет педагогическое общение – сотрудничество с одноклассниками, со сверстниками, с учителем. Хотя программное содержание в последние годы претерпело существенное изменение, стиль педагогического общения почти не изменился вследствие ригидности установок, определяющих авторитарно общение «учитель-ученик».
Анализ педагогического общения позволяет классифицировать такие виды стиля, как демократический (партнерский), авторитарный (диктаторский) и либеральный (попустительский). Лишь партнерская позиция может быть признана адекватной задачам современного гуманистического образования.
Совместная деятельность.
Под совместной деятельностью понимают обмен вербальными и невербальными средствами общения между обучающимися в процессе получения знаний, умений, навыков.
Общей особенностью совместной деятельности является преобразование личностью содержания учебного материала, ценностных установок, способов взаимодействия в зависимости от изменяемых условий.
Деятельность учителя на таком уроке предполагает организацию совместной деятельности детей таким образом, чтобы
- создать учебную мотивации,
- побудить в учениках познавательный интерес,
- развить стремление к успеху и одобрению,
- снять неуверенность в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание.
Частным случаем совместной деятельности может быть работа в парах.
Во время работы учащихся учитель занимает различные позиции – руководителя, наблюдателя, эксперта, арбитра, идеолога, «режиссера», способного отследить и оценить результаты и ход групповой работы.
Учитель получает возможность реально осуществить дифференцированный подход к обучающимся, учитывать их способности, давать разноуровневое задание, уделять больше внимание как сильным, так и слабым ученикам.
Учебное сотрудничество.
На ступени общего образования учащиеся активно включаются в совместные занятия. Задача педагога – организовать специальное и эффективное сотрудничество. К числу основных составляющих успешного сотрудничества можно отнести:
- распределение действий и организация взаимопонимания.
- обеспечить коммуникативные процессы,
- осуществить планирование и прогнозирование предполагаемых результатов совместной деятельности.
а) разновозрастное сотрудничество
Особое место в развитии коммуникативных умений в УУД занимает разновозрастное сотрудничество. Работа в позиции учителя является мощным мотивационным резервом, так как создает условия для самостоятельного
- отбора содержания,
- анализа и обобщения способов и учебных действий,
- оценки полученного результата.
Качество учебной деятельности резко возрастает, если учащийся старается учить сам – запоминается до 95% излагаемого материала.
б) проектная деятельность
Средняя ступень – самая благоприятная пора для вхождения в проектную деятельность. Целесообразно использовать самые разные ситуации сотрудничества:
- сотрудничество со сверстниками с распределением функций,
- сотрудничество с педагогом с распределением функций,
- сотрудничество со сверстниками без четкого распределения функций,
- ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Установлено, что у учащегося, занимающегося проектной деятельностью учебная мотивация выше, но существенно снижена школьная тревожность.
в) дискуссия
На определенном этапе обучения эффективным средством обучения может стать письменная дискуссия. Она позволяет сформулировать свою точку зрения и скоординировать различные точки зрения для достижения общей цели. Это важно в письменных экзаменах при ответе на вопросы егэ в части «С», особенно при написании эссе. Самой распространенной ошибкой является неверное понимание сущности высказывания автора, так как не вполне адекватное понимание не позволит реализовать основное требование к обществоведческому эссе. Во многих случаях ученику не удается передать свое отношение через контекст, систему обоснований и аргументов, что приводит к снижению качества эссе и, соответственно, экспертной оценки.
Применение письменной дискуссии позволит:
- сформировать умение вести мысленный диалог с авторами научных и публицистических статей,
- сформировать умение формулировать свою мысль так, чтобы быть понятыми другими,
- развить письменную речь как средство развития теоретического мышления,
- предоставить возможность высказаться даже тем, кто не любит устных ответов и нечасто отвечает на уроках.
г) тренинги
Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов могут выступать различные формы тренингов. Программы тренингов позволяют достигать разнообразных целей:
- вырабатывать позитивное отношение друг к другу,
- развивать невербальные навыки общения,
- учиться познавать себя через чужое восприятие,
- развивать положительную самооценку,
- практиковаться в разрешении конфликтных ситуаций.
В ходе тренингов как ни в каком ином виде учебного сотрудничества развивается коммуникативная компетентность в вопросах культуры общения и выработке элементарных правил вежливости.
д) общий прием доказательств
Доказательства – особый способ организации усвоения знаний. Обучение доказательству в школе предполагает формирование умений по решению следующих задач:
- анализ и воспроизведение готовых доказательств,
- опровержение предложенных доказательств,
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательств.
Доказательство в широком смысле – это процедура. Алгоритм доказательства включает в себя
- тезис – утверждение, истинность которого доказывается,
- аргументы – факты, доводы, из которых вытекает истинность предположения,
- выводы – демонстрация умозаключения, вытекающего из логики аргументов.
е) рефлексия
Специфическая человеческая способность делать собственные мысли, эмоции, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения относится к рефлексии. Главная задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта. Сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии, в конкретно-практическом плане предполагает осознание всех компонентов учебной деятельности:
- осознание учебной задачи,
- понимание цели учебной деятельности,
- оценка способов действий, специфических и инвариантных по отношению к различным учебным предметам, особенно самостоятельный поиск недостающей информации.
Таким образом, условия и средства формирования универсальных учебных действий уже находятся на вооружении учителя. Необходимо изменить отношения педагога к этим образовательным инструментам, встраивая их в процесс освоения УУД. Коммуникативная деятельность в специально организованных рамках учебного сотрудничества сопровождается яркими эмоциональными переживаниями и за счет появления интеллектуальных эмоций способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий
Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...
Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.
Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»
Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...
Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий
C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институто...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Формировать УУД можно, как на аудиторных...