Глобализация – выбор человечества
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным и т.д. достоянием. Сейчас всё больше данных о том, что традиционные социальные силы, много веков регулировавшие поведение человека (семья, школа, церковь), несколько утратили свой авторитет, поскольку всё большее значение приобретают каналы массовой связи и информации. В обществе всё сильнее просматриваются черты массового сознания и массовой культуры, поэтому необходимо знать и учитывать, чтобы понимать их влияние на поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Проблема приобретает особую значимость в связи с ростом интеграционных процессов в разных областях: экономике, политике, спорте, культуре, туризме… Без учёта этих процессов современному человеку трудно выстраивать свою траекторию жизни. Особенности современной социально-образовательной ситуации также предъявляют новые требования к образованности учащихся. Обращение к вопросам глобализации на ступени среднего общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней школы на базовом и профильном уровнях
На межпредметной основе расширить представления учащихся о глобализации как многостороннем и противоречивом в своих целях и последствиях необратимом процессе, влияющем на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globalizaciya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Глобализация – выбор человечества
Будущий мир не будет ни западным, ни
незападным, но унаследует все культуры,
которые мы заварили в одном тигле
А. Тойнби.
Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным и т.д. достоянием. Сейчас всё больше данных о том, что традиционные социальные силы, много веков регулировавшие поведение человека (семья, школа, церковь), несколько утратили свой авторитет, поскольку всё большее значение приобретают каналы массовой связи и информации. В обществе всё сильнее просматриваются черты массового сознания и массовой культуры, поэтому необходимо знать и учитывать, чтобы понимать их влияние на поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Проблема приобретает особую значимость в связи с ростом интеграционных процессов в разных областях: экономике, политике, спорте, культуре, туризме… Без учёта этих процессов современному человеку трудно выстраивать свою траекторию жизни. Особенности современной социально-образовательной ситуации также предъявляют новые требования к образованности учащихся. Обращение к вопросам глобализации на ступени среднего общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней школы на базовом и профильном уровнях
На межпредметной основе расширить представления учащихся о глобализации как многостороннем и противоречивом в своих целях и последствиях необратимом процессе, влияющем на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом.
Цели:
- Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного, гражданского сознания, соответствующего реалиям современного мира.
- Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в разных источниках, систематизировать и обобщать последнюю на широкой межпредметной основе, по предложенному плану характеризовать исторические явления и процессы, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых фактов прошлого и современности
План занятия:
I. Глобализация в свете различных источников информации: подходы к определению.
(Словари, энциклопедические издания, научно-популярная литература, учебная литература, CD – пособия, Интернет…)
II. Предыстория вопроса.
- Когда началась глобализация?
- Каковы её предпосылки?
- По каким направлениям развивалась?
- Каковы этапы развития?
III. Характеристика современного этапа глобализации.
(Достижения, последствия)
IV. Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия Белгородской области с различными регионами страны и мира.
(экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем)
V. Каким будет новый глобальный мир?
- три сценария;
- дискуссия: “за” и “против”
VI. “ Человечеству предстоит сделать свой выбор”.
- “Конфликт цивилизаций” или создание единой человеческой цивилизации?
- Каков твой выбор?
I. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников:
Для работы учащимся предлагается текст из рубрики “Гордиев узел”
автор Андре Роппер “Выбор человечества – глобализация” (историко-географический очерк).//История №18 2006г., с.16-21.
1. Как называется документ, к какому виду источников он относится?
2. Кто является автором источника? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? Постарайтесь найти сведения о нём.
3. Когда был создан документ? Как это можно понять из его содержания?
4. Где опубликован этот текст? Где можно прочитать его полную версию?
5. Объясните основные (новые) понятия, употребляемые в тексте.
6.Какова его главная идея?
7. Какие направления глобализации выделяет автор?
8. Какие причины формулирует автор, доказывая свою точку зрения?
9. Используя знание истории, географии, сведения энциклопедических и других видов источников, докажите или опровергните истинность используемых автором исторических фактов, различий между названными группами стран и цивилизаций, укажите их расположение на карте.
10. По тексту определите отношение автора к излагаемым фактам.
11. Приведите собственные примеры сотрудничества и соперничества Запада и “незападных” стран.
12. Как Вы думаете, с какой целью автор включил в текст конкретные примеры и факты истории? В чём он хотел убедить читателя?
13. Можно ли на основе данного источника определить позицию автора? Кто он – сторонник глобализации или антиглобалист?
14. Разделяете ли Вы суждения, оценки, выводы автора?
15. Оцените значимость источника в понимании процессов развития современного мира.
5. Познавательные задания .
Для индивидуальной работы:
1. В приведённом ниже определении понятия “глобализация” найдите и подчеркните одной чертой его родовые признаки, двумя – видовые признаки: “Глобализация – это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.”. Какие ещё сферы, кроме перечисленных в этом определении, охватывает глобализация? Продолжите перечисление видовых признаков понятия.
2.Объясните, почему перечисленные ниже исторические события можно отнести к глобальным, имеющим значение для всего человечества. Каковы были последствия этих событий?
а) I век н.э. Восточная Римская империя – зарождение христианства.
б) 1492 год – открытие Америки.
в) 1980 год – начало спутникового вещания CNN.
г) с середины 1990-х г.г. – стремительное распространение Интернета.
Какие ещё исторические события имели общемировое значение?
3. Верны ли следующие суждения?
а) Один из важнейших факторов, способствовавших процессу глобализации, развитие финансовых и экономических связей.
б) В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.
Для групповой работы:
Класс делится на 4 группы, каждая из которых имеет куратора-ученика 11 класса.
1.Проанализируйте позитивные и негативные результаты глобализации в основных сферах общественной жизни с точки зрения разных субъектов этого процесса:
1-я группа – стран, представляющих центры мировой экономики.
2-я группа – развивающихся стран;
3-я группа – представителей ТНК;
4-я группа – обывателей, т.е. людей, далёких от политики и не участвующих в крупномасштабной экономической деятельности. Страна и регион мира, где они проживают, не имеют значения.
Выполняя задание, каждая проблемная группа заполняет на листе ватмана свою сравнительную таблицу, которая во время презентации ответа вывешивается на доску.
IV. Одной из задач занятия может являться: знакомство с особенностями экономического состояния и перспективами развития Белгородской области.
Обязательный минимум содержания образования: история и современные тенденции социально-экономического и социокультурного взаимодействия Белгородской области с различными регионами мира.
-Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника): предметно-информационная составляющая – знать историю Белгородской области , особенности её социально-политического и экономического развития.
-Деятельностно-коммуникативная составляющая – уметь сочетать личные интересы с интересами конкретного муниципального образования, региона, страны, мира.
Вопросы и задания для групповой работы: (предлагается проанализировать таблицу экономического сотрудничества Белгородской области с различными регионами мира)
Внимательно изучите предложенную информацию и выполните задания к ней.
1. На основании таблицы сделайте все возможные выводы ( не менее 5-ти).
2. Используя знания, полученные на занятиях по географии, средств массовой информации, Интернета и др.,
а) назовите конкретные предприятия, участвующие в экспорте продукции;
б) на карте отметьте связи Белгородской области с различными регионами мира.
3. Приведите примеры сотрудничества нашего региона и мирового содружества в других сферах общественной жизни.
V. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
1. В каких сферах общественной жизни процесс глобализации носит наиболее противоречивый характер? Почему вы так считаете?
2. Кто из субъектов глобализации больше других сталкивается с её противоречиями и негативными следствиями этого процесса?
3. Разделяете ли вы точку зрения о том, что глобализацию нельзя остановить?
4. Как вы понимаете лозунг современного мира “Единство в многообразии”?
5. Возможна ли типология многообразия (единообразия) современного мира?
6. Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа нашего занятия? Можно ли с ними согласиться?
VI. Согласны ли вы с мнением А.Д.Сахарова? Обоснуйте свою точку зрения.
“Разобщённость человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане “массовой культуры” и в тисках бюрократического догматизма; распространение массовых миров, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Глобализация"
фотографии и текст по теме Глобализация...
Презентация Глобализация и её последствия.
Данная презентация относится к уроку обществознания в 11 классе по учебнику Л. Боголюбова (базовый уровень). показаны точки зрения на процесс глобализации, многоаспектность этого процесса, противоречи...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
Структурно-логическая схема к уроку "Глобализация современного мира"
Структурно-логическая схема по теме урока....
Курсы по выбору "Экологические проблемы человечества"
Экология как наука имеет высокую социальную значимость. Между тем, Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Поэтом...
Человечество в эпоху глобализации
Тема : Глобализация и глобальные проблемыВ архиве план урока + презентацияВ ходе урока объясняется содержание понятий «мировое сообщество», «глобализация», «глобальные проблемы», учащиеся узнают о хар...
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Материал для подготовке к ЕГЭ по обществознанию...