Человечество в эпоху глобализации
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Астахова Анна Алексеевна

Тема : Глобализация и глобальные проблемы

В архиве план урока + презентация

В ходе урока объясняется содержание понятий «мировое сообщество», «глобализация», «глобальные проблемы», учащиеся узнают о характерных особенностях этих явлений, тенденциях развития мирового сообщества.

Урок позволяет расширить и обобщить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества. В качесвте рефлексии используется дискуссия по вопросу неоднозначности результатов

глобализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovechestvo_v_epohu_globalizacii.rar752.67 КБ

Предварительный просмотр:

Астахова Анна Алексеевна        МБОУ «СОШ № 4»        Энгельс-2012

Урок обществознания в 8 классе «Человечество в эпоху глобализации»

Цели урока:

Обучающая: сформировать у учащихся систему представлений о проблеме развития человечества в условиях глобализации;

Развивающая: способствовать развитию умения аргументировать свою позицию по дискуссионным вопросам;

Воспитательная: воспитать в учащихся чувство сопричастности к проблемам человечества.

Задачи урока:

- раскрыть содержание понятий «мировое сообщество», «глобализация», «глобальные проблемы», выделить характерные особенности этих явлений;

- рассмотреть тенденции развития мирового сообщества;

- организовать дискуссию по вопросу неоднозначности результатов глобализации;

- расширить и обобщить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

- элементы интерактивного и проблемного обучения,

- работа в группах,

- беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: учебник Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. «Обществознание. 8 класс», компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, сообщения учащихся.

Предварительная подготовка: на предшествующем уроке класс разбивается на 3 группы, каждая из которой получает задание - подготовить коллективное сообщение о глобальных проблемах современности и путях их решения.

Варианты тем:

«Проблема предотвращения новой мировой войны»;

«Глобальные экологические проблемы»;

«Глобальная энергетическая проблема»;

«Глобальные продовольственные проблемы»;

«Проблема преодоления отсталости развивающихся стран»;

«Глобальная демографическая проблема»;

«Глобальная сырьевая проблема»;

«Проблема международного терроризма»;

«Проблема информационной безопасности» и т.д.

План урока:

  1. Вводное слово: постановка учебных целей, формирование мотивации
  2. Объяснение нового материала
  3. Дискуссия
  4. Выступления учащихся
  5. Рефлексия, подведение итогов
  6. Запись домашнего задания, выставление оценок

Ход урока

Вводное слово (2 мин)

Здравствуйте!

Сегодня мы продолжим говорить об обществе и рассмотрим следующие вопросы:

  1. Человечество как социальная общность: разнообразие и целостность
  2. Глобализация и противоречия современного общественного развития
  3. Глобальные проблемы и возможные пути их преодоления

Обратившись к истории, вы можете выявить такую особенность: начиная с зарождения первых цивилизаций, понятие общества постоянно расширялось – от семьи и союза племен до государства. Сегодня общество рассматривается и как общность планетарного масштаба, т.е. человечество или мировое сообщество. Под мировым сообществом понимают совокупность народов, населяющих Землю, и осознающих взаимосвязь всех людей планеты. То есть каждый из нас – это часть огромной общности.

Объяснение нового материала (8 мин)

Вы знаете, что в течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкосновение соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые ранее им не известные континенты. Люди узнали, что мир велик и разнообразен. Началось взаимодействие и взаимопроникновение культур.

Характеристика современного человечества. К настоящему времени на планете Земля проживает более 6 млрд. человек, представляющих три основных расовых группы: европеоидную, монголоидную, экваториальную. Они в свою очередь подразделяются на более чем 1000 наций и этносов, общающихся на более чем 2000 языках.

Политическое разделение человечества так же достаточно сложно: в мире существует около 200 независимых государств, самостоятельно определяющих свои шаги внутри страны и на международной арене. Эти государства отличаются по уровням экономического развития и жизни населения. Наряду с высокоразвитыми странами существуют десятки государств с примитивной хозяйственной системой.

Религиозная картина мира выглядит также достаточно пестро. Наряду с так называемыми мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) существуют множество других религиозных учений: иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, местные традиционные верования. Часть общества придерживается атеистических убеждений.

Не менее велико многообразие культур, обычаев, традиций, образов жизни и стилей поведения, характеризующихся различным восприятием и отношением к окружающему миру.

Разнообразие современного мира можно объяснить особенностями исторического пути, пройденного народами, множеством закономерных и случайных событий, зачастую не поддающихся однозначному толкованию и учету, различием климатических и природных условий.

Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что, не смотря на различия, мир следует считать единой системой. Именно сегодня, в начале 21 века, люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Это происходит за счет следующих тенденций развития мирового сообщества: 

  1. Развитие информационных технологий. Как вы понимаете суть этой тенденции? (средства связи и коммуникации соединяют в единое "информационный поле" практически все регионы планеты).
  2. Подъем промышленности. Как вы понимаете суть этой тенденции? (качественно новое состояние транспорта делает доступными для передвижения любые, самые отдаленные уголки земного шара, а уровень развития современной военной техники превращает угрозу уничтожения всего человечества в реальную перспективу).
  3. Интернационализация экономики. Как вы понимаете суть этой тенденции? (рынок и производство приобрели мировой характер, обеспечивая  надгосударственные экономические и финансовые связи).

Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации.

Глобализация породила такие феномены как:

1) открытость государственных границ;

2) мировой рынок труда;

3) единое информационное пространство;

4) распространение единых ценностей;

5) прозрачность политической жизни;

6) размытие культурных различий;

7) контроль надгосударственных образований за мировым порядком.

Эти феномены можно считать достижениями глобализации, но если посмотреть с другой стороны, они же могут стать ее отрицательными последствиями.

Прошу вас высказать свою точку зрения на эту проблему.

Дискуссия…(5 мин)

Подводя итог нашей дискуссии, нужно сказать, что результаты процесса глобализации неоднозначны и вызывают споры не только в научной среде, но и на бытовом уровне.

Кроме этого в процессе глобализации люди столкнулись с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию жизни на земле.

В зависимости от сочетания взаимодействующих субъектов, данные проблемы можно разделить на три основных группы:

Первую группу составляют проблемы, обусловленные отношениями между различными государствами и характеризующиеся наибольшей универсальностью и актуальностью. Среди них можно выделить две наиболее значимые проблемы:  устранение войны из жизни общества на основе обеспечения справедливого мира и установление нового справедливого международного экономического порядка.

Вторая группа включает проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы.

Третью группу составляют проблемы, связанные с функционированием системы человек - общество: демографическая проблема, проблемы здравоохранения, образования и др.

Поговорим об этих проблемах более подробно.

Выступление учащихся…(25 мин)

Рефлексия (2 мин):

Итак, мы выслушали сообщения о глобальных проблемах. Давайте подумаем над следующими вопросами.

1. В чем же заключаются особенности этих проблем, почему мы называем их глобальными?

Примерный ответ:

- эти проблемы  порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечества в целом,

- они угрожают существованию всего человечества,

- решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

2. Один ученый заявил: «Человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением?

Подведение итогов (0,5 мин):

Несмотря на сложность глобальных проблем, человечество обладает необходимым интеллектуальным потенциалом и материальными ресурсами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент – правильное определение приоритетов в решении глобальных проблем. И главное: глобальные проблемы могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества.

Запись домашнего задания (1 мин):

  1. § 3; прочитать высказывание, данное в рубрике «Говорят мудрые», и объяснить его смысл
  2. Задания в рабочей тетради: § 3, № 3-7

Выставление оценок(1,5 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Глобализация"

фотографии и текст по теме Глобализация...

Глобализация – выбор человечества

Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознан...

Эссе «Языки и культуры в эпоху глобализации: новый взгляд на Вавилонскую башню»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....

Выступление на конференции по теме "Социальные аспекты изучения ИЯ в эпоху глобализации образования"

В статье автор делится опытом по использованию на занятиях  потенциала кино и видео...

Процессы глобализации и становление единого человечества.

Материал для подготовке к ЕГЭ по обществознанию...

Формирование социально-зрелой личности в эпоху глобализации: проблемы и алгоритм их решения.

Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности - это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на лично...