Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_9.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
9 КЛАСС
34 часа – 1 час в неделю
Учебник:
Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 класс.
М., «Просвещение», 2009
Программа:
Л.Н. Боголюбов «Обществознание», 8-9 класс. М., «Просвещение», 2008
ПРОГРАММА
Раздел 2. Гражданин. Мораль. Право.
Тема 1. Гражданин. Государство. Право.
Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право – особый регулятор общественных отношений. Право – мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.
Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.
Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.
Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.
Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Становление правового государства в РФ.
Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.
Тема 2. Права человека и гражданина.
Гражданин – человек свободный и ответственный. Гражданин – человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.
Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека – мера его свободы.
Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.
Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.
Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.
Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек. Человеческое достоинство.
Свобода совести. Религиозные верования. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.
Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.
Домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.
Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.
Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.
Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.
Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.
Право на образование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.
Тема 3. Личность и мораль
Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право – величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы.
Добро и зло – основные понятия этики. Добро – выражение положительных моральных явлений. Зло – нарушение морали. Критерий морального поведения.
Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль – регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.
Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. Долг общественный и моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье.
Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек – творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы. | Количество часов |
1. | Тема 1. Гражданин. Государство. Право. | 8 часов |
2. | Повторительно-обобщающий урок | 1 час |
3. | Тема 2. Права человека и гражданина | 15 часов |
4. | Повторительно-обобщающий урок | 1 час |
5. | Тема 3. Личность и мораль | 7 часов |
6. | Повторительно-обобщающий урок | 1 час |
7. | Итоговый урок | 1 час |
Итого | 34 часа |
№ | Тема урока | Материал учебника | Примечания |
Часть II. Гражданин. Право. Мораль. (34 часа) | |||
Тема 1 «Гражданин. Государство. Право» | 9 часов | ||
1. | Роль права в жизни человека, общества, государства.
| 29 | Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; Знать, что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права; Объяснять сущность права, раскрывая сущность основных от раслей российского права Уметь: объяснять отличия права от других социальных норм. |
2. | Система законодательства. | 29 | Понятия: норма права, система права, нормативно-правовой акт, система законодательства, акт, указ, закон, постановления – их сходства и отличия; естественное право, позитивное право. Анализировать и различать различные виды нормативно-правовых актов, анализировать поведение участников правоотношений |
3. | Правовая ответственность | 30 | Понятия: правона рушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности. Объяснять отличие проступка от преступления, обстоятель ства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. |
4. | Правовое государство: право выше власти. | 31 | Понятия: правовое государство, разделение властей. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ. |
5. | Правовое государство: право выше власти. | 31 | Понятия: правовое государство, разделение властей. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ. |
6. | Гражданское общество и государство | 32 | Понятия: гражданское общество, ин ститут гражданства, граждане, их правовой статус. Анализировать взаимо отношения государства и об щества, приводить примеры участия граждан в решении социальных проблем. |
7. | Конституция России. Основы конституционного строя России. | 33 | Знать особенности и структуру Кон ституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанно стей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юри дической силой; провозглашает основ ные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Анализировать тексты. |
8. | Гражданин – человек свободный и ответственный. | 34-35 | Гражданин – человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обя занности гражданина. |
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин» | Контрольная работа № 1 по теме «Гражданин» | |
Тема 2. «Права человека и гражданина» | 16 часов | ||
10. | Всеобщая декларация прав человека. | 36 | Всеобщая декла рация прав человека — идеал права. Воздействие между народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Характеристика личных прав. Содержание полити ческих и гражданских прав. Нарушение прав и свобод человека, их защита |
11. | Всеобщая декларация прав человека. | 36 | Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека. Разъяснять сущность правово го статуса личности. Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры. |
12. | Международное гуманитарное право | 37 | Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека. Разъяснять сущность правово го статуса личности. Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры. |
13. | Международное гуманитарное право | 37 | Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. |
14. | Частная и публичная жизнь гражданина | 38 | Понятия: частная жизнь, публичная жизнь, гражданские права, частное право, внутренняя духовная жизнь человека, межличностное общение, три группы прав. Уметь: объяснять смысл основных понятий; выявлять существенные признаки понятия «частное право» и давать его определение |
15. | Труд и трудовое право | 39 | Понятия: трудовое право, трудовой договор (контракт), рас торжение трудового дого вора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; продолжительность рабочего вре мени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних. |
16. | Гражданские правоотношения. | 40 | Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя. Разъяснять правила поведения участников договорных от ношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке. Решение практических познавательных задач |
17. | Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. | 40 | Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя. Разъяснять правила поведения участников договорных от ношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке. Решение практических познавательных задач |
18. | Духовная жизнь | 41 | Понятия: духовная жизнь общества, свобода мысли, слова, убеждений, духовная свобода. |
19. | Свобода совести | 42 | Понятия: свобода совести, религия, вера, атеизм, мировоззрение. Уметь объяснять смысл основных понятий; объяснять различия между религиозной верой и верой интуиции. Раскрывать гуманистический смысл религии. Анализировать различные документы с точки зрения реализации свободы мысли, совести, религии. |
20. | Семейное право | 43 | Понятия: семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей. разъяснять сущность право вых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; Объяснять порядок и условия заклю чения брака. |
21. | Домашнее строительство | 44 | Понятия: личное (семейное) потребление, потребители, бюджет семьи, предпринимательство. Уметь: объяснять смысл понятий; спланировать бюджет семьи; аргументировать свой ответ. |
22. | Социальные права человека. | 45 | Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России |
23. | Политические права и свободы. | 46 | Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны. Называть политические права граждан и условия их реализации. |
24. | Право на образование.
| 47 | Знать основы законодательства в сфере образования. Уметь оценивать значение образования в информационном обществе. Обосновывать свое отношение к образованию. |
25. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Права человека и гражданина» | Контрольная работа № 2 по теме «Права человека и гражданина» | |
Тема 3. «Личность и мораль» | 8 часов | ||
26. | Личность и личный выбор. | 48 | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс ста новления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека |
27. | Что такое мораль. | 49 | Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». |
28. | Добро и зло. | 50 | Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». |
29. | Долг и совесть. | 51 | Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. |
30. | Роль морали в жизни человека и общества. | 52 | Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. |
31. | Нравственные основы любви, брака и семьи. | 53 | Понятия: любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей, права и обязанности супругов Уметь: отвечать на поставленные вопросы; раскрывать содержание имущественных отношений супругов; объяснять значение понятий. |
32. | Нравственная культура. Современный этикет | 54 | Понятия: мораль, простые нормы морали, нравственная цель, культура внешняя и внутренняя, моральные и гражданские качества личности, нравственность, моральные правила, нравственные принципы личности, этикет, деликатность, толерантность. Уметь: высказывать свои соображения о сущности нравственного поведения человека; характеризовать критерии нравственного поведения; объяснять смысл основных понятий. |
33. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и мораль». | Контрольная работа № 3 по теме «Личность» | |
34. | Итоговый урок | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе
Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 8 класс...
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)
Тематическое поурочное планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень)...
Поурочное планирование по обществознанию в 6 классе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 11-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию в 7 классе
Планирование составлено по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», М., «Русское слово». 10-е издание. 2008...
Поурочное планирование по обществознанию в 5 классе по учебнику Боголюбова. ФГОС. Технологические карты по разделу "Труд"
В работе представлены технологические карты по обществознанию, составленные на основе ФГОС основного общего образования, по разделу "Труд". Ориентированы на работу с учебником Боголюбова "Обществознан...
Тематическое поурочное планирование для 8 класса. углублённое изучение.
В поурочном тематическом планировании подробно описано содержание каждого урока.УМК English VIII О.В. Афанасьева, И.В.Михеева для школ с углублённым изучением английского я...