Программа "Этика и этикет"
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме
Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной этической русской культуре, как существенной части культуры российского общества в прошлом и современности. Учитель не в силах непосредственно влиять на экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. Молодому поколению важно показать, что знание этикета поможет в дальнейшем проявить себя и преуспеть в карьере. Человек с хорошими манерами всегда имеет больше шансов добиться успеха.Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной этической русской культуре, как существенной части культуры российского общества в прошлом и современности. Учитель не в силах непосредственно влиять на экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. Молодому поколению важно показать, что знание этикета поможет в дальнейшем проявить себя и преуспеть в карьере. Человек с хорошими манерами всегда имеет больше шансов добиться успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etika_i_etiket.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
рассмотренно на педагогическом совете Утверждено:
школы директор МОУ Кундуйской СОШ
От «___________» 2011 г. А.А. Иванова ____________
протокол № ___ приказ №_____от «_______»2012 г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Управление образования администрации МО Куйтунский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кундуйская средняя общеобразовательная школа
Этика и этикет
Программа
Элективного курса
гуманитарного цикла
для учащихся 7 класса
Разработал учитель: учитель истории
и обществознания
МАЛЮШЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА
Протокол МОУ № ____
от «______» _______ 20____ г.
МОУ Кундуйская СОШ
2012 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ элективного КУРСА
«Этика и этикет»
- Титульный лист --- 1 стр.
- Паспорт программы ----- 3стр.
- Пояснительная записка ----- 4-5 стр.
- Тематическое планирование ---- 6-7 стр.
- Содержательная часть ----- 8-9 стр.
- Методические материалы к элективному курсу.-----9-12 стр.
- Список литературы -----13 стр.
Пояснительная записка
Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной этической русской культуре, как существенной части культуры российского общества в прошлом и современности. Учитель не в силах непосредственно влиять на экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. Молодому поколению важно показать, что знание этикета поможет в дальнейшем проявить себя и преуспеть в карьере. Человек с хорошими манерами всегда имеет больше шансов добиться успеха.
Программа элективного курса «Этика и этикет» составлена на основе учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
- Пособие для учителя «Основы этикета и искусства общения» под редакцией А.И.Волович, - М.: Школьная Пресса, 2006.
- «Этика» под редакцией Г.Ю.Лазновской , - В.: Учитель –АСТ, 2006 .
- РS (Электронная книга) «Азбука этикета», 8x CD – ROM
- «Этикет» под редакцией Т.А.Корнева , О.В.Козачек- М.: Глобус 2007.
Предлагаемая программа подготовлена для учащихся 7 классов. Курс «Этика и этикет» рассчитан на 35 часов и предназначен для предпрофильной подготовки. Курс интегрирует знания из различных отраслей науки: этика, социология, философия, обществознание, культурология.
Актуальность: В современном российском обществе происходит процесс, который нельзя не заметить – это тотальная американизация подрастающего поколения и англомания. Богатейшие духовные и культурные ценности русского народа с его многовековой историей зачастую остаются без должного внимания. Поэтому сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам и культурным традициям, необходимо показать учащимся, что накопленный десятками поколений русских людей этический опыт, нравственные и духовные ценности, нашли наиболее яркое применение в нашем современном обществе.
Цели данного курса: содействовать нравственному развитию личности, её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
4
Задачи курса:
- познакомить учащихся с требованиями современного этикета, которые сложились на протяжении многих столетий истории цивилизаций и являются результатом опыта многих поколений;
- воспитывать у учащихся стремление быть порядочными людьми;
- способствовать формированию социальной культуры, включающей культуру межличностных и межгрупповых отношений, толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
- научить школьников уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
Ожидаемый результат. Курс способствует формированию следующих умений:
- получать необходимую информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
- применять полученные знания в повседневной жизни;
- управлять собой в различных жизненных ситуациях;
- определять свою точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять её результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Курс способствует вырабатывать необходимые коммуникативные навыки:
- устной и письменной речи;
- диалога;
- грамотной монологической речи;
- участия в дискуссиях;
- выступления с сообщениями;
- групповой работы;
- участия в ролевых играх.
Содержание элективного курса. Курс рассчитан на 1 год обучения и состоит из следующих разделов. Раздел 1 – «Из истории этикета», раздел 2 – «Этикет общения», раздел 3 – «Современные нормы поведения в общественных местах», раздел 4 – «Внешний вид и хорошие манеры», раздел 5 – «Современные нормы поведения в разных жизненных ситуациях», раздел 6 – «Деловой этикет».
Для данного курса подготовлены проверочные тесты к каждому разделу, наглядные пособия, творческие задания.
5
Для реализации программы необходимо использовать разнообразные методические приемы: проблемная лекция, эвристическая беседа, ролевая игра, анализ документов, психологическое тестирование, метод проблемных ситуаций, деловая игра, дискуссия, тетрализация.
Критерии успешности прохождения курса «Этика и этикет»:
- Выполнение 1-2 творческих заданий на положительную оценку;
- Выполнение тестов и анкет;
- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ;
- выполнение 1-2 слайдовых презентаций.
учебно-Тематический план элективного курса «Этика и этикет»
№ | название разделов и тем | всего часов | деятельность уч-ся | форма занятия |
1 | введение и содержание этикета. | 1 | индивид. работа | урок изуч. материала |
Раздел 1. «Из истории этикета» | ||||
2-3 | западный этикет. Восточный этикет. | 2 | работа в группах | урок -заочная экскурсия |
4-5 | традиции воспитания в России. Распространение этикета в нашей стране. | 2 | работа в группах | урок практич. работы |
Раздел 2. «Этикет общения» | ||||
6 | роль общения в жизни человека и человечества. | 1 | самостоят. работа | урок – лекция с элем. практич. работы |
7 | искусство слушать собеседника. | 1 | коллект. деятельность | урок - дискуссия |
8 | МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ. | 1 | индив. деятельность | урок - дискуссия |
9 | Культура общения. | 1 | коллект. деятельность | урок – КВН |
раздел 3. «современные нормы поведения в общественных местах» | ||||
10 | Поведение в общественных местах. | 1 | работа в группах | урок из/материала |
11 | Туристический этикет. | 1 | коллект. деятельность | урок-экскурсия |
12 | урок обобщения по теме «этикет общения» | 1 | индивид. работа | урок- обобщения |
раздел 4. «внешний вид и хорошие манеры» | ||||
13 | одежда – визитная карточка человека. | 1 | индивид. работа | урок практич. работы |
14-15 | твой стиль. Дополнения к одежде. | 2 | защита проектов | урок- презентация |
16 | Гардероб мужчины. | 1 | работа в группах | урок- презентация |
17 | Гардероб женщины. | 1 | работа в группах | урок- презентация |
18 | ХОРОШИЕ МАНЕРЫ. | 1 | индив. работа | защита мини-проекта |
раздел 5. «современные нормы поведения в разных жизненных ситуациях» | ||||
19 | Секреты гостеприимства | 1 | работа в группах | урок изуч. материала |
20-21 | Западное гостеприимство. Восточное гостеприимство | 2 | работа в группах | урок – дискуссия |
22-23 | Этикет за столом | 2 | работа в группах | урок спектакль |
24 | искусство дарить и принимать подарки | 1 | индивид. работа | урок- презентация |
25-26 | праздничный этикет. | 2 | самостоят. работа | защита проектов |
27 | ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО тЕМЕ « современные нормы поведения в разных жизненных ситуациях» | 1 | коллектив. работа | урок закреп. материала |
раздел 6. «Деловой этикет» | ||||
28 | Мы устраиваемся на работу. | 1 | коллектив. работа | урок из/материала |
29-30 | Путь к успеху | 2 | индивидуальная работа | урок закреп. материала |
31-32 | этика делового человека. | 2 | индивидуальная работа самостоят. работа | урок – лекция с элем. практич. работы |
33-34 | ТЕЛЕФОННЫЙ ЭТИКЕТ. | 2 | работа в группах | урок практич. работы |
35 | Обобщение по всему курсу. | 1 | защита проектов | урок –обобщения материала |
Список примерных проектных работ.
- Телефонный разговор;
- Как мы портим русский язык;
- Одежда для учёбы;
- Спортивная одежда;
- Нежданные гости;
- Национальные традиции при выборе подарка;
- Язык цветов;
- Обед на каждый день;
- Праздничный стол;
- Этикет и Интернет – основные правила поведения;
- Записная книжка, деловой блокнот.
- Визитные карточки.
Содержание занятий элективного курса «Этика и этикет».
Тема 1. введение и содержание этикета.
Определение этикета. Возникновение этикета и его характер. различие этикета на общегражданский, дипломатический и воинский. Этика, этос и традиции.
Тема 2. западный этикет. Восточный этикет.
Афиняне и расцвет греческой культуры. Чему можно научиться у древних греков. У истоков христианской морали. Италия - родина изящных манер. Джентльмен в Англии. Философские воззрения древнеиндийских и древнекитайских мыслителей на человека. Конфуций и его система воспитания. Традиции Востока.
Тема 3. традиции воспитания в России. Распространение этикета в нашей стране.
Влияние христианской морали на поведение человека. Семья и церковь – основа нравственности. «Домострой» и его содержание. Новшества, введённые Петром Первым «Юности честное зерцало, в переводе с немецкого языка». Традиции в крестьянской семье. Трансформация этикета во времени.
Тема 4. роль общения в жизни человека и человечества.
Общение как исторический процесс. Общение как нравственный процесс. Развитие навыков опосредованного общения: книга, театр, кино, СМИ, почта, телефон. Виды общения: официальное и неофициальное.
Тема 5. искусство слушать собеседника.
Слушать, чтобы услышать. Рекомендации специалистов – как научиться слушать других людей.
Тема 6. Культура общения.
Деловая игра. Спор и разновидности спора. Речь говорящего – его интеллект и культура. Три составляющие культуры речи: кто говорит, как говорит, что говорит. Юмор в речевом этикете. Молодёжный сленг: за и против.
Тема 7. Поведение в общественных местах. Туристический этикет.
Поведение на улице. Правила поведения в магазине. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в театре, кинотеатре, музее, на концерте. Правила поведения в церкви. Правила поведения туриста. Подготовка к туристической поездке.
Тема 8. урок обобщения по теме «этикет»
Урок обобщения. Тестовые задания. Эссе.
Тема 9. одежда – визитная карточка человека.
Деловая одежда, одежда для учёбы. Одежда для торжественных случаев. Спортивная одежда. Авангардный стиль в одежде. Выбор цветовой гаммы. Ошибки в выборе одежды. Выбор цветовой гаммы.
Тема 10. твой стиль. Дополнения к одежде.
Обувь. Украшения и аксессуары. Чувство меры – гарантия элегантности. Прическа – оправа красоты. Косметика. Осанка.
Тема 11. ГАРДЕРОБ МУЖЧИНЫ. ГАРДЕРОБ ЖЕНЩИНЫ.
Внешний облик. Какой он воспитанный мужчина. Манеры. Секреты галантности. Женщина в деловом мире. Женщина на руководящем посту.
Тема 12. Секреты гостеприимства
Приглашение гостей. Памятка гостям. Заповеди хозяевам. Как правильно вести беседу. Деликатные ситуации. Нежданные гости. Проблемные гости. О чём необходимо помнить, встречая иностранных гостей. Поговорки и пословицы о гостеприимстве.
Тема 13. ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ.
Сервировка стола. Чайный и кофейный этикет. Ресторанный этикет. Банкет. Блюда. Официальный и неофициальный обед.
Тема 14. искусство дарить и принимать подарки.
Основные правила при выборе подарка. Как правильно дарить подарки. Как правильно принимать подарки, детали к подаркам. Упаковка подарка. Как правильно дарить и принимать цветы. Национальные традиции при выборе подарка.
Тема 15. праздничный этикет.
Подготовка к празднику. Дни рождения, семейные праздники, Новый год, молодёжная вечеринка, свадебные годовщины, юбилеи. Секреты весёлых праздников. О чём необходимо помнить, чтобы не омрачить настроение присутствующим на праздничном вечере.
Тема 16. Мы устраиваемся на работу. ПУТЬ К УСПЕХУ.
Самопознание и его роль в достижении цели. Избавление от вредных привычек, как первый шаг на пути к успеху. Подготовка к собеседованию. Требования к работнику нового типа. О чём необходимо помнить во время собеседования. Как помочь найти работу, используя хорошие манеры и зная некоторые хитрости.
Тема 17. этика делового человека. Обобщение по всему курсу.
Этикет деловых отношений. Подготовка к деловой встречи. Взаимоотношения с начальником. Взаимоотношения с коллегами. деловая беседа. Заседание, совещание, совет, собрание. Хорошие манеры – залог успеха. Преодоление страха перед публичным выступлением.
Защита проектов.
Методические материалы к элективному курсу.
- Методический материал к уроку № 3. Раздела 1.
«традиции воспитания в России. Распространение этикета в нашей стране»
Цели:
- Познакомить учащихся с традициями воспитания в России;
- Показать роль христианской морали и её влияние на поведение человека;
- Сформулировать умения работать с документами и определять свою точку зрения.
Методы работы: лекция, анализ документов, психологическое тестирование.
Методический инструментарий: фрагменты из документа «Домострой» Сильвестра
План занятия
1. Мотивационная беседа.
2. Лекция. «Влияние христианской морали на поведение человека».
3. Групповая работа с фрагментами документа «Домострой» Сильвестра.
Задания по группам
Задание 1. Семья – ячейка общества и государства. Проанализируйте главу 25 «Домострой» Сильвестра. Как в семье должны были придерживаться христианских норм нравственности? (Гл.25 «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»).
Задание 2. В «Домострое» даются наставления детям. Приведите примеры из текста – какие поучения вы считаете актуальными и сегодня? (Гл.22 «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всём»).
Задание 3. Проанализируйте главу 9 «Домостроя» «Как всякого посещать в страдании в монастырях, в больницах и в темницах».Прослеживаются ли черты русского менталитета в этих поучениях? Своё мнение аргументируйте.
Диагностические исследования по тестовой методике, «Какой я дома, в своей семье?»
Инструкция: на каждый вопрос необходимо отвечать «да», «нет», «не всегда».
1. Всегда ли ты благодаришь родителей за оказанную услугу?
2. Говорите ли вы «спасибо» братьям, сестрам и другим родственникам за маленькие услуги?
3. Всегда ли спокоен тон твоего разговора?
4. Размахиваешь ли руками, когда говоришь?
5. Теряешь ли ты самообладание в споре?
6. Хлопаешь ли дверью, уходя из дома рассерженным?
7. Перебиваешь ли собеседника в споре?
8. Долго ли ты помнишь обиды?
9. интересуешься ли ты делами, заботами, здоровьем близких?
10. Предлагаешь ли ты им свою помощь?
11. Всегда ли ты исполняешь свои обязанности по дому?
Обработка и интерпретация результатов теста.
Если вы ответили «да» на вопросы 1-3, 9-11, вы – воспитанный человек, заботливый сын (дочь).
Если ответили «да»на 4-8 й вопросы, у вас шалят нервы, вы не умеете контролировать себя, легко поддаётесь гневу по пустякам. Вам необходимо подумать о самовоспитании.
Если вы ответили «нет» или «не всегда» на вопросы 1-3, 9-11, вы эгоистичны и жестокосердны. Вам следует быть самокритичным и избавиться от самой дурной привычки – неблагодарности.
Задание на дом. Найдите пословицы и поговорки о пороках и достоинствах человека.
2. Методический материал к уроку № 4. Раздела 2
Цели:
- Познакомить учащихся с различными формами и видами общения;
- Развивать умения применять полученные знания в повседневной жизни;
- Дать учащимся представление о невербальном общении;
- Воспитывать творческие, коммуникативные способности, формировать навыки самостоятельного добывания знаний.
Методы работы: беседа, дискуссия, ролевая игра.
Методический инструментарий: рисунки учащихся, изображающие невербальные формы общения, высказывания мудрецов.
Дискуссия по вопросам:
- Назовите формы и виды общения которые вам известны.
- Как вы понимаете, что такое вербальное и невербальное общение?
- Какие принципы общения с людьми вы считаете главными и почему?
- Какова роль улыбки в общении людей?
Упражнение «Пойми другого без слов».
Опишите настроение человека, озвучьте его внутренний монолог.
Он стоит, опираясь на подоконник.
Кисти рук сжимаются в кулаки или охватывают нервно плечи, губы сжаты, глаза прищурены.
Человек выпячивает грудь, открывает всего себя навстречу опасности: вытягивает шею, смотрит вызывающе, готов отразить «любой удар судьбы».
3. Методический материал к уроку № 6. Раздела 2.
Цели: обобщить и систематизировать знания о культуре общения, полученные на предыдущих уроках;
Продолжать работу по развитию коммуникативных и творческих способностей.
Методы работы: деловая игра, собеседование.
Методический инструментарий: столы для команд и жюри, плакаты и рисунки, афоризмы, видеоаппаратурадля просмотра видеороликов.
План занятия:
1. мотивационная беседа.
2. деловая игра.
Тур 1. Дать определения понятиям.(1 балл за каждое правильное определение)
1 команда | 2 команда |
Общение | Коммуникация |
Спор | Конфликт |
Диалог | Монолог |
эгоизм | Харизма |
Тур 2. «Ваша точка зрения» (3 балла за правильную аргументацию).
Задание 1 команде. Существует мнение, что с развитием цивилизации будущее – за опосредованным общением, а прямое общение сведётся до минимума. А ваше мнение?
Задание 2 команде. Герой книги В.К.Арсеньева «Дерсу Узала», охотник и собиратель женьшеня, всю жизнь прожил в глухой тайге. Он считал, что природа умеет чувствовать, думать, разговаривать. Как вы можете объяснить его поведение?
Тур 3. «Конкурс ораторов» (5 баллов –оценивается убедительность, умение грамотно строить выступление )
Тема «Молодое поколение выбирает….» ( на подготовку 3 минуты).
Тур 4. «Кому принадлежат слова…?» (1 балл)
1. «Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести». (В. Шефнер)
2. «Чем наше слово отзовется?» (А.С.Пушкин)
3. «Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н.Толстой)
4. «Единственная наша роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери)
Тур 5. «Сам себе режиссер, сам себе репортёр» (10 баллов)
Просмотр видеороликов.(домашнее задание).
Тур 6. «Понимаем друг друга без слов» (1 балл за угаданный жест).
1. Человек стоит, положив руки на бёдра (жест агрессии и готовности)
2. Руки сложены на груди, корпус тела отклонён назад (жест отрицания)
3. Потирание ладоней (жест ожидания).
4. соединённые в «пирамиду» пальцы куполом вверх (жест уверенности).
Тур 7. «Давайте говорить друг другу комплименты» (1 балл за комплимент).
Список литературы для учащихся
- Журнал «Культурология»приложение к 1 сентября за 2009 г.
- Журнал «Народное творчество» - 2008-2010 г.
- П.А.Флоренский «Искусство одеваться красиво» изд. М «Глобус»2007г;
- Энциклопедия «Секреты гостеприимства» изд. М «Глобус»2008 г.
- Философия русского этикета.. – М.: Прогресс-Культура, 2005 г.;
- Фрагменты «Домостроя», «Прелестного письма».
Список литературы и источников для учителя
1. Березовой, Л. Г., Берменова, Н. П. История русской культуры: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
23. Флоренский, П. А. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996.
4. Флоренский, П. А. Искусство одеваться красиво. - М.: Искусство, 1994.
5. Черный, В. Д. Искусство средневековой Руси: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997.
6. Журнал «Народное творчество» - 2008-2010 г.
7. Электронная книга «Азбука этикета».
8. Энциклопедия «Секреты гостеприимства » - М.: ВЛАДОС, 2004г..
9. Сельский музей ДК «Россия».
10. Поурочные разработки Т.Н.Корнева и О.В.Козачек «Этика и этикет».
11. Кобрин В.Г. « Вспомогательные исторические дисциплины» М., 1999 г.
Муниципальное образовательное учреждение
Кундуйская средняя общеобразовательная школа
Сертификат
Выдан: Насибулиной Асии
В том, что она прослушал
элективный курс
По теме «Этика и этикет»
В объеме 34 часа
Руководитель курсов:
учитель истории и обществознания
_________Малюшева Г.И.
Директор школы
_____________А.А. Иванова
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Речевой этикет"
Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....
"Вежливость и этикет" КВН
Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...
Этикет и мы
Игра...
Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".
Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...
конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"
Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
«Понятие этикета, речевого этикета»
laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...