Рабочая программа по дисциплине обществознание по специальности тракторист-машинаст с/х для учреждений НПО
рабочая программа по обществознанию по теме

Солтанова Регина Рашитовна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО):

110800.02 -  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

 

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80».

Разработчик:

Солтанова Регина Рашитовна,  преподаватель обществознания   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_120-121.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное образовательное учреждение начального проффесионального образования «Проффесиональный лицей №80»

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол №1 от «__»________2012 г.

Руководитель МО _________ /Амирова Г.Я./

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГАОУ НПО ПЛ-80 ____________/К.Р. Валиева/

 «____» ________ 2012 г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

обществознание

Актаныш 2012 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО):

110800.02 -  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №80».

Разработчик:

Солтанова Регина Рашитовна,  преподаватель обществознания    

Рекомендована методической комиссией по профессиональному образованию Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Протокол №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110300 Агроинженерия:

110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;

         

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  8. подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  4. особенности социально-гуманитарного познания;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

По специальности 37.14 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства с  максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов,

консультационные занятия 4 часа, экзамен 4 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по специальности 37.14 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:

     самостоятельные работы

13

     практические занятия

2

     тестовые работы

8

      реферат

2

Консультационные занятия

4

Экзамен

4

Итоговая аттестация в форме экзамена  

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины обществознание

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

1

1

Раздел I.

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

20

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Философские представления о социальных качествах человека.

Человек, индивид, личность.

12

1

Деятельность и мышление.

Виды деятельности. Творчество.

2

Формирование характера. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности.

Потребности, способности и интересы. Социализация личности.

1

Самосознание и социальное поведение

Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления

2

Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.

2

Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи

Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.

3

Самостоятельная работа по теме 1.1

Тема 1. 2. Общество как сложная система

Представления об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.

Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

8



2

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

3

Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, информационное.

Особенности современного мира. Процессы глобализации.

2

Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

3

Самостоятельная работа по теме 1.2.

Раздел 2.

Основы знаний о духовной культуре человека и общества

20

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

Культура народная, массовая, элитарная. Особенности молодежной субкультуры

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям

6




4

2

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Значимость труда ученного, его особенности. Ответственность ученного перед обществом.

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в РФ.

Государственные гарантии на получение образования. Профессиональное образование.

2

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали.

Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

10

2

Самостоятельная работа по разделу 2.

Раздел 3.

Социальные отношения

20

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах

Социальная стратификация. Социальная мобильность.

6






3

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли в семье и трудовом коллективе. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

3


Самостоятельная работа по теме 3.1.

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкции. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы и проявление

6

2

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути решения социальных конфликтов.

1

Самостоятельная работа по теме 3.2.

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России.

Демографические, профессиональные, поселенческие  группы

8

1

Молодёжь как социальная группа.

Этнические общности. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

2

Конституционные признаки национальной политики РФ. Межнациональные отношения.

Конституционные признаки национальной политики РФ. Межнациональные отношения. Семья и брак.

2

Самостоятельная работа по разделу 3.

Раздел 4

Политика как общественное явление

24

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие  власти. Типы общественной власти.

Политическая система, ее структура. Признаки государства.

12

1

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.

Межгосударственная интеграция, формирование негосударственных институтов.

2

Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство.

Типология политических режимов.

3


3

Демократия, ее признаки и ценности. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки

2

4.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности.

Политическое участие и его типы. Политическое лидерство.

12

2

Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

1

Отличительные  черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в РФ.

Политические партии и движения, их классификация.

1

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, коммунизм.

Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

2

Роль СМИ в политической жизни общества.

Повторительно-обобщающий урок по разделу

Итоговое повторение и контроль ЗУН

3

Повторительно-обобщающий урок по всему курсу.

Контрольная работа по всему курсу.

Всего:

88

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;

Объекты и средства материально-технического обеспечения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- экспозиционный экран;

- стандарт основного общего образования по обществознанию;

- стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень);

- примерная программа основного общего образования по обществоведению;

- примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению;

- авторские рабочие программы по курсам обществоведения;

- учебник для 10 класса (базовый);

- учебник для 11 класса (базовый);

- справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии);

- методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков);

- таблицы по основным разделам курса;

- комплект «Государственные символы РФ»;

- хрестоматия для 10 класса;

- хрестоматия для 11 класса;

- научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература;

-

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Обществознание. Учебник для 10 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2009 год.
Обществознание. Учебник для 11 класса. Боголюбов Л.Н. и др. Просвещение. 2008 год.
Обществознание. Учебник для 10 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Русское слово. 2010 год.
Обществознание. Базовый уровень. А. Ф. Никитин. 10 класс. Дрофа, 2008 год.

Дополнительные источники:

В.А.Мирошникова Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005;
Я.В.Соколов, А.Б.ДрахлерГраждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2004;
А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2004
Т.А.Иовщик и другие Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2006
Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин  Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007
А.Иванов Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2004
А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 2002
Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе №№ 2006 -2007

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Фронтальный опрос

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Поиск информации в других источниках и обоснование своей точки зрения

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Высказывать и обосновывать точку зрения

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Участие в дискусии

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Поиск информации в различных источниках, ее анализ

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Эссе

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Высказывать и обосновывать точку зрения

 подготавливать устное выступление, творческую   работу по социальной проблематике;

Выступления с докладами

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Участие в дискуссии, фронтальный опрос

Знания:


биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;



Высказывать  и обосновывать свою точку зрения

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Поиск информации в различных источниках, ее анализ

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

Выступления с докладами

Разработчики:         

Государственное Автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей 80» преподаватель обществознания Солтанова Р.Р.

                   

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Рабочая программа по дисциплине "Ритмика" для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Адаптированная рабочая программа по ритмике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и вос...

Рабочие программы по дисциплине "Обществознание" (5-6-е, 9-й классы) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Рабочие программы предназначены для обучающихся  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине « Обществознание » 7 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений .

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Коррекционно-развивающая работа           Изучение всеобщей истории в специальной (коррекционной) школе на 2-ой ступени образования ведётся с уч...