Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Рабочая программа по Обществознанию 9 класс к учебнику и авт. программе Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_v_obshchestvoznanie.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Класс : 9
Количество часов :
Всего: 34, в неделю : 1
Плановых контрольных работ 1, зачетов 0,
Тестов 3, лабораторных работ 0, административно- контрольных работ 0.
Программа составлена на основе:
- Программы курса Обществознание для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009 г.
- Обществознание, 9 кл.: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. Авт.-сост. С.Н. Степанько._ Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева - М.: Просвещение, 2011.
Новокузнецк, 2012 г.
Основное содержание курса
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по обществознанию для 5-9 классов Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет обществоведческого образования в средней школе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.
Цели курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
- формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
- Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Список литературы
Литература для учителя
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 2001г.
- Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 2008г.
- Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2010г.
- Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 2007г.
- Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
- Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О. А. Северина. -Волгоград: Учитель, 2008.
- Володина С.И.Основы правовых знаний.- М.: Академкнига/Учебник, 2010
Литература для обучающихся
- Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г.
- Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995. Кравченко А. И. Обществознание: 8 кл.— М., 1999г.
- Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999г.
- Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г.
- Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001г.
Тематический план
№ темы | Название раздела, темы | Количество часов базовой программы | Количество часов рабочей программы | Изменения внесенные в базовую программу |
1 | Политика и социальное управление | 8 | 9 | Расширение за счёт использования резерва |
2 | Право | 16 | 25 | Расширение за счёт использования резерва |
3 | Резерв | 10 | 0 | |
4 | Итого | 34 | 34 |
Календарно- тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс. 2012-2013 учебный год
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания | |
План. | Фактич. | |||
Тема 1. Политика и социальное управление ( 9 часов) | ||||
Политика и право | 04.09 | 04.09 | ||
Входная контрольная работа за курс «Обществознание 8 класс» | 11.09 | 11.09 | тест | |
Государство | 18.09 | |||
Политические режимы | 25.09 | |||
Правовое государство | 02.10 | |||
Гражданское общество и государство | 09.10 | |||
Участие граждан в политической жизни | 16.10 | |||
Политические партии и движения | 23.10 | |||
Повторительно - обобщающий урок по теме «Политика и социальное управление». | 30.10 | |||
Тема 2. Право (25 часов) | ||||
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | 13.11 | |||
Правоотношения и субъекты права. | 20.11 | |||
Правонарушения и юридическая ответственность. | 27.11 | |||
Правоохранительные органы. | 04.12 | |||
Конституция Российской Федерации. | 11.12 | |||
Основы конституционного строя РФ. | 18.12 | |||
Контрольный тест по итогам I полугодия | 25.12 | тест | ||
Права и свободы человека и гражданина. | ||||
Конституционные обязанности гражданина. | ||||
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. | ||||
Трудовые правоотношения. Право на труд. | ||||
Правовой статус несовершеннолетнего работника. | ||||
Семейные правоотношения. | ||||
Права и обязанности родителей и детей. | ||||
Административное правонарушение. Виды административных наказаний. | ||||
Уголовно-правовые отношения. | ||||
Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. | ||||
Уголовная ответственность несовершеннолетних. | ||||
Социальные права. | ||||
Жилищные правоотношения. | ||||
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | ||||
Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | ||||
Правовое регулирование отношений в сфере образования. | ||||
Повторительно- обобщающий урок по теме «Право» | ||||
Итоговое повторение за курс «Обществознание 9 класс». | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...