Интегрированный урок с программой «Здоровье» В.Н. Касаткина На тему: «Конфликты в обществе»
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по программе В.Н. Касаткина на тему: "Конфликты в обществе" в 8 классе
Цель урока: Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.
- Выявить сущность, типы, конфликтов. Охарактеризовать основные виды конфликтов.
- Научить работать с учебником, составлять схемы.
- Развивать умение анализировать свои и чужие поступки, приводящие к конфликтам в обществе.
Воспитать умение избегать и находить пути разрешения конфликтных ситуаций
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
«Школа здоровья и развития»
Интегрированный урок с программой «Здоровье» В.Н. Касаткина
На тему: «Конфликты в обществе»
Учитель истории
Калимуллина Н. З
Радужный 2008 г.
Тема урока: Конфликты в обществе.
Цель урока: Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.
- Выявить сущность, типы, конфликтов. Охарактеризовать основные виды конфликтов.
- Научить работать с учебником, составлять схемы.
- Развивать умение анализировать свои и чужие поступки, приводящие к конфликтам в обществе.
- Воспитать умение избегать и находить пути разрешения конфликтных ситуаций.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами самостоятельной работы.
Оборудование: Учебник Кравченко А.И. «Обществознание», тексты к самостоятельной работе, карточки с примерами конфликтных ситуаций, на доске эпиграф к уроку и словарь урока.
Словарь урока: конфликт, конфронтация, конкуренция, соперничество, компромисс, посредничество, арбитраж.
Эпиграф к уроку:
Знай мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Р.Гамзатов
ПЛАН
- Мотивационно-целевая экспозиция
- Представление новой темы.
- Проработка нового материала.
- Организационно – связующий этап (домашнее задание)
- Контроль и оценка овладения новым материалом.
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя.
Важным этапом в изучении социальной сферы являются отношения между людьми. Все мы являемся частью одного большого социума. Человек придя на этот свет постепенно социализируется, становиться членом общества. Каждый день мы приходим в школу общаемся, узнаем что-то новое, переосмысливаем усвоенное раньше. И чем больше человек живет, тем больше он узнает обо всем что его окружает. Важнее всего, наверное для человека то - кто его окружает. Ведь от этого зависит то, насколько себя он комфортно будет ощущать. Но в жизни нередко бывают случаи, когда человек вступает в конфликт с окружающими по тем или иным причинам. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
2. Итак, запишите тему: «Конфликты в обществе».
- Какое определение вы дали бы понятию конфликт?
- Какие вопросы необходимо проработать сегодня на уроке при изучении темы?
- Почему вы выделили именно эти вопросы?
По мере ответов на доске определяется план работы на уроке.
- Определение понятия конфликт.
- Сущность конфликтов
- Формы конфликтов
- Разряды конфликтов
- Виды конфликтов
- Способы протекания конфликтов
- Способы решения конфликтов
- Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
- Приведите примеры противоречий.
- Назовите в своих примерах субъектов конфликта и предмет конфликта.
- Что здесь является поводом конфликта?
- Чем отличается причина от повода конфликта?
А теперь ребята посмотрим, какие формы могут приобрести конфликты . Самостоятельная работа с учебником (стр. 153 1,2,3 абз.) Преобразовать в схему.
3.Раздаются текcты с различными примерами конфликтов для проработки на уроке.( Приложения 1,2)
Учитель: Мы с вами узнали, что конфликты можно разделить на три разряда.
Запишите, какому разряду конфликтов присуще 1,2,3,4 примеры.
Учащиеся по ходу урока заполняют таблицу. Работа в паре
Какие виды конфликтов существуют?
Работа в тетради. Оформление схемы с помощью учебника. (Самостоятельно)
А теперь запишите в своей таблице, к какому виду относится ваши примеры.
(Заполняют третью графу таблицы)
Учитель: Американский ученый К. Томас дает описание пяти различных и типичных стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество. А теперь попробуем разобраться в каждом из них. Работа с учебником (стр. 154)
Записывают в тетради и заполняют таблицы.
- - Чем отличаются межличностные конфликты от межгрупповых?
- - Как вы считаете, какие люди могут быть вовлечены в конфликты?
Возможны отрицательные последствия межличностных и межгрупповых конфликтов.
- Ухудшают взаимоотношения людей.
- Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии людей, вовлеченных в них. Эти люди в конфликтной ситуации переживают отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно сказываются на психическом или физическом состоянии.
- От конфликтов страдают не только сами их участники. Но и окружающие люди, особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.
- Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному (психологическому развитию людей. Это в частности, проявляется в том, что люди во - первых лишаются поддержки тех. кто находится с ними в конфликте и мог бы оказать им помощь в психологическом росте. Во - вторых, человек, вовлеченный в конфликт полностью, поглощен им, ни о чем другом он не думает.
Но конфликты имеют и положительные последствия. Например: в межгрупповых конфликтах можно выделить следующие:
- Благодаря межгрупповым конфликтам общество не стоит на месте и развивается. История показывает, что быстрее всего развивались те страны. Которые прошли через множество конфликтных ситуаций как на межгосударственном, так и на внутреннем уровне.
- Межгрупповые конфликты, как и межличностные, позволяют социальным группам лучше осознавать свои интересы, так и интересы других социальных групп.
Учитель: Все мы понимаем, что конфликты нужно решать.
- Какие же пути решения конфликтов предложите вы?
Прослушиваем ответы учащихся. Обобщая их ответы записываем в тетради:
Способы решения конфликтов:
Компромисс- решение проблемы через взаимные уступки сторон; Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; Посредничество - использование третей стороны в заочном решении проблемы;
Арбитраж - обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
Применение силы, власти. Закона – одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее.
Завершающий этап работы с текстом и таблицей. Учащиеся самостоятельно прорабатывают 4, 5 графу и сдают работы.
- Домашнее задание прочитать стр. 151-156 , выполнить практикум и проблему стр. 157
5. Учитель подводит итог урока: «Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг – друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Несмотря на это люди должны стараться решать их».
Выставление оценок за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНФЛИКТЫ В ОБШЕСТВЕ
Примеры | Разряд | Вид | Способ протекания | Разрешение конфликта (ваше предложение) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Кравченко А. И. Учебник «Обществознание» // М., 2007
- СгибаеваЕ.П. Классные часы в 10- 11 кл.// Ростов на Дону 2005г.
- Немов Р.С., Алтунина И.Р. «Социальная психология» //М.,2008г.
?
?
Внутриличностные
КОНФЛИКТЫ
Межличностные
Социальные
КОНФЛИКТЫ
политические
экономические
Культурные и религиозные
профессиональные
этнические
?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"
(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав...
Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"
(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
8 класс. Обществознание. Тема "Конфликты в обществе".
Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС....
Интегрированный урок (английский язык - право) в 10 классе по теме "Политическая система российского общества"
В школе мы всегда уделяем большое внимание воспитанию у ребят активной гражданской позиции. И радует, что не только на воспитательных мероприятиях можно обратить на этот вопрос внимани...
Открытый урок по обществознанию в 8 классе на тему:"Конфликты в обществе."
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Файл содержит конспект урока и самоанализ проведенного урока....
Открытый урок по обществознанию на тему:"Конфликты в обществе."
План-конспект по ФГОС к открытому уроку по обществознанию в 8 классе на тему:"Конфликты в обществе", а так же презентация к данному уроку и самоанализ....
Комментарии
Конфликты в обществе
Рекомендована для использования на уроках обществознания и на классных часах.