8 класс. Обществознание. Тема "Конфликты в обществе".
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._obshchestvoznanie.doc | 162 КБ |
8_kl._obshchestvoznanie_konflikty_v_obshchestve.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание. 8 класс.
Учебник: Кравченко А.И. «Обществознание». М. «Русское слово». 2013г.
Программа: А.И.Кравченко «Обществознание» М. «Русское слово» 2012 г.
Тема «Конфликты в обществе».
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Цель: оптимизация учебного процесса, повышение уровня учебной мотивации,
освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ОГЭ.
Компетенции:
Предметная: формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования. В целом способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала. Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
Личностная: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Применение на практике способов решения конфликтов.
Планируемые результаты:
Знание:
- понятий: конфликт, противоречие, разрешение конфликта;
- основных причины возникновения конфликтов;
- основных особенностей разрешения конфликтов.
Умение:
- давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;
- анализировать данные;
- классифицировать конфликты по их характерным чертам;
- строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;
- давать собственную оценку, приводить собственные примеры;
- характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия;
- сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.
Понимание:
- сущности социальной напряженности общества;
- сущность конструктивного разрешения конфликта.
Приоритетные виды межпредметных связей:
– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом истории и психологии на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний из литературы и русского языка;
– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);
– специально-предметные – причинно-следственные, экспериментально-практические, взаимообратные.
Тип урока: изучение нового материала
Технология развивающего обучения.
Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление памятки, обращение к жизненному опыту учащихся.
Оборудование:
- учебник: Кравченко А.И. Обществознание, 8 класс. – М. Русское слово, 2013г.
- материалы с заданиями, документы;
- компьютер, проектор,экран.
- презентация.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к работе.
- Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
5. Рефлексия
6. Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся за работу в течение урока, задание для самоподготовки.
Этапы урока
Приложение 1
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Задание 1 группе. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками
Причины конфликтов | Характеристики конфликтов |
А. Экономическое неравенство | 1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма |
Б. Идеологическая несовместимость | 2. Столкновение различных взглядов, идей |
В. Политическое противостояние | 3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами |
Г. Межнациональные распри | 4. Борьба за власть |
Д. Межконфессиональные конфликты | 5. Столкновение носителей различных религий |
предложить свои варианты решения конфликта.
Задание 2 группе. Сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля:
Девизы:
- Никто не выиграет в конфликте, поэтому я ухожу от него.
- Чтобы ты победил, ты должен проиграть.
- Чтобы ты выиграл, я должен проиграть.
- Чтобы каждый из нас что – то выиграл, каждый из нас что – то должен проиграть.
- Чтобы выиграл я, ты должен выиграть.
предложить свои варианты решения конфликта.
Задание 3 группе. Работа с терминами.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конфликт»:
компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт»
предложить свои варианты решения конфликта.
Задание 4 группе.
Учащимся предложена старинная индийская сказка. Они должны определить ошибку мудрецов, помочь им узнать, как на самом деле выглядит слон, переписать конец сказки.
предложить свои варианты решения конфликта.
Задание 5 группе. Написать синквейн, используя понятие «Конфликт».
предложить свои варианты решения конфликта.
Стратегия поведения | Характеристика стратегии |
Конкуренция, соперничество | Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. |
Сотрудничество | Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. |
Компромисс | Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. |
Избегание, уклонение | Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. |
Приспособление | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 города Ставрополя Конфликты в обществе Обществознание. 8 класс. Подготовила и провела Е.М.Сдобникова, учитель истории и обществознания. Ставрополь - 2015
Цель урока: дать определение понятия «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, причины конфликтных ситуаций, найти способы их разрешения. Создать памятку «Пути разрешения конфликта».
Что такое конфликт? КОНФЛИКТЫ столкновение борьба противостояние противоречие разногласия спор
Определения ученых Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев). Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан). Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
Это надо знать! Субъект конфликта - участники конфликта Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт Причина конфликта – потребности конфликтующих сторон Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта.
Это надо знать! СТАДИИ КОНФЛИКТА Предконфликтная Конфликтная Послеконфликтная
Это надо знать! Типы конфликтов (по числу участников) Типы конфликтов (по причинам) ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
Это надо знать! ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ борьба за власть; престиж; влияние; авторитет; экономическое неравенство; межнациональные распри; идеологическая несовместимость; межконфессиональные конфликты и т.д.
Это надо знать! Классификация конфликтов Конфронтация Компромисс Конкуренция Сотрудничество Соперничество
Это надо знать! Способы решения конфликтов Компромисс Переговоры Арбитраж Посредничество Применение силы власти, закона
Характеристика различных стратегий поведения в конфликтах Стратегия поведения Характеристика стратегии Конкуренция, соперничество Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Работа в группах А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору. Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры. В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки. Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять. Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
Практические задания группам Задание 1 группе. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками Причины конфликтов Характеристики конфликтов А. Экономическое неравенство Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма Б. Идеологическая несовместимость 2. Столкновение различных взглядов, идей В. Политическое противостояние 3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами Г. Межнациональные распри 4. Борьба за власть Д. Межконфессиональные конфликты 5. Столкновение носителей различных религий Ответ: А-3, Б- 2, В – 4, Г – 1, Д – 5.
Практические задания группам Задание 2 группе. Сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля: Девизы: Никто не выиграет в конфликте, поэтому я ухожу от него (избегание). 2. Чтобы я победил, ты должен проиграть (конкуренция). 3. Чтобы ты выиграл, я должен проиграть (приспособление). 4. Чтобы каждый из нас что – то выиграл, каждый из нас что – то должен проиграть (компромисс). 5. Чтобы выиграл я, ты должен выиграть (сотрудничество).
Практические задания группам Задание 3 группе. Работа с терминами. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конфликт»: компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, соперничество, ссора. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт» Ответ: реабилитация.
Практические задания группам Задание 4 группе. Учащимся предложена старинная индийская сказка. Они должны определить ошибку мудрецов, помочь им узнать, как на самом деле выглядит слон, переписать конец сказки. Задание 5 группе. Написать синквейн, используя понятие «Конфликт».
Памятка "Пути решения конфликта" Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. 2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. 3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты. 5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 9. Умейте вовремя останавливаться. 10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Цель урока: дать определение понятия «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, причины конфликтных ситуаций, найти способы их разрешения. Создать памятку «Пути разрешения конфликта».
Домашнее задание Параграф 23, составить кроссворд по теме «Конфликты». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс
Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс по учебнику Кравченко + задания из рабочей тетради...
контрольная работа 8 класс обществознание человек и общество из банка гиа
работа создана из банка гиа...
Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство
Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА Тема: Духовное развитие общества.
Цели и задачи:Познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур;Развивать умения объяснять внутре...
Конспект и презентация урока по обществознанию 5 класс "Положение человека в обществе"
Урок обществознания в теме "Человек в обществе" 5 класс. На данном уроке школьники получат представления о социальном статусе и социальной роли человека в обществе....
Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Личность и общество"
Материал содержит тестовые задания по всем урокам темы. Удобно использовать при проверке знаний и при подготовке к ГИА....