Рабочие программы по обществознанию 5-11 классы
календарно-тематическое планирование по обществознанию на тему

Болдина Татьяна Владимировна

Рабочие программы по обществознанию 5-11 классы по учебникам Кравченко, Никитина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_5-11_klassy.zip158.14 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по обществознанию

(5 класс)

Дата

Раздел,

тема урока.

Часы

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования

Форма контроля

Тип

урока

Домашнее задание

1

Вводное занятие.


Введение: «Общество и природа».



1

Классификация наук общепринятая человечеством. Взаимосвязь природы и человеческого общества. Общие задачи и особенности курса обществознания 5 класса.

Урок – беседа.

Введение

2/3

Раздел Ι.  Развитие общества.

Глава 1. Человек и человечество.

Происхождение и развитие человека.

2

Важные изобретения оказавшие влияние на выживание и развитие человека. Роль технического и социального прогресса в жизни человечества.

Фронтальный опрос

Урок - практикум

§ 1, задание 4 стр.12

4

Ускорение прогресса.

1

Формула ускорения прогресса. Последствия прогресса  для жизни людей.

Проверка творческих заданий

Урок – проблемная беседа


§ 2, задание 3,  4 стр.15

5-6

Возрастные изменения человека.

2

Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Характеристика возрастов человеческой жизни.

Индивидуальный опрос;

Проверка и защита проектов «Будущее человечества»

Урок-практикум.

§ 3, провести исследование и заполнить таблицу

7-8

Человечество как сумма поколений.

2

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Характеристика поколения как части человечества. Причины конфликта поколений. Роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества

Тестовая проверка

Урок - практикум;

Экскурсия в школьный музей.

§ 4, составить генеалогическую таблицу своей семьи

9

Поколение вещей.



1

Вещи как свидетели прошлого и показатели настоящего. Вещи в нашем доме. Понятие вещей. Роль вещей в различные эпохи в разных странах.


Проверка творческого задания.

Урок - путешествие.

§ 5, практикум; рассказ на тему «История одной вещи».

10

Поколение вещей.

1

Закрепление знаний.

Подготовка к зачету.

11


Человек и человечество.

1

Обобщение знаний по вопросам происхождения и развития человека. Сопоставление развития человеческого общества с ускорением прогресса. Анализ возрастных особенностей человека.

Зачет.

Урок повторения и систематизации знаний.



_____

12

Глава ΙΙ Исторические ступени развития общества.

Первая ступень: охота и собирательство.

1

Описание и характеристика внешнего облика и образа жизни первых людей. Основные занятия: охота и собирательство.

Урок - путешествие.

§ 6

13

Вторая ступень: огородничество. Третья - скотоводство и земледелие.

1

Характеристика новых ступеней развития человечества. Последствия перехода к земледелию и скотоводству.

Индивидуальный опрос

Урок - практикум.

§ 7, вопросы и задания к параграфу

14

Возникновение ранних государств.

1

Изменения в обществе приведшие к созданию первых государств. Механизм функционирования государства, его признаки. Роль законов в жизни первых государств.

Фронтальный опрос

Урок - путешествие.

§ 9

15

Современное общество.


1

Характеристика современного общества. Положительные и отрицательные черты современного общества. Роль технического прогресса в развитии человеческого общества.

Тестовая проверка.

Урок - проблемная беседа.

§ 10

16

Мой край, мой город в современном обществе.

1

Новые явления в общественном развитии нашего края.  Экологические проблемы региона.


Проверка письменного задания

Урок- проблемная беседа

Подготовить сообщение о новостях в регионе

17

Исторические ступеньки развития общества

1

Повторение и обобщение  знаний учащихся по теме. Характеристика первых ступеней. Анализ причин возникновения государства.

Зачет.

18/

19

Раздел ΙΙΙ Ребенок в обществе.


Что такое детство

2

Характеристика мира детства. Отличия взрослых от детей. Анализ трёх стадий детства. Место ребёнка в обществе.


Фронтальный опрос

Урок комбинированный

§ 11, творческое  задание

20

Отношение взрослых к детям.



1

Отношение к детству в разные периоды истории. Отношение к детству в современном обществе. Сущность государственной политики по отношению к детству.

Проверка творческого задания

Урок - практикум.

§ 12, творческое задание

21

Воспитание детей.

1

Характеристика и анализ обязанностей родителей. Понятие воспитание. Воспитание духовности – специфическая черта человеческого общества.

Индивидуальный  опрос.

Урок - игра.

§ 13, рабочая тетрадь  задание 4 стр.34.

22

Взаимоотношения с родителями.

1

Влияние семьи и родителей на ребёнка. Характеристика возможных типов атмосферы в семье. Личный пример родителей – главная роль в воспитательном процессе.

Индивидуальный опрос

Урок - игра.

§ 14, практикум «Узнай лучше своих близких»

23/

24

Методы родительского контроля и руководства.

2

Основные методы воспитания и контроля. Роль ответственности и самостоятельности для формирования здоровой семейной атмосферы

Тестовые задания

Урок сообщения новых знаний.

§ 15, творческое задание №2

25

Ровесники и родители.

1

Степень влияния на подростка ровесников и родителей.

Проверка по индивидуальным карточкам

Урок - практикум.

§ 16, провести соц. исследование

26

Влияние родителей на самооценку подростка.

1

Роль самооценки для подростка. Причины высокой  и низкой самооценки.  Характеристика отношений между родителями и детьми. Причины конфликтов и способы их разрешения.

Проверка творческого задания

Урок - проблемная беседа.

§ 17, подготовится к обобщающему уроку

27

Обобщение по теме:


«Ребёнок в семье»

1

Обобщить знания учащихся относительно взаимоотношений с родителями. Психологические основы непонимания в семье. Пути решения конфликтов

Творческие задания по группам

Урок обобщения и контроля знаний

Рисунки «Моя школа»

28

Глава ΙV. Ребенок в школе.

История школьного обучения.

1

Характеристика школы в разные исторические эпохи. Роль и методы обучения, их анализ


Урок - путешествие во времени.

§ 18, задание 5 стр.89

29

Современная школа.

1

Характеристика современной школы. Проблема появления хороших и плохих оценок.

Проверка творческого задания.

Урок - ролевая игра.

§ 19, создать проект «Школа радости»

30

Современная школа моего района,  села

1

Становление школьного образования в нашем крае.  Система образовательных учреждений в нашем крае. История нашей школы.

Проверка творческого задания

Урок проблемная беседа

Конкурс рисунков «Моя школа в будущем»

31

Школьные проблемы.

1

Основные проблемы в школе. Причины их появления. Анализ отношения семьи в школьным проблемам. Последствия нерешённых проблем. Пути решения проблем.

Проверка творческого задания

Урок - тренинг


§ 20, задание 3 стр.97

32

Друзья и ровесники.

1

Характеристика понятия «дружба» в разные исторические времена. Роль дружбы на разных этапах жизни человека. Разновидности дружбы и её особенности в подростковом возрасте.

Проверка письменного задания

Урок - проблемная беседа.

§ 21, задание и вопросы к параграфу

33

Товарищи и современники.



1

Понятие «товарищи», « современники». Характеристика и анализ отношения к друзьям, товарищам и современникам. Отличие в понимании дружбы со стороны мальчиков и девочек.

Индивидуальный опрос

Урок - ролевая игра


§ 22, подготовится к обобщающему уроку

34

Обобщение по теме:


«Ребенок в школе»

1

Обобщение знаний по теме «Ребёнок в школе». На практике отработать способы решения конфликтных ситуаций в школе и среди друзей.

Творческие задания, практикум

Урок обобщения и систематизации знаний.

Подготовится к итоговому уроку

35

Итоговый урок:

«Обществознание в 5 классе»

1

Повторить и обобщить знания учеников по курсу обществознания за 5 класс

Индивидуальный письменный  опрос

Урок повторения и обобщения знаний



-

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. И. Кравченко и И.С. Хромова «Обществознание 5-7», издательство «Русское слово», 2008 г.

Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.

Курс «Обществознание» для 5 класса органически входит в предмет, изучаемый с 5 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 5 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса являются:

 - создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

 - воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

 - освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

 - овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

 - формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознание» в 5  классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География».

Данное тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часов при 1 часе в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

       В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;          деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

•  решать   познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•         полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

•         общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

•         нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

•        реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

•         первичного анализа и использования социальной информации;

•         сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание рабочей программы:

Введение (1 час)

Глава1. Человек и человечество (10  часов)

Тема 1. Происхождение и развитие человека (2  часа)

Способность к прогрессу как отличительная черта человека.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Технический и социальный прогресс.

Основное понятие темы: орудия труда, прогресс, образ жизни, технический прогресс, социальный прогресс.

Тема 2. Ускорение прогресса. (1  час)

Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса. Роль компьютерных технологий  и информации в современном мире.

Основные понятия темы: ускорение прогресса, компьютерные технологии, Интернет, интерактивное телевидение, спутниковая связь.

Тема 3. Возрастные изменения человека. (2  часа)

Понятие физического развития человека.  Закономерности физического развития. Возрасты человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, их отличительные черты. Общество как развивающийся организм.

Основные понятия темы: физическое развитие человека, человечество, поколение, периодизация.

Тема 4. Человечество как сумма поколений. (2  часа) 

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество».  Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурного наследия».

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие, материальная и нематериальная культура, современники, предки, потомки.

Тема 5. Поколение вещей. (2 часа)

Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах.

Основные понятия темы: вещи, поколения вещей, статус человека.

Повторительно-обобщающий урок (1 час).

Глава 2. Исторические ступени развития общества (6 часов)

Тема 6. Первая ступень: охота и собирательство. (1  час)

Первые люди: внешний вид и образ жизни. Основные занятия: охота и собирательство.

Основные понятия темы: охота и собирательство, разделение труда, племя, племенные вожди, родовая община.

Тема 7-8. Вторая ступень: огородничество. Третья – скотоводство и земледелие. (1  час)

Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена. Общины. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия.

Основные понятия темы:  огородничество, скотоводство, земледелие.

Тема 9. Возникновение ранних государств. (1  час)

Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств. Развитие политической власти. Образование империй. Складывание бюрократического аппарата. Появление законов. Право. Армия. Древние империи. Чиновники. Право. Древняя демократия, её черты.

Основные понятия темы: город, ремесло, письменность, государство, империя, бюрократы, закон, право

Тема 10. Современное общество (2  часа)

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть – Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы – символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: современное производство, компьютер, социальные проблемы, экологические проблемы.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Глава 3. Ребенок в обществе (10 часов)

Тема 11. Что такое детство (2  часа)

Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых от детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе.

Основное понятие темы: Детство, стадии детства, младенчество, отрочество, подросток, защита детства, опека

Тема  12. Отношение взрослых к детям (1  час)

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Детство и отношение к нему современного общества. Детство и государство.

Основные понятия темы:  несовершеннолетние, законы о правах детей, Конвенция о защите прав детей.

Тема 13. Воспитание детей. (1  час)

Обязанности родителей. Понятие воспитание. Воспитание духовности как специфическая черта общества.

Основные понятия темы: воспитание, родительский контроль, методы и традиции воспитания

Тема 14. Взаимоотношения с родителями (1  час)

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания – решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения. Личный пример родителей.

Основные понятия темы: атмосфера в семье, личный пример, взаимоотношения в семье.

Тема 15. Методы родительского контроля и руководства. (2  часа)

Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность.

Основные понятия темы: методы воспитания, функции родительского контроля, стили воспитания, ответственность и самостоятельность.

Тема 16. Ровесники и родители. (1  час)

Влияние на подростка ровесников и родителей. Соотношение влияния.

Основные понятия темы: ровесники, нормы поведения, духовная близость, духовное отчуждение.

 

Тема 17. Влияние родителей на самооценку подростка. (1  час)

Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки. Отношения между родителями и детьми. Напряженность в отношениях. Причины конфликтов, способы их разрешения.

Основные понятия темы: самооценка, инфантильность, моральные ценности, авторитет, конфликт.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Глава 4. Ребенок в школе (7 часов)

Тема 18. История школьного обучения. (1  час)

Возникновение школы, её функции в обществе. Школа в разные исторические времена, её роль и методы обучения (древность, Древний Египет, Рим, монастырские школы, европейская школа в 18-19вв.)

Основные понятия темы: школа, методы обучения, риторика, философия, письменность, досуг.

Тема 19. Современная школа. (1  час)

         Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования,  информационное общество.

Тема 20. Школьные проблемы. (1  час)

Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем.

Основные понятия темы: умственное напряжение, работоспособность, трудолюбие, пассивность, активность, общение.

Тема 21. Друзья и ровесники (1  час)

Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, её изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства.

Основные понятия темы: дружба; верность, предательство, друг, ровесник, приятель.

Тема 22. Товарищи и современники. (1  час)

Товарищи, друзья. Современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Круг товарищей. Круг современников. Чувство товарищества. Отношения с ровесниками. Мальчики и девочки в коллективе и дружбе.

Основные понятия темы: товарищ, друг, коллектив, эмоциональные контакты.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Итоговое повторение (1час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...