Рабочие программы по обществознанию 5-11 классы
календарно-тематическое планирование по обществознанию на тему
Рабочие программы по обществознанию 5-11 классы по учебникам Кравченко, Никитина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_5-11_klassy.zip | 158.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
(5 класс)
№ | Дата | Раздел, тема урока. | Часы | Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования | Форма контроля | Тип урока | Домашнее задание |
1 | Вводное занятие. Введение: «Общество и природа». | 1 | Классификация наук общепринятая человечеством. Взаимосвязь природы и человеческого общества. Общие задачи и особенности курса обществознания 5 класса. | Урок – беседа. | Введение | ||
2/3 | Раздел Ι. Развитие общества. Глава 1. Человек и человечество. Происхождение и развитие человека. | 2 | Важные изобретения оказавшие влияние на выживание и развитие человека. Роль технического и социального прогресса в жизни человечества. | Фронтальный опрос | Урок - практикум | § 1, задание 4 стр.12 | |
4 | Ускорение прогресса. | 1 | Формула ускорения прогресса. Последствия прогресса для жизни людей. | Проверка творческих заданий | Урок – проблемная беседа | § 2, задание 3, 4 стр.15 | |
5-6 | Возрастные изменения человека. | 2 | Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Характеристика возрастов человеческой жизни. | Индивидуальный опрос; Проверка и защита проектов «Будущее человечества» | Урок-практикум. | § 3, провести исследование и заполнить таблицу | |
7-8 | Человечество как сумма поколений. | 2 | Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Характеристика поколения как части человечества. Причины конфликта поколений. Роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества | Тестовая проверка | Урок - практикум; Экскурсия в школьный музей. | § 4, составить генеалогическую таблицу своей семьи | |
9 | Поколение вещей. | 1 | Вещи как свидетели прошлого и показатели настоящего. Вещи в нашем доме. Понятие вещей. Роль вещей в различные эпохи в разных странах. | Проверка творческого задания. | Урок - путешествие. | § 5, практикум; рассказ на тему «История одной вещи». | |
10 | Поколение вещей. | 1 | Закрепление знаний. | Подготовка к зачету. | |||
11 | Человек и человечество. | 1 | Обобщение знаний по вопросам происхождения и развития человека. Сопоставление развития человеческого общества с ускорением прогресса. Анализ возрастных особенностей человека. | Зачет. | Урок повторения и систематизации знаний. | _____ | |
12 | Глава ΙΙ Исторические ступени развития общества. Первая ступень: охота и собирательство. | 1 | Описание и характеристика внешнего облика и образа жизни первых людей. Основные занятия: охота и собирательство. | Урок - путешествие. | § 6 | ||
13 | Вторая ступень: огородничество. Третья - скотоводство и земледелие. | 1 | Характеристика новых ступеней развития человечества. Последствия перехода к земледелию и скотоводству. | Индивидуальный опрос | Урок - практикум. | § 7, вопросы и задания к параграфу | |
14 | Возникновение ранних государств. | 1 | Изменения в обществе приведшие к созданию первых государств. Механизм функционирования государства, его признаки. Роль законов в жизни первых государств. | Фронтальный опрос | Урок - путешествие. | § 9 | |
15 | Современное общество. | 1 | Характеристика современного общества. Положительные и отрицательные черты современного общества. Роль технического прогресса в развитии человеческого общества. | Тестовая проверка. | Урок - проблемная беседа. | § 10 | |
16 | Мой край, мой город в современном обществе. | 1 | Новые явления в общественном развитии нашего края. Экологические проблемы региона. | Проверка письменного задания | Урок- проблемная беседа | Подготовить сообщение о новостях в регионе | |
17 | Исторические ступеньки развития общества | 1 | Повторение и обобщение знаний учащихся по теме. Характеристика первых ступеней. Анализ причин возникновения государства. | Зачет. | |||
18/ 19 | Раздел ΙΙΙ Ребенок в обществе. Что такое детство | 2 | Характеристика мира детства. Отличия взрослых от детей. Анализ трёх стадий детства. Место ребёнка в обществе. | Фронтальный опрос | Урок комбинированный | § 11, творческое задание | |
20 | Отношение взрослых к детям. | 1 | Отношение к детству в разные периоды истории. Отношение к детству в современном обществе. Сущность государственной политики по отношению к детству. | Проверка творческого задания | Урок - практикум. | § 12, творческое задание | |
21 | Воспитание детей. | 1 | Характеристика и анализ обязанностей родителей. Понятие воспитание. Воспитание духовности – специфическая черта человеческого общества. | Индивидуальный опрос. | Урок - игра. | § 13, рабочая тетрадь задание 4 стр.34. | |
22 | Взаимоотношения с родителями. | 1 | Влияние семьи и родителей на ребёнка. Характеристика возможных типов атмосферы в семье. Личный пример родителей – главная роль в воспитательном процессе. | Индивидуальный опрос | Урок - игра. | § 14, практикум «Узнай лучше своих близких» | |
23/ 24 | Методы родительского контроля и руководства. | 2 | Основные методы воспитания и контроля. Роль ответственности и самостоятельности для формирования здоровой семейной атмосферы | Тестовые задания | Урок сообщения новых знаний. | § 15, творческое задание №2 | |
25 | Ровесники и родители. | 1 | Степень влияния на подростка ровесников и родителей. | Проверка по индивидуальным карточкам | Урок - практикум. | § 16, провести соц. исследование | |
26 | Влияние родителей на самооценку подростка. | 1 | Роль самооценки для подростка. Причины высокой и низкой самооценки. Характеристика отношений между родителями и детьми. Причины конфликтов и способы их разрешения. | Проверка творческого задания | Урок - проблемная беседа. | § 17, подготовится к обобщающему уроку | |
27 | Обобщение по теме: «Ребёнок в семье» | 1 | Обобщить знания учащихся относительно взаимоотношений с родителями. Психологические основы непонимания в семье. Пути решения конфликтов | Творческие задания по группам | Урок обобщения и контроля знаний | Рисунки «Моя школа» | |
28 | Глава ΙV. Ребенок в школе. История школьного обучения. | 1 | Характеристика школы в разные исторические эпохи. Роль и методы обучения, их анализ | Урок - путешествие во времени. | § 18, задание 5 стр.89 | ||
29 | Современная школа. | 1 | Характеристика современной школы. Проблема появления хороших и плохих оценок. | Проверка творческого задания. | Урок - ролевая игра. | § 19, создать проект «Школа радости» | |
30 | Современная школа моего района, села | 1 | Становление школьного образования в нашем крае. Система образовательных учреждений в нашем крае. История нашей школы. | Проверка творческого задания | Урок проблемная беседа | Конкурс рисунков «Моя школа в будущем» | |
31 | Школьные проблемы. | 1 | Основные проблемы в школе. Причины их появления. Анализ отношения семьи в школьным проблемам. Последствия нерешённых проблем. Пути решения проблем. | Проверка творческого задания | Урок - тренинг | § 20, задание 3 стр.97 | |
32 | Друзья и ровесники. | 1 | Характеристика понятия «дружба» в разные исторические времена. Роль дружбы на разных этапах жизни человека. Разновидности дружбы и её особенности в подростковом возрасте. | Проверка письменного задания | Урок - проблемная беседа. | § 21, задание и вопросы к параграфу | |
33 | Товарищи и современники. | 1 | Понятие «товарищи», « современники». Характеристика и анализ отношения к друзьям, товарищам и современникам. Отличие в понимании дружбы со стороны мальчиков и девочек. | Индивидуальный опрос | Урок - ролевая игра | § 22, подготовится к обобщающему уроку | |
34 | Обобщение по теме: «Ребенок в школе» | 1 | Обобщение знаний по теме «Ребёнок в школе». На практике отработать способы решения конфликтных ситуаций в школе и среди друзей. | Творческие задания, практикум | Урок обобщения и систематизации знаний. | Подготовится к итоговому уроку | |
35 | Итоговый урок: «Обществознание в 5 классе» | 1 | Повторить и обобщить знания учеников по курсу обществознания за 5 класс | Индивидуальный письменный опрос | Урок повторения и обобщения знаний | - |
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. И. Кравченко и И.С. Хромова «Обществознание 5-7», издательство «Русское слово», 2008 г.
Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.
Курс «Обществознание» для 5 класса органически входит в предмет, изучаемый с 5 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 5 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.
Важнейшими целями изучения курса являются:
- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Курс «Обществознание» в 5 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География».
Данное тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часов при 1 часе в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание рабочей программы:
Введение (1 час)
Глава1. Человек и человечество (10 часов)
Тема 1. Происхождение и развитие человека (2 часа)
Способность к прогрессу как отличительная черта человека.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Технический и социальный прогресс.
Основное понятие темы: орудия труда, прогресс, образ жизни, технический прогресс, социальный прогресс.
Тема 2. Ускорение прогресса. (1 час)
Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса. Роль компьютерных технологий и информации в современном мире.
Основные понятия темы: ускорение прогресса, компьютерные технологии, Интернет, интерактивное телевидение, спутниковая связь.
Тема 3. Возрастные изменения человека. (2 часа)
Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Возрасты человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, их отличительные черты. Общество как развивающийся организм.
Основные понятия темы: физическое развитие человека, человечество, поколение, периодизация.
Тема 4. Человечество как сумма поколений. (2 часа)
Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурного наследия».
Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие, материальная и нематериальная культура, современники, предки, потомки.
Тема 5. Поколение вещей. (2 часа)
Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах.
Основные понятия темы: вещи, поколения вещей, статус человека.
Повторительно-обобщающий урок (1 час).
Глава 2. Исторические ступени развития общества (6 часов)
Тема 6. Первая ступень: охота и собирательство. (1 час)
Первые люди: внешний вид и образ жизни. Основные занятия: охота и собирательство.
Основные понятия темы: охота и собирательство, разделение труда, племя, племенные вожди, родовая община.
Тема 7-8. Вторая ступень: огородничество. Третья – скотоводство и земледелие. (1 час)
Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена. Общины. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия.
Основные понятия темы: огородничество, скотоводство, земледелие.
Тема 9. Возникновение ранних государств. (1 час)
Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств. Развитие политической власти. Образование империй. Складывание бюрократического аппарата. Появление законов. Право. Армия. Древние империи. Чиновники. Право. Древняя демократия, её черты.
Основные понятия темы: город, ремесло, письменность, государство, империя, бюрократы, закон, право
Тема 10. Современное общество (2 часа)
Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть – Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы – символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Основные понятия темы: современное производство, компьютер, социальные проблемы, экологические проблемы.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Глава 3. Ребенок в обществе (10 часов)
Тема 11. Что такое детство (2 часа)
Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых от детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе.
Основное понятие темы: Детство, стадии детства, младенчество, отрочество, подросток, защита детства, опека
Тема 12. Отношение взрослых к детям (1 час)
Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Детство и отношение к нему современного общества. Детство и государство.
Основные понятия темы: несовершеннолетние, законы о правах детей, Конвенция о защите прав детей.
Тема 13. Воспитание детей. (1 час)
Обязанности родителей. Понятие воспитание. Воспитание духовности как специфическая черта общества.
Основные понятия темы: воспитание, родительский контроль, методы и традиции воспитания
Тема 14. Взаимоотношения с родителями (1 час)
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания – решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.
Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения. Личный пример родителей.
Основные понятия темы: атмосфера в семье, личный пример, взаимоотношения в семье.
Тема 15. Методы родительского контроля и руководства. (2 часа)
Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность.
Основные понятия темы: методы воспитания, функции родительского контроля, стили воспитания, ответственность и самостоятельность.
Тема 16. Ровесники и родители. (1 час)
Влияние на подростка ровесников и родителей. Соотношение влияния.
Основные понятия темы: ровесники, нормы поведения, духовная близость, духовное отчуждение.
Тема 17. Влияние родителей на самооценку подростка. (1 час)
Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки. Отношения между родителями и детьми. Напряженность в отношениях. Причины конфликтов, способы их разрешения.
Основные понятия темы: самооценка, инфантильность, моральные ценности, авторитет, конфликт.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Глава 4. Ребенок в школе (7 часов)
Тема 18. История школьного обучения. (1 час)
Возникновение школы, её функции в обществе. Школа в разные исторические времена, её роль и методы обучения (древность, Древний Египет, Рим, монастырские школы, европейская школа в 18-19вв.)
Основные понятия темы: школа, методы обучения, риторика, философия, письменность, досуг.
Тема 19. Современная школа. (1 час)
Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования, информационное общество.
Тема 20. Школьные проблемы. (1 час)
Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем.
Основные понятия темы: умственное напряжение, работоспособность, трудолюбие, пассивность, активность, общение.
Тема 21. Друзья и ровесники (1 час)
Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, её изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства.
Основные понятия темы: дружба; верность, предательство, друг, ровесник, приятель.
Тема 22. Товарищи и современники. (1 час)
Товарищи, друзья. Современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Круг товарищей. Круг современников. Чувство товарищества. Отношения с ровесниками. Мальчики и девочки в коллективе и дружбе.
Основные понятия темы: товарищ, друг, коллектив, эмоциональные контакты.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Итоговое повторение (1час)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...