Интегрированный урок ( обществознание + экология)
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Урок по теме: " Человек и природа". На этом уроке ведется обобщающее повторение по данной теме.Тестовые задания подобраны аналогичным на ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_obshchestvoznanie_ekologiya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: показ приёмов формирования социально-экологических знаний и учебных компетентностей обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий.
Задачи урока:
- систематизировать знания по теме;
- подвести обучающихся к пониманию взаимосвязи человека и природы и необходимости защиты окружающей среды;
- совершенствовать и систематизировать умения:
- осмысливать теоретический материал;
- оперировать имеющимися знаниями;
- использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;
- излагать "сквозные" вопросы;
- развивать экологическое мышление обучающихся;
- способствовать воспитанию у обучающихся любви и уважения к природе, экологической культуры.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Вид урока: комбинированный
Материальное обеспечение урока:
- Обществознание: учебник для 8-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2008
- Демонстрационно-компьютерный комплекс, интерактивная доска
- Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов, анимации
- Выставка технического творчества, рисунков, фотографий
Учебные вопросы:
- Природа и человек
- Экологический кризис
- Пути выхода из кризиса
План-конспект урока
1. Организация начала урока
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Слово преподавателя
Что означает слово "экология"?
Глобус - уменьшенная модель огромной Земли, где мы живём, где живут все люди на свете. Это наш общий большой дом. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа, Солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех - ветер.
Наша общая задача - беречь наш общий дом.
Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, повторим и обобщим знания по теме: "Человек и природа". Тема очень широка. Она включает в себя сведения из целого ряда наук: биологии, экологии, физики, химии, истории. Давайте вместе поразмышляем о природе и месте в ней человека, обменяемся знаниями и идеями. Ваши ответы на вопросы должны быть предельно лаконичны, но точны и содержательны. Главное, чтобы, в конечном счёте, вы нашли для себя ответы (понятно, что неокончательные) на вопрос: "В чём выражается взаимосвязь природы и общества"?
Чтобы подготовиться к итоговому тестированию, на уроке вы будете выполнять разнообразные задания , а в конце урока мы подведём итоги.
И так, без страха - вперёд! Успехов вам!
3. Систематизация и обобщение знаний и умений
1. Человек и природа.
- Раскройте основные значения понятия "природа".
- Какова роль природы в жизни человека и общества?
(Среда обитания, кладовая ресурсов, источник светлых чувств и вдохновения).
Слово преподавателя
Давайте мысленно откроем поэтическую тетрадь и полюбуемся замечательными пейзажами русской природы.
Перед нами лесное царство - "Утро в сосновом бору" - репродукция с картины Ивана Ивановича Шишкина. Художник - пейзажист всю жизнь изучал русский северный лес и находил в нём вдохновение.
Исаака Ильича Левитана вдохновляла волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов, полей и рек. Глядя на эту золотую осень, так и хочется сказать словами Ивана Алексеевича Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной!
Итак, природа - это естественная среда обитания человека, в которой он получает всё необходимое, но человек - это часть природы, вне которой он не может существовать.
- Каковы различия в оценке места человека в живой природе?
- Какая из двух точек зрения вам представляется наиболее убедительной и почему? Приведите свои доводы.
Ответы обучающихся.
Свои аргументы привели обе стороны. От того, какую позицию выберет каждый из вас, будет зависеть ваше отношение к природе, к самому себе, другим людям, обществу в целом.
А теперь, давайте проверим, как вы усвоили эту часть темы.
Проверь себя
I. Какие природные ресурсы спрятаны за этими загадками?
1. Неказист с виду клад, а народ ему рад. Из земли поднимается, за все работы принимается. (Нефть)
2. По трубе течёт, пироги печет. (Газ)
3. Голубой платок, алый клубок по платку катиться, людям улыбается. (Солнце)
4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Работа на интерактивной доске и в тетрадях:
1. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:
а) подчиненностью природы обществу;
б) взаимной независимостью природы и общества;
в) взаимным влиянием природы и общества;
г) полным подчинением общества природы.
2. Взаимосвязь природы и общества не может характеризоваться:
а) взаимным влиянием природы и общества;
б) неразрывной связью общества с природой;
в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку;
г) возможностью автономного развития общества и природы.
3. Какое высказывание верно?
А. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны
Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно А и Б;
4) оба высказывания неверны.
2. Экологический кризис
Слово преподавателя
Мы выяснили, что человек - это часть природы, существо высшее, наделён разумом, живёт по своим законам. Однако он не всегда совершает разумные поступки по отношению к природе. Именно такое отношение сегодня привело мир к роковой черте - экологическому кризису.
- Что такое экологический кризис?
- Почему его можно считать глобальной проблемой современности?
- Назовите главную причину и последствия экологического кризиса.
"Экологическая тревога" (слайды комментируют обучающиеся)
Уничтожение растительности
Пожары. Нет на свете более страшного убийцы и разрушителя, чем огонь. Погасить лесной пожар очень трудно, если не пойдёт дождь. Небывалые пожары вспыхнули в этом году. В борьбе со стихией участвовали более 200 тысяч человек. Число жертв удалось свести к минимуму, но материальный ущерб огромен: выгорело 0,2% ООПТ, а на восстановление популяций погибших животных и растений понадобится 15 лет.
Браконьерство
Красная книга - это книга особенная, в ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет книги как красный сигнал светофора предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда!" И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Гибель их будет на нашей совести. За последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 200 видов животных. По одному в год! Амурских тигров у нас 450-500 особей. Шкура тигра и органы используются в китайской и индийской медицине. Туша тигра стоит 50 тысяч долларов. В ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге проходил тигриный саммит, в котором участвовали главы правительств 13 стран. Собрали 380 тыс. долларов для спасения хищников.
Нефтяные загрязнения
Во многих местах берега сейчас загрязнены и отравлены нефтью из танкеров, нефтепроводов. Любое живое существо, попадая в нефтяное пятно, погибает (рыбы и животные, которые их едят). Нефть губит и морских птиц, разрушая водонепроницаемый слой на перьях. 6% нефтяных загрязнений происходят от людей, которые выливают нефтепродукты в канавы, например, после того, как поменяли масло в своих автомобилях. В апреле 2010 г. произошёл взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, бурением на ней занималась швейцарская организация. Платформа затонула. С глубины 1500 м из скважины 3,5 месяца била нефть. После взрыва образовалось огромное нефтяное пятно. Это первая подобная катастрофа в истории человечества. Под угрозой биологические ресурсы залива. Страдают животные и птицы.
Парниковый эффект
Углекислый газ, находящийся вокруг Земли, сохраняет тепло так же, как стекло в парнике. Это явление называют парниковым эффектом. Тепло от Солнца проходит через углекислый газ, соприкасается с землёй, но не может подняться обратно. Так как люди сжигают топливо, то появившийся при сгорании углекислый газ выделяется в воздух и остаётся там. Если углекислого газа станет действительно много, то парниковый эффект увеличится, и Земля потеплеет. Это называется глобальным потеплением. Сегодня учёные прогнозируют дальнейшее потепление на 1,5-4,5 градусов, т. е. глобальное потепление наступит через 50-60 лет. Чтобы этого не произошло, учёные предлагают засеять все свободные земли зерновыми (рожь, овёс, пшеница). Они будут отражать солнечные лучи, и температура понизится на 3-4 градуса.
Слово преподавателя
Действительно, прав был А.И.Герцен, русский революционер, писатель и философ, когда говорил, что природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам.
А теперь, проверьте себя (работа на интерактивной доске и в тетрадях).
Из приведенного перечня выделите, что относится к (А) причинам, а что (Б) к последствиям экологического кризиса:
а) ухудшение среды обитания человека;
б) грубые механические приёмы земледелия;
в) нерациональное использование природных ресурсов;
г) исчезновение многих видов животных и растений;
е) увеличение промышленных отходов;
ж) жизненный принцип "После нас - хоть потоп";
з) рост числа наследственных заболеваний.
3. Пути выхода из кризиса
- Что необходимо делать для преодоления экологического кризиса?
Взвод разделён на 3 группы:
1) производственники и учёные;
2) политики и правоведы;
3) деятели культуры.
Каждая группа предлагает свои пути выхода из экологического кризиса.
Первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия провёл Пётр I. Он запретил рубить лес вблизи рек.
На Руси испокон веков были заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты.
В XX веке сельские сходы сибирских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей, и называлась "заповеданием". Так произошло слово "заповедник". Первый российский заповедник Баргузинский, создан в 1916 г. на озере Байкал. Сейчас в России 104 заповедника. Здесь полностью запрещена деятельность человека, охота, туризм.
Заказников в России 68. В них запрещена промысловая охота и рыболовство. В России 41 национальный парк. В них ограничена хозяйственная деятельность, допускаются туристы. Первый в мире парк - Йеллоустонский был организован в США в 1872 г. С тех пор по всему миру были открыты тысячи "мест для наслаждения" - именно так назывались национальные парки до начала XX века.
- Какие ООПТ находятся в районе, где ты живёшь? На территории Саратовской области образована сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которая представлена 124 памятниками природы регионального значения, государственным природным заказником федерального значения «Саратовский» и национальным парком «Хвалынский».
Национальный парк «Хвалынский» является самым крупным и, несомненно, самым важным объектом в сети особо охраняемых территорий Саратовской области. Национальный парк был создан постановлением Правительства Российской Федерации в 1994 году с целью сохранения уникальных и эталонных природных комплексов и объектов для ныне живущих людей и будущих поколений. Он расположен на площади 25,5 тыс. га, а его охранная зона занимает 114,9 тыс. га.
Государственный природный степной зоологический заказник федерального значения «Саратовский»
Уникальность Саратовской области состоит в том, что здесь гнездится 80-85% российской популяции дрофы, занесенной в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов и в Красную книгу Российской Федерации. В целях охраны и воспроизводства ценных видов животных (в первую очередь дрофы) и сохранения среды их обитания на территории Саратовской области в 1983 году приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 16 мая 1983 года №166 был создан Государственный республиканский степной зоологический заказник «Саратовский».
- Что изучает экологическое право?
Какие права граждан в сфере экологической безопасности закреплены в нашей Конституции?
Какова конституционная обязанность граждан нашей страны в области охраны природы?
- Итак, какие же пути выхода из кризиса мы наметили?(схема)
Пути выхода из кризиса
- Какие из этих мер вам представляются первоочередными?
А теперь проверь себя.
В октябре 2010г. в Венгрии произошла крупнейшая техногенная катастрофа на заводе алюминиевой компании "Мал". Три населённых пункта накрыл ядовитый красный шлам,
в химическом составе которого экологи насчитали 38 элементов периодической системы Менделеева, многие из которых являются ядовитыми для человека и природы (кадмий, мышьяк, никель, ртуть, сурьма). Это угрожает уничтожить экосистему Дуная.
- Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?
Герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" придерживался следующего строгого правила: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".
- Как ты можешь выполнить это правило в повседневной жизни?
Чтобы в этом доме жилось хорошо, надо его обустроить по законам экологии. Как?
Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.
4. Подведение итогов
Итак, мы обменялись своими знаниями и идеями. Давайте подведём итоги.
- Какой главный вывод мы можем сделать из всего сказанного?
Мир - единый, целостный. Он устроен сложно, но вместе с тем разумно, красиво, гармонично. Наша земля, которую люди издавна называют матушкой, требует бережного, внимательного отношения к себе. Как хорошо учили мудрецы в Древнем Китае: "Не выдавливай мир из его формы!". Живая природа для всех должна быть неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь!
Не стреляйте в белых лебедей:
Не стреляйте в белых лебедей.
Опустите ружья, господа.
И у птиц судьба, как у людей.
Их полёт - счастливая звезда.
Не губите маленьких птенцов.
И не разоряйте их гнезда.
Пожалейте матерей, отцов.
Смерть для всех - несчастье и беда.
Всем на свете доброта нужна.
И любовь жестокости сильней
Будьте чуть добрее, жизнь одна.
Не стреляйте в белых лебедей:
(Бриклин А.А.)
Задание на самоподготовку
Параграф 8-10, читать уроки 9-11 (записи, словарь)
Обратить внимание, на пробелы, которые вы обнаружили в ходе самопроверки.
В октябре 2010г. в Венгрии произошла крупнейшая техногенная катастрофа на заводе алюминиевой компании "Мал". Три населённых пункта накрыл ядовитый красный шлам, в химическом составе которого экологи насчитали 38 элементов периодической системы Менделеева, многие из которых являются ядовитыми для человека и природы (кадмий, мышьяк, никель, ртуть, сурьма). Это угрожает уничтожить экосистему Дуная.
- Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?
Частное предприятие по производству химических красителей имело слабые очистные сооружения. Вредные сбросы попадали в реку, воду из которой местные жители использовали для хозяйственно – бытовых нужд. Следствием этого стал заметный рост числа заболеваний.
- Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?
На военном полигоне многие годы проводилось испытание ядерного оружия. В результате произошло разрушение экосистемы данной местности, уничтожены многие виды растений и животных, радиоактивное заражение сделало невозможным использование земель в хозяйственных целях.
Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.
Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...
Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"
Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские, Большой Камень, Земной пояс. Урал ...
Интегрированный урок по экологии и географии "Глобальные проблемы человечества"
Цель урока: Обобщить знания по теме: "Современные проблемы охраны природы", рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, прив...
Интегрированный урок «МАТЕМАТИКА + ЭКОЛОГИЯ» «Решение задач на движение».
Цель: Научить решать задачи на движение.Задачи: обучающие: формирование умений и навыков умножения и деления чисел, решения задач на нахождение скорости, времени, расстояния...
Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...
Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».
Учебный материал урока соответствует принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...
Интегрированный урок по экологии и английскому языку « Сделаем планету лучше»
Ежегодно на Фарерских островах в Дании устраивается «праздник» юношества – посвящение в мужчины. Чтобы стать «настоящим» мужчиной, юноша должен убить дельфина. На этом &l...