Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».
методическая разработка по литературе (6 класс)
Учебный материал урока соответствует принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Системно-деятельностный подход соблюдается, существует правильный переход от простых заданий к сложным. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.73 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 14.32 КБ |
metodicheskoe_prilozhenie.docx | 19.54 КБ |
metodicheskoe_prilozhenie_prezentatsiya.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент
Мотивация. Создание позитивного микроклимата в классе. На доске эпиграф («Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного»).
Учитель литературы:
- Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок (на столе или на слайде 2 цветка - 1 завял, 2 – живой).
- Что это перед вами? (ответы обучающихся)
- Для чего нужны цветы? (ответы обучающихся)
- Актуализация знаний.
Учитель биологии, экологии:
- Обратите внимание на эти цветы. Одинаковы ли они?
- Почему один цветок завял? Слайд 1
(Сообщение ученика о том, как ухаживать за цветами)
- Объявление темы и постановка целей урока. (Дети заранее знают текст произведения, это было домашним заданием).
Учитель литературы: на сегодняшнем уроке мы совершим открытие судьбы ещё одного цветка. Цветка неизвестного, необычного. Сказочного. Непохожего на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнём, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
- Какова тема сегодняшнего урока? (ответы обучающихся)
Учитель литературы:
- Совершенно верно. Тема урока «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас». Слайд 2
- Как вы думаете, чему мы научимся на таком уроке? (обучающиеся ставят цель, педагог к этому подводит: проанализировать текст, обсудить, почему необходимо уважать чужое достоинство, воспитывать в себе такие качества, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, любовь к Родине).
- Изучение нового материала.
- Слово о писателе (выступает подготовленный ученик). Слайд 3
- Слово учителя (из истории создания сказки – были):
Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.
Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.
- Беседа.
Учитель литературы:
- Обратите внимание на эпиграф. (ДОСКА)
- Как вы понимаете эту фразу?
- Как определил жанр своего произведения сам автор? (быль)
- Подберите однокоренные слова (был, было, былина, быличка).
- Почему А. П. Платонов называет своё произведение сказкой-былью? (сочетается реальное и фантастическое) Что реально? Что сказочно? Слайд 4
Учитель биологии, экологии:
- Что такое цветок? (сообщение подготовленного ученика из биологии)
- Цветы бывают разные, а каким был наш герой, наш цветок, мы узнаем, поработав в группах. Слайд 5
4. Работа в группах. (Обучающиеся выполняют задания на карточках. Записывая в тетрадь тезисы- выводы).
V. Закрепление изученного материала.
1. Выступление групп учащихся.
2. Заполнение таблицы обучающимися всего класса по ходу выступления групп. Слайд 6,7
VI. Подведение итогов урока.
- Беседа.
Учитель литературы:
- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (доброта, милосердие, уважение, сочувствие, сострадание, помощь, любовь)
- Какие душевные качества нужны человеку, чтобы жить и трудиться? (те же самые)
Прикрепляем лепестки со словами “Я понял, чтобы жить достойно, нужно быть ....”
На доске появляется цветок. В центре слово ТРУД. Лепестки – человеческие качества.
Учитель биологии, экологии:
- Чего не хватает человеку и цветку для роста? (корни подрисовать; обсудить - корни у человека).
Учитель: Да, любому цветку, каждому человеку дорого то место, где он родился. Отчий дом – главное для каждого из нас.
- Рефлексия.
Учитель литературы:
- Ребята, скажите, почему Платонов не дал названия своему цветку?
- Может ли каждый из вас принести пользу растениям?
Учитель биологии, экологии:
- А как вы считаете, нужны ли нам цветы? Нужно ли ухаживать за ними? (ответы обучающихся)
Выставление отметок. Домашнее задание: 1 вариант – написать синквейн о цветке, 2 вариант – синквейн о девочке Даше. Слайд 8
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку
Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».
Учитель: Шелег Ольга Валерьевна
Образовательное учреждение: МОБУ «СОШ № 4» пгт. Пойковский.
Программа: Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под ред. В.Я. Коровиной (Примерные программы по учебным предметам.Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2014 год).
Учебник: учебник – хрестоматия по литературе в 2-х частях для 6 класса, М. Просвещение, 2015.
Урок № 64 в разделе «Из русской литературы 20 века».
Цель: создать условия для литературного анализа сказки- были «Неизвестный цветок» А.П.Платонова; акцентировать внимание на тонкости чувств автора и своеобразии его языка.
Задачи:
- Показать обучающимся, что вокруг нас много прекрасного. Чтобы сохранит прекрасное, нужно за ним ухаживать.
- Воспитывать личность, готовую прийти на помощь живому.
Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.
Методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), практический, проблемный.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Учебный материал урока соответствует принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Системно-деятельностный подход соблюдается, существует правильный переход от простых заданий к сложным. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.
Педагогические технологии: использованы элементы проблемной технологии, технологии деятельностного метода обучения.
Структура, содержание и методы привели к формированию УУД:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, уметь работать в группе.
Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения.
Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе.
Предварительный просмотр:
Дополнительные тексты
- Как ухаживать за растениями
Насколько хороши будут домашние растения зависит только от человека. Если за ними не ухаживать – они погибнут. Уход за комнатными растениями зимой и летом различен. Поэтому для того, чтобы растения радовали глаз, надо соблюдать правила ухода.
Правила
- Необходимо создать температурный режим.
Сигналы опасности нарушения режима температур для домашних растений:
1. Начинают сворачиваться, темнеть и опадать листья комнатных растений– причиной является низкая температура воздуха.
2. Начинают увядать нижние листья , темнеют края и листья в самом низу растения опадают – причиной является высокая температура воздуха.
3. Листья растений начинают желтеть и опадают – причиной является резкий скачок температуры воздуха. (Внезапный скачок температуры более 6 град С может даже загубить растение)
- Обеспечить световой режим.
- Обеспечить правильный полив.
- Поддерживать необходимую влажность воздуха.
Многие растения не выносят сухой воздух. Поэтому существует ряд способов повышения влажности воздуха.
1.Опрыскивание.
2. Группировка – растения размещают группами. Влажность воздуха в группе растений значительно выше, чем возле одиночно расположенного растения.
3. Использование двойных горшков. Место между двумя горшками заполняется торфом, что повышает влажность.
4. Растения размещаются на подносе с галькой, что также повышает влажность
- Давать растениям минеральное питание.
- Предоставить покой (уход за комнатными растениями зимой).
- Обеспечить доступ свежего воздуха.
- Ухаживать за внешним видом.
— Режим мытья.
Пыль не только портит внешний вид растения, но и препятствует нормальному газообмену с внешней средой. Поэтому растения требуют купания либо мытья губкой. Молодые листья лучше просто опрыскать и протереть. Кактусы и другие суккуленты обметают от пыли щеткой.
— Режим полировки.
Чтобы растение имелоткрасивый вид – его рекомендуется полировать. Лучше всего использовать готовые аэрозоли для полировки – в инструкции всегда указано, какие растения не подлежат полировке. Полироли изготавливаются на основе натурального воска и других натуральных веществ.
— Режим формовки.
Формовка подразумевает подвязывание стеблей к опорам для создания наиболее удобной и привлекательной формы растения. Существуют разные опоры- шпалеры, трубки со мхом, обручи, решетки. Новые побеги стараются подвязывать – пока они еще небольшие.
— Прищипка.
Чтобы сформировать растение иногда бывает нужно удалить точку роста на стебле.
— Обрезка.
Для формирования кроны обрезаются ветви растений – по возможности сразу над почкой.
— Очистка.
Необходимо удалять отмершие листья, поврежденные стебли и увядшие цветки.
- Разговаривать с растениями.
- Сообщение о писателе.
Андрей Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.
Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. Мать М ария Васильевна была дочерью часового мастера. Семья была трудовой, бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни. В 1942 году Платонов уходит на фронт, работает военным корреспондентом.
Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.
Наследие писателя Платонова велико. Он много писал для детей, видел в них будущее, одухотворенную детскую теплоту и нежность. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг. Начнём путь приобщения к прекрасному миру, созданному писателем.
- Сообщение: что такое цветок
Цвето́к— сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений. Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения. От шишки голосеменных растений цветок отличается тем, что у него в результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика, а не на семязачаток непосредственно, а при последующем половом процессе семязачатки у цветковых развиваются в семена внутри завязи. Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1 мм, в то же время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда (Rafflesia arnoldii) семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра, достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг. Цветки бывают одиночными, но чаще группируются в соцветия.
Таблица
Цветок | Даша | Дети и новый цветок |
Одинокий, грустный. Не имел друзей. Листочки сравниваются со звёздочками (метафора) Трудился, преодолевал преграды. | Девочка оценила трудолюбие цветка, сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят. | Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях. Чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)
Сказка -быль 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость. Повествование о Даше и детях.
Заполним таблицу! Цветок Даша Дети и новый цветок
Проверь себя!!! Цветок Даша Дети и новый цветок -необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый… -страдает, живёт, борется, трудится… Девочка оценила трудолюбие цветка, сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят. Жизнь умершего цветка не прошла бесследно. Он оставил после себя своих детей, которые продолжат его уже в своих детях. Чтобы после себя оставить что-то лучшее на земле, нужно трудиться. Нужно идти к своей цели, как шёл цветок. Он не просто жил, а ещё делился своей красотой, добротой, ароматом с окружающим миром.
Синквейн Существительное - тема 2 прилагательных – описание темы 3 глагола – описание действия 4 слова – отношение к теме 1 слово – суть темы 1 вариант – Даша, 2 вариант – цветок Даша Добрая, отзывчивая Грустит, сострадает, поддерживает Она помогает цветку Друг Цветок Одинокий, терпеливый Страдает, борется, стремится Он любит жизнь. Герой Домашнее задание Составить синквейн: 1 вариант – о цветке; 2 вариант – о Даше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме"Цветок.Соцветия"
Данная презентация может быть использована при изучении строения цветка на уроках биологии...
Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Данный конспект содержит два урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".
Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....
Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Конспект урока по технологии развития критического мышления....
План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".
План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....
Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".
Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....
Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»
Урок литературы в 5 классе. Тема: А. Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок»...