Лекционные материалы по содержательным линиям "Человек", "Общество"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Лекционные материалы основаны на информации методического пособия "Обществознание. Учебно-справочные материалы. 9 класс. ГИА". Предложенные материалы можно использовать в технологической карте урока, при подготовке к уроку, выдаче школьникам домашних заданий. Формат документа Word удобен и компактен в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_i_chelovek_8_klass_lekcii_shemy_gia.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие общества и природы.
Природа –
…… - в широком смысле весь мир в многообразии его форм.
…… - в узком смысле совокупность естественных условий существования человека (среда обитания, источник ресурсов необходимых человечеству для жизни и деятельности).
Общество | Природа |
Действуют люди, которые имеют сознание и цель | Действуют слепые бессознательные силы |
Взаимосвязь между ними | |
Гармоничная | Конфликтная |
Представления человека о природе
Исторический период | Сущность представления о природе |
Античность | Человек – одна из составных частей природы. Идеал – жизнь в согласии с природой. |
Средневековье | Окружающая человека природа нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом. Природа нередко рассматривалась как источник зла, который нужно искоренить, а жизнь человека как борьба божественного начала – души с греховным телом. |
Возрождение | Природа – источник радости и наслаждения. |
Становление промышленного капитализма | Природа объект интенсивной преобразовательной деятельности человека. Кладовая, из которой он может черпать богатства без меры и счета. |
Современность | Природа – уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы. |
Биологическое и социальное в человеке.
Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Человек – биосоциальное существо | |
Биологическое существо | Социальное существо |
Человек принадлежит к высшим млекопитающим. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и иных процессов в человеческом организме. | Человек неразрывно связан с обществом. Лишь в обществе, в общении с людьми человек становиться человеком: происходит формирование человеческих качеств (речь, мышление). |
Условие, предпосылка существования человека. | |
Сочетание обоих этих факторов отражает сущность человека. |
Основные отличия человека от животного.
- Способность производить орудия труда и использовать их.
- Способность мыслить и обладать членораздельной речью.
- Способность к целенаправленной творческой деятельности: преобразованию окружающего мира, создание того, чего в природе не существует – так называемой «второй природы», самосовершенствование самого себя. (знания о мире =)цель =) мысленная модель =) практические действия.
Основные признаки, характеризующие человека.
Индивид от латинского неделимое, особь | Индивидуальность, от латинского неделимое, особь | Личность от «личина» - маска актера |
Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая обобщенная характеристика. | Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Своеобразие и неповторимость его психики и личности: внешний облик, манера поведения, характер. | Социально и духовно развитый человек. Выражает особые свойственные только этому человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения, которые проявляются в деятельности. |
Личность. Особенности подросткового возраста.
В Древнем Риме личность использовалась в качестве словосочетаний - личность отца, личность судьи и т.д., т.е. с набором социальных характеристик.
Личность возлагает на себя определенную социальную роли и ответственно её выполняет.
Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психологических качеств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития) и социальных функций (отношение к действительности, людям, обществу в целом, поведение человека, его общественная деятельность).
Ведущее качество личности – автономность.
Самосознание личности со временем оформляется в жизненную позицию.
Личность:
- способна нести ответственность и решать проблемы
- контролирует поведение, обладает волей
- в определенной степени независима от общества
- отличатся самостоятельностью в поступках
Человек рождается существом биологическим, но в процессе жизненного пути он становиться личностью.
Факторы, обуславливающие развитие личности.
- Биологические (генотип – анатомо-физиологическая структура человека; цвет волос, глаз, функциональные особенности; некоторые особенности нервной системы; психические свойства личности – характер, воля, ум, способности и т.д.)
- Социальная среда
- Воспитание и обучение
Одним из главных стимулов формирования личности являются потребности. Стремление к их удовлетворению порождает в человеке желание изменяться.
Социальные интересы – причина социальных действий.
Потребности человека =) социальные интересы =) социальные действия =) формирование личности.
Подростковый возраст (12 – 15 лет).
Основные особенности подросткового возраста | Проявления |
Анатомо-физиологическая перестройка организма | Активизация и сложное взаимодействие гормонов, интенсивное физическое и физиологическое развитие. Трудности в функционировании сердца, легких, головного мозга. Скачет давление, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность. |
Особенности социальной ситуации развития | Переход от детства к взрослости. От состояния зависимости к самостоятельности и ответственности. |
Проблема ведущей деятельности | Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Переориентация общения с родителей, учителей на сверстников. Общение формирует навыки социального взаимодействия, умение и подчиняться и отстаивать свои права. |
Конформизм | Склонность подростка к усвоению определенных групповых норм, привычек, ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ни чем не выделяться. |
Учебная деятельность и познавательное развитие | Развиваются теоретическое и рефлексивное (анализ собственных мыслей и переживаний) мышление, творческие способности. Ученики могут самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время у многих трудности в учебе. Для многих учеба уходит на второй план. |
«чувство взрослости» отношение подростка к себе как ко взрослому | Стремление к самостоятельности, оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых. Потребность в самоутверждении, деятельности имеющей личностный смысл. Развитие самосознания. Критичность мышления. Формирование самоанализа. Трудности роста. Интерес к противоположному полу. Развитие волевых качеств. |
Деятельность человека и её основные формы.
Деятельность способ отношения человека к окружающему миру, характерный только для людей.
Основное содержание деятельности – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание «второй природы».
Классификация деятельности.
Основание для классификации | Виды деятельности |
Характер отношения человека к окружающему миру |
|
Общественные сферы, в которых протекает деятельность |
|
Соотнесенность с ходом истории |
|
Существующие ценности, социальные нормы |
|
Социальные формы деятельности |
|
Потенциал нового в деятельности |
|
Основные формы деятельности.
Форма деятельности | Её сущность | Характерные черты |
Игра | Особый вид деятельности, целью которой является развлечение отдых |
|
Учение | Вид деятельности, целью которой является приобретение знаний и умений. |
|
Труд | Вид деятельности, направленный на достижение практического полезного результата |
|
Человек и его ближайшее окружение.
Малая группа – группа из двух и более человек, объединенных общей целью, сходными интересами, потребностями в общении, совместной деятельности, находящаяся в непосредственном контакте друг с другом.
Признаки малой группы:
- Общая деятельность, подчиненная общей цели.
- Взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой.
- Небольшое количество участников от 2 до 9 человек.
Групповая динамика, этапы развития группы.
Образование =) функционарование =) развитие =) стагнация
Классификация малых групп.
Основание классификации | Виды малых групп |
Совместная деятельность |
|
Длительность существования |
|
Характер отношений между членами группы |
|
Условия, влияющие на положение человека в малой группе.
- Роль и позиции человека в группе
- Групповые нормы – определенные правила, принимаемые всеми членами группы
- Групповые интересы
- Групповые санкции
- Групповые ценности
Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь различный статус.
Роль – способ поведения, определяемый статусом человека.
Лидер – член группы, за которым признается право принимать ответственные решения, наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации жизни группы.
Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей группой, играет роль регулятора поведения членов группы, устанавливает правила, ценности, санкции.
Положительное воздействие малой группы на человека.
- В группе человек отрабатывает свои коммуникативные умения.
- От участников группы человек получает информацию, учится её правильно воспринимать и оценивать.
- Группа дает уверенность в себе, дает положительные эмоции, необходимые для развития.
- Отношения в группе приучают человека выполнять существующие нормы, уважать и соблюдать ценности.
Отрицательное влияние группы на человека.
- Групповой эгоизм – поведение обеспечивающее выполнение интересов группы за счет ущемления других.
- Конформизм – податливость человека к реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении поведении человека, его системы ценности соответственно с мнением и поведением большинства.
Способы реагирование человека на давление группы.
- Внушаемость – бессознательное восприятие человеком линии поведения или мнения группы.
- Конформизм – осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем сопротивлении.
- Коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, активное отстаивание её ценностей и норм.
Межличностные отношения – взаимосвязь человека с другими людьми, группами.
- Взаимовосприятие
- Взаимопонимание
- Взаимодействие
Межличностные отношения:
- Официальные, деловые
- Неофициальные, личные
Формы межличностных отношений.
Наименование формы межличностных отношений | Условия возникновения |
Знакомство. 1 уровень – знаю в лицо, узнаю. 2 уровень – приветствую при взаимном узнавании. 3 уровень – приветствую и разговариваю на общие темы. | Могут возникнуть на основе деловых и личных контактов. |
Приятельские отношения | Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению. |
Товарищество | Деловые связи, общая цель, средства и результаты деятельности. |
Дружба | Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие. |
Любовь | Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать все для любимого человека, отвественность. |
Общение.
Общение - …..
….. – в узком смысле вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.
…. – в широком смысле взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Структура общения:
- Субъекты общения
- Цель общения
- Содержание общения
- Средства общения
Процессы, включенные в общение.
- Обмен информацией, её уточнение, обогащение.
- Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия.
- Восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и поведения.
Виды общения.
- Познавательное
- Деловое
- Интимно-личностное
Роль общения.
- Формирует, развивает межличностные отношения – условие становления личности.
- Способствует познанию людьми друг друга.
- Осуществляет определенное воздействие на психику человека, его состояние.
- Позволяет выразить причастность человека к группе «я - свой», «я - чужой».
- Способствует организации совместной деятельности.
Культура общения.
- Наличие доверия к тому, с кем общаешься.
- Наличие уважение к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо.
- Проявление уступчивости в общении.
- Отказ от навязывания своих вкусов, привычек, ценностей, предпочтений и т.д.
- Внимание к собеседнику.
- Владение культурой речи.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Межличностный конфликт – столкновение личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями.
Причины возникновения конфликтов:
- Предметно-деловые разногласия
- Расхождение личностных интересов
Виды конфликтов:
- Конструктивные – стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.
- Неконструктивные – одна их сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям.
Стадии конфликта.
- Возникновение конфликтной ситуации. (Осознание ситуации как конфликта).
- Развитие конфликта, выбор стратегии поведения.
Стратегия поведения | ||
Уход от ситуации, избегание конфликта. =) Распад дружеских связей между людьми. | Отношения переговоров или торга, поиск компромисса, взаимные уступки. =) Каждая сторона получит если не все, то хотя бы часть к чему стремится. | Отношения борьбы, собственно конфликт. =) Каждая сторона стремится получить максимум без уступок. |
- Выбор способов действия в соответствие с избранной стратегией.
- Разрешение конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ по содержательным линиям.
1.В файлах размещены материалы для эффективной подготовки старших школьников к ЕГЭпо обществознанию.2.Материал распределен по основным разделам курса обществознания: " Совреме...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Лекционные материалы темы "Политика и социальное управление"
Лекционные материалы являются продолжением ранее размещенного файла с информацией по содержательным линиям "Человек", "Общество". Содержание лекции носит расширенный характер, наличие схем и таблиц, п...
Таблицы по лекционному материалу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"
Таблицы, схемы, алгоритмы по изучению теоретического и практического материала "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Экономика.
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Экономика...
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения....