Таблицы по лекционному материалу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"
учебно-методический материал по теме
Таблицы, схемы, алгоритмы по изучению теоретического и практического материала "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Таблица 1. Факторы, снижающие сопротивляемость организма к туберкулезной инфекции
Показатель | Вероятность развития разных форм туберкулеза |
До 1 года | Милиарный туберкулез ++ |
От 1 года до пубертатного периода | Первичное поражение легких + Хронический диссеминированный туберкулез + Милиарный туберкулез + Туберкулезный менингит + |
Подростки и молодые взрослые люди | Туберкулез легких +++ |
Средний возраст: мужчины женщины | Туберкулез легких ++ Туберкулез легких + |
Старческий возраст: мужчины женщины | Туберкулез легких ++ Туберкулез легких ++ |
Недостаточность питания | +++ |
Токсичные продукты: табак алкоголь кортикостероиды иммунодепрессанты | + + + + |
Фоновые заболевания: ВИЧ-инфекция СПИД диабет хронические заболевания легких корь коклюш |
+++ +++ + + + + |
Нищета | + |
Расовая принадлежность | + |
Примечание. Крестиком отмечена значимость фактор
Таблица 2. Анамнез и клинические проявления туберкулеза (ТБ)
Симптомы ТБ Легких | Выяснить, нет ли у пациента симптомов ТБ легких, включая: | |
■ Наиважнейшие симптомы: - кашель на протяжении 2-3 нед и более - боль в груди - лихорадка/потоотделение - кровохарканье - потеря массы тела | ■ Прочие симптомы: - слабость - утомляемость - снижение работоспособности ■ Изменения со стороны легких, выявленные при осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации. |
Симптомы внелегоч- ного ТБ | Выяснить, нет ли у пациента общих или локальных симптомов внелегочного ТБ ■ Обшие симптомы: потеря массы тела, лихорадка или ночное потоотделение ■ Местные симптомы зависят от того, какой орган поражен. Например: - при ТБ лимфатических узлов их припухлость, иногда с образованием свищей с гнойным отделяемым - при ТБ суставов боль и припухлость суставов - при туберкулезном менингите (обычно у детей)! головная боль, лихорадка, ригидность задних шейных мышц, сонливость - при ТБ органов мочевыделения микро- и макрогематурия |
Контакт с больным ТБ | Выяснить, не было ли у пациента контактов с имеющим подозрительные в отношении ТБ симптомы лицом или с больным ТБ дома, на работе, в часы досуга (в прошлом или в настоящее время) |
ТБ в анамнезе | Узнать у пациента, устанавливали ли ему ранее диагноз инфицирования или заболевания ТБ; не принимал ли он противотуберкулезные препараты. При ТБ в анамнезе следует рассмотреть возможность рецидива заболевания ■ Если пациент ранее болел ТБ, выяснить, когда и как он лечился ■ Сбор этих данных будет необходим для правильного выбора режима химиотерапии в специализированной противотуберкулезной службе: - такие пациенты имеют более высокий риск приобретенной лекарственной устойчивости к одному или нескольким основным противотуберкулезным препаратам - риск развития лекарственной устойчивости наиболее высок, если в прошлом проводилось неадекватное лечение или пациент не соблюдал рекомендованный режим химиотерапии |
Факторы риска заболевания ТБ | Выяснить, не относится ли пациент к одной или нескольким группам высокого риска заболевания ТБ (см. табл. 1) |
Схема 1. Методы обследования пациента при туберкулезе.
Таблица 3. Инструкции по сбору мокроты у пациентов с подозрением на туберкулез легких
Условия сбора мокроты | Контейнер для сбора мокроты |
Рекомендации по сбору мокроты в медицинском учреждении: ■ Мокроту надо собирать в специально оборудованной комнате (которая используется только для этих целей) с хорошей вентиляцией ■ Сбор мокроты следует проводить при открытых окнах (в холодное время года при открытой форточке); если специальной комнаты нет, то собирать образцы надо вне помещения, на открытом воздухе ■ На дверях комнаты для сбора мокроты должен висеть знак, запрещающий входить в комнату другим пациентам или родственникам и напоминающий медработникам о том, что, входя в комнату, они должны надевать для зашиты органов дыхания респиратор ■ До отправки материала на микроскопию храните образцы мокроты в прохладном месте. В идеале образцы должны храниться в холодильнике (отдельно от продуктов). Мокроту можно хранить до 1 нед, но надо стараться отправить ее на исследование в лабораторию как можно скорее | Для сбора мокроты необходим чистый контейнер из прочного материала, не пропускающий жидкости. Рекомендуется, чтобы контейнер был: - с широким горлышком (диаметром примерно 35 мм) - прозрачным - прочным - с плотно закрывающейся крышкой - из материала, на который легко наносится маркировка - чистым, предпочтительно стерильным - одноразового использования, из материала, который легко утилизировать (если позволяют ресурсы) - если используют контейнеры многоразового использования, то они должны быть изготовлены из толстого стекла и иметь завинчивающуюся крышку. Для очистки и стерилизации контейнеры многоразового использования кипятите в воде с мылом, другим чистящим средством или дезинфицирующим веществом в течение по крайней мере 30 мин. Затем тщательно прополощите контейнеры в чистой воде и стерилизуйте в сухожаровом шкафу |
Условия сбора мокроты | Контейнер для сбора мокроты |
Рекомендации по сбору мокроты в домашних условиях: ■ Объясните пациенту, что мокроту надо собирать вне дома на открытом воздухе или. если он остается дома, откашливать мокроту в отсутствие других людей и перед открытым окном (форточкой) ■ Объясните пациенту, что он должен как можно скорее принести собранный образец в медицинское учреждение | |
Безопасность медицинских работников | Инструкции и рекомендации для пациентов |
Руководя действиями больного, который откашливает мокроту, соблюдайте правила инфекцион- ного контроля •Надевайте респиратор и резино- вые перчатки • Стойте позади больного или, если позволяют условия, выходите из комнаты, где больной откашливает мокроту, и наблюдайте за сбором мокроты через стеклянное окно в двери | Подробно опишите, для чего и каким образом нужно собирать мокроту, чтобы больной ясно представлял свои действия. Чтобы помочь больному собрать качественный образец мокроты, следует: - объяснить, как правильно собрать мокроту; - провести с больным подробную просветительную беседу - показать, как правильно собирать мокроту - подбодрить и поддержать больного морально |
Таблица 4. График сбора образцов мокроты
Методика 1 | |
Сбор первого образца мокроты (1-й день) | Средний медицинский работник должен: ■ При первом обращении в медучреждение пациента с подозрительными на ТБ симптомами собрать у него под непосредственным наблюдением первый образец мокроты ■ Объяснить пациенту необходимость троекратного сбора мокроты и правила ее сбора в домашних условиях ■ Выдать пациенту стерильный контейнер и объяснить, что мокроту нужно собрать в этот контейнер утром следующего дня и доставить образец в медучреждение ■ Написать идентификационный номер образца на внешней стороне контейнера (но не на крышке) |
Сбор второго образца мокроты (2-й день) | Пациент должен: ■ Самостоятельно откашлять второй образец мокроты в выданный контейнер сразу после пробуждения (ранним утром натощак, но после чистки зубов) ■ Как можно скорее доставить собранный образец в медицинское учреждение |
Сбор третьего образца мокроты (2-й день) | Средний медицинский работник должен: ■ Под непосредственным наблюдением собрать третий образец мокроты пациента, когда тот придет в медучреждение и принесет второй образец мокроты, который он собрал утром в домашних условиях |
Методика 2 | |
Сбор первого образца мокроты (1-й день) | Средний медицинский работник должен: ■ При первом обращении в медучреждение пациента с подозрительными на ТБ симптомами собрать у него под непосредственным наблюдением первый образец мокроты ■ Объяснить пациенту необходимость троекратного сбора мокроты. ■ Написать идентификационный номер образца на внешней стороне контейнера (но не на крышке) ■ Направить пациента на другие диагностические исследования (например, на рентгенографию) в соответствующие кабинеты этой поликлиники или больницы и попросить его вернуться после того, как он пройдет эти исследования |
Сбор второго образца мокроты (1-й день) | Средний медицинский работник должен: ■ После того как пациент вернется в кабинет по проведению в этой поликлинике или больнице других исследований, собрать у него под непосредственным наблюдением второй образе мокроты ■ Объяснить пациенту правила сбора мокроты в домашних условиях ■ Выдать пациенту стерильный контейнер для сбора мокроты и объяснить, что мокроту нужно собрать в этот контейнер утром следующего дня и доставить образец в медучреждение ■ Написать идентификационный номер образца на внешней стороне контейнера (но не на крышке) |
Сбор третьего образца мокроты (2-й лень) | Пациент должен: ■ Самостоятельно откашлять третий образец мокроты в выданный контейнер сразу после пробуждения (ранним утром натощак, но после чистки зубов) ■ Как можно скорее доставить собранный обра в медицинское учреждение |
Таблица 5. Заболевания, при которых пациенты подлежат ежегодному целованию на внелегочный туберкулез
Заболевания | Локализация внелегочного туберкулеза |
Артрит, полиартрит, боли в животе или грудной клетке неясной этиологии, длительно не заживающие язвы и свищи, длительные упорные боли в пояснице или нижних конечностях (хронический радикулит или ишиалгия) | Туберкулез костей и суставов |
Хронический пиелонефрит, хронический цистит, калькулезный пиелонефрит, мочекаменная болезнь, гематурия и гипертония неясной этиологии, хронический орхиэпидидимит | Туберкулез мочеполовой системы |
Длительные хронические воспалительные заболевания женских половых органов, не поддающиеся неспецифической терапии, бесплодие, особенно первичное, стойкое нарушение менструальной функции | Туберкулез женских половых органов |
Хронические заболевания глаз воспалительного характера, слабовидящие дети | Туберкулез глаз |
Инфекционные и паразитарные дерматозы, сосудистые поражения кожи, злокачественные и доброкачественные новообразования кожи, системная красная волчанка, саркоидоз | Туберкулез кожи |
Хронический холецистит, аппендицит, колит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, повторяющиеся случаи частичной непроходимости кишечника, опухолевидные образования в брюшной полости, малом газу, пациенты с атипичной картиной острого живота | Туберкулез органов брюшной полости |
Таблица 6. Методы и средства дезинфекции представлены
Материал | Методы и средства | Раствор и дозировка | |
Концентрация % | Экспозиция, мин | ||
Мокрота в пле- вательницах (плевательницы открытые) | 1. Кипятят в растворе соды 2. Погружают в раствор хлорамина 3. Погружают в активированный раствор хлорамина 4. Автоклавируют плеватель- ницы без снятия крышки | 2 5 2,5 0,5кг/см3 | 15 360 120 30 |
Мокрота | 1. Кипятят в растворе соды 2. Погружают в раствор хлорамина 3. Погружают в активирован- ный раствор хлорамина | 2 5 2,5
| 15 720 240 |
Посуда (столовая), освобожденная от остатков пищи: чайная, вилки, но- жи из нержавеющей стали, алюминия, склянки из-под лекарств | 1. Кипятят в растворе соды 2. Погружают в раствор хлорамина 3. Погружают в активирован- ный раствор хлорамина 4. Обрабатывают в сухожаро- вом шкафу | 2 5 0,5 - | 15 240 60 30 |
Белье: (постельное, сто- ловое, нательное, чехлы от мебели, марлевые респи- раторы) | 1. Кипятят в растворе соды 2. Замачивают в растворах: хлорамина активирован- ного хлорамина | 2 5 1 | 15 360 120 |
Помещение (стены, пол, двери, мебель в палатах, кабинетах и местах общего пользования) | 1. Протирают ветошью, смоченной активирован- ным раствором хлорамина 2. Моют пол горячим мыльно-содовым раствором | 0,5 2 | |
Предметы уборки | Замачивают в осветленном растворе хлорной извести | 2 | 120 |
Предметы ухода за больными (подкладные судна судна, мочеприемники, наконеч- ники для клизм) | 1. Кипятят в растворе соды 2. Замачивают в растворе активированного хлорамина | 2 1 | 15 120 |
Игрушки (металлические, деревянные, пластмассовые) | 1. Кипятят в растворе соды 2.Замачивают в растворе активированного хлорамина | 2 0,5
| 15 60 |
Мягкие игрушки | 1. Малоценные стирают 2. Камерная обработка |
Таблица 7. Группы диспансерного наблюдения и учета по туберкулезу взрослого контингента
Группа /подгруппа учета | Контингент | ||
Нулевая группа | |||
0-А | Лица, нуждающиеся в определении активности туберкулезного процесса | ||
0-Б | Лица, нуждающиеся в проведении дифференциально-диагностических мероприятий | ||
I группа (активный туберкулез) | |||
1-А | 1-А (МБТ+) впервые выявленные больные с бактерио- выделением* 1-А (МБТ-) впервые выявленные больные без бактериовыделения** | ||
1-Б | 1-Б (МБТ+) — больные с рецидивом с бактериовыделением 1-Б (МБТ-) - больные с рецидивом без бактериовыделения | ||
I-B | Больные, самовольно прервавшие лечение и уклонив- шиеся от обследования | ||
II группа (активный туберкулез с хроническим течением) | |||
II-А | Больные, интенсивное лечение которых может привести к излечению туберкулеза | ||
II-Б | Больные, нуждающиеся в общеукрепляющем, симпто- матическом лечении и при возникновении показаний противотуберкулезной терапии | ||
III группа (излеченные больные) | |||
III | Лица с неактивным туберкулезным процессом после клинического излечения | ||
IV группа (контакты) | |||
IV-A | Лица, состоящие в бытовом (родственном, квартирном) и производственном контакте с больным активной формой туберкулеза с установленным или неустановленным бактериовыделением | ||
IV-Б | Лица, имеющие профессиональный контакте источником инфекции: работники противотуберкулезных (туберкулезных) учреждений, работники неблагополучных в отношении туберкулеза скота и птиц хозяйства и лица, имеющие постоянный контакт с источником инфекции |
* (МБТ+) — обнаружение МБТ микробиологическими методами в мокроте или других диагностических средах.
** (МБТ-) — микробиологическими методами МБТ не обнаружены в мокроте или других диагностических средах.
Таблица 8. Группы диспансерного наблюдения и учета по туберкулезу детского и подросткового контингента
Группа / подгруппа учета | Контингент |
Нулевая группа | |
0 | Дети и подростки, нуждающиеся: -в уточнении характера туберкулиновой чувствитель- ности - в диагностике и уточнении активности туберкулеза |
I группа (активный туберкулез) | |
1-А | Больные с распространенным и осложненным туберкулезом |
1-Б | Больные с малыми и неосложненными формами туберкулеза |
II группа (активный туберкулез с хроническим течением) | |
II | Больные с хроническим течением туберкулеза, нуждающиеся в продолжении лечения |
III группа (риск рецидива туберкулеза) | |
III-А | Впервые выявленные лица с остаточными посттуберкулезными изменениями |
III-Б | Лица, переведенные из I, II, III-A групп |
IV группа (контакты) | |
1V-A | Дети и подростки всех возрастов, состоящие в бытовом (семейном, родственном, квартирном) контакте с больными активной формой туберкулеза с бактериовыделением. а также с бактериовыделите- лями, выявленными в детских и подростковых учреждениях Дети и подростки, проживающие на территории туберкулезных учреждений |
IV-Б | Дети из контакта с больными активным туберкулезом без бактериовыделения. Дети из семей животноводов, работающих на неблаго-получных по туберкулезу фермах, а также из семей, имеющих больных туберкулезом сельскохозяйствен- ных животных |
V группа (повышенный риск заболевания туберкулезом) | |
V-A | Больные с персистирующей и диссеминированной БЦЖ-инфекцией. включая поражение костно-суставной системы, гнойно-казеозный лимфаденит (с поражением 2 групп и более) |
Группа / подгруппа учета | Контингент |
V-Б | Больные с ограниченными и локальными поражения- ми: гнойно-казеозным лимфаденитом одной группы, лимфаденитом без свища, холодным абсцессом, язвой, инфильтратом размером более 1 см — растущим кело-идным рубцом |
V-B | Лица с неактивной БЦЖ-инфекиией: - впервые выявленные лимфадените фазе кальцина- ции, нерастущий келоидный рубец - переведенные из V-A и V-Б групп |
VI группа (осложнения после противотуберкулезных прививок) | |
V1-A | Дети и подростки в раннем периоде первичной туберку- лезной инфекции (вираж туберкулиновых реакций) |
Vl-Б | Дети и подростки, ранее инфицированные, с гиперерги- ческой реакцией на туберкулин Дети и подростки из социальных групп риска с выраженными реакциями на туберкулин |
VI-B | Дети и подростки с усиливающейся туберкулиновой чувствительностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.
Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г. для компьютера Apple...
Тесты дисциплины "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"
материал для самопроверки студентов ...
Ситуационные задачи по дисциплине "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"
Данные ситуационные задачи предназначены для организациисамостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии»....
Доклад «Формирование здоровье сберегающего безопасного пространства школы как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с кур...
Презентация к открытому уроку по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» Тема "ОРВИ"
Презентация к открытому уроку по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции...
Методика изучения обработки информации в электронных таблицах MS Excel для детей с нарушениями слуха
При подходе к обучению слабослышащих и глухих детей необходимо учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется...