Конспект урока "Рефлекторный характер деятельности нервной системы".
методическая разработка по биологии (8 класс)

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить интересную подачу материала и физическую активность обучающихся (физкультминутку).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка урока449.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУШИ ОР

Методическая разработка урока «Рефлекторный характер деятельности нервной системы»

(курс «Биология Человек» 8 класс)

Учебник: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология Человек»

Учитель Алексеева О.Н.

Данный урок темы «Нервная система» очень важен для обучающихся, т.к. вызывает понимание работы нашей нервной системы, а также помогает выполнить множество заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Учащиеся на данном уроке должны развить следующие метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; Участвовать в групповой работе.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников.

Также данный урок призван развивать такие личностные умения, как проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; стремление к здоровому образу жизни.

Урок: «Рефлекторный характер деятельности нервной системы»

Педагогические технологии: личностно-ориентированные.

Цель урока: изучить рефлекторный принцип работы нервной системы.

Задачи урока:

  1. Повторить все, что известно учащимся о нервной системе (согласно материалу предыдущих уроков).
  2. Сформировать представление о рефлекторном принципе работы нервной системы.
  3. Научиться составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
  4. Развивать умения работать с текстом учебника, анализировать, сравнивать.
  5. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал учащихся.

Оформление доски: число, тема урока.

Слева на доске: план урока:

  • Повторение изученного на предыдущих уроках
  • Изучение рефлекторного характера деятельности нервной системы
  • Составление схемы рефлекторной дуги простого рефлекса
  • Физкультминутка «Простой рефлекс»
  • Закрепление основных изученных понятий темы.

Справа на доске: место для схемы рефлекторной дуги.

Ход урока:

  1. Приветствие учителя, объявление темы и плана урока (тему урока учащиеся записывают в тетрадь).
  2. Повторение изученного на предыдущих уроках (в форме фронтального опроса).

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

  •  Какую роль нервная система играет в организме? (примерный ответ: нервная система осуществляет координацию и регуляцию деятельности организма).
  • Как устроена нервная клетка? (примерный ответ: нервная клетка имеет тело и отростки. Длинные отростки-аксоны образуют белое вещество мозга, короткие отростки-дендриты образуют серое вещество мозга).
  • Что такое синапс? (примерный ответ: место контакта между двумя нейронами. С его помощью передается информация от одного нейрона к другому).
  • Из каких отделов состоит нервная система? (примерный ответ: из центрального и периферического. Периферический делится на симпатический и парасимпатический.  
  1. Объяснение нового материала (рассказ учителя)

Деятельность нервной системы человека достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежат рефлексы (от латинского «рефлексус»-отражение).Это ответные реакции организма на воздействия внешней среды или изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы.

Многие наши действия происходят автоматически. Например, при слишком ярком свете мы закрываем глаза, на резкий звук поворачиваем голову, отдергиваем руку от горячего предмета—это безусловные рефлексы. Иначе их называют врожденными, т.к. они даются человеку на всю жизнь. Есть еще условные рефлексы, которые приобретаются в результате жизненного опыта. Если безусловные рефлексы помогают нам сохранить жизнь, условные помогают приспособиться к меняющимся условиям и, когда становятся не нужны, исчезают. Например, вставать утром в одно и то же время, в одно и то же время принимать пищу, автоматически нажимать на выключатель в комнате—это все условные рефлексы. Но если, например, режим дня меняется, или выключатель переносят на новое место, старые рефлексы исчезают (тормозятся) и уступают место новым. Подробнее мы будем изучать безусловные и условные рефлексы при изучении темы «Высшая нервная деятельность человека».

Путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга может быть простой или сложной.

Давайте проследим путь нервного импульса при самом простом рефлексе—человек дотрагивается до горячего чайника и отдергивает руку (во время объяснения учитель рисует схему на доске, учащиеся рисуют в тетрадях):

  • Рецепторы на коже воспринимают высокую температуру
  • По чувствительному пути, состоящему из чувствительных нейронов, к центральной нервной системе идет сигнал «осторожно, горячо!»
  • Вставочные (промежуточные) нейроны ЦНС обрабатывают сигнал и принимают решение: нужно срочно отдернуть руку.
  • По двигательному пути, состоящему из двигательных нейронов, сигнал идет к рабочему органу—мышце.
  • Мышца сокращается, рука отдергивается (схема1).

На самом деле, и если бы все это происходило столько времени, сколько я потратила на объяснения, мы все ходили бы обожженные, расцарапанные и т.д. Происходит этот процесс за доли секунды. Давайте и мы с вами попробуем воспроизвести путь нервного импульса или рефлекторную дугу.

Физкультминутка «Простой рефлекс»

Распределяются роли:

  • Горячий чайник
  • Рецептор
  • Чувствительные нейроны
  • Двигательные нейроны
  • Вставочные нейроны
  • Рабочий орган (мышца) (рецептор и рабочий орган может изображать один и тот же ученик).

Учащиеся встают в круг и берутся за руки (если класс большой, можно встать «змейкой», главное, чтобы начало и конец «змейки» были рядом). Учащийся «рецептор» дотрагивается до учащегося «горячий чайник». Далее сигнал передается пожатием рук. «Чувствительные нейроны» передают сигнал пожатием опущенных рук, «вставочные нейроны» пожимают руки над головой, «двигательные нейроны» опять опускают руки вниз. Когда сигнал доходит до «рабочего органа», он берет за руку ученика «рецептор» и убирает его руку от «горячего чайника». Учитель вслух комментирует действия учащихся (путь импульса).

Упражнение повторяется 3-4 раза. Цель упражнения—учащиеся совмещают закрепление материала с двигательной активностью.

5.Самостоятельная работа учащихся (закрепление материала).

Прочитать страницы 57-58 учебника, в тетради на печатной основе выполнить задания № 49,50 на страницах 34-35.

6.Подведение итогов урока: учащимся задаются вопросы—что нового они узнали на уроке и как эти знания могут пригодиться в жизни? Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: читать и пересказывать статью учебника «Строение и значение нервной системы», устно ответить на вопросы после статьи.

Учитель прощается с учениками и благодарит их за работу.

Фронтальный опрос также можно провести в виде игры: учитель читает утверждения по теме. Если утверждение верно, ученики поднимают руки. Если нет, не поднимают.

Утверждения:

  • Нервная система связывает организм с внешней средой (верно)
  • Нервная система осуществляет гуморальную регуляцию (неверно)
  • Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют аксоны (неверно)
  • Нейроны—нервные клетки (верно)
  • Длинные отростки называются аксоны, а короткие дендриты (верно)
  • Рецепторы переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные (неверно)
  • Рецепторы воспринимают раздражение (верно)
  • Синапс это область контакта нервных клеток друг с другом (верно)  

5465.jpg

Схема1.  «Рефлекторная дуга». В данной схеме афферентный проводник-это чувствительные нейроны, а эфферентный-двигательные.

Схема2. Физкультминутка «Простой рефлекс». Схема расстановки учащихся и распределение ролей.

Горячий чайник

Рецептор, он

же рабочий орган

Чувствительные

 нейроны

Вставочные

нейроны

Двигательные нейроны

Алексеева О.Н. учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».

Данный урок проводится в заключении темы «Высшая нервная деятельность».Он дает возможность проверить  знания учащихся по данной теме и умения работать с компьютером, дополнительной литерату...

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"

Цель:  сформировать новые анатомо-физиологические понятия о  строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:·         повторить материал об...

Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах....

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение»

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». 8 класс.Цель: обобщить и систематизировать знания о  нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их при...

«Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»

Целями данного  мероприятия являются:1.Знакомство  учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявление их причин и механизмов  воздействия неблагоприятных факторов на различ...

Урок "Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение."

Данный урок проводится в заключении темы «Нервная система». Он дает возможность проверить знания учащихся по данной теме, умения работать в группах, с дополнительной литературой, позволяет проверить и...