Открытый урок по теме "Личность"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Князева Ольга Владимировна

Материалы к проведению открытого урока в 10 классе, по  обществознанию, тема: Личность.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Личность

Слайд 2

Понятие «личность»

Слайд 3

личность Человеческий индивид,как субъект отношений и созна- тельной деятельности Устойчивая система социально- значимых черт,характеризую- щих индивида, как члена того, или иного общества. Общество

Слайд 4

личность Подходы к изучении личности 1 Личность проявляется через сущностные ,наиболее значимые характеристики и оценивается относи- тельно принятых в обществе норм.

Слайд 5

Подходы к изучении личности 2 Личность проявляется через набор функций или ролей

Слайд 6

Круглый стол по теме: Кого можно назвать личностью? Кто личность?

Слайд 7

Лара Михеенко награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно). Партизанка- разведчица в годы ВОВ

Слайд 8

Трагедия в Подмосковье: 12 –летний Подросток убил отчима, когда тот сломал компьютерную приставку

Слайд 9

Знакомьтесь – Лилия Сергеева, занимается помощью бездомным животным. «Часто приходится слышать о том, что "все равно всем не поможешь", - говорит она. - Да, не поможешь... Но это не оправдание для того, чтобы равнодушно проходить мимо».

Слайд 10

Подведем итоги: - Что нового вы узнали на уроке?

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока для 10 класса

в курсе обществознания

по теме «Личность»

Цели урока: 

- ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности

- доказательство влияния природных и социальных условий на  формирование личности 

- обучение терпимому отношению к любой личности

- продолжение формирования навыков работы в команде, умения аргументировано выражать собственную точку зрения

- актуализировать теоретические знания учащихся с уже имеющимся жизненным опытом и метапредметными знаниями

Задачи урока: 

- знать, что понимается под личностью в обществе

- различать понятия личность, индивид, индивидуальность

- понимать, какое влияние оказывают природа и общество, сам человек  на становление личности

- уметь определять уровень своей социальной зрелости

1 этап «Организация на урок, введение в тему, актуализация знаний»- 7 мин.

Позвольте мне начать урок с маленькой притчи: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал  по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»

-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?  (ответы учеников)

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность»  от латинского «persona» первоначально обозначало маску - «личину» , в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.

А какие у вас есть ассоциации со словом личность? – ответы учащихся записываем на доске с помощью метода «виноградное дерево».

2 этап «Работа с понятием «личность»» - 10 мин.

Итак, мы видим, что у нас с вами различные представления о том, кого можно называть личностью.

Обратимся с вами к словарю учебника: Личность - результат социализации, усвоение традиций и систем ценностей, выработанных обществом, т.е. социальных норм и социальных ролей.

Однако это не единственное определение. Различные группы ученых, изучающих человека, рассматривают понятие личность через призму своих познаний. Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли ученых, собравшихся на круглый стол по теме: «Кого можно назвать личностью?».

К нам приехали делегации психологов, биологов, социологов, а также независимых экспертов.

Первое задание для групп: обсудить в течение 5 минут и наглядно представить на ватмане ваше определение понятия личность. Кроме этого, каждой группе необходимо будет в конце работы заполнить бланк само оценивания

Ответы учащихся.

Резюме учителя.

3 этап «Работа с «живым» материалом» - 20 минут

Второе задание для групп: Обсудить слайды с примерами конкретных людей и ответить на вопросы: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументировать свой ответ, исходя из подхода вашей группы.

4 этап «Рефлексия» - 8 минут

Заполняют  бланки самооценивания и  высказывается каждая группа, подводя итоги.

- Что нового узнали на уроке?

Заключительное слово учителя (благодарность за урок, д\з).



Предварительный просмотр:

 Герой № 1

Лара Михеенко родилась в Лахте (тогда входившей в состав Сестрорецкого района Ленинградской области) в семье рабочих Дорофея Ильича и Татьяны Андреевны Михеенко. Отец Лары был мобилизован в Советско-финскою войну, мать умерла в 92 года.

Начало боевого пути

Прошедших проверку пионерок всё же решили принять в отряд. Перед лицом своих старших товарищей девушки принесли партизанскую клятву верности Родине и ненависти к врагу.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев и местных коллаборационистов ко всем взрослым людям, ходившим из деревни в деревню и слишком часто оказывающимся вблизи немецких военных и административных объектов.

Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом — распространением агитационных листовок. Часто эти акции проходили в сёлах по церковным праздникам, когда в храмах собиралось много народу. Одевшись нищенками, девочки приставали к местным людям, как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свёрнутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, как немцы узнали об её истиной цели.

Участница «рельсовой войны»

С августа 1943 года партизанский отряд, в котором состояла Лара, принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.

Лара, к этому времени уже отлично проявившая себя в разведке и обладавшая хорошим «чутьём» местности, была переведена в 21-ю бригаду Ахременкова, целью которой было именно ведение диверсионной деятельности на железной дороге.

В подрыве одного из поездов участвовала и Лара, вызвавшись в помощницы одному из подрывников, которому было поручено взорвать железнодорожный мост через реку Дрисса на линии Полоцк — Невель. Уже опытная разведчица, Лариса и в этот раз выполнила возложенное на неё задание по сбору информации о режиме охраны моста и возможности его минирования. Благодаря участию Лары удалось вывести из строя не только мост, но и проходивший по нему эшелон противника: девочка сумела убедить минёра, что в нужный момент сумеет незаметно от часового подобраться максимально близко к мосту и зажечь огнепроводный шнур перед приближающимся поездом. Рискуя жизнью, она сумела выполнить задуманное и благополучно отойти обратно. Впоследствии, уже после войны, за этот подвиг Лариса Михеенко будет награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Смерть

В начале ноября 1943 года Лариса и ещё двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги (как выяснится позже, партизанскую явку сдал один из местных жителей. Некоторые источники утверждают, что им являлся родной дядя Лары Михеенко). Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась.

4 ноября 1943 года Лариса Дорофеевна Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Награды

Орден Отечественной войны I степени (посмертно)

Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

Память

В Санкт-Петербургской школе № 106 на двери одного из классных кабинетов находится памятная дощечка с надписью: «Здесь училась героическая партизанка Лариса Михеенко». За специальной «Лариной партой» в этом кабинете сидят лучшие ученики. Имя Ларисы Михеенко также носила пионерская дружина этой школы.

В средней школе № 5 города Хотьково Московской области, пионерская дружина которой также носила имя Ларисы, с 1961 года действует Народный музей им. Лары Михеенко. В школьном дворе установлен памятник юной партизанке.

В честь Лары Михеенко названы улицы в нескольких населённых пунктах России, в том числе в Хотьково, посёлках Рахья, Бежаницы, Ушковои др.

Одному из морских пассажирских судов СССР было присвоено имя Ларисы Михеенко.

В кинематографе

Реальная биография Ларисы Михеенко легла в основу художественного фильма «В то далёкое лето», реж. Н. И. Лебедев Ленфильм, 1974



Предварительный просмотр:

«Да, всем не поможешь. Но это не оправдание для равнодушия»

Знакомьтесь – Лилия Сергеева, занимается помощью бездомным животным. «Часто приходится слышать о том, что "все равно всем не поможешь", - говорит она. - Да, не поможешь... Но это не оправдание для того, чтобы равнодушно проходить мимо».

«Началось все несколько лет назад, когда я случайно наткнулась в сети на один московский форум Pesikot.org, участники которого совершенно безвозмездно помогают животным, попавшим в беду.

Первое время я только читала – и была в шоке... Раньше я даже не представляла, какое огромное количество животных страдает по вине человека. И главное - какое огромное количество случаев проявления к ним невероятной, ничем не оправданной жестокости. В некоторые даже невозможно поверить...

Потом я нашла такой же форум в Петербурге: Vsehvosty.ru. Начала сама помогать, лечить, искать новых хозяев. Постепенно эта деятельность стала для меня частью жизни.

Мы создали «Общественное объединение "Бонус"». Сделали единый накопительный счет, на который неравнодушные люди переводят деньги, а мы потом передаем их самым нуждающимся. В группу обращаются люди из разных городов России. Ее цель – рассказать о том, кому и как можно помочь. За полгода существования группы нас уже почти 40 000 человек. Люди откликаются очень активно, помогают кормом, перевозкой раненых животных, временным домом (передержкой), и, конечно же, с их помощью находят свой дом те, кто его ждал так давно.

Я очень благодарна своим друзьям, девушкам-администраторам группы - Яне Юденко, Юле Вачаевой, Кате Шлеминой - и совершенно незнакомым людям, которые участвуют во всем этом, ведь без них ничего бы не получилось.

 

Часто приходится слышать о том, что «все равно всем не поможешь». Да, не поможешь... Но это не оправдание для того, чтобы равнодушно проходить мимо, отворачиваться и делать вид, что не замечаешь, что кому-то рядом очень больно.

Наверное, поэтому мы и занимаемся этим – чтобы как можно больше ужасных историй заканчивались хорошо.

Самый лучший стимул для нас – видеть, как наши подопечные, которые когда-то были грязными, искалеченными, умирающими, теперь здоровы, счастливы и приносят радость новым хозяевам.

Как сказал Питер Скотт: "Пусть мы не сможем спасти всех, кого бы нам хотелось. Но мы спасем намного больше, чем те, кто даже не пытается"». 



Предварительный просмотр:

Герой №2

Новости KP.RU

Александра КРЫЛОВА , Елизавета ПЧЕЛКИНА (30 Августа 2012)

Трагедия в Подмосковье: Подросток убил отчима, когда тот сломал компьютерную приставку

Это произошло вечером в среду в подмосковном Королеве. 12-летний Всеволод Л. одним ударом ножа убил своего отчима, 31-летнего Дмитрия Амелюхина. Как пояснили «Комсомолке» в Следственном комитете России, подросток зарезал мужчину, потому что тот запретил ему играть в компьютерные игры.

- Мужчина пришел домой в подпитии и стал ругать мальчика за то, что тот плохо учится. А после взял кухонный нож и перерезал провода компьютерной приставки Xbox, в которую играл ребенок, - сообщили в СКР. - Завязалась ссора. Мальчик схватил тот же нож, который был  у отчима, и ударил мужчину в грудь.

Удар пришелся прямо в сердце. Прибывшим на место медикам оставалось лишь констатировать смерть.

Знакомые называют Севу замкнутым и спокойным мальчиком. По их словам, он избегал общения со сверстниками, но очень любил играть в компьютерные игры. Погибший Дмитрий жил с матерью Севы несколько лет и недолюбливал мальчика.

- Сева тоже не очень любил отчима, хоть и пытался сначала с ним подружиться. После школы говорил, что не хочет идти домой, - рассказывает приятель Севы Борис.

Всеволод три года серьезно занимался карате в местной школе восточных единоборств. В 2008 году стал чемпионом России по карате киокушенкай среди детей 6-7 лет. Но пару лет назад мальчик бросил занятия.

Знакомые не исключают, что Сева оставил спорт под давлением отчима.

Знакомые не исключают, что Сева ушел из спорта под давлением отчима

- Он просто однажды не пришел на тренировку, и никому ничего не объяснял, - разводит руками еще один приятель мальчика, Андрей.

Как рассказали «КП» в спортивной школе, где занимался Сева, отчим частенько его поколачивал.

- Мальчик приходил с огромными синяками - такие не получишь, просто упав с велосипеда или подравшись с детьми. Вероятно, отчим его бил, - предположил бывший тренер ребенка. - Я не раз замечал, как Сева радовался, когда из секции его забирала мама или бабушка. А вот когда приходил отчим, паренек выглядел подавленным.

Впрочем, благосостояние семьи было нормальным. Сева ни в чем не нуждался. Около полугода назад семья улучшила жилищные условия - купила двушку в другом квартале Королева.

В СКР «КП» рассказали, что мать и сын сотрудничают со следствием и уже дали показания. В Следственном Комитете не исключают, что ребенок избежит уголовной ответственности. По российским законам, она наступает лишь с 14 лет.



Предварительный просмотр:

Психологи

Социологи

Биологи

Эксперты

Внимание!

Здесь идет

открытый урок.

Просьба:

не беспокоить!

Спасибо за понимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...