Познание. Подготовка к ЕГЭ
тест по обществознанию (11 класс) по теме

Борисова Марина Ивановна

Тематический тест по теме "Познание" для подготовки к ЕГЭ в помощь учителям обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тест Познание68.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАНИЕ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Часть 1

1.   Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражен в понятии

1)  воспитание

2)  обучение

3)  познание

4)  искусство

2.   Эстетическое знание, в отличие от иных видов человеческого знания, основано на

1)  выдвижении научных гипотез и подтверждении их выводами

2)  обобщении данных, полученных экспериментальным путем

3)  накоплении и обобщении жизненного опыта

4)  отображении мира в художественных образах

3.   Особенностью социального познания, в отличие от познания природы, является

1)  совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом

2)  отсутствие объекта познания

3)  наличие субъектно-объектного контакта

4)  стремление приобрести истинные знания

4.    Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.

Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, признается в качестве истины.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

5.   Примером какого вида знания служит следующее утверждение: «Что делать мне, чтобы быть счастливым?» Этого я не знаю, но говорю тебе: будь счастлив и тогда делай то, к чему у тебя есть охота»?

1)  теоретического

2)  астрологического

3)  житейского

4)  мифологического

6.   Знание о том, что масса веществ до их вступления в химическую реакцию равна массе веществ после реакции, было получено путем

1)  научного эксперимента

2)  предположения (выдвижения гипотезы)

3)  теоретического анализа

4)  божественного откровения

7.  Поведенческие особенности людей,  развитие личностных качеств, проблемы и сложности межличностного взаимодействия изучает область научного знания

1)  этика                                    3) психология

2)  эстетика                               4) логика

8.   Укажите верное высказывание:

1)  Истинные знания — те, которые разделяются большинство»! людей.

2)  В процессе познания приобретаются как истинные, так \ ложные знания, заблуждения.

3)  Только те знания, которые соответствуют моральным нор мам, истинны.

4)  Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.

9.   Верны ли следующие суждения о познании?

А. Единственный   подлинный   источник  знания   —   непосредственные ощущения. Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, I

примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

10.  Для массовой культуры характерно

1)  стремление к извлечению коммерческой выгоды

2)  анонимность большинства произведений

3)  необходимость специальных знаний для восприятия

4)  сохранение в виде традиции, передающейся из поколения поколение

11.     Студенческие   анекдоты,   байки,   притчи   представляют  собой произведения культуры

1)  массовой                               3) народной

2)  элитарной                             4) экранной

12.   Верны ли следующие суждения о религиях мира?

К национальным религиям, распространенным в отдельных странах, среди представителей определенных этносов, относится

А. синтоизм

Б. христианство

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.   П. увлекается народными промыслами, занимается резьбой по дереву. Резные работы П. приобретены для своих коллекций многими музеями страны. К какой области относится деятельность П.?

1)  наука

2)  искусство

3)  религия

4)  мораль

14.   Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком.

Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

15.   Школьные  психологи  на протяжении ряда лет  исследовали побудительные мотивы к учению среди учащихся 5-х и 10-х классов. Школьникам задавали вопрос: «В чем вы видите цель вашей учебной деятельности?»

Варианты ответов учащихся

% отвечавших

5-й класс

10-й класс

Получить знания об окружающем мире

18

12

Порадовать своими успехами родителей и учителей

45

12

Лучше узнать самого себя, свои способности и призвание

22

22

Продолжить обучение в высшей школе

5

44

Успешнее общаться с окружающими людьми

10

10

Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение

1)  пятиклассники в меньшей степени, чем десятиклассники видят в школьном учении путь к познанию мира

2)  для учеников пятых классов важным мотивом учения является одобрение и похвала старших

3)  большинство опрошенных учеников обеих возрастных груш выдвигает в качестве главного мотива общение с людьми

4)  больше десятиклассников, чем пятиклассников, стремите* к познанию самих себя, к самоопределению

16.   Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим. Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные

людьми.

1)  верно только А                    3) верны оба суждения

2)  верно только Б                    4) оба суждения неверны

17.  Продукты элитарной культуры

1)  обладают свойствами товара и рассчитаны на массового потребителя

2)  создаются по заказу образованной элиты для узкого круга ценителей

3)  передаются в виде традиции из поколения в поколение

4)  как правило, не имеют установленного авторства

18.  В развитии современного образования проявляется тенденция гуманитаризации, ее суть

1)  внимание к новым информационным технологиям обучения

2)  возрастание роли учебных предметов,  основу которых составляют знания об обществе и человеке

3)  учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика

4)  возможность   начать   предпрофессиональную   подготовку в рамках профильного обучения

Часть 2

1.   Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: _____________________

2.  Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

Ответ:    ____________________________________________ .

3.  Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) бестселлер

Б) компьютерная игра

В) анекдоты

Г) концерт классической музыки

Д) праздник урожая

Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1)  народная

2)  массовая

3)  элитарная

4)  экранная

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5

6

4.  Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства

1)  отражает мир в образах

2)  предполагает строгую систему доказательств

3)  оказывает эмоциональное воздействие

4)  выдвигаются гипотезы

5)  анализируются и обобщаются отдельные факты

5.  Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.

Определите, какие положения текста носят

1)  фактический характер

2)  характер оценочных суждений

1

2

3

4

6.       Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_______________(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,_______________(Б) как о врожденных потребностях человека.

В науке под познанием понимается особая_______________

(В), в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.

Познание представляет собой

(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.

Познанием называют, как правило, только процесс поиска

_______________(Д), а его результат именуют знанием. Знание

— получивший подтверждение и обоснование_______________

(Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1)  потребность

2)  истина

3)  познавательный инстинкт

4)  процесс

5)  деятельность

6)  результат

7)  идеальные образы

8)  объективность

9)  субъект

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е

7. Ученый-орнитолог изучает траекторию полета перелетных птиц. Он проводит окольцовывания птиц, изучает места их гнездований, наблюдает и фиксирует поведение птиц после перелета, систему питания.

Найдите в приведенном перечне эмпирические научные методы, используемые ученым в его исследовании.

1)  проведение экспериментов

2)  выдвижение гипотезы

3)  осуществление наблюдений

4)  приведение теоретических обоснований

5)  составление описаний

Ответ: _______________________________

8.   Запишите слово, пропущенное в таблице:

Формы культуры

Формы культуры

Особенности

наука

основывается на выявлении сущностных черт, объективных законов развития и функционирования предметов и явлений материального мира

искусство

отображает мир в эмоционально-образной форме, в виде субъективных образов, создаваемых художником-творцом

—————————

основана на идее сотворения мира сверхъестественными силами

Ответ: _______________________________

9.       Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:__________________________

Часть 3

Научная картина мира

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента — понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Мегагалактики в виде расширяющейся сферы).

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.

В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого.

Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь ее сокровенные тайны. Психотерапевтическая функция такой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена в развитии Вселенной снимает проблему бытийственной укорененности человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относительное и абсолютное, земное и небесное.

Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответствующих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной тишине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъяснимое очарование творческого постижения звездного неба над своей головой.

(Е.И. Попов)

С опорой на текст сформулируйте определение научной картины мира. Укажите и охарактеризуйте приведенные в тексте два компонента этой картины мира.

Приведите указанные в тексте два основных признака научной картины мира. Кроме научной картины мира, автор называет донаучные и ненаучные картины. С опорой на знание курса приведите две любых, отличных от научной, картины мира, указав в каждой из них отличающий ее признак.

Изложите по тексту сущность идеи космизма. Поясните с опорой на текст и знание курса вывод автора о психотерапевтической функции этой идеи (приведите три пояснения).

«В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы». Приведите три аргумента в обоснование приведенного суждения.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина и ее критерии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех, пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:

 

Философия

«Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе».

(Т. Харди) 

 Философия

«Прекрасное и безобразное — все таится в человеческом сердце».

(Конфуций) 

Философия

«Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».

(И. Кант) 

Философия

«Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться».

(Ж. Врак) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ . Тест по обществознанию "Познание"

Проверочная работа для учащихся 10 класса по теме "Познание".Задания части А, В, С...

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Познание и применение веществ человеком".

В данном материале собраны тестовые задания ЕГЭ частей А, В, С по теме "Познание и применение веществ человеком"....

Проект "Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания"

В современном мире физическое образование является важнейшим фактором, определяющим уровень образованности общества в целом, базовый уровень образования инженеров, специалистов в области точных и есте...

Обеспечение подготовки выпускников школы, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания

Условия формирования опыта     Внедрение педагогом при преподавании физики в практическую деятельность специальной системы методов и приемов овладения учащимися научными методами п...

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Истина и ее критерии. 1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности. 2) Виды истины: а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире); б) непол...

Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ

Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  в соответствии с кодификатором ЕГЭ....