Проект "Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания"
проект по теме
В современном мире физическое образование является важнейшим фактором, определяющим уровень образованности общества в целом, базовый уровень образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, фактором, существенным для обеспечения национальной безопасности, поскольку сегодня уровень образованности населения страны определяет ее конкурентоспособность. Физика лежит в основе всех инженерных и естественнонаучных дисциплин, является базой для их развития и создания у специалистов целостного представления о строении и закономерностях развития окружающего мира. Происходящая ныне информатизация общества, внедрение компьютерных технологий предоставляют новые возможности для модернизации и повышения качества преподавания физики. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.
У учреждения нет возможности в полном объеме обновить устаревшую материальную базу лабораторий, оборудование для физических практикумов. В основном осуществляется переход на использование в образовательном процессе виртуальных лабораторных и практических работ. Но, физика – наука экспериментальная, преподавание ее только с помощью компьютера, мела и доски – неэффективно и совершенно недопустимо, так как обучающиеся должны иметь представление о реальности изучаемых объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Арктическая ул.,16, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008 тел. факс (34922) 4-00-73,4-00-56; ИНН 8901024072; КПП 890101001; ОГРН 1108901000592; |
- Проект
- «Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания»
- Николаев В.Н.,
- педагог дополнительного образования
Салехард, 2012
- Постановка проблемы
- В современном мире физическое образование является важнейшим фактором, определяющим уровень образованности общества в целом, базовый уровень образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, фактором, существенным для обеспечения национальной безопасности, поскольку сегодня уровень образованности населения страны определяет ее конкурентоспособность. Физика лежит в основе всех инженерных и естественнонаучных дисциплин, является базой для их развития и создания у специалистов целостного представления о строении и закономерностях развития окружающего мира. Происходящая ныне информатизация общества, внедрение компьютерных технологий предоставляют новые возможности для модернизации и повышения качества преподавания физики. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.
- У учреждения нет возможности в полном объеме обновить устаревшую материальную базу лабораторий, оборудование для физических практикумов. В основном осуществляется переход на использование в образовательном процессе виртуальных лабораторных и практических работ. Но, физика – наука экспериментальная, преподавание ее только с помощью компьютера, мела и доски – неэффективно и совершенно недопустимо, так как обучающиеся должны иметь представление о реальности изучаемых объектов.
Таким образом, проблема заключается:
- в высокой востребованности обществом специалистов инженерно-технических специальностей; в высоком качестве подготовки в области физики выпускников центра и
- отсутствием внимания к научно-техническому образованию в системе массового общего образования, в материальном старении материальной базы учреждения, в отсутствии совместных образовательных программ вузов и центра.
По окончании учреждения выпускники г. Салехард станут студентами различных технических вузов, и проблема слабой технической подготовки будет проявляться при изучении физико-математических дисциплин, тем более на фоне выпускников приуниверситетских образовательных учреждений. Поэтому, насколько возможно, нужно приобщать учащихся к достижениям современной научно-технической мысли, мотивировать к изучению физики, при организации совместной работы с ведущими вузами страны.
Проект «Обеспечение подготовки обучающихся центра, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания», окажет помощь в решении проблем научно-технического образования молодёжи, и позволит обучающимся более качественно подготовиться к дальнейшему обучению в техническом вузе.
Внедрение педагогом при преподавании физики в практическую деятельность специальной системы методов и приемов овладения учащимися научными методами познания должно обеспечить:
- повышение качества образования,
- повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету,
- повышение способности вести элемент,
- повышение способности вести элементарную исследовательскую деятельность,
- успешную самореализацию.
Анализ условий, в рамках которых существует школьная физика сегодня, высвечивает наиболее актуальные вопросы, стоящие перед физическим образованием:
- Низкий методологический уровень преподавания одной из стержневых линий физического образования - методы научного познания.
- Большой объем сложной информации, слабый интерес к предмету и, как следствие, неудовлетворительное качество знаний у большинства учащихся.
- В традиционных учебниках не раскрываются пути физического познания.
- Невладение сегодняшними выпускниками методами научного познания.
Отсюда возникают противоречия:
- между востребованностью современного общества в выпускниках, способных осуществлять элементарную исследовательскую деятельность и отсутствием практики обучения школьников методам научного познания;
- между включением в обязательный минимум содержания образования стержневой линии - методы научного познания и отсутствием специальной системы методов и приемов их освоения учащимися.
Противоречия актуализируют значимость проблемы поиска путей и средств преподавания школьного курса физики на основе использования методов научного познания.
- Цели проекта:
- – развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- – понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;
- – формирование представлений о физической картине мира.
- Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- – знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- – приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- – формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- – овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- – пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
- Общими предметными результатами обучения физике являются:
- – знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- – умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- – умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- – умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- – формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- – развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- – коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
- Адресуемость проекта
- Проблема активности учащихся на уроках физики, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов показывает, что некоторые методы обучения устарели и не могут удовлетворить требования современного общества.
- Особенностью обучения физики и является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает привлекательность изучаемому материалу и в то же время делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.
- Результативность проекта
- На сегодняшний день познавательное развитие является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).
- Наряду с традиционными методами: лекции, семинары, практические работы, экскурсии, беседы, наблюдения, постановка и проведение экспериментов преподаватель гибко необходимо сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных видов деятельности с использованием анимации, виртуальных лабораторных работ, демонстраций, опытов. Применение решений проблемных (учебных) задач, визуализацию, методы аналогий и ассоциации, творческие и учебно-исследовательские проекты, различные методы тестирования как педагогическую систему контроля и обобщения достигнутых результатов на разных уровнях развития личности. Таким образом, оптимальный отбор методов и приемов позволяет учащимся творчески овладевать знаниями и реализовывать креативные идеи. Указанная выше организация образовательного процесса способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту обучающихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности).
- Проект направлен на:
- – создание оптимальных условий для реализации деятельностного подхода к процессу обучения;
- – развитие умений проводить наблюдения физических явлений, описывать и обобщать их результаты;
- – использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
- – представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- – применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств и как результат – на формирование представлений о методе естественно-научного познания на базе опыта деятельности по его усвоению.
- Отбор оборудования, включённого в рекомендации, формируется с учётом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части программы. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в приложении так, чтобы оно обеспечивало исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и эмпирических законов, а также следствий фундаментальных законов.
- Для обеспечения преемственности систем оборудования между первой и второй ступенями общего образования оборудование, включённое в перечень для основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень для старшей профильной школы.
- Перечень оборудования, включённого в программу, состоит из двух разделов.
- Раздел 1 «Лабораторное оборудование» включает в себя три подраздела: лабораторное оборудование общего назначения, тематические комплекты по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике и расширенные наборы фронтального оборудования.
- Тематические комплекты:
- – способствуют формированию такого важнейшего общеучебного умения, как подбор обучающимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
- – позволяют проводить экспериментальную работу на любом этапе занятия;
- – радикально уменьшают трудовые затраты педагога при подготовке к занятиям.
- В состав расширенных наборов фронтального оборудования включено всё лабораторное оборудование общего назначения.
- Раздел 2 «Оборудование для демонстрационного эксперимента» включает в себя классическое оборудование, оптимально сочетающееся с оборудованием с применением цифровых методов измерения и компьютерными измерительными системами, что позволяет сначала пронаблюдать явление, опираясь на изученные простые и ясные способы наблюдения и анализа, а потом перейти к его исследованию цифровыми и компьютерными средствами.
Конкретные ожидаемые результаты
При подведении итогов реализации данного проекта, анализ будет проводиться с использованием следующих целевых индикаторов достижения положительного результата:
- увеличение количества выпускников, выбирающих для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях технические специальности;
- большая удовлетворенность учащихся, родителей результатами образовательной деятельности
- увеличение количества учащихся – участников, победителей и призёров различных этапов всероссийской предметной олимпиады школьников;
- увеличение количества учащихся, достигших высоких результатов по итогам участия в различных интеллектуальных состязаниях;
- наличие учащихся, поступающих в высшие учебные заведения на основе высоких результатов участия в интернет – олимпиаде (100 баллов по предмету);
- увеличение количества учащихся, обладателей грантов различного уровня;
- количество публикаций в средствах массовой информации об успехах учащихся в области научно-технического образования;
- повышение мотивации обучающихся центра к изучению физики;
- повышение активности обучающихся центра в научно-исследовательской, проектной, конструкторско-изобретательской деятельности.
- повышение качества научно-технического образования на основе интеграции в процессы сотрудничества с высшими учебными заведениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы научного познания.
1 урок в 10 классе. Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....
Обеспечение подготовки выпускников школы, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания
Условия формирования опыта Внедрение педагогом при преподавании физики в практическую деятельность специальной системы методов и приемов овладения учащимися научными методами п...
презентация "Методы научного познания и физическая картина мира"
Методы научного познания и физическая картина мира к лекции "Физика в познании"...
Функции методов научного познания в контексте реализации компетентностного подхода в образовании
В соответствие с поставленной в настоящее время задачей образования роль практических знаний должна увеличиваться,так как компетентностный подход является практико-ориентированным.В качестве дид...
Методы научного познания (для подготовки к ЕГЭ по обществознанию)
Во 2 части ЕГЭ по обществознанию относительно часто встречаются задания, где нужно точно определить о каких методах научного познания идет речь. Поэтому для сдающих ЕГЭ я составил памятку, в которой с...
Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ
Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ в соответствии с кодификатором ЕГЭ....
«Физические термины. Методы научного познания»
Презентация...