Конспект урока "Экономика" 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Это конспект открытого урока в 7 классе по обществознанию "Экономика". К уроку подготовлена презентация, с поомщью которой проведение урока становится более продуктивным и результативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_7_klass.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономика – это умение вести хозяйство по правилам
Экономика – это наука
Экономика – это построенная людьми система их жизнеобеспечения
Экономика (в истории) – сельское хозяйство, промышленность, торговля
Опережающее домашнее задание: придумайте закон о защите производителя и потребителя (чтобы использовалось слово: товар, товары)
Открытый урок
Цели:Образовательные
Совершенствовать умения работать с учебной и дополнительной литературой, законами.
Создать условия для усвоения нового материала на уроке
Ключевые понятия – экономика, ресурсы, потребности, производитель, потребитель.
Осмысление понимания главных вопросов и терминов в области «экономика».
Применение полученных знаний для повседневной жизни, выбора професии, самостоятельное решение проблемных задач
Воспитательные
Создание условий для формирование коммуникативной культуры
Умение работать в учебной группе
Умение выслушивать и уважать мнение других
Формирование гуманистического мировоззрения и толерантности у учащихся
Развивающие
Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений
Формирование способности критически анализировать полученные знания на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию
Способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания
Оборудование – проектор, ПК, карточки, Конституция, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, пластилин, словари, дидактический материал – таблица ресурсов, термины, магниты.
Урок является вторым по теме «Экономика и её участники» А.С.Пушкин:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Доска: число, план, рационально (лат.) – разумно.
Ход урока.
1.Орг.момент. Приветствие. (Я очень рада вас видеть!) Нацеливание на активную деятельность на уроке.
Сегодня у нас второй урок по теме «Экономика и её участники». (Поэтому тему можно не записывать)
План:
Основные участники экономики.
Производитель и потребитель.
Государство на защите участников экономического процесса. Законы.
Экономические ресурсы.
Главное правило экономики. – в конце урока мы должны вместе его вывести, сформулировать.
2.Повторение.
1-2 человека – индивидуальные карточки
1 человек – у доски. (Распределяет правильно – обмен, технология, распределение, производство, потребление, товар)
Остальные – группами по 2 человека – работа с карточками, учебниками, словарями.
СЛАЙД о правилах самостоятельной работы:
1.Плохих идей не бывает.
2.Мыслите творчески.
3.Рискуйте.
4.Не критикуйте.
1 карточка: сказка «Репка», что такое технология?
2 карточка: стих «Мы делили апельсин», что такое экономика?
3 карточка: стих «Робин Бобин Барабек», что такое натуральное хозяйство?
4 карточка: стих «Сидит белка на тележке», что такое товарное производство?
Проверяем работу у доски.
3Работа с учебником.
Продолжаем тему прошлого урока. СЛАЙД
Впервые заговорили об экономике как о науке: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Именно они впервые выделили два основных участника экономического процесса: производителя и потребителя.
Итак, чтобы участвовать в процессе экономики по большому счету нужны два участника: тот, кто производит товар и тот, кто его потребляет.
Назовем их производитель и потребитель. СЛАЙД
Записываем в тетрадь.
Нашли понятия в учебнике или в словаре (стр.94)- вслух прочитали.
Является ли герой сказки потребителем?
Муха-цокотуха, когда пошла на базар и купила самовар? (Да)
Старик по отношению к золотой рыбке. (нет, так как старик не платит рыбке за услуги.)
Робинзон Крузо на острове? (нет)
Рассказываю об Андрее
(пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий)
Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производитель только 1 человек, группа людей?
Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? (государство)
Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (да)
Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (создать Законы)
4.Законотворческий эксперимент.
Работа над составлением закона о производителе, потребителе и товарах. (дается к выполнению в качестве опережающего домашнего задания группе учащихся)
Представим себе, что вам предложили принять участие в конкурсе на лучший закон о потребителе, производителе и товарах. Двум группам было дано домашнее задание. Заслушиваем. (у доски.)
Как называется главный закон страны? (Конституция)
Какие же законы есть на самом деле?
5.Поисковая деятельность.
Практическая работа в группах по 2 человека с Конституцией. – глава 2.
Ищем статьи об экономике, записываем в тетрадь. (ст. 34. ст.35, ст.36, ст.37) СЛАЙД
Зачитываем вслух. Проверяем по слайду.
Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие. Запишите их в тетрадь. СЛАЙД
6.Информация
Вернемся к понятию Потребитель. Кто это? (стр. 94это тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей)
А какие потребности человека вы можете назвать? (проходили в 6 классе – биологические, социальны, духовные – еда, вода, сон, общение, слушать музыку, читать и т.д.)
Подробней о потребностях, об их видах мы будем говорить в старших классах.
Вопрос: потребности человека ограничены? (нет)
Почему? (пример, еда, новый диск и т.д.)
Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?
Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.
Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.
Итак, потребности человека неограниченны, их нужно постоянно удовлетворять. Для этого и нужен производитель. Он производит товары, чтобы удовлетворить наши потребности. Но любой товар изготавливается из сырья, материала, с использованием ресурсов. Хлеб – из пшеницы, которая выращена на земле, бумага – из дерева, нужны люди, которые всё это будут производить. Всё, что задействовано в процессе производства - это и есть ресурсы - в тетрадь. СЛАЙД
В процесс экономики прибавим ресурсы.
К работе отвечавшего у доски прибавим ресурсы, класс помогает – куда? (из учеников)
Производитель использует 4 вида ресурсов: –
7.Поисково-исследовательская деятельность по дополнительному материалу, словарям.
Задание: по дополнительной литературе (раздаточному материалу), словарям выбрать название экономического ресурса, привести пример и доказать, что он ограничен.
СЛАЙД о правилах самостоятельной работы.
1.Плохих идей не бывает.
2.Мыслите творчески.
3.Рискуйте.
4.Не критикуйте.
Работаем. (Пока работают, раздать таблицы)
Каждому на столе дидактический материал – таблицу только с заголовками, ребята вписывают туда ответы по ходу выступлений. Объясняю задание по пустой таблице
(постепенно выходит на СЛАЙДЕ)
Экономические ресурсы | Пример | Ограниченность |
Труд | Человеческие физические и умственные способности | + (возраст, пол, способности, смертность) |
Земля | Природные ресурсы планеты | + |
Капитал | Средства производства: станки, здания, деньги | + изнашиваются, тратятся |
Предпринимательство | Инициативность, умение вести экономич.деятель-сть | + не все люди способны |
Итак, закрепим. (по слайду) – спросить про Петра 1 – лес – связать с историей.
8.Проведем небольшую игру-исследование, где теперь уже я вам попытаюсь доказать, что ресурсы ограничены (Игра).
Раздать пластилин (всем участникам). Лепим один продукт производства – товар (одну вещь) продовольственный или промышленный. Считаем. Ломаем. (если бы мы с вами производителями, то наши потребители умерли бы с голоду). Доказываем, что ресурсы ограничены, а потребностей нужно больше удовлетворять продовольственных.
(Пока лепят – звучит музыка: закрыть проектор)
9.Совместный вывод.
Итак, мы подошли к главному вопросу экономики: Нужно удовлетворить потребности человека, но как же тогда использовать ресурсы? (РАЦИОНАЛЬНО)
(обратить внимание на слово «рационально» на доске)
Главное правило экономики звучит так:
Чтобы удовлетворить потребности человека, нужно рационально использовать ресурсы. СЛАЙД
Вспомним: потребности - какие? А ресурсы? Значит, главное правило экономики звучит немного по-другому:
Чтобы удовлетворять неограниченные потребности человека, нужно рационально использовать ограниченные ресурсы. СЛАЙД
Записать в тетрадь.
10.Пригодится ли то, о чем мы с вами говорили, в жизни? Где? В каких ситуациях? ( в повседневной жизни, живем в рыночную экономику, может быть, станете бизнесменами, законы – чтобы защитить себя от обмана, модная профессия – менеджер – организатор – уметь мыслить, знать потребности человека)
11.Закрепление.
1.Какие законы защищают участников экономического процесса?
2.Какие ресурсы экономики вы узнали?
3.В чем состоит главный вопрос экономики?
СЛАЙД с вопросами теста:
1.Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?
А. нефть
Б. природный газ
В. уголь
Г. бензин
1.Человек, создающий экономические продукты:
покупатель
производитель
потребитель
перекупщик
3.Вставьте пропущенные слова в тексте Закона (ст.34 Конституции РФ)
(право, имущества, экономической)
Ст.37 (свободен, способностями, профессию)
12.Домашнее задание:
параграф 8, задание №2, подобрать газетные статьи о людях труда. СЛАЙД
13.Оценки за урок.
14.Рефлексия – раздаточный материал на партах, отметьте любым знаком то, что считаете нужным.
Спасибо всем!
Синквейн (если время) – экономика, наука, система, рациональная, частная, государственная, хозяйствовать, производить, торговать, (При неогранич.потребно и т.д.)
«Песенка о ярмарке»
Леонид Филатов (с изменениями)
Будь ты шериф или ковбой, Тут всяк товар необходим
Иль золотоискатель, – И сбыть его нетрудно,
Давай отправимся с тобой Тут продается даже дым
На ярмарку, приятель! С костра Джордано Бруно.
Хоть и случается монет Здесь вы отыщите легко –
Здесь быстрая утечка, Хоть сей продукт и дорог!
Но в мире не было и нет Не только птичье молоко,
Приятнее местечка. Но даже птичий творог.
Тут продается с молотка Ну, словом, кто ты там ни будь,
Что только захотите – Пусть даже сам Создатель, –
К примеру, шапка Спартака Тебе невредно заглянуть
И туфли Нефертити. На ярмарку, приятель!
Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену –
Всегда найдется тот чудак,
Который спросит цену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....