Урок "Учимся быть избирателями"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Кобякина Марина Николаевна

Данный урок   направлен на изучение тем "Избирательной право" и "Избирательный процесс" . Урок является победителем областного конкурса на лучший урок по вопросам избирательного права и избирательного процесса, а также опубликован во Всероссийском сборнике педагогических идей №1 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_po_izbiratelnomu_pravu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Волосатовская средняя общеобразовательная школа

Селивановского района

Владимирской области

Урок по  обществознанию

9  класс

Тема:

« Учимся быть избирателями»

 

автор: Кобякина Марина Николаевна, учитель истории и обществознания, 13.11.1974 г.р.

адрес: 602340, Владимирская область, Селивановский район,

 

 

Цели урока: 

Ввести понятие «избиратель», подтвердить право избирать статьей Конституции РФ, осуществить перевод понятия «избиратель» с теоретической плоскости в практическую.

Способствовать формированию собственной точки зрения, развивать умения работать с документами, с текстом учебника.

Способствовать формированию активной гражданской позиции, самосознания россиянина

Оформление (приложение 1)

Оборудование:

Конституция РФ.

 Урна для голосования.

Бюллетени для голосования (приложение 2)

памятка избирателя (приложение 3)

документ «Демократия и охлократия» И.А.Ильин (приложение 4)

тест «Я – избиратель» (приложение 5)

Ход урока:

I . Организационный момент.

 - создание благожелательной атмосферы, рабочего настроя, ситуации успеха;

- приветствие, определение отсутствующих;

- пожелание работать активно, целеустремленно;

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

На прошлых уроках мы познакомились с принципами демократии, историей ее возникновения, рассмотрели взаимосвязь демократии в экономической, социальной,  политической и духовных сферах. А  сегодня     мы познакомимся с одним из самых существенных признаков демократии – выборами, но так как эта тема очень обширна, то разговор пойдет о том, что касается каждого из нас – о роли избирателя. Ведь очень скоро вам исполнится 18 лет, и вы станете избирателями.

На уроке вы не только углубите свои теоретические знания, но и поработаете практически, будете заполнять памятку избирателя, а в конце урока   проголосуете, выразите свое отношение к сегодняшнему уроку.

  I.Заполнение памятки избирателя.

Вопрос для класса: 

Каждый гражданин в зависимости от жизненной ситуации играет различные политические роли. Назовите, какие политические роли может играть гражданин? (депутат, участник митинга, избиратель)

Но депутатом может стать далеко не каждый, не каждый может оказаться среди участников митинга или возглавить какую-либо негосударственную политическую организацию. Однако у всех есть необходимый гарантированный Конституцией минимум политической деятельности, к нему относятся демократические выборы.

 Задание: Откройте   Конституции РФ, прочитайте статью 32. [п.1 - 2]

Вопрос: О каких политических правах говорится в статье 32? (о праве участвовать в управлении государством, о праве избирать и быть избранным).

Вопрос: Кто же такой избиратель? (гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, обладающий избирательным право)

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется  - избирательным правом.

Основным документом избирателя РФ является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

Задание: Прочитайте статью 32 Конституции РФ (п.3) 
Вопрос: Какие категории граждан лишены избирательного права?
(
обладают все граждане, кроме недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы)

Есть несколько принципов участия граждан в выборах:

всеобщее избирательное право        
2. равного избирательного права        
3. прямого избирательного права        
4. принцип тайного голосования        
5. принцип гласности        
6. гарантированность избирательных прав граждан        


Вопрос: Если эти принципы нарушаются, куда надо обратиться? (в суд)

Заполнение пункта 6 памятки избирателя. Учитель называет глаголы: ПРИШЕЛ, ПОЛУЧАЕТ, ПРОХОДИТ, ЗАПОЛНЯЕТ, ОПУСКАЕТ, а дети должны продолжить.

  Блиц – опрос «Знаете ли вы?»

В какой день недели проводятся выборы и почему?

С какого и до какого часа работают избирательные участки?

Какие бюллетени считаются недействительными?

Почему нет общего стола для выдачи бюллетеней, а предусмотрен ряд столов?

Можно ли проголосовать за члена своей семьи, если взять его паспорт?

  Работа с документом

 Задание: Прочитать документ «Демократия и охлократия» и ответить на вопрос: «Каким минимальным уровнем образования и осведомления должен обладать избиратель, чтобы выборы не стали карикатурою?»

Слова учителя:

Я всегда хожу на выборы, два раза была наблюдателем, в 2005 году была избрана депутатом Совета народных депутатов МОСП Волосатовское  и каждый раз к сожалению убеждаюсь в том, что на выборы в основном ходят люди, те кому за 40, самые активные – пенсионеры, самые пассивные – молодежь (политическая апатия)

Вопрос: Как вы думаете, что нужно сделать для привлечения молодежи к участию в выборах?

 Тестирование «Я – избиратель» (приложение)

 Подведение итогов

«Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, от которого зависит ваше будущее, будущее ваших детей, вашей Родины» -

-формирование и развитие навыков анализа и самоанализа

- рефлексия

- оценка работы учащихся (вербальная и балльная)

  Голосование

Учитель раздает бюллетени (приложение 2) и просит детей проголосовать. При голосовании соблюдается принцип тайного голосования.

Домашнее задание:  Закрепите материал текстом параграфа 43, написать сочинение – эссе на тему: «Голосование не определяет ход событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий»  (Дж. Уилл)

Список используемой литературы:

Конституция РФ .М. «Юридическая литература» 2009.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета.№ 106. 2002.

Л.Н.Боголюбов. «Обществознание». М. Просвещение. 2010  

«Человек и общество» Дополнительные материалы к учебнику Л.Н. Боголюбова М., Дрофа, 2001

Приложение 5

Тест «Я – избиратель»

Ответьте на вопрос, выбрав подходящий ответ.                                
1.Если Ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:        
а) сделаю, что просит        
б) не знаю, как поступить        
в) не сделаю        
2. Если Вам предложат приличные деньги за ваш бюллетень, то:        
а) продам        
б) не знаю, как поступить        
в) не продам        
3. Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть с         ночевкой у реки в отличной компании, то:        
а) не проголосую        
б) не знаю, как поступить        
в) проголосую        
4. Если Вы узнаете, что в день выборов ваши родители собрались на дачу и не         намерены голосовать, то:        
а) промолчу        
б) не знаю, как поступить        
в) буду просить проголосовать        
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:        
а)   проголосую за него        
б) не знаю, как поступить        
в) проголосую за другого кандидата        
6. Если один из кандидатов на пост президента пообещает перед выборами резко         снизить цены на продукты и одежду, то:        
а)   проголосую за него        
б) не знаю, как поступить        
в)  не проголосую  за него        
7. Если один из кандидатов на пост президента пообещает очистить страну от         «инородцев, из – за которых все неприятности», то:                                                                                                                                                                                                                                                                                
                                                                                                                                                                        а)         проголосую         за         него
б) не знаю, как поступить        
в)  не проголосую  за него        
8. Если один из кандидатов на пост президента пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ государства со 100% гарантией успеха, то:        
а)   проголосую за него        
б) не знаю, как поступить        
в)  не проголосую  за него

Ключ к тесту

ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «а», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба не завидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще когда – нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу.
вы помогаете тем, кто стремится искусно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Продавая свой голос за обещанные блага, вы все равно ничего не получите. Ничто не проявляется из ничего. Обещания выполнены не будут.        
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «б», то вы немногим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснется – я, мол человек маленький.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «в» то, все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

 

Приложение 2

Бюллетень для голосования

Вырази свое отношение к сегодняшнему уроку.

Урок понравился

Урок не понравился        

 

Не знаю

Бюллетень для голосования

Вырази свое отношение к сегодняшнему уроку.

Урок понравился

Урок не понравился        

 

Не знаю

Приложении 1

Оформление доски

Тема урока: «Учимся быть избирателями»

«Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины»

Информация о проводимой в учебном заведении работе по изучению избирательного права и избирательного процесса и месте занятий по данной тематике в учебном плане образовательного учреждения

Одним из основных направлений в воспитательной работе школы  является  гражданско-патриотическое, но нельзя воспитать достойного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданско-правового воспитания и образования учащихся. Частью гражданско-правового образования  является изучение  избирательного права и избирательного процесса. Цель  этой работы   - подготовка учащихся к ответственному участию в политической жизни в качестве компетентных, информированных граждан, преданных фундаментальным ценностям демократии. Все это требует приобретения отдельных знаний, интеллектуальных и практических навыков, а также выработки определенных установок и черт характера, которые увеличивают возможности индивида влиять на политический процесс, на становление гражданского общества. 

Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 11 классах. В   8 классе в рамках изучения урока «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство», в 9 классе -  «Гражданские и политические свободы», «Конституция РФ», в 10 классе – «Политическая деятельность», в 11 классе –«Политическая сфера жизни общества» 

На этих уроках я рассматриваю с учащимися   наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства;         основные                 политические права и свободы человека и гражданина;          понятие и социальную функцию выборов;         главные принципы избирательного права;         положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно         избирательных прав граждан и их гарантий;         основные стадии избирательного процесса;
виды избирательных систем и их особенности.                        
      На практике учащиеся могут применить эти знания  во время школьных выборов президента детского объединения «Белый парус».  Где выдвигаются предвыборные программы, идет наглядная и устная агитация, работает избирательная комиссия, соблюдаются принципы голосования.

Учитель истории и обществознания Кобякина Марина Николаевна,
МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа,
Селивановского района, Владимирской области

законы

избиратели

Законодательная власть

президент

Глава правительства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я -будущий избиратель

Данная викторина по обществознанию может быть использована в урочной и внеурочной деятельности....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Я будущий избиратель

Презентации для внеклассного мероприятия к параграфу 7 учебника Обществознание для 9 класса А.И. Кравченко "Голосование, выборы, референдум"...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Квест – игра «Ты кандидатом можешь и не быть, но избирателем – обязан!»

Игра в доступной форме раскрывает основы избирательного права, с помощью песен,ю видеофрагментов объясняет основные термины по теме. Ребята совершают экскурс в историю избирательного права и знакомятс...