Мир. ОБщество. Человек
рабочая программа (обществознание , 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный курс «Человек. Общество. Мир» предназначен для учащихся 10 Б класса и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся социально-гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание». Курс разработан на основе программы Волошиной О.И., Логунова А.П. и др. «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» Министерства образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться и» жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащегося готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании» Безусловный приоритет над знаниями отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным опытом
В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию.
Не менее важная цель – выработка учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстроизменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащегося высших интеллектуальных функций.
Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматический характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, тем более, что реализовать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект манипуляций политиков и шарлатанов.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА КУРСА
Актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимися, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала
Курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащегося способности понимания современных явлений, событий, процессов.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
Создать условия для выработки следующих межпредметных умений:
- Рефлексивных:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способ видения мира другими людьми;
- анализировать позицию автора текста; уметь понять написанные и произнесённые тексты;
- сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста;
- находить причинно-следственные связи; планировать исследование.
- Логических:
- сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
- использовать базовые категории;
- формулировать сущностные определения и т.д.;
- выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.
3. Текстовых:
Уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы речи
- при письменном изложении – раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл, значение в рамках избранной темы.
4. Коммуникативных:
- объяснять свой выбор, решение;
- ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
- вести дискуссию, слушать и слышать оппонента.
Курс рассчитан на 35 часов. Формы промежуточного контроля – рефераты, доклады.
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Домашнее задание |
1-2 | Введение: задачи курса, формы работы. | 2 | Подготовка докладов (тема 1) |
3-4 | Тема 1. «Загадка III тысячелетия» - когда же оно началось? Условность и реальность исторического времени. Заслушивание и обсуждение докладов. | 2 | Подготовка рефератов (тема 2). |
5-8 | Тема 2. Перспективы цивилизации: | 4 | Подготовка выступлений по теме 3, по группам |
а) Уточнение понятия цивилизация, история вопроса, точки зрения. Заслушивание реферата и дискуссия по теме реферата. | 2 |
Б) Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. Заслушивание реферата и его обсуждение. | 2 |
9-13 | Тема 3. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях: | 5 | Подготовка рефератов по теме 4. |
А) Диалог цивилизаций. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением. | 1 |
Б) Конфликт и противостояние цивилизаций. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением. | 1 |
В) Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла»; Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции). Заслушивание докладов с последующим их обсуждением. | 3 |
14-17 | Тема 4. Попытки выработки цивилизационных универсалий: | 4 | Подготовка докладов по теме 5. |
А) «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. Заслушивание реферата с последующим его обсуждением. | 2 |
Б) «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. Заслушивание реферата с последующим его обсуждением. | 2 |
18-22 | Тема 5. Нарастание цивилизационных кризисов: | 5 | Подготовка докладов по теме 6 |
А) Глобальная Африка. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением. | 1 |
Б) Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. . Заслушивание доклада с последующим его обсуждением. | 1 |
В) Экологические кризисы. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением. | 1 |
Г) Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
23-27 | Тема 6. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на нее. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 5 | Подготовка рефератов по теме 7. |
А) Активизация национального и религиозного фактора, движение «анти-» Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
Б) «Принуждение к миру» (США). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
В) Ориентация на собственные силы (Китай). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
Г) Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 2 |
28-32 | Тема 7. Основные тенденции цивилизационного развития: | 5 | Подготовка по одному сообщению от группы по теме 8 |
А) Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
Б) Международный терроризм. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 2 |
В) Поиск координированных усилий (сотрудничество в Космосе и др.). Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
Г) Перспектива сохранения многообразия в условия универсализации. Заслушивание доклада с последующим его обсуждением | 1 |
33-35 | Тема 8. Главные загадки и тайны. Третьего тысячелетия. Выступления по группам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"
Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...
Тест формата ЕГЭ по темам "Общество. Человек"
Тесты содержит задания всех типов. Составлен на примерах из ЕГЭ...
Опрос по теме "Общество", "Человек". Обществознание 6 класс.
Опос по теме "Общество", "Человек". Обществознание 6 класс...
Природа, общество, человек
8 класс...
8 класс Урок истории ТЕМА Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
Класс 8Урок историяТЕМА 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: новые проблемы...
Проверочная работа по обществознанию в 10 классе по теме " Общество". "Человек".
Проверочная работа по теме "Общество"."Человек" с ответами....
19_02_6класс_общество_человек славен добрыми делами первый час
19_02_6класс_общество_человек славен добрыми делами первый час...