Природа, общество, человек
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема: Природа, общество, человек.
Ход проведения урока
Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).
Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.
Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
- Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?
- О каких явлениях говорит автор произведения?
- Каким общим словом можно назвать данные явления?
- Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?
III. Изучение нового материала
- 1. Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природы в жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.
Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.
Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
- Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.
В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.
В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.
2. Работа с новыми терминами и понятиями.
Природа
в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа
нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты
многообразии проявлений земная оболочка, охвач.жиз.
Что такое общество?
Общество тесно связано с природой.
Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Биосфера - это нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населённая живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.
Ноосфера – это «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Природная система – совокупность элементов живой и (или) не живой природы, находящихся в определённой связи и отношениях между собой и образующих относительно устойчивое единство и целостность.
Естественная среда обитания человека – та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности (поверхность Земли, её недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть нашей Солнечной системы).
Искусственная среда обитания- это та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа (города, дороги, жилище, транспортные средства и т.)
Домашнее задание:
- ответить на вопрос письменно в тетради (см. приложение 1.)
- повторить термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 6-м кл. " Человек, природа, общество".
Презентация помогает учащимся 6-го класса понять, что природа - естественная среда обитания человека.Развитие человеческого общества привело к отрицательному воздействию на природу....
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.
Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...
Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"
Образовательная программа "Человек. Природа. Общество" расчитана на изучение с 1 класса по 11....
Человек, природа, общество
Урок по обществознанию для 8 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия) Это занятие разработано по обществознанию для 8 класса....
презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику А.И.Кравченко по теме: "Человек, природа, общество"
презентация помогает учащимся выявить взаимосвязь природы, общества и человека. Подробно знакомит с экологическими проблемами современности и способами защиты природы. Содержит проблемные и творческие...
Урок обществознания в 7 классе "Природа, общество, человек"
Урок обществознания в 7 классе, открывающий тему взаимоотношений человека и природы....
методический материал к уроку по обществознанию по теме «ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК».
материал содержит конспект урока, презентацию к уроку...