Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Федерального базисного плана и прмерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ,реализующих программы общего образования
- Авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова,Н.И.Городецкой и др.,издательства "Просвещение",М.2011г
- Учебника "Обществознание 9 класс", под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева, издательства "Просвещение",М.2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_9_klass_2012-2013.rar | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная
школа №8 с. Левокумка
Минераловодского района
Рабочая программа
Утверждено на заседании
Педагогического совета
Протокол №____от______________2012г.
Председатель педсовета_________Долгова О.А.
Обществознание
9 Класс
на 2012-2013 учебный год
Учитель Литус Марина Сергеевна
Муниципальное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная
Школа №8 с. Левокумка
Минераловодского района
Согласовано
Протокол №_____
Заседания методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
От_____________2012г.
Руководитель МО_________Аганисьян Н.А.
Согласовано
Заместитель директора по УВР _________________ Ребикова Т.Н.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089).
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2010г №889).
- Авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова Н.И.Городецкой и др., издательства «Просвещение», М. 2011г.
- Учебника Обществознание 9 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева, издательства «Просвещение»,М. 2011г.
Программа рассчитана на 34 часа.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско – общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно – бытовых отношений.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.
Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право» уделяет внимание рассмотрению вопросов теории права, отраслей права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федерального устройства РФ, а также механизмам реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащих ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля ются:
• умение сознательно организовывать свою познава тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти ческим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнение познавательных и практических зада ний, в том числе с использованием проектной деятельнос ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас считанных на:
— использование элементов причинно-следственного анализа;
— исследование несложных реальных связей и зависи мостей;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
— выбор верных критериев для сравнения, сопоставле ния, оценки объектов;
— поиск и извлечение нужной информации по задан ной теме в адаптированных источниках различного типа;
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава тельной и коммуникативной ситуации;
— объяснение изученных положений на конкретных примерах;
— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис ле для корректировки собственного поведения в окружа ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова ний;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова ния или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен
знать
- основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
- характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
- объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
- сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
- вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- для реализации и защиты прав человека и гражданина;
- для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
- в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Тематический план
Темы | Количество часов |
Введение. | 1 |
Тема 1. Политика и социальное управление | 8 |
Тема 2. Право | 16 |
Резервное время | 9 |
Итого | 34 |
критерии оценки знаний учащихся
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Основная литература:
- Обществознание, 9класс, под ред. Боголюбова Л.Н, издательства «Просвещение», 2011,
Дополнительная литература:
- Материалы ФИПИ для подготовки к ГИА (2010-2013).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Основное содержание тем | Повторе- ние | Домашнее задание |
1 | Введение. | 1 | комбинированный | Общество, сферы общественной жизни, общественные отношения. | Записи | ||
Тема 1. Политика и социальное управление | 8 | ||||||
2 | Политика и власть | изучения нового материала | §1,с.4-11,эссе по выбору с.11 | ||||
3 | Государство | комбинированный | Государство, суверенитет, публичная власть, форма правления, федерация, унитарное государство, монархия, республика, гражданство | §2, с.11-20, понятийный запас | |||
4 | Политический режим. | комбинированный | Политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия | §3,с21-27 | |||
5 | Резервное время. Развитие демократии в современном мире | 1 | дискуссия | Власть, демократия, право, справедливость | Эссе, с.28 по выбору | ||
6 | Правовое государство | комбинированный | Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная власть | §1 | §4,с.29-36 | ||
7 | Резервное время. Условия становления правового государства в РФ | 1 | дискуссия | Конституция, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная власть | С.37, Говорят мудрые (точка зрения) | ||
8 | Гражданское общество. | изучения нового материала | Гражданское общество, власть, местное самоуправление | §5,с.38-45 | |||
9 | Резервное время. Пути формирования гражданского общества в РФ | 1 | Лабораторное занятие | Общественная палата | §5,с.45-48,эссе с.48 | ||
10 | Участие граждан в политической жизни | комбинированный | Политика, избирательное право, политические права и свободы, выборы, референдум | §4 | §6,с.48-55 | ||
11 | Резервное время. Опасность политического экстремизма | 1 | дискуссия | Политические права и свободы. Политический экстремизм. Политическая культура | §6,с.55-58 | ||
12 | Политические партии и движения | комбинированный | Политика. Общественно-политические движения. Политическая партия партийная система, многопартийность | §1 | §7, с.59-65 | ||
13 | Средства массовой информации | комбинированный | СМИ. Роль СМИ в предвыборной борьбе | По записям в тетрадях | |||
14 | Резервное время. Повторительно-обобщительный урок по теме Политика. | 1 | повторения и обобщения | §1-7 | Понятийный запас, подготовиться в тестированию в формате ГИА | ||
Тема 2 Право | 16 | ||||||
15 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. | изучения нового материала | Право, норма права, нормативно-правовой акт, закон, отрасль права, институт права | §8с.66-78, понятийный запас | |||
16 | Правоотношения и субъекты права | комбинированный | Правоотношение, правоспособность, дееспособность | §1 | §9,с.78-84 | ||
17 | Резервное время. Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | Лабораторное занятие | Частичная дееспособность, полная дееспособность эмансипация несовершеннолетних | §9 | По записям в тетрадях | |
18 | Понятие правонарушения. | комбинированный | Правонарушение, проступок, преступление, | Предэкзаменационное повторение | §10,с.85-90 | ||
19 | Резервное время Понятие и виды юридической ответственности | 1 | комбинированный | Юридическая ответственность, презумпция невиновности | §10,с.89-91 сам. работа в формате ГИА, часть С | ||
20 | Правоохранительные органы | комбинированный | Суд, суд присяжных, прокуратура, нотариат | §1-2 | §11, с.94-102 | ||
21 | Конституция – основной закон РФ | изучения нового материала | Основной закон | §12,с.103 сам .работа в формате ГИА | |||
22 | Основы конституционного строя. | изучения нового материала | Основы конституционного строя | §3-4 | §13,с.110-119 | ||
23 | Понятие прав , свобод и обязанностей | комбинированный | Права человека, Всеобщая декларация | понятийный запас по теме Экономика 8 класс | §14,с.120-128 сам .работа в формате ГИА | ||
24 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии | комбинированный | Система защиты прав человека. Конституционные обязанности гражданина | §5-6 | §15,с.128-135,эссе по выбору с.135 | ||
25 | Резервное время. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ | 1 | Лабораторное занятие | Понятийный запас, подготовиться в тестированию в формате ГИА | |||
26 | Гражданские правоотношения | комбинированный | Право собственности, гражданско-правовой договор, права потребителей | §7-8 понятийный запас по теме Политика | §16,с.135-144, понятийный запас, | ||
27 | Право на труд. | комбинированный | Право на труд. Трудовые правоотношения. Правовой статус несовершеннолетнего. трудоустройство | §9-10 | §17, 145-153 | ||
28 | Семейные правоотношения | комбинированный | Брак. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей | §11-12, 15-17 | §18,с.154-163 подготовиться в тестированию в формате ГИА | ||
29 | Резервное время. Тестирование в формате ГИА по теме Право. | 1 | |||||
30 | Административные правоотношения | комбинированный | Административные правоотношения Административное правонарушение. Виды административных наказаний. | §13-14 | §19, 164-172 | ||
31 | Уголовно – правовые отношения | комбинированный | Основные понятия институты уголовного права. Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних | §15-16. понятийный запас по теме Экономика 8 класс | §20,173-181 сам .работа в формате ГИА | ||
32 | Социальные права | комбинированный | Социальные права. Жилищные правоотношения | §17-18 | §21, 182-191 сам .работа в формате ГИА | ||
33 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов | изучения нового материала | МГП. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённого конфликта | §19-21 понятийный запас по теме Сфера духовной жизни 8 класс | §22,с.192-199 сам .работа в формате ГИА | ||
34 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | комбинированный | Закон « Об образовании» | § 12-13 понятийный запас по теме Политика | §23,200-205 понятийный запас, подготовиться в тестированию в формате ГИА | ||
Резервное время 9 часов: уроки 5,7,9,11,14,17,19,25,29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...