рабочая программа по обществознанию 11 класс
календарно-тематическое планирование (обществознание , 11 класс) на тему
рабочая программа по обществознанию по программе Кравченко.11 класс. 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_11_klass.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
"Согласовано" "Утверждено" «Утверждаю»
Руководитель МО учителей Замдиректора по УВР Директор МОУ СОШ № 10
__________________________ _______________________ ______________________
"______" -____________2010 г. "_____" ____________2010 г. "_____" ____________2010 г.
Календарно – тематическое
планирование.
Предмет – обществознание.
Класс – 11 «А», «Б».
Учитель – Рудая Наталья Владимировна
Количество часов за год: 34
Всего – 68 часа в неделю – 2 часа.
Плановых к/р – 1, зачетов – 0, тестов – 4.
Планирование составлено на основе развернутого тематического планирования по программе АИ. Кравченко по обществознанию автора-составителя Г.А. Борознина. Волгоград. 2010 год.
Учебник – «Обществознание. 11 класс», А.И. Кравченко, Е.А. Певцова,2007.
Тематическое планирование составила - Рудая Наталья Владимировна.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 11 класса разработана на основе:
- Федеративного компонента государственного стандарта общего образования История. Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по истории для образовательных учреждений» № 1089 от 05.03.2004 г.
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень). – М.: МОН, 2006.
- Авторской программы Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2011
- Письма министерства образования РФ № 03-1263 от 07.07.2003 г.
- Программа утверждена на основании приказа директора МОУ СОШ № 102 № 272 от 26.08.2011 г. об утверждении порядка разработки и утверждения рабочих программ.
- Приказа Комитета по образованию администрации области № 1769 от 21.09.2006 г.
- Рекомендации ВГАПК РО.
- Рабочая программа соответствует Государственному общеобразовательному стандарту по обществознанию, разработанному Министерством образования РФ. Допущена Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ. Представляет собой один из рекомендованных Министерством образования РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Программа вошла в Федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год. Составлена с учетом требований нового Государственного общеобразовательного стандарта.
Данная программа является продолжением курса «Обществознание» для 8-9 классов. Программа предназначена для изучения в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.
Количество часов в год: 68; Количество часов в неделю: 2
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
- Кравченко А.И. , Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 классы.
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ 2009. Типовые тестовые задания – М.: «Экзамен», 2009.
- Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В - Челябинск: Взгляд, 2008.
- Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ Степанько С.Н. - Волгоград: Учитель, 2007
Методическая литература:
- Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание 10-11 класс»
- Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко).
- Книга для учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» под ред. Л.В.Полякова. М. Русское слово, 2009.
- Методическое пособие по курсу «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» авторы: Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе. М. Русское слово, 2008.
Дополнительная литература:
- Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2006.
- Мировая художественная культура 10-11 класс. М. «Русское слово», 2009.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
. Структура курса
№ | Модуль (ГЛАВА) | ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Закон и право | 14 |
Социальная система общества | 11 | |
2 | Взаимодействие людей в обществе | 14 |
3 | Культура и духовная жизнь | 15 |
Внутренний мир и социализация человека | 14 | |
Итого: | 68 |
4. Контроль реализации программы
- а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя
- б) Текущий контроль – после изучения большой темы
- в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест
Основная задача данного курса обществознания – вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.
Цели данного курса:
- ознакомить учащихся с основными представлениями по различным вопросам общ0ествознания, сложившимися в мировой культуре, не ограничиваясь как узким подходом в рассмотрении социальных процессов, так и рамками какой-либо идеологии; применять проблемный метод обучения.
- сформировать представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовно
- соблюдать разумный баланс в содержании курса между теорией и ее практическим преломлением; активизировать внимание учащихся на том, что может пригодиться в обычной, повседневной жизни гражданина, работника, члена семьи;
- стремиться по возможности уходить от абстрактных рассуждений по проблемам развития общества, культуры, человеческих взаимоотношений, раскрывать их на материале отечественной истории и культуры; рассматривать патриотические взгляды и чувства как одну из составных частей национальной идеи.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Задачи курса:
- Формирование гражданского патриотизма.
- Формирование навыков умения самостоятельного добывания учащимися знаний.
- Формирования умения общаться, дискутировать, анализировать и делать выводы и обобщения.
- Адаптация учащихся к требованиям, учебным технологиям высшей школы.
- Подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов.
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Обязательный минимум содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Мультимед. Средства обучения | Межпредметные связи. | Домашнее задание | Дата проведения | |||
план | факт | ||||||||||||
Раздел 1. Закон и право (16 часов). | |||||||||||||
1 | Происхождение права. Правовые системы и источники права. | 1 | Изучение нового материала | Основные концепции о происхождении и сущности права. Структура права. Правовая система. Прецедент. Романо-германская и англосаксонская правовые системы. Римское право. | Давать определение понятию право. Объяснять сущность отдельных концепций правопонимания. Разъяснять сущность правовой системы и системы права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов. Аргументировано доказывать значимость права в обществе. | вводное тестирование, выборочное оценивание Измерители: ответы на ? | Законодательство древних государств, | Схемы, таблицы. Карточки с информацией | История, Правовед | №1. Вопрос 1-2. | |||
2 | Формы и структура права | 1 | Комбинированный | Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Отрасли и институты права, норма права. Источники права. | Разъяснять действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Давать определение понятий: право, публичное право, частное право, конституция РФ, нормы права, отрасли права. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | выборочное оценивание. Анализ документов. Измерители: ответы на ? | «Русская Правда» | Схемы, таблицы. Карточки с информацией | История, Правовед | Мини-исследование «Конституционное право» | |||
3 | Право в системе социальных норм | 1 | Урок – лекция. | Право. Мораль. Взаимодействие права и морали. Прецедент. Закон. Публичное и частное право. Источники права. | Аргументировано доказывать значимость права в обществе. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. Давать определение понятий темы. Уметь применять знания и термины в практической деятельности. | Устный опрос, Заполнить таблицу «Право и мораль». Работа с документами. | таблицы. учебник, документы, | История, Правовед | №1. Вопрос 3-7, практикум | ||||
4 | Система российского права. | 1 | Комбинированный урок. | Правовая система. Закон. Конституция. Права и свободы. Принципы российского права. Закон обратной силы не имеет. Практикум. | Давать определение понятию право. Объяснять сущность отдельных концепций правопонимания. Разъяснять сущность правовой системы и системы права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов. Аргументировано доказывать значимость права в обществе. Разъяснять действие закона во времени , пространстве и по кругу лиц. Давать определение понятий: право, публичное право, частное право, конституция РФ, нормы права, отрасли права. | Комбинированный опрос. Работа с документами. | Мини-проект «Презумпция невиновности» | учебник, документы | История, Правовед | Мини-исследование «история развития права в России. | |||
5 | Гражданство РФ. | 1 | Комбинированный урок. | Гражданство. Права и свободы. | Давать определение понятия: гражданин, гражданство, правовая связь человека и государства, права, обязанности гражданина. Разъяснять сущность взаимоотношений человека и государства. | Устный опрос. Практикум. | Заполнить таблицу «права и обязанности гражданина» | таблицы. учебник, документы, | История, Правовед | Эссе «Что для меня значит – Гражданин России? | |||
6 | Правосудие в современной России: судебная система. | 1 | Комбинированный | Правосудие и эволюция судебной системы в России. Судебная система РФ. Основные принципы российского судопроизводства. | Разъяснять особенности российского судопроизводства. Описывать судебную систему РФ. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | Федеральный закон «О мировых судьях в РФ», схема «Юридические профессии» | Схема, учебник, образцы искового заявления | право | №2, вопросы, практикум. | |||
7 | Правосудие в современной России: судебная система. | 1 | Комбинированный | Исковое заявление. Суд присяжных, история суда присяжных. Институт судебных приставов. | Уметь составлять исковое заявление. Давать определение понятий: коллегиальность, присяжные заседатели, принципы судопроизводства, кассация, инстанция. Характеризовать особенности судебной системы РФ. | Работа с документами. Решение юридических задач. | Мини-исследование «Особенности российской судебной системы» | Документы. Презентация Power Point по теме. | Право | § 2 Понятия. Вопросы. Творческ. задания. | |||
8 | Юридическая ответственность | 1 | Комбинированный | Поведение человека в правовой сфере. Уголовная ответственность. Преступление. Признаки преступления. Объект посягательства. Гипотеза, диспозиция, санкция. | Знать, что такое юридическая ответственность, когда она наступает. Характеризовать состав правонарушения. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Фронтальный опрос. Беседа. | Мини-исследование «Преступление» | Учебник, таблица | Право | § 3. вопросы, термины | |||
9 | Виды юридической ответственности | 1 | Комбинированный | Юридич. ответственность и ее виды. Умысел. Невме-няемость. Покушение на преступление. Санкции. Административное право. Дисциплинарная ответ-ственность. Гражданские правонарушения. Матери-альная ответственность. | Различать поступки человека с точки зрения правомерности и неправомерности поведения. Уметь составлять схемы и таблицы: «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». Таблица «Виды юридической ответственности», схема «Юридическая ответственность». | Заполнить таблицу «основные виды юридической ответственности», фронтальный опрос | Эссе «Казнить нельзя помиловать» | учебник, схема. таблицы | Право | №3 проблема1вопросы 1-8. Подготовиться к диспуту: нужна ли смертная казнь? | |||
10 | Юридическая ответственность | 1 | Комбинированный | Смягчающие и отягча-ющие обстоятельства. Несовершеннолетние и юридическая ответственность. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. | Давать определение понятий: юридическая ответственность, правонарушение, презумпция невиновности, отклоняющееся поведение. Девиантность. Делинквентность. Выполнять практические задания. Уметь моделировать правовые ситуации. | Участие в диспуте, тестирование | Мораторий на применение смертной казни | Учебник, презентация | Право | Составить презентацию по теме. | |||
11 | Особенности уголовного процесса | 1 | Урок- игра | Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность. Наказание. | Давать определение понятий темы, умение применять их и полученные знания на практике. | Устный опрос. Участие в игре | Схема «Виды административной ответственности». | справочники | История, Правовед | Практикум № 3. | |||
12 | Частное право: предпринимательство и закон | 1 | Комбинированный | Предпринимательство и закон. Публичное и частное право. Хозяйствующие субъекты. Формы предпринимательства. Физические и юридические лица. | Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Фронтальный опрос. Составить схему: признаки юридического и физического лица. | Схемы, таблицы. Учебник, | История, Правовед. | § 4. | ||||
13 | Частное право: Правоспособность и дееспособность. | 1 | Комбинированный | Правоспособность и дееспособность. Унитарные предприятия. Учредительный договор, устав. Регистрационная палата. | Разъяснять сущность правоспособности и дееспособности, субъектов правоотношений. Знать перечень документов, позволяющих открыть дело. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Устный опрос. Работа с документами. | Право на интеллектуальную собственность. | Учебник, документы, | История, Правовед | § 4. | |||
14 | Частное право: трудовые и личные отношения. | 1 | Комбинированный | Безработные. Трудовая книжка. Трудовой договор. Испытательный срок. Брачно-семейные отношения. Брачный контракт. Виды владения и распоряжения имуществом. Конвенция по правам ребенка. | Знать особенности регулирования трудовых правоотношений. разъяснять сущность института брака. Уметь составлять трудовой договор, брачный контракт. Давать определение понятий: субъект права, физическое лицо, юридические лица, правоспособность, дееспособность, трудовой контракт, брачный контракт, частное право, эмансипация. | Составить трудовой договор. Заявление о приеме на работу. Устный опрос. | Занятость и трудоустройство. Наследование. | Учебник, документы, мультиед Карточки с информацией | История, Правовед | § 4. | |||
15 | Поведение человека в правовой сфере | 1 | Комбинированный | Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия. | Находить оценочные суждения в учебной литературе по проблемам и противоречиям правового поведения людей. Называть пути защиты своих прав. Характеризовать правовую систему. Доказывать важность и необходимость права для общества. Совершенствовать навыки выполнения лабораторной работы. | Эссе . комбинированный опрос ситуационный практикум | История, Правовед | Анализ проблемных ситуаций, высказывания | |||||
16 | Закон и право | 1 | Проверочная работа | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | тестирование | Тестовые задания | История, Правовед | Самопроверка теста | |||||
Раздел 2. Социальная система общества (10) часов | |||||||||||||
17 | Социальная стратификация Исторические типы стратификации | 1 | Комбинированный | Социальная стратификация и ее сущность. Рабство, кастовое общество, сословное и классовое общество. Социальные символы и знаки. «Табель о рангах Петра I». Поместное и служилое дворянство. | Объяснять сущность социальной стратификации. Уметь объяснять положение моделей определенного социального класса. Давать определение понятий: страта, класс, рабство, сословие, престиж, власть. Знать историю развития социальной стратификации в России. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Заполнить таблицу «социальное деление общества», фронтальный опрос. | Учебник, таблица. | История, право. | сообщения о титулах, званиях, орденах. | ||||
18 | Современные типы стратификации | 1 | Комбинированный | Современная градация общества по классам. Влияние политического и экономического развития на социальную стратификацию. | Описывать образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные способности 2-х социальных классов по выбору, как сравнительную характеристику. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Устный опрос, участие в работе творческих групп. | Религиозные объединения и организации РФ. | Учебник, таблица. презентация | История, право. | №5, вопросы и задания | |||
19 | Социальная мобильность | 1 | Комбинированный | Социальный статус. Социальная мобильность, ее виды. Каналы мобильности. | Объяснять сущность социального статуса. Характеризовать основные виды социальной мобильности. Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности. | Заслушиваются и оцениваютс сообщения,. | П. Сорокин. «Выскочки» и монархи. (отрывок). | Учебник, схемы. | История, право. Социология. | №6, вопросы и задания, | |||
20 | Социальная мобильность | 1 | Комбинированный | Сорокин П. «Выскочки» и монархи. Анализ раздела трактата «Человек. Цивилизация. Общество». | Давать определение понятий: социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, жизненные стратегии, приписываемый статус, достигаемый статус. Знать основные положения статьи «Выскочки» и монархи. Уметь анализировать документ. | Фронтальный опрос. Работа в группах по алгоритму | Учебник, худож. литература по выбору уч-ся | История, право. Социология. | Составить тест по теме | ||||
21 | Социальная мобильность | 1 | Деловая игра | Социологический анализ. Социальные роли и статусы. Моделирование ситуаций социальной мобильности для себя и членов своей семьи. | Знать основные принципы социологического анализа. Уметь составлять социологический опросник. Уметь анализировать итоги опроса, составлять диаграммы и таблицы. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Письменный опрос. Выполнение творческих заданий. | Учебник, карточки с заданием, раздаточный материал | История, право. Социология. | Проблема к § 6. Провести соц опрос в семье | ||||
22 | Молодежь как социальная группа. | 1 | Урок-беседа. | Молодежная культура. Молодежная субкультура. Молодежные объединения и организации. | Знать определения понятий. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своей точки зрения. | Фронтальный опрос. | презентации | История, право. Социология. | Сообщения о молодежных субкультурах. | ||||
23 | Семья и брак. Функции семьи | 1 | Комбинированный | Добрачное поведение. Брак и создание семьи. Формы семьи. Современная семья, ее особенности. Гражданский брак и его последствия | Пояснять сущность брака как социального института общества. Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов. Описывать роль семьи в развитии общества, функции брака и семьи. Анализировать проблемные ситуации и высказывания. | Комбинированный опрос. | Домострой. | Учебник. Отрывки из литературных произведений | История. литература | №7. Практикум 3. Вопросы. | |||
24 | Демографическая политика. | 1 | Комбинированный урок. | Демографическая ситуация. Демографический кризис. Демографическая политика. Неполная семья. | Знать определения понятий. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своей точки зрения. | Устный опрос. Работа с документами. | Материнский капитал. | Учебник. Интернет-ресурс. Раздаточный материал | История. Литература | Исследование: динамика рождаемости за последние 15 лет. | |||
25 | Как добиться успеха в бизнесе и личной жизни на различных ступенях стратификации | 1 | Комбинированный | Социальн. стратификация в современном обществе. Как можно сделать карьеру и добиться высокого социального статуса. Успех в личной жизни. Некоторые секреты семейного счастья. | Приводить конкретные примеры, поясняющие особенности социальной стратификации в РФ. Анализировать материалы СМИ и учебника о социальной мобильности, делать выводы о возможности достижения успеха в жизни. Давать определение понятий: успех, карьера, жизненная стратегия, самореализация. | Комбинированный опрос, защита подготовленных сообщений, | Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. | Учебник, газеты, мультимед | История, литература. | Приготовиться к тестированию. | |||
26 | Социальная система общества | 1 | Урок проверки ЗУН | Материал раздела 3. Основные понятия и термины. | Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | тестирование | Тесты разной сложности | История, литература. | |||||
Раздел 3. Взаимодействие людей в обществе | |||||||||||||
27 | Социальное взаимодействие | 1 | Комбинированный | Что такое социальное взаимодействие. Основные формы взаимодействия людей: корпорация, конкуренция, конфликты. | Разъяснять сущность социального взаимодействия. Характеризовать основные элементы и формы социального взаимодействия. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Фронтальный опрос, работа по алгоритму. | Учебник. Отрывки из художеств. литературы. | История, литература. | №8, вопросы, практикум. | ||||
28 | Деятельность и поведение | 1 | Комбинированный | Поведение, деятельность, поступок. Свобода выбора. Конфликт как частная форма конкуренции. | Анализировать определенные поступки людей с точки зрения социального взаимодействия. Давать определение понятий: социальное взаимодействие, потребности, мотивация, ожидание, кооперация, конкуренция, конфликт. | Комбинированный опрос. | Правовые основы соц. защиты и соц. обеспечения. | Учебник. Отрывки из художеств. литературы. | История, литература. | Составить тест | |||
29 | Социальное взаимодействие как основа социальных явлений | 1 | Комбинированный | Формы массового поведения. правила поведения в толпе. Характерные черты социального поведения молодежи. | Уметь характеризовать правила поведения в толпе. Уметь моделировать ситуации социального взаимодействия. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Тестирование | Раздаточный материал | История, литература. | №8, эссе. | ||||
30 | Конфликт и пути его разрешения. | 1 | Комбинированный | Конфликт и основные способы его разрешения. Социальная напряженность. Фрустрация. Компромисс. Переговоры. Посредничество. арбитраж. Применение силы. Закон. | Пояснять сущность социальной напряженности общества. Знать особенности конфликтов, возникающих в обществе, давать советы по их разрешению. | Фронтальный опрос, работа по алгоритму. | Материал о движениях протеста . религиозных конфликтах. | Учебник, таблица. | История, политология | Составить словарь темы | |||
31 | Протестное поведение | 1 | Комбинированный | Протест как активная форма конфликтного поведения. Антагонизм. Групповое давление. Парламентское лобби. Организованный и неорганизованный протест. Формы организованного протеста. Саботаж. | Характеризовать протестные формы поведения людей. Давать определение понятий: конфликт, протест, социальное движение. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Комбинированный опрос. | Учебник, схема, | История, политология | №9, вопросы и задания. Практикум. | ||||
32 | Социальные движения. | 1 | Урок - диспут | Социальные движения и их характеристика. Реформаторские, регрессивные, утопические и революционные движения. | Характеризовать социальные движения. Уметь моделировать ситуации конфликтного и протестного поведения. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Опрос, ситуативный практикум | Учебник, таблица, документы. | История, политология | Эссе: роль соц. движений в современном мире» | ||||
33 | Социальный контроль | 1 | Комбинированный | Социальный контроль и его элементы. Виды санкций. Социальные предписания. Нормы и ценности общества. | Характеризовать особенности социальных норм и их санкций. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Составление схемы: санкции за нарушение или соблюдение норм. Опрос. | Учебник. Схема. | История, социология | № 10, вопрос 1 (п), практикум (у) | ||||
34 | Формы социального контроля. | 1 | Комбинированный | Формы социального контроля: самоконтроль, внешний контроль. Совесть. Инфантилизм общества. | Разъяснять особенности самоконтроля. Характеризовать конкретные проявления внешнего контроля. Давать определение понятий: нормы, санкции, социальные предписания, система социального взаимодействия, самоконтроль, совесть. | Устный опрос. | Учебник. схема | История, социология | сообщения | ||||
35 | Социальный контроль как элемент социального управления | 1 | Деловая игра | Отличие контроля от надзора. Моделирование ситуации делового взаимодействия. Социальный контроль как элемент социального управления. | Уметь выделять основные черты социального контроля и надзора . Уметь моделировать практические ситуации социального контроля. | Участие в диспуте, тест. | Учебник. документы | История, социология политология | № 10, вопрос 2-10 | ||||
36 | Отклоняющееся и противоправное поведение | 1 | Комбинированный | Девиантное поведение. Деликвентное поведение и его характеристика. Социальный контроль. Общественное мнение. | Характеризовать сущность девиантного поведения, его формы. Выделять особенности делинквентного поведения. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Устный опрос. Решение практических задач. | Алкоголизм. Наркомания. | учебник | история | № 11. Вопросы практикум, сообщения. | |||
37 | Борьба с девиациями. | 1 | Комбинированный | Сознательная и неосознаваемая девиантность. Относительность девиантного поведения. Абсолютность делинквентного поведения. | Пояснять причины отклоняющегося поведения. Давать определение понятий: девиантное поведение, делинквентное поведение, общественное мнение, криминогенная обстановка, группы риска. | Комбинированный опрос, работа в группах по алгоритму, сообщения, анализ сообщений.. | Учебник, презентация | История литература | Сочинение: как покончить с преступностью в стране. | ||||
38 | Отклоняющееся и противоправное поведение как массовое явление | 1 | Урок-исследование. | История России: периоды сильно развитого внешнего контроля. И периоды слабо развитого внутреннего контроля. Характеристика периодов. | Знать особенности исторического развития России в переломные моменты. Уметь анализировать историческую ситуацию. | Устный опрос. Решение практических задач. | Переломные этапы развития страны. | Учебник, презентация | история | Решить тест | |||
39 | Семинар: Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе. | 1 | Урок-конференция. | Конфликт в обществе: причины, сущность, способы решения. Я и самоконтроль моего поведения. Проблема причинности правонарушений и способов борьбы с ними. | Анализировать сообщения СМИ о проблемах и противоречиях в поведении человека и причинах правонарушений. Характеризовать конкретные формы протестного поведения. Давать определение понятий: самоконтроль, волевые усилия, протестное движение, правонарушение, противоправное поведение. | Комбинированный опрос, сообщения, анализ сообщений и ситуаций, тест. | Общественные и социальные конфликты; Преступность в городе, ее соц. состав | Учебник, дополнительный материал -сообщения | История Литература история | Проблема 2, Эссе: может ли быть конфликт с самим собой. | |||
40 | Взаимодействие людей в обществе | 1 | Урок применения ЗУН | Материал раздела 4. Основные понятия и термины. | Уметь характеризовать взаимодействие людей в обществе.. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. - решение познавательных и практических задач | Тестирование | тест | Решить тест | |||||
Раздел 4. Культура и духовная жизнь (14 часов). | |||||||||||||
41 | Что такое культура. | 1 | Комбинированный | Культура и ее понимание в современном мире. Основные ценности культуры. | Давать определение различным значениям понятия культура. Характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры. | Фронтальный опрос, ситуативный практикум. | Культура поведения в городе. | Учебник, раздаточный материал | литература | №12, вопросы. | |||
42 | Этическая основа культуры | 1 | Комбинированный | Мораль и нравственность. Этика. Духовность. Сила духа. Признаки морали. | Объяснять особенности морально-нравственных и этических принципов, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Давать определение понятий: культура, этика, ценности культуры, мораль, нравственность. | Устный опрос. ситуативный практикум. | Учебник, отрывки произведений | литература | №12. Проблема 4, 5. | ||||
43 | Этическая основа культуры | 1 | Комбинированный | Естественная мораль животных. Естественная мораль человека. Искусственная и естественная мораль. Свобода – осознанная необходимость? | Уметь сравнивать естественную мораль житных и человека. Уметь решать проблемные задания, моделировать ситуации по теме. | комбинированный опрос. ситуативный практикум. | документы | Литература история | Эссе: Свобода- осознанная необходимость? | ||||
44 | Нравственные чувства и моральное поведение | 1 | Комбинированный | Нравственные чувства. Моральное поведение и его оценка. Добродетели. Катарсис. Разумное и чувственное начала. | Разъяснять влияние чувств и разума на поведение людей. Характеризовать моральное поведение. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Комбинированный опрос, ситуативный практикум, | Нравственные критерии у различных народов. | учебник | Литература история | №13, практикум, проблема 1. | |||
45 | Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. | 1 | Комбинированный | Нравственность и самоконтроль. Моральное поведение. Нравственная личность. Аффект. Бескорыстие мотивов. | Оценивать, анализировать поведение с точки зрения морали. Давать определение понятий: мораль, моральное поведение, нравственные нормы. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Комбинированный опрос | Учебник, раздаточный материал | Литература история | №13, вопросы | ||||
46 | Мораль как система взаимных обязанностей | 1 | Комбинированный | Высшее благо. Высокие идеалы. Моральные принципы. Христианство как проповедник морали. Бессубъектность морали. Закон Питера. Моральное познание. Не суди сам. | Анализировать нравственные правила. Уметь дать оценку влияния на общество религиозных заповедей. Уметь отделять право судить других от права жить по нормам морали. | работа в группах по формулированию выводов по теме. | Раздаточный материал, отрывки из произведений | Литература история | Составить тест по теме | ||||
47 | Система нравственных категорий | 1 | Комбинированный | Нравственные категории, их виды проблема соотношения: добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть. Идеал в этике. Парадокс добродетели. Позитивные и негативные нравственные категории. | Разъяснять сущность нравственных категорий. Характеризовать проявления добра и зла, добродетели и порока. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Комбинированный опрос | Нравственные категории различных исторических периодов. | учебник, схема. | Литература история | № 14 вопросы | |||
48 | Нравственные категории и добродетели | 1 | Комбинированный | Долг. Стыд. Совесть. Муки совести. Свобода. Свобода выбора. Милосердие. Жертвенность. Добропорядочностью Добродушие. Добродетельность. Добро. | Формулировать и высказывать собственные суждения по теме. Приводить примеры из собственного опыта. Давать определение понятий: нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные идеалы, милосердие, добро, зло, совесть, стыд, добродетель, порок. | Работа в группах по алгоритму. | учебник, таблица, схема. | Литература история | № 14. Составить словарь темы | ||||
49 | Счастье, удовольствие, гедонизм | 1 | Комбинированный | Что такое счастье. Гедонизм и его сущность. Эвдемония. Неразрывность счастья и несчастья. удовольствие. Авантюризм. Его последствия. Разумный гедонизм. Своеволие. | Разъяснять основные концепции понимания счастья. Характеризовать гедонизм и его проявления. | Устный опрос. | Счастье, гедонизм и удовольствие в современной молодежной среде | Учебник. Интернет-ресурс. | литература | подготовить доп. материал: возможно ли счастье без добра? | |||
50 | Счастье, удовольствие, гедонизм | 1 | Пресс-конференция | Счастье как предмет изучения в философии. Личное и всеобщее счастье. | Давать определение понятий: счастье, авантюра, разумный гедонизм. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Выступления на пресс-конференция. | Учебник. Интернет-ресурс. | литература | Сочинение: что такое счастье? | ||||
51 | Справедливость и равенство | 1 | Комбинированный | Понятие справедливости в современной науке. Проблема соотношения понятий: справедливость и равенство. Относительность социальной справедливости. Закон кровной мести. Справедливость и равенство в христианстве. | Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости. Знать основные положения воззрений философов на справедливость и равенство. Давать определение понятий: справедливость, равенство, равноправие. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Устный опрос, сообщения, ситуативный практикум. | Понятие справедливости и равенства в различные исторические периоды. | Учебник, Интернет-ресурс, сообщения | История, литература, право. | № 16, вопросы, практикум | |||
52 | Религии мира | 1 | лекция | Сущность веры. Религия. Верования древних людей. Религия в современном мире. Религия и наука. Церковь и государство. | Давать определения основным терминам и понятиям. Уметь объективно и корректно оценивать религию и ее роль в истории человека и общества | Устный опрос. | Интернет ресурс, СМИ, энциклоп. | История, литература, право. | Что дает религия современному миру? | ||||
53 | Проблемы духовной жизни человека и общества. | 1 | Семинар | Моральное поведение, нормы нравственности Счастье, духовная активность / пассивность, гедонизм, личное, общественное. | Знать основные представления о сущности культуры и духовной жизни. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Ситуативный практикум, выступления на семинаре, тест. | Формы морального поведения людей различных национальностей | История, литература, право. | Приготовиться к тесту. | ||||
54 | Культура и духовная жизнь | 1 | Комбинированный | Культура как область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. | Знать различные подходы к понятию культура и духовная жизнь. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Тест. | Сообщение | ||||||
Раздел 5. Внутренний мир и социализация человека. (6 часов) +2 итоговое повторение. | |||||||||||||
55 | Человеческая психика | 1 | Комбинированный | Понятие психики и ее основные функции. Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства. | Объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности. Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. | Комбинированный опрос | Учебник, таблица, схема. | Литература психология | №17, вопросы, сообщение | ||||
56 | Структура человеческой психики | 1 | Комбинированный | Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания. Сознание и бессознательное. | Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Уметь объяснять структуру человеческой психики. | Сообщение, словарный практикум. | Учебник, таблица, схема. | Литература психология | №17, вопросы, практикум | ||||
57 | Структура психики в зеркале психоанализа | 1 | Комбинированный | З. Фрейд. Фрейдизм. Сюрреализм. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания. Сознание и бессознательное. С. Дали. | Знать: Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа. Структура психики в зеркале психоанализа. Объяснять основные теории психоанализа. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания | Ситуативный практикум, | Психология Фрейда, «Я-концепция». | Учебник, таблица, схема. | Литература психология | Составить тест | |||
58 | Элементы человеческой психики и сознания | 1 | Комбинированный | Основные элементы человеческой психики: инстинкты, потребности, привычки, мотивы, рассудок. | Знать сущность инстинктов и рефлексов. Разъяснять особенности потребностей человека в жизни. Характеризовать привычки людей, указывать их виды. | Комбинированный опрос, | Классификация видов челов-ой деятельности. | Учебник, схема. | №18, сообщение. | ||||
59 | Элементы человеческой психики и сознания | 1 | Комбинированный | Сущность человеческой деятельности. | Характеризовать мотивы- побудители действий людей. Давать определение понятий: психика, сознание, инстинкт, рефлекс, человеческие потребности, привычки, мотивы деятельности людей, структура деятельности. | Комбинированный опрос, | Учебник, схема. | История персоналий. | №18, практикум. Проблема 1-3 | ||||
60 | Влияние общества на личность | 1 | Комбинированный | Социализация и ее сущность. Формирование личности. проблема взаимоотношения подростков. Проблемы общения. Ответственность родителей перед детьми. Принцип партнерства и взаимной ответственности. | Объяснять сущность процесса социализации личности. Уметь выявлять проблемы во взаимоотношениях подростков. Объяснять взаимоотношения родителей и детей. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Комбинированный опрос, работы в группах по алгоритму, | Проблема отцов и детей, влияние молодежной среды | учебник | История | №19, провести исследоват. работу по группам | |||
61 | Влияние общества на личность | 1 | Комбинированный | Особенности пубертатного возраста. Дети и взрослые – два разных мира. Взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношений взрослых и детей. | Характеризовать основные проблемы подросткового периода жизни человека. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | ситуативный практикум. Тест. | Учебник. презентация | история | № 19. практикум | ||||
62 | Проблемы социализации человека | 1 | Комбинированный | Я и мой внутренний мир. Как общество влияет на личность. | Разъяснять элементы человеческой психики и сознания. Показывать на конкретных примерах богатство внутреннего мира человека. Показывать на конкретных примерах различные аспекты взаимовлияния общества и личности. | Фронтальный опрос, | Учебник презентация | История, право. | Подг-ть материал по изв. истор. личностям. | ||||
63 | Проблемы социализации человека | 1 | Семинар | Роль личности в историческом процессе. | Уметь анализировать деятельность выдающихся личностей в истории человечества с точки зрения их влияния на исторический процесс. Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | релаксация по исследовательским работам. Ситуативный практикум. | Аристотель и его работа. | Учебник, энциклопедии, СМИ. | История, право. | Повторить главу 5 | |||
64 | Актуальные проблемы современного общества | 1 | Комбинированный | Социальная жизнь и проблемы ее познания. Глобализация человеческого общества. Модернизация и проблема прогресса и регресса в обществе. | Находить в литературе ответы на важнейшие вопросы современности. Оценивать различные точки зрения, концепции решения социальных проблем современности. Объяснять проблемы глобализации человеческого общества. | Комбинированный опрос | Учебник. СМИ | история | Повторить главу 5 | ||||
65 | Актуальные проблемы современного общества | 1 | Комбинированный | Политическая и социальная жизнь. Перспективы. Проблема прогнозирования. | Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Комбинированный опрос | Учебник. СМИ | история | Подготовить презентации | ||||
66 | Актуальные проблемы современного общества | 1 | Деловая игра | Политическая и социальная жизнь в Иркутском регионе. | Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания. | Выступления, участие в групповой работе. | Учебник, СМИ, презентации | история | Подготовиться к сочинению. | ||||
67-68 | Подготовка к ЕГЭ. | 2 | Материал курса «Обществознание». Основные понятия и темы. | решение познавательных и практических задач. Умение применять знания при выполнении тестовых заданий. | Сочинение по заранее данным темам. Тест. | Тестовые задания | Приготовиться к тестированию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...