Конфликты в обществе
методическая разработка (обществознание , 8 класс) по теме
Урок на тему «Конфликты в обществе» разработан с учетом поурочного планирования Обществознание 8 класс, 3 глава «Социальная сфера». Урок рассчитан на возрастную группу учащихся 14-15лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям. Тип урока: комбинированный с использованием игровой технологии, технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_v_obshchestve.doc | 55 КБ |
prilozhenie.doc | 22 КБ |
rabochiy_list_po_teme_konflikty_v_obshchestve.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка урока обществознания,
8 класс
Конфликты в обществе
Автор разработки Шерстюк Анастасия Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа»
с. Городки
2012
Конфликты в обществе
Цель урока: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.
Задачи урока:
Обучающие: способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала.
Развивающие: формирование социокультурных ценностей, развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные: развитие в учащихся чувства уважения к чужому мнению, применение на практике способов решения конфликтов.
Определения: арбитраж, конфликт, компромисс, конфронтация, конкуренция, соперничество.
Оборудование: учебник для 8 класса А.И. Кравченко «Обществознание»; поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»; новые понятия и схемы, оформленные на листах (раздаточный материал); презентация «Конфликты в обществе».
Эпиграфы: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: игровая технология.
План
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Подготовка к изложению нового материала
- Изложение нового материала
1. Понятие «конфликт» и их классификация
2. Способы протекания конфликта
3. Пути выхода из конфликта
V. Подведение итогов
VI. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент (1мин.)
(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся).
- Проверка домашнего задания (4 мин.)
Учитель: В ходе предыдущего урока мы говорили о межнациональных отношениях. Слайд 2.
- Давайте дадим определения межнациональным отношениям, этническим конфликтам и приведем их примеры.
(Ответы учащихся)
Учитель: Дома вы должны были сделать подбор материала по следующим вопросам:
- Какие нации проживают в нашей области, районе, селе?
- Были ли случаи конфликтов на межнациональной почве в нашей области, районе, селе?
- Поднимите руки те ребята, в чьих жилах течет кровь нескольких народов.
Учитель: Итак, ребята, оказывается все просто: если мы научимся принимать, понимать, уважать других людей независимо от цвета их кожи,
разреза глаз, языка, на котором они говорят, в нашу жизнь придет мир и покой.
А если мы сможем полюбить, то будет продолжаться сама жизнь.
III. Подготовка к изложению нового материала
IV. Изложение нового материала (28 мин.)
Учитель: Мы продолжаем изучение социальной сферы, сегодняшний наш урок посвящен теме «Конфликты в обществе».
Слайд 3.
Учитель: Как вы думаете, почему мы с вами будем изучать эту тему?
(Ответы учащихся).
Добавление учителя. Слайд 5. В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы с вами должны научиться распознавать конфликты и грамотно выходить из них.
Интерес к изучению конфликтов возрос в 50-ые годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире.
Слайд 6. Изучением этой проблемы занимались такие известные люди, как Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.
Учитель: Что же такое конфликт?
(Ответы учащихся). ( Работа с учебником, стр.151) Слайд 7 .
Запись на слайде и в тетради:
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальной группы за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Учитель: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации? Слайд 8.
(Ответы учащихся: число участников конфликта, причина конфликта и др.)
Учитель и учащиеся совместно выделяют виды конфликтов и записывают их.
Запись на слайде и в тетради:
Типы конфликтов (по числу участников):
- внутриличностные (один участник);
- межличностные (два участника);
- социальные (много участников, государства). Слайд 9.
Типы конфликтов (по причинам):
- экономические;
- политические;
- этнические;
- культурные и религиозные;
- профессиональные. Слайд 10.
Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов). Слайд 11-13.
Учитель: Давайте попробуем назвать участников межличностных и социальных конфликтов. Слайд 11-13.
(Ответы учащихся).
Учитель: Конфликты делятся по способу протекания.
Работа со схемой в учебнике на странице 154 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов
Запись на слайде и в тетради:
Слайд 14.
- Конфронтация – пассивное противостояние групп.
- Компромисс – взаимные уступки.
- Конкуренция – получение выгоды.
- Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Учитель:
- Какова же цель конфликтов?
(Ответы учащихся)
Разрешение конфликта – это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.
Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо знать следующие способы решения конфликта. Слайд 15. (Работа со схемой).
V. Подведение итогов, закрепление (10 мин.)
Ролевая игра.
- Ученик опоздал на урок. Учащимся нужно показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика).
- Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь(сына) сходить в магазин. Но у той(го) скоро начало занятий в спортивной секции, и он(а) не хочет опаздывать. Учащимся нужно показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика).
- Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована. Ситуация: До Вас дошли слухи о Вас явно искажённого содержания. Как Вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга (друг)? (участники: 2-3 ученика).
- Рефлексия (1 мин.) Слайд 16.
Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
1. Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
2. Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
3. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
1. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
2. Допустил ошибки – 7-8 баллов.
3. Не справился – 4-6 баллов.
VII. Домашнее задание (1 мин.) Слайд 17.
§ 23, вопросы 1-3, работа с таблицей после § 23
Источники
2. http://school32-volzhsky.narod.ru/distancionnay2.htm
3. http://festival.1september.ru/articles/534114/
4. http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/rol-mesto-konfliktov.html
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987
- Данакин Н.С. Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов. М., 1993.
- Козлов Н. Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления.- М., Новая школа, 1994.
- Журнал «Классный руководитель» №5, 2006.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Презентация «Конфликты в обществе»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме « Конфликты в обществе»
Эпиграфы: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальной группы за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Типы конфликтов (по числу участников):
- внутриличностные (один участник);
- межличностные (два участника);
- социальные (много участников, государства).
Типы конфликтов (по причинам):
- экономические;
- политические;
- этнические;
- культурные и религиозные;
- профессиональные.
Способы протекания конфликтов
- Конфронтация – пассивное противостояние групп.
- Компромисс – взаимные уступки.
- Конкуренция – получение выгоды.
- Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Разрешение конфликта – это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.
Ролевая игра.
- Ученик опоздал на урок. Учащимся нужно показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика).
- Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь(сына) сходить в магазин. Но у той(го) скоро начало занятий в спортивной секции, и он(а) не хочет опаздывать. Учащимся нужно показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика).
- Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована. Ситуация: До Вас дошли слухи о Вас явно искажённого содержания. Как Вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга (друг)? (участники: 2-3 ученика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания "Конфликты в обществе"
Данный урок был представлен на районный конкурс "Учитель года России 2011"...
Презентация "Конфликты в обществе"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе "Конфликты в обществе"...
Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"
(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав...
Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"
(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав...
Презентация к уроку по обществознанию "Конфликты в обществе".
Презентация к уроку по обществознанию "Конфликты в обществе"....
Интегрированный урок с программой «Здоровье» В.Н. Касаткина На тему: «Конфликты в обществе»
Конспект интегрированного урока по программе В.Н. Касаткина на тему: "Конфликты в обществе" в 8 классеЦель урока: Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.Выявить сущность, типы,...
8 класс. Обществознание. Тема "Конфликты в обществе".
Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС....