Планирование курса обществознания профильного уровня (10 - 11 классы, УМК Боголюбова Л.Н.)
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) на тему
Данный вариант планирования не бесспорный, но, возможно, кому-то будет интересен. В отличие от рекомендуемого (1 час - теория, 1 час - практика), он подразумевает поурочное дробление больших тем на более узкие подразделы. Повторюсь, что это возможный вариант планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit.zapiska.doc | 60.5 КБ |
kalend.planirovanie.doc | 227.5 КБ |
poyasnit.zapiska.doc | 56.5 КБ |
kalend._plan.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 класс, профильный уровень (105 часов, включая право: обществознание – 80 ч., право – 25 ч.; 3 ч/нед.).
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы по обществознанию для 10 – 11 классов, профильный уровень: авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год; учебника «Обществознание» для общеобразовательных учереждений, профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение», 2007 год; а также программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.
Рабочая программа для 10 класса полностью учитывает федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (обществознание - профильный уровень, право – базовый уровень).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит в 10 классе 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». На изучение непосредственно вопросов курса «Обществознание» в соответствии с авторской программой отведено 80 учебных часов, причем каждая тема программы и учебника разбита на смысловые части, на каждом уроке предусмотрена практическая работа по теме с использованием современных методов обучения; отдельно вынесены уроки-практикумы, как правило, по завершении изучения каждой большой темы.
Представляется целесообразным распределение учебного материала по обществознанию именно таким образом. На каждом уроке предусмотрено оптимальное соотношение теоретической и практической частей урока.
Резерв учебного времени – 25 часов – направлен на изучение правовых вопросов в соответствии с программой данного курса.
Планирование курса права в 10 классе основано на согласовании компонентов содержания программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год и учебника авторов Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Право» для 10 -11 классов (М., «Вита», 2009 г.) В качестве дополнительного и лекционного материала по темам, отсутствующим в учебнике (тема 1,2,3 календарного планирования) используется содержание учебника Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (М., «Русское слово», 2010 год).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социоло гии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в классах экономического профиля как самостоятельный курс изучается экономика. Поэтому экономические вопросы в данном курсе подробно не рассматриваются. Ввиду отсутствия курса «Право» как самостоятельной дисциплины в курс обществознания вводятся правовые вопросы в соответствии с программой и федеральным компонентом. Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характе ризуется как система, включающая ряд элементов и под систем, и в то же время рассматривается как историчес ки изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения поня тий, идей, выводов социальной философии, антрополо гии, социологии, социальной психологии. Знания, полу ченные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопро сы дают содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предпо лагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антро пологии, философии науки.
Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» про фильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема обще ния — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном ми ре. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, яв ляющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра фия», «Литература» и др.
Изучение обществознания в старшей школе на про фильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Содержание курса «Право» отвечает двум основным усло виям:
Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в 10 классе.
Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубле ние и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Главные содержательные линии курса «Право»:
- Государство (6ч)
- Форма и структура права (6ч)
- Основы конституционного права (8ч)
- Судебная власть в Российской Федерации(4ч)
- Итоговое повторение (1ч)
При изучении правовых вопросов не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание осно вы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном дополнительном выборе модели дальнейшего профессионального образования.
Изучение каждой содержательной части данного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятель но подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-методический комплект.
1. Программа по курсу «Обществознание», 10 -11 классы, профильный уровень, авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год.
2. Программа по курсу «Право», 10-11 классы, профильный уровень, под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.
3. Учебник «Обществознание» для 10 класса общеобразовательных учреждений, профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение», 2007 год.
4. «Практикум по обществознанию», пособие для учителей и учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова,
М., «Просвещение», 2010 год.
5.Учебник «Право» авторов Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г.
6. Учебник Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» в 2-х частях для 10 класса; М.,»Русское слово», 2010 год.
7. Сорокина Е.М. «Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 10 класс, М., «ВАКО», 2010 год.
8. Кишенкова О.В. «Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классах», М., «Русское слово», 2009 год.
9. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «ЭКСМО», 2011 год.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»,
10 класс, профильный уровень (105 часов в год, включая право)
Дата | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Домашнее задание |
Т.1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | 12 | ||||
1 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. | П.1, стр.7-11 | |||
2 | Место философии в системе обществознания. | практикум | п.1, стр.11-16 | ||
3 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Философские системы Древнего Востока: Индия. | П.2;стр.17-20 сообщения | |||
4 | Философские системы Древнего Востока: Китай. | П.2; стр.20-22,сообщения | |||
5 | Философия Древней Греции. | П.2; сообщения | |||
6 | Взгляды на общество и человека в средние века и индустриальную эпоху. | П.3, стр.26-32 | |||
7 | Социально-философская мысль 20 века. | П.3, стр.32-38 | |||
8 | Русская философская мысль 11 – 18 вв. | п.4, стр.38-40 | |||
9 | Русская философская мысль 19 – 20 вв. | п.4, стр.41-45 | |||
10 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | П.5, стр.48-53 | |||
11 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. | П.6, стр.53-68 | |||
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1. | Практикум, гл.1 | |||
Т.2. Общество и человек. | 20 | ||||
13 | Происхождение человека. | П.7, стр.70-73 | |||
14 | Становление общества и человеческой культуры. | П.7, стр.73-79 | |||
15 | Сущность человека как проблема философии. | П.8, стр.80-84 | |||
16 | Человек – биосоциальная система. | П.8, стр.84-90 | |||
17 | Общество и общественные отношения. | П.9, стр.90-93 | |||
18 | Общество и природа. Общество и культура. | П.9, стр.93-96 | |||
19 | Общество как развивающаяся система. | П.10, стр.99-102 | |||
20 | Сферы общественной жизни. | П.10,стр.102-108 | |||
21 | Типология обществ: традиционные и индустриальные общества. | П.11,стр.109-117 | |||
22 | Контуры современного общества. Восток и Запад в диалоге культур. | П.12,стр.118-125 | |||
23 | Историческое развитие человечества: локально-цивилизационный подход. | П.13,стр.126-130 | |||
24 | Историческое развитие человечества: линейный подход. | П.13,стр.130-136 | |||
25 | Исторический процесс: типы и факторы социальной динамики. | П.14,стр.136-140 | |||
26 | Исторический процесс: роль народных масс и личности в истории. | П.14,стр.141-146 | |||
27 | Прогресс и регресс в истории. | П.15,стр.147-152 | |||
28 | Многообразие путей и форм общественного развития. | П.15,стр.153-156 | |||
29 | Свобода в деятельности человека. | П.16,стр.157-159 | |||
30 | Свобода и ответственность. | П.16,стр.159-165 | |||
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек». | Гл.2, подготовка к практ.раб. | |||
32 | Практикум по теме «Общество и человек». | Практикум, гл.2 | Практ., гл2 | ||
Т.3. Деятельность как способ существования людей. | 9 | ||||
33 | Сущность и структура деятельности. | П.17,стр.168-173 | |||
34 | Виды деятельности. | П.17,стр.174-179 | |||
35 | Духовная жизнь общества. | П.18,стр.179-185 | |||
36 | Духовный мир человека. | П.18,стр.185-192 | |||
37 | Труд как вид человеческой деятельности. | П.19,стр.192-196 | |||
38 | Человеческий фактор производства. | П.19,стр.197-203 | |||
39 | Политическая деятельность. | П.20,стр.203-207 | |||
40 | Власть и властная деятельность. | П.20,стр.208-215 | |||
41 | Урок-практикум по теме «Деятельность как способ существования людей». | Практикум, гл.3 | Уч.,стр.215, практ.,гл.3 | ||
Т.4. Сознание и познание. | 14 | ||||
42 | Познание как деятельность. Чувственное познание. | П.21,стр.216-222 | |||
43 | Сущность и формы рационального познания. | П.22,стр.222-226 | |||
44 | Истина и ее критерии. | П.22,стр.227-230 | |||
45 | Абсолютная и относительная истина. | П.22,стр.230-236 | |||
46 | Многообразие путей познания мира. | П.23,стр.236-247 | |||
47 | Особенности научного познания: его уровни и методы. | П.24,стр.248-252 | |||
48 | Научное мышление и современный человек. | П.24,стр.252-258 | |||
49 | Методы и принципы социального познания. | П.25,стр.258-263 | |||
50 | Обыденное и научное социальное знание. | П.25,стр.264-268 | |||
51 | Сущность сознания. | П.26,стр.269-271 | |||
52 | Сознание индивидуальное и общественное. | П.26,стр.271-278 | |||
53 | Самосознание. | П.27,стр.279-282 | |||
54 | Развитие самосознания и формирование личности. | П.27,стр.283-287 | |||
55 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание». | Практикум, гл.4 | Уч.,стр.288-290, практ., гл.4 | ||
Т.5. Личность. Межличностные отношения. | 25 | ||||
56 | Индивид. Индивидуальность человека. | П.28,стр.290-294 | |||
57 | Структура личности. | П.28,стр.295-300 | |||
58 | Периодизация развития личности. | П.29,стр.301-305 | |||
59 | Возраст и становление внутреннего мира человека. | П.29,стр.305-310 | |||
60 | Структура поведения и направленность личности человека. | П.30,стр.311-315 | |||
61 | Жизненные цели и социальные установки. | П.30,стр.316-320 | |||
62 | Общение как обмен информацией: цели и средства. | П.31,стр.320-324 | |||
63 | Невербальное общение. | П.31,стр.324-329 | |||
64 | Общение как взаимодействие. | П.32,стр.329-334 | |||
65 | Особенности общения в юношеском возрасте. | П.32,стр.334-340 | |||
66 | Общение как восприятие. | П.33,стр.340-344 | |||
67 | Стереотипы и «эффекты восприятия». | П.33,стр.344-348 | |||
68 | Малые группы и их виды. | П.34,стр.349-355 | |||
69 | Межличностные отношения в группах. | П.34,стр.355-360 | |||
70 | Групповая сплоченность. | П.35,стр.361-366 | |||
71 | Конформность. Конформное поведение. | П.35,стр.366-370 | |||
72 | Положение личности в группе. | П.36,стр.370-372 | |||
73 | Лидерство. Стили лидерства. | П.36,стр.372-380 | |||
74 | Семья как малая группа. Психология семейных отношений. | П.37,стр.380-386 | |||
75 | Воспитание в семье. | П.37,стр.386-390 | |||
76 | Неформальные молодежные группы и субкультуры. | П.38,стр.390-394 | |||
77 | Криминальные группы и субкультура. | П.38,стр.394-400 | |||
78 | Структура и динамика межличностного конфликта. | П.39,стр400-407 | |||
79 | Способы разрешения конфликтов. | П.39,стр408-411 | |||
80 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения». | Практикум, гл.5 | Практ.,гл.5 | ||
Право (25 часов) | |||||
Т.1. Государство. | 4 | ||||
82 | Происхождение и признаки государства. | К1-1 | |||
83 | Виды государства. | К1-1 | |||
84 | Роль и структура государства. | К1-2 | |||
85 | Урок-практикум по теме «Государство». | Задания к гл.1 | |||
Т.2. Форма и структура права. | 6 | ||||
86 | Право в системе социальных норм. | К2-1 | |||
87 | Источники права. Правовые системы современности. | К2-1 | |||
88 | Правотворчество. Законодательный процесс. | К2-2 | |||
89 | Нормы права и их система. | К2-3 | |||
90 | Правонарушения и юридическая ответственность. | К2-4 | |||
91 | Урок-практикум по теме «Право» | Задания к гл.2 | |||
Т.3. Основы конституционного права. | 8 | ||||
92 | Конституция Российской Федерации. | К3-1 | |||
93 | Гражданство. | К3-1 | |||
94 | Конституционные права граждан. | К3-2 | |||
95 | Конституционные обязанности граждан. | К3-3 | |||
96 | Выборы. | К3-4 | |||
97 | Президент Российской Федерации. | К3-5 | |||
98 | Парламент Российской Федерации. | К3-6 | |||
99 | Правительство Российской Федерации. | К3-7 | |||
100 | Урок практикум по теме «Основы Конституционного права» | Задания к гл.3 | |||
Т.4. Судебная власть в Российской Федерации. | 4 | ||||
101 | Органы судебной власти Российской Федерации. | К3-8 | |||
102 | Прокуратура. | К3-9 | |||
103 | Нотариат. | К3-10 | |||
104 | Адвокатура. | К3-11 | |||
105 | Итоговое повторение по курсу «Право». | 1 | Гл.1-4 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 класс, профильный уровень (105 часов, включая право: обществознание – 80 ч., право – 25 ч.; 3 ч/нед.).
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы по обществознанию для 10 – 11 классов, профильный уровень: авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год; учебника «Обществознание» для общеобразовательных учереждений, профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение», 2007 год; а также программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.
Рабочая программа для 11 класса полностью учитывает федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (обществознание - профильный уровень, право – базовый уровень).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит в 11 классе 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». На изучение непосредственно вопросов курса «Обществознание» в соответствии с авторской программой отведено 80 учебных часов, причем каждая тема программы и учебника разбита на смысловые части, на каждом уроке предусмотрена практическая работа по теме с использованием современных методов обучения; отдельно вынесены уроки-практикумы, как правило, по завершении изучения каждой большой темы.
Представляется целесообразным распределение учебного материала по обществознанию именно таким образом. На каждом уроке предусмотрено оптимальное соотношение теоретической и практической частей урока.
Резерв учебного времени – 25 часов – направлен на изучение правовых вопросов в соответствии с программой данного курса.
Планирование курса права в 11 классе основано на согласовании компонентов содержания программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год и учебника авторов Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Право» для 10 -11 классов (М., «Вита», 2009 г.) В качестве дополнительного и лекционного материала по темам, отсутствующим в учебнике (тема 8 -11 календарного планирования) используется содержание учебника Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (М., «Русское слово», 2010 год).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социоло гии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в классах экономического профиля как самостоятельный курс изучается экономика. Поэтому экономические вопросы в данном курсе подробно не рассматриваются. Ввиду отсутствия курса «Право» как самостоятельной дисциплины в курс обществознания вводятся правовые вопросы в соответствии с программой и федеральным компонентом.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых не обходимо современному человеку; изучаются вопросы, яв ляющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра фия», «Литература» и др.
Изучение обществознания в старшей школе на про фильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Содержание курса «Право» отвечает двум основным усло виям:
Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в 10 классе.
Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубле ние и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
При изучении правовых вопросов не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание осно вы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном дополнительном выборе модели дальнейшего профессионального образования.
Изучение каждой содержательной части данного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятель но подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Тематическое содержание курса:
Тема 1 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема 2 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки - политологии - дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема 3 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема 4 « Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его
целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания - основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Планирование учебного материала по курсу «Право» включает в себя следующие содержательные линии:
Т.1. Труд и социальная защита (8ч)
Т.2. Гражданское право (6ч)
Т 3. Семейное право (3ч)
Т.4. Уголовное право (3ч)
Т.5. Административное право (1ч)
Т.6. Экологическое право (1ч)
Т.7. Международное право (1ч)
Т.8. Процессуальное право (1ч)
Итоговое повторение по курсу «Право» (1ч)
Учебно-методический комплект.
1. Программа по курсу «Обществознание», 10 -11 классы, профильный уровень, авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;
Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год.
2. Программа по курсу «Право», 10-11 классы, профильный уровень, под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.
3. Учебник «Обществознание» для 11 класса общеобразовательных учреждений, профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение», 2007 год.
4. «Практикум по обществознанию», пособие для учителей и учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова,
М., «Просвещение», 2010 год.
5.Учебник «Право» авторов Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г.
6. Учебник Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» в 2-х частях для 11 класса; М.,»Русское слово», 2010 год.
7. Сорокина Е.М. «Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 11 класс, М., «ВАКО», 2010 год.
8. Кишенкова О.В. «Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классах», М., «Русское слово», 2009 год.
9. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «ЭКСМО», 2011 год.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»,
11 класс, профильный уровень (105 часов в год, включая право)
Дата | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля, тип урока | Домашнее задание |
Т.1 Социальное развитие современного общества. | 28 | ||||
1 | Социальная структура и социальные отношения: стратификация. | п.1, с.5-10 | |||
2 | Социальная структура и социальные отношения: мобильность. | п.1, с.10-15 | |||
3 | Социальные институты и их типы. | П.2, с.16-19 | |||
4 | Социальная инфраструктура. | П.2, с.20-25 | |||
5 | Экономика как подсистема общества. | П.3, с.25-30 | |||
6 | Влияние экономики на другие сферы жизни общества. | П.3, с.30-38 | |||
7 | Социальные статусы и социальные роли. | П.4, с.38-42 | |||
8 | Социализация и социальная адаптация. | П.4, с.42-47 | |||
9 | Социальные ценности и нормы. | П.5, с.48-51 | |||
10 | Социальные регуляторы. | П.5,с.51-58 | |||
11 | Отклоняющееся поведение.Преступность. | п.6, с.58-64 | |||
12 | Социальный контроль. | П.6, с.64-68 | |||
13 | Социальные интересы. Социальное взаимодействие. | П.7, с.68-71 | |||
14 | Социальный конфликт. | П.7, с.71-77 | |||
15 | Этнос и нация. | П.8 | |||
16 | Межэтнические отношения. | П.9, с.86-90 | |||
17 | Регулирование межэтнических отношений. | П.9, с.90-96 | |||
18 | Современная демографическая ситуация в России. | П.10, с.96-100 | |||
19 | Демографическая политика в России. | П.10,с.100-103 | |||
20 | Институт семьи и брака. | П.11,с.103-108 | |||
21 | Тенденции развития семьи в современном мире. | П.11,с.108-113 | |||
22 | Быт и бытовые отношения. | П.12,с.113-118 | |||
23 | Культура бытовых отношений. | П.12,с.118-123 | |||
24 | Молодежь в современном обществе. | П.13,с.124-130 | |||
25 | Молодежная субкультура. | П.13,с.130-135 | |||
26 | Социальная структура российского общества. | П.14,с.135-140 | |||
27 | Конституционные основы социальной политики. | П.14,с.140-146 | |||
28 | Повторительно-обобщающий урок «Социальное развитие современного общества». | Гл.1, с.146-150 | |||
Т.2. Политическая жизнь современного общества. | 28 | ||||
29 | Политическая система. | П.15,с.151-158 | |||
30 | Политический режим. | П.15,с.158-162 | |||
31 | Демократия. | П.16,с.162-165 | |||
32 | Парламентаризм. | П.16,с.165-172 | |||
33 | Государство – основной институт политической системы. | П.17,с.172-180 | |||
34 | Современная государственная служба и ее задачи. | П.17,с.180-183 | |||
35 | Сущность правового государства. | П.18,с.184-187 | |||
36 | Правовое государство и гражданское общество. | П.18,с.187-193 | |||
37 | СМИ в политической системе общества. | П.19,с.193-199 | |||
38 | Влияние СМИ на избирателя. | П.19,с.199-202 | |||
39 | Политическое сознание. | П.20, с.203-205 | |||
40 | Политическая идеология. | П.20, с.205-212 | |||
41 | Политическое поведение. | П.21, с.212-218 | |||
42 | Регулирование политического поведения. | П.21, с.218-222 | |||
43 | Политические партии и движения. | П.22, с.222-227 | |||
44 | Типы партийных систем. | П.22, с.228-233 | |||
45 | Политическая элита. | П.23, с.233-236 | |||
46 | Политическое лидерство. | П.23, с.237-244 | |||
47 | Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. | П.24, с.245-251 | |||
48 | Политические технологии избирателя. | П.24, с.251-254 | |||
49 | Ролевая игра «Выборы». | ||||
50 | Человек в политической жизни. | П.25, с.255-258 | |||
51 | Политическая культура. | П.25, с.259-265 | |||
52 | Политический конфликт. | П.26, с.265-270 | |||
53 | Урегулирование политического конфликта | П.26, с.270-274 | |||
54 | Политический процесс. | П.27, с.275-280 | |||
55 | Особенности политического процесса в современной России. | П.27, с.281-285 | |||
56 | Повторительно-обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества» | Гл.2, с.285-288 | |||
Т.3. Духовная культура. | 16 | ||||
57 | Духовное развитие общества. | П.28, с.289-294 | |||
58 | Диалог культур. | П.28, с.295-298 | |||
59 | Духовный мир личности. | П.29, с.298-300 | |||
60 | Мировоззрение и менталитет. | П.29, с.301-307 | |||
61 | Мораль в жизни людей. | П.30, с.307-312 | |||
62 | Нравственная культура. | П.30, с.313-316 | |||
63 | Наука. | П.31 | |||
64 | Образование. | П.32, с.326-329 | |||
64 | Развитие образования в современном мире. | П.32, с.329-336 | |||
65 | Религия как одна их форм культуры. | П.33, с.337-338 | |||
66 | Мировые религии. | семинар | П.33, с.339-345 | ||
67 | Место искусства в духовной культуре. | П.34, с.346-350 | |||
68 | Современное искусство. | Сообщения, презентации | П.34, с.351-353 | ||
69 | Массовая культура. | П.35, с.354-359 | |||
70 | Массовая культура в России. | П.35, с.359-369 | |||
71 | Повторительно-обобщающий урок «Духовная культура». | Гл.3, с.369-371 | |||
Т.4. Современный этап мирового развития. | 7 | ||||
72 | Многообразие современного мира. | П.36, с.372-376 | |||
73 | Особенности развития обществ различного типа на современном этапе развития. | П.36, с.377-383 | |||
74 | Глобализация. | П.37, с.383-387 | |||
75 | Последствия глобализации. | П.37, с.388-393 | |||
76 | Сетевые структуры в современной мировой политике. | П.38 | |||
77 | Целостность и противоречивость современного мира. | п.39 | |||
78 | Глобальные проблемы современности. | П.39 | |||
79 | Повторительно-обобщающий урок «Современный этап мирового развития» | Гл.4, с.413-415 | |||
80 | Итоговое повторение | 1 | |||
Право (25 часов) | |||||
Т.1. Труд и социальная защита. | 8 | ||||
81 | Законодательство о труде. | К4-1 | |||
82 | Занятость и трудоустройство в Российской Федерации. | К4-2 | |||
83 | Трудовой договор. | К4-3 | |||
84 | Рабочее время и время отдыха. | К4-4 | |||
85 | Трудовая дисциплина. | К4-5 | |||
86 | Труд молодежи. | К4-6 | |||
87 | Безработица. | К4-7 | |||
88 | Страхование и пенсионное дело. | К4-8 | |||
Т.2. Гражданское право. | 6 | ||||
89 | Право собственности и его содержание. | К5-1 | |||
90 | Субъекты права собственности. | К5-2 | |||
91 | Предпринимательство: его виды и формы. | К5-3 | |||
92 | Сделка и договор. | К5-4 | |||
93 | Защита имущественных и неимущественных прав. | К5-5 | |||
94 | Споры и порядок их рассмотрения. Арбитраж. | К5-6 | |||
Т.3. Семейное право. | 3 | ||||
95 | Правовые основы брака и семьи. | К6-1 | |||
96 | Права и обязанности супругов. | К6-2 | |||
97 | Права и обязанности родителей и детей. | К6-3 | |||
Т.4. Уголовное право. | 3 | ||||
98 | Понятие преступления. | К7-1 | |||
99 | Виды преступлений. | К7-2 | |||
100 | Наказание е его цели. | К7-3 | |||
101 | Т.5. Административное право. | 1 | |||
102 | Т.6. Экологическое право. | 1 | |||
103 | Т.7. Международное право. | 1 | |||
104 | Т.8. Процессуальное право. | 1 | |||
105 | Итоговое повторение по курсу «Право» | 1 | Гл.4-7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса Обществознание 6 кл. к учебнику Боголюбова
Материал содержит КТ планирование по курсу "Обществознание" 6 кл. к учебнику Боголюбова из расчета 34 часа в год/ 1 час в неделю...
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 класс По учебнику Л.Н. Боголюбова
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 классПо учебнику Л.Н. БоголюбоваНомер урокаНазвание урокаКол-во часовИзучаемые вопросыТребования к уровню подготовки уч-сяОсновные поняти...
Календарно тематическое планирование курса "Обществознание" в 10 классе (профильный уровень)
Данное планирование составлено на основе программы "Обществознание" авторского коллектива под руководством Л.Н. Боголюбова на основе федерального компонента Государственного образовательного ста...
тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)
материал содержит пояснительную записку к тематическому планированию курса обществознания...
краткое тематическое планирование курса обществознания 10 класс (профильный уровень)
материал содержит годовое тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (профильный уровень)...
Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа учебного курса математика профильного уровня 11 класса
Рабочая программа учебного курса математика в 11 классе...