конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Садвакасова  Раушан Валиевна

Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Арал-наша трагедия, Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть.

 Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный

 (урок-международный форум).

Цели:

 Образовательные-обобщить и систематизировать знания о физико-географическом положении водных объектов;  установить причины нарушения водного баланса Арала,Балхаша,Каспия.                                

Развивающие-развивать умение выявлять причинно-следственную зависимость между природно-экологическими проблемами и здоровьем человека; активизировать поисковую деятельность учащихся,способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков;                        

Воспитательные-воспитание  экологически грамотного подрастающего поколения, воспитание патриотизма и любви к родному краю,формирование бережного отношения к объектам природы.

 

Оборудование:физическая карта Казахстана,видеоматериал «Арал-моя боль»,иллюстрации,фотографии., ТСО.

Организационно-подготовительный этап: за 2-3 недели формируются игровые группы и распределяются роли; ознакомление с правилами игры; сбор и анализ материала, подготовка сообщения.

Ход урока:  

1этап

 Вступительное слово учителя: формулировка темы. цели урока.

(Звучит музыка)

Учитель:

Говорят,что в незапамятные времена древняя казахстанская степь была покрыта обильной и пышной растительностью,морями и реками. Однажды бай устроил в честь своего сына соревнование, кто дальше всех плюнет. В знак победы был обещан годовалый верблюжонок.В этом соревновании выиграл сын бая.Богачу это понравилось, и он решил в честь победителя зарезать сто баранов, да еще самых жирных.

Ели люди и хвалили сына бая за его умение плеваться…

К вечеру того дня с песков подул горячий ветер и дул три дня и три ночи. От его горячего дыхания высохла трава, моря и реки засыпало песком.

-Отчего случилась такая беда?- спросили люди мудреца-странника.

-Земля-наша мать!-ответил он.-На нее плевать нельзя.Нанесенную Земле обиду можно слезами только смыть…

-Как знать, быть может эта древняя притча  отразилась и сегодня в ответ на наши необдуманные поступки.

Итак, наш урок посвящен проблемам Арала,Балхаша,Каспия

2.Игровой этап

На международный форум приглашены делегация экологов из разных стран,как Ближнего,так и Дальнего Зарубежья, медики, а также международные журналисты.

Форум открывает министр экологии и охраны окружающей среды.

Выступление ученика: Уважаемые участники форума! Разрешите поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы.Как известно экологические проблемы страны влияют на экосистемы других государств.Поэтому в мире растет понимание,что в условиях глобализации стратегия активного международного сотрудничества и партнерства со всеми заинтересованными государствами ,является единственно верной и эффективной.

Для нас всегда особое значение имели отношения с нашими соседями-

Россией,странами Центральной Азии,с которыми нас связывают не только общие исторические,но и единая экологическая система.

У нас общие водные ресурсы,горные экосистемы и связанные с ними транс граничные экологические проблемы.

Все это связывает нас работать в условиях тесного сотрудничества.

Цель нашего форума: решить вопросы-Кто виноват? Что делать?

Постараемся сделать выводы и предложить решения этих вопросов.

Учитель географии: Как известно,Казахстану досталось тяжелое наследство

После распада СССР проблема Аральского моря.

Показ фильма «Арал-моя боль.»

Репортер США на английском языке:

-Каким раньше было Аральское море?.

-Что стало причиной снижения уровня Аральского моря?

Ответ дают экологи из Казахстана.

Журналист телеканала «Евразия»:

-Каковы последствия Аральской катастрофы?

Отвечает эколог из Узбекистана:

-Экология окружающей нас среды,а значит существование всего живущего на планете,волнует мир давно. К этой проблеме человечество обращается не один десяток лет,но именно в последние годы, когда люди становятся свидетелями серии экологических катастроф, вечный вопрос «быть или не быть» становится особенно актуальным.В том числе и для нас, живущих в Узбекистане, где в последние десятилетия произошла одна из крупнейших трагедий века-аральская.

Арал, некогда дававший многотысячному населению региона жизнь и благополучное существование, сегодня несет боль и многие беды, связанные напрямую со здоровьем людей и нанесением огромного вреда всей экосистеме Приаралья.По сведениям ООН, с высохшего дна Арала ежегодно выносится до 700 тысяч тонн вредных солей в радиусе более одной тысячи километров,из которых более 500кг осаждается на каждый гектар почвы в дельте реки Амударьи.

Грунтовые воды, засоленность земель, постоянные ветры с пылью сделали свое дело- деревья в Нукусе практически не приживаются, а если и живут, то представляют собой довольно печальное зрелище. А теперь еще в результате усыхания моря в наступление пошли пески, которые со всех сторон окружили город.Положение должно исправиться, если оградить Нукус поясом лесонасаждений.К реализации этого проекта приступили представители Программы развития ООН совместно с местными властями.Согласно пректу 550гектаров земли будет засажено породами деревьев,приспособленных к здешним условиям.Это тополь, карагач,лох,ясень,шелковица, которые «зеленым поясом» в 17 км закроют город от песков.

Учитель географии: Проблема охраны окружающей среды с каждым днем становится все ощутимее, любое нарушение экологического баланса прежде всего бьет по человеку, по его здоровью, а главное бьет по будущему.

Арал, некогда давший многотысячному населению жизнь и благополучное существование, сегодня несет боль и многие беды, связанные напрямую со здоровьем людей.

-Как же Аральская катастрофа влияет на здоровье людей?

Отвечает медик:Влияние воды на санитарно-эпидемиологическое состояние.

-Интенсивное регулирование поверхностного стока р.Сырдарьи  резко ухудшило условия ее самоочищения.В результате увеличилась степень микробного загрязнения речной воды,что представляет эпидемиологическую опасность.Это привело к ухудшению показателей здоровья населения. По сложившимся медико-экологическим показателям увеличились инфекционные,паразитарные,природно-очаговые и соматические заболевания.

Одна из главных причин заболеваемости населения является плохое качество воды.Практически вся потребляемая вода высокой минерализации.

Учитель географии:Можно ли спасти Аральское море?

Министр экологии:Я предлагаю создать проект «Малый Арал-Большие надежды».Давайте  под этой эгидой,разработаем программу.

Эколог из Азербайджана:

Что касается обмеления Арала,то наши ученые предлагают только один путь решения:1) уменьшить площадь земель, поливаемых из Амударьи и Сырдарьи.

2) Желательно построить канал Иртыш-Арал.

3) Никаким образом не соглашаться на перекачку воды из Каспия в Арал.

Эколог из России:

Россия заинтересована в возобновлении водных ресурсов Арала,в связи с этим, кардинальное решение проблемы видится только в осуществлении донорской подпитки рек центр.Азии путем переброски сюда дополнительных ресурсов извне.При этом наиболее реальным и экономичным вариантом является подача части стока сибирских рек Оби и Иртыша-в центр Азии.

Кроме того, строительство сибирского канала позволит создать мощный и надежный экономический мост, который свяжет между собой Срединный регион России со странами центральной Азии.

Без сомнения, это будет способствовать развитию масштабного социально-экономического сотрудничества между государствами.

В зоне влияния канала «Сибирь-ценральная Азия» также получат интенсивное развитие промышленность,энергетика,транспортные коммуникации,разовьется разносторонняя инфраструктура.

Эколог из США:

Структурная перестройка сельского хозяйства

Немедленное и резкое сокращение плана по хлопку

Наладить охрану почвенного покрова

Эколог из Туркменистана:

Восстановить ,охранять,мелиорировать  пастбища, а также    вновь опустыненные земли.

Эколог из Узбекистана:

Отказаться от хлопкового монокультурного земледелия,восстановить традиционно возделываемые в оазисах культуры, уменьшить водозабор на единицу орошаемой площади,улучшить технику и режимы орошения, полностью исключить сброс оросительных вод в дренажно-коллектурную сеть-все это позволит три-четыре раза сократить объемы дренажных стоков с орошаемых земель.

Учитель географии: Экстенсивный путь развития   орошаемого земледелия в Средней Азии при взятых высоких темпах гидротехнического строительства привел к истощению водно-земельных ресурсов региона,подвел к экологической катастрофе Приаралья и гибели Арала.

Теперь надо спасать природу,спасать орошаемое земледелие,культуру людей,возвращать доброе начало самой древней на земле человеческой деятельности-мелиорации почв.Именно это намечается перестройкой.

Стихотворение «Балхаш»читает ученик.

-Дать физико-географическое положение о.Балхаш?

Учитель географии: в настоящее время состояние озера Балхаша такое же как и у Арала в начале 60-х годов, т.е. в начале интенсивного хозяйственного использования стока рек. Балхаш готов повторить судьбу Арала.Назрела неотложная необходимость решения проблемы на международном уровне.

Ученик: «Характеристика фауны озера Балхаш».

Министр экологии:

Сейчас состояние озера Балхаш заметно изменилось. Постоянное сокращение суммарного стока рек, впадающих в озеро, привело к тому,что его уровень оказался на критической отметке: 340 м над уровнем моря-ниже допустимых фенологических колебаний.Площадь поверхности сократилась более чем на 2000 кв.км.Сокращение водного зеркала коснулась в первую очередь нерестилищ. Происходит также интенсивное загрязнение вод озера выбросами промышленных предприятий, сточными водами городов и сельскохозяйственных предприятий, промышленными и бытовыми отходами.

Но это еще не все проблемы. Около 73% всего водного стока озера Балхаш дает река или, 70% ее стока формируется на территории КНР.

Промышленный бум,интенсивное развитие сельского хозяйства Западного Китая создают угрозу дальнейшего сокращения стока вод в Балхаш.Если это произойдет, то мы будем иметь повторение сценария Аральской экологической катастрофы. Назрела острая необходимость решения проблем озера Балхаш на международном уровне.

Репортер из США:

-Что мешает сделать озеро Балхаш чистым?

Ответ эколога из Казахстана:

Ученые подсчитали,что за год Балхашский прмышленный комплекс загрязняет 220 кв км поверхности озера. В воде растворяются и оседают на дно 580 тонн микроэлементов и тяжелых металлов,а цинка,никеля,меди и кадмия в Балхаше и без того содержится столько, что зашкаливает предельно-допустимую концентрацию.

Министр экологии:

-Озеро Балхаш является уникальным водоемом, образованным природой много веков назад.Современные прблемы Балхаша достались нам в наследство как результат непродуманных проектов ирригационной политики.Сегодня они усугубились водными и воздушными загрязнениями,

бесхозяйственным водопользованием, опустыниванием,угрозой снижения стока рек.Мы пришли к пониманию того, что главной задачей является сохранение уникальной экосистемы Или-Балхашского водного бассейна для будущих поколений.Нам надо решить проблему Балхаша.

 Предложите меры по улучшению.

Эколог из Казахстана:

Мы считаем, что если ликвидировать Капчагайскую ГЭС можно спасти озеро,сбросив в него 28. куб.км воды Капчагайского водохранилища.Это позволит увеличить количество воды  Балхаша на 25% и восстановить его до исходных размеров.

Эколог из Узбекистана:

-Мы предлагаем создать искусственный дождь с помощью потока горячих газов.Искусственный дождь будет создаваться с помощью подъема потока газа влажного воздуха от поверхности земли на высоту конденсации влаги и выпадения ее в виде дождя.

Эколог из Туркменистана:

Проект получения холодного воздуха с использованием энергии воды горных рек.Эта система позволит получать холодный воздух с температурой +5,-12 С

что даст  возможность вблизи рек создавать экологически чистые  хранилища для сельскохозяйственных и других нужд.

Эколог из России:

Проблему Балхаша можно решить,если создать водоохранную систему,сократить количество выбросов ядохимикатов с прилегающих к озеру промышленных предприятий.

Учитель географии:

Лидерами антиядерного движения «Невада-Семей» было уже отвоевано постановление о том, чтобы не начинать строительство на Балхаше атомной электростанции.

Дело осталось,казалось бы за малым-сберечь и  сохранить озера.И больше не наносить им вреда.

Балхаш может повторить судьбу Арала,если мы будем относиться к нему наплевательски.

Мы уже нанесли Земле обиду.Вопрос только в том,как мы будем свою вину исправлять? Неужели слезами?

Показ видеофильма: «Каспийское море».

Министр экологии:

Каспийское море представляет собой очень чувствительную экосистему.За последние десятилетия под воздействием антропогенных и биохимических

факторов резко ухудшилось состояние экосистем в целом.

«Влияние  нефтяного загрязнения на окружающую среду».

Выступления экспертов.

Эксперт из Азербайджана:

В Республике Азербайджан основными источниками нефтяного загрязнения  Каспийского моря являются речной сток,разведка,нефтедобыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Анализ состава сбрасываемых в Каспий сточных вод указывает на преобладание в количественном отношении нефтепродуктов

Эксперт из Туркменистана:

В Туркменистане основными  источниками нефтяного загрязнения являются эксплуатация и разведка морских и прибрежных нефтепромыслов,предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности.Несмотря на то,что в последние годы по Восточному побережью Каспийского моря не отмечена тенденция к увеличению содержания загрязняющих веществ,состояние  моря и  береговой охранной полосы, вызывает тревогу. Это связано с тем,что не происходит коренных изменений в технологии бурения и эксплуатации морских нефтяных и газовых скважин,утилизации отходов производства,обеспечении необходимым современным оборудованием.

Эксперт из Казахстана:

Для предотвращения экологической катастрофы на Каспий необходимо:

- ограничить добычу нефти согласно межправительственных соглашений

Прикаспийских государств;

- застраховать биологические ресурсы моря;

- ужесточить контроль за нефтяными операциями на море ,повысить штрафные санкции   за загрязнение каспийских вод.

Заключительное слово министра:

Ситуация Арала, Балхаша, Каспия-сегодня стала важнейшей региональной экологической проблемой. Ни одна страна в мире не может сегодня решить экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.Мы едины,мы частичка нашей Вселенной, мы должны сохранить нашу голубую планету в чистоте и порядке.

3 этап Заключительный этап

Учитель географии:

У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы,но в конечном счете природу может спасти только его любовь.

Я хочу, чтобы вы помнили,что все озера-это чудесный светлый дар природы.Их надо беречь, о них надо  заботиться,поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на планете.

Я благодарю всех участников за участие в международном форуме.

Подводится общий итог работы. Выставление оценок за урок.

4 этап Рефлексия:

-Ребята,какой этап урока вам понравился?

-Было ли у вас на уроке время на скуку и посторонние занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по физической географии 6 класс

Ориентирование по плану местности. Азимут. Ориентирование по сторонам горизна, с помощью компаса, правила работы с компасом, правила определения аримута....

тренажер по физической географии Казахстана на тему "Главные черты рельефа Казахстана"

        Предлагаемые в электронной презентационной форме  материал предназначен для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления контроля над усвоением те...

ЦИКЛ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА В 8 КЛАССЕ

Серия последовательных уроков по физической географии Казахстана для учащихся 8 класса.Данная публикация является заключительным этапом совместной работы учителей школы-лицея № 23 города Шымкент Южно-...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс

Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...