конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по физической географии Казахстана 8 класс | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Арал-наша трагедия, Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный
(урок-международный форум).
Цели:
Образовательные-обобщить и систематизировать знания о физико-географическом положении водных объектов; установить причины нарушения водного баланса Арала,Балхаша,Каспия.
Развивающие-развивать умение выявлять причинно-следственную зависимость между природно-экологическими проблемами и здоровьем человека; активизировать поисковую деятельность учащихся,способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков;
Воспитательные-воспитание экологически грамотного подрастающего поколения, воспитание патриотизма и любви к родному краю,формирование бережного отношения к объектам природы.
Оборудование:физическая карта Казахстана,видеоматериал «Арал-моя боль»,иллюстрации,фотографии., ТСО.
Организационно-подготовительный этап: за 2-3 недели формируются игровые группы и распределяются роли; ознакомление с правилами игры; сбор и анализ материала, подготовка сообщения.
Ход урока:
1этап
Вступительное слово учителя: формулировка темы. цели урока.
(Звучит музыка)
Учитель:
Говорят,что в незапамятные времена древняя казахстанская степь была покрыта обильной и пышной растительностью,морями и реками. Однажды бай устроил в честь своего сына соревнование, кто дальше всех плюнет. В знак победы был обещан годовалый верблюжонок.В этом соревновании выиграл сын бая.Богачу это понравилось, и он решил в честь победителя зарезать сто баранов, да еще самых жирных.
Ели люди и хвалили сына бая за его умение плеваться…
К вечеру того дня с песков подул горячий ветер и дул три дня и три ночи. От его горячего дыхания высохла трава, моря и реки засыпало песком.
-Отчего случилась такая беда?- спросили люди мудреца-странника.
-Земля-наша мать!-ответил он.-На нее плевать нельзя.Нанесенную Земле обиду можно слезами только смыть…
-Как знать, быть может эта древняя притча отразилась и сегодня в ответ на наши необдуманные поступки.
Итак, наш урок посвящен проблемам Арала,Балхаша,Каспия
2.Игровой этап
На международный форум приглашены делегация экологов из разных стран,как Ближнего,так и Дальнего Зарубежья, медики, а также международные журналисты.
Форум открывает министр экологии и охраны окружающей среды.
Выступление ученика: Уважаемые участники форума! Разрешите поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы.Как известно экологические проблемы страны влияют на экосистемы других государств.Поэтому в мире растет понимание,что в условиях глобализации стратегия активного международного сотрудничества и партнерства со всеми заинтересованными государствами ,является единственно верной и эффективной.
Для нас всегда особое значение имели отношения с нашими соседями-
Россией,странами Центральной Азии,с которыми нас связывают не только общие исторические,но и единая экологическая система.
У нас общие водные ресурсы,горные экосистемы и связанные с ними транс граничные экологические проблемы.
Все это связывает нас работать в условиях тесного сотрудничества.
Цель нашего форума: решить вопросы-Кто виноват? Что делать?
Постараемся сделать выводы и предложить решения этих вопросов.
Учитель географии: Как известно,Казахстану досталось тяжелое наследство
После распада СССР проблема Аральского моря.
Показ фильма «Арал-моя боль.»
Репортер США на английском языке:
-Каким раньше было Аральское море?.
-Что стало причиной снижения уровня Аральского моря?
Ответ дают экологи из Казахстана.
Журналист телеканала «Евразия»:
-Каковы последствия Аральской катастрофы?
Отвечает эколог из Узбекистана:
-Экология окружающей нас среды,а значит существование всего живущего на планете,волнует мир давно. К этой проблеме человечество обращается не один десяток лет,но именно в последние годы, когда люди становятся свидетелями серии экологических катастроф, вечный вопрос «быть или не быть» становится особенно актуальным.В том числе и для нас, живущих в Узбекистане, где в последние десятилетия произошла одна из крупнейших трагедий века-аральская.
Арал, некогда дававший многотысячному населению региона жизнь и благополучное существование, сегодня несет боль и многие беды, связанные напрямую со здоровьем людей и нанесением огромного вреда всей экосистеме Приаралья.По сведениям ООН, с высохшего дна Арала ежегодно выносится до 700 тысяч тонн вредных солей в радиусе более одной тысячи километров,из которых более 500кг осаждается на каждый гектар почвы в дельте реки Амударьи.
Грунтовые воды, засоленность земель, постоянные ветры с пылью сделали свое дело- деревья в Нукусе практически не приживаются, а если и живут, то представляют собой довольно печальное зрелище. А теперь еще в результате усыхания моря в наступление пошли пески, которые со всех сторон окружили город.Положение должно исправиться, если оградить Нукус поясом лесонасаждений.К реализации этого проекта приступили представители Программы развития ООН совместно с местными властями.Согласно пректу 550гектаров земли будет засажено породами деревьев,приспособленных к здешним условиям.Это тополь, карагач,лох,ясень,шелковица, которые «зеленым поясом» в 17 км закроют город от песков.
Учитель географии: Проблема охраны окружающей среды с каждым днем становится все ощутимее, любое нарушение экологического баланса прежде всего бьет по человеку, по его здоровью, а главное бьет по будущему.
Арал, некогда давший многотысячному населению жизнь и благополучное существование, сегодня несет боль и многие беды, связанные напрямую со здоровьем людей.
-Как же Аральская катастрофа влияет на здоровье людей?
Отвечает медик:Влияние воды на санитарно-эпидемиологическое состояние.
-Интенсивное регулирование поверхностного стока р.Сырдарьи резко ухудшило условия ее самоочищения.В результате увеличилась степень микробного загрязнения речной воды,что представляет эпидемиологическую опасность.Это привело к ухудшению показателей здоровья населения. По сложившимся медико-экологическим показателям увеличились инфекционные,паразитарные,природно-очаговые и соматические заболевания.
Одна из главных причин заболеваемости населения является плохое качество воды.Практически вся потребляемая вода высокой минерализации.
Учитель географии:Можно ли спасти Аральское море?
Министр экологии:Я предлагаю создать проект «Малый Арал-Большие надежды».Давайте под этой эгидой,разработаем программу.
Эколог из Азербайджана:
Что касается обмеления Арала,то наши ученые предлагают только один путь решения:1) уменьшить площадь земель, поливаемых из Амударьи и Сырдарьи.
2) Желательно построить канал Иртыш-Арал.
3) Никаким образом не соглашаться на перекачку воды из Каспия в Арал.
Эколог из России:
Россия заинтересована в возобновлении водных ресурсов Арала,в связи с этим, кардинальное решение проблемы видится только в осуществлении донорской подпитки рек центр.Азии путем переброски сюда дополнительных ресурсов извне.При этом наиболее реальным и экономичным вариантом является подача части стока сибирских рек Оби и Иртыша-в центр Азии.
Кроме того, строительство сибирского канала позволит создать мощный и надежный экономический мост, который свяжет между собой Срединный регион России со странами центральной Азии.
Без сомнения, это будет способствовать развитию масштабного социально-экономического сотрудничества между государствами.
В зоне влияния канала «Сибирь-ценральная Азия» также получат интенсивное развитие промышленность,энергетика,транспортные коммуникации,разовьется разносторонняя инфраструктура.
Эколог из США:
Структурная перестройка сельского хозяйства
Немедленное и резкое сокращение плана по хлопку
Наладить охрану почвенного покрова
Эколог из Туркменистана:
Восстановить ,охранять,мелиорировать пастбища, а также вновь опустыненные земли.
Эколог из Узбекистана:
Отказаться от хлопкового монокультурного земледелия,восстановить традиционно возделываемые в оазисах культуры, уменьшить водозабор на единицу орошаемой площади,улучшить технику и режимы орошения, полностью исключить сброс оросительных вод в дренажно-коллектурную сеть-все это позволит три-четыре раза сократить объемы дренажных стоков с орошаемых земель.
Учитель географии: Экстенсивный путь развития орошаемого земледелия в Средней Азии при взятых высоких темпах гидротехнического строительства привел к истощению водно-земельных ресурсов региона,подвел к экологической катастрофе Приаралья и гибели Арала.
Теперь надо спасать природу,спасать орошаемое земледелие,культуру людей,возвращать доброе начало самой древней на земле человеческой деятельности-мелиорации почв.Именно это намечается перестройкой.
Стихотворение «Балхаш»читает ученик.
-Дать физико-географическое положение о.Балхаш?
Учитель географии: в настоящее время состояние озера Балхаша такое же как и у Арала в начале 60-х годов, т.е. в начале интенсивного хозяйственного использования стока рек. Балхаш готов повторить судьбу Арала.Назрела неотложная необходимость решения проблемы на международном уровне.
Ученик: «Характеристика фауны озера Балхаш».
Министр экологии:
Сейчас состояние озера Балхаш заметно изменилось. Постоянное сокращение суммарного стока рек, впадающих в озеро, привело к тому,что его уровень оказался на критической отметке: 340 м над уровнем моря-ниже допустимых фенологических колебаний.Площадь поверхности сократилась более чем на 2000 кв.км.Сокращение водного зеркала коснулась в первую очередь нерестилищ. Происходит также интенсивное загрязнение вод озера выбросами промышленных предприятий, сточными водами городов и сельскохозяйственных предприятий, промышленными и бытовыми отходами.
Но это еще не все проблемы. Около 73% всего водного стока озера Балхаш дает река или, 70% ее стока формируется на территории КНР.
Промышленный бум,интенсивное развитие сельского хозяйства Западного Китая создают угрозу дальнейшего сокращения стока вод в Балхаш.Если это произойдет, то мы будем иметь повторение сценария Аральской экологической катастрофы. Назрела острая необходимость решения проблем озера Балхаш на международном уровне.
Репортер из США:
-Что мешает сделать озеро Балхаш чистым?
Ответ эколога из Казахстана:
Ученые подсчитали,что за год Балхашский прмышленный комплекс загрязняет 220 кв км поверхности озера. В воде растворяются и оседают на дно 580 тонн микроэлементов и тяжелых металлов,а цинка,никеля,меди и кадмия в Балхаше и без того содержится столько, что зашкаливает предельно-допустимую концентрацию.
Министр экологии:
-Озеро Балхаш является уникальным водоемом, образованным природой много веков назад.Современные прблемы Балхаша достались нам в наследство как результат непродуманных проектов ирригационной политики.Сегодня они усугубились водными и воздушными загрязнениями,
бесхозяйственным водопользованием, опустыниванием,угрозой снижения стока рек.Мы пришли к пониманию того, что главной задачей является сохранение уникальной экосистемы Или-Балхашского водного бассейна для будущих поколений.Нам надо решить проблему Балхаша.
Предложите меры по улучшению.
Эколог из Казахстана:
Мы считаем, что если ликвидировать Капчагайскую ГЭС можно спасти озеро,сбросив в него 28. куб.км воды Капчагайского водохранилища.Это позволит увеличить количество воды Балхаша на 25% и восстановить его до исходных размеров.
Эколог из Узбекистана:
-Мы предлагаем создать искусственный дождь с помощью потока горячих газов.Искусственный дождь будет создаваться с помощью подъема потока газа влажного воздуха от поверхности земли на высоту конденсации влаги и выпадения ее в виде дождя.
Эколог из Туркменистана:
Проект получения холодного воздуха с использованием энергии воды горных рек.Эта система позволит получать холодный воздух с температурой +5,-12 С
что даст возможность вблизи рек создавать экологически чистые хранилища для сельскохозяйственных и других нужд.
Эколог из России:
Проблему Балхаша можно решить,если создать водоохранную систему,сократить количество выбросов ядохимикатов с прилегающих к озеру промышленных предприятий.
Учитель географии:
Лидерами антиядерного движения «Невада-Семей» было уже отвоевано постановление о том, чтобы не начинать строительство на Балхаше атомной электростанции.
Дело осталось,казалось бы за малым-сберечь и сохранить озера.И больше не наносить им вреда.
Балхаш может повторить судьбу Арала,если мы будем относиться к нему наплевательски.
Мы уже нанесли Земле обиду.Вопрос только в том,как мы будем свою вину исправлять? Неужели слезами?
Показ видеофильма: «Каспийское море».
Министр экологии:
Каспийское море представляет собой очень чувствительную экосистему.За последние десятилетия под воздействием антропогенных и биохимических
факторов резко ухудшилось состояние экосистем в целом.
«Влияние нефтяного загрязнения на окружающую среду».
Выступления экспертов.
Эксперт из Азербайджана:
В Республике Азербайджан основными источниками нефтяного загрязнения Каспийского моря являются речной сток,разведка,нефтедобыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Анализ состава сбрасываемых в Каспий сточных вод указывает на преобладание в количественном отношении нефтепродуктов
Эксперт из Туркменистана:
В Туркменистане основными источниками нефтяного загрязнения являются эксплуатация и разведка морских и прибрежных нефтепромыслов,предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности.Несмотря на то,что в последние годы по Восточному побережью Каспийского моря не отмечена тенденция к увеличению содержания загрязняющих веществ,состояние моря и береговой охранной полосы, вызывает тревогу. Это связано с тем,что не происходит коренных изменений в технологии бурения и эксплуатации морских нефтяных и газовых скважин,утилизации отходов производства,обеспечении необходимым современным оборудованием.
Эксперт из Казахстана:
Для предотвращения экологической катастрофы на Каспий необходимо:
- ограничить добычу нефти согласно межправительственных соглашений
Прикаспийских государств;
- застраховать биологические ресурсы моря;
- ужесточить контроль за нефтяными операциями на море ,повысить штрафные санкции за загрязнение каспийских вод.
Заключительное слово министра:
Ситуация Арала, Балхаша, Каспия-сегодня стала важнейшей региональной экологической проблемой. Ни одна страна в мире не может сегодня решить экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.Мы едины,мы частичка нашей Вселенной, мы должны сохранить нашу голубую планету в чистоте и порядке.
3 этап Заключительный этап
Учитель географии:
У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы,но в конечном счете природу может спасти только его любовь.
Я хочу, чтобы вы помнили,что все озера-это чудесный светлый дар природы.Их надо беречь, о них надо заботиться,поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на планете.
Я благодарю всех участников за участие в международном форуме.
Подводится общий итог работы. Выставление оценок за урок.
4 этап Рефлексия:
-Ребята,какой этап урока вам понравился?
-Было ли у вас на уроке время на скуку и посторонние занятия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по физической географии 6 класс
Ориентирование по плану местности. Азимут. Ориентирование по сторонам горизна, с помощью компаса, правила работы с компасом, правила определения аримута....
тренажер по физической географии Казахстана на тему "Главные черты рельефа Казахстана"
Предлагаемые в электронной презентационной форме материал предназначен для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления контроля над усвоением те...
ЦИКЛ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА В 8 КЛАССЕ
Серия последовательных уроков по физической географии Казахстана для учащихся 8 класса.Данная публикация является заключительным этапом совместной работы учителей школы-лицея № 23 города Шымкент Южно-...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс
Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...
Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.
Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...