План-конспект урока "Борис Годунов. Царь-убийца. Тема больной совести в трагедии"
план-конспект урока литературы (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_urokov.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Борис Годунов. Царь-убийца.
Борис и его судьба в трагедии. Тема больной совести».
Цели: | 1) | помочь учащимся овладеть навыками анализа текста драматического произведения; |
2) | развивать речь и логику в оценке поступков и событий; | |
3) | воспитывать патриотизм, уважение к истории своего народа, формировать нравственные черты характера |
Ход урока.
Беседа по вопросам:
- Как названа трагедия? (Б.Г.)
- Почему? (Центральная фигура трагедии Б.Г. Он придал содержание эпохе. От его характера и действий зависело историческое развитие. Он определил веря. Именно он положил начало неожиданному и трагическому повороту событий).
- Какому? (Смуте)
- Как это отразилось на самом Борисе Годунове? ( Жертвой такого поворота стал он сам. Погибли его жена и сын, воцарился самозванец) Самозванец выступил отрицанием
не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории.
Таким образом, отрезок, взятый Пушкиным, внутренне завершен и исчерпан. События,
в нем происходящие объективно неизбежны. Одно событие с неумолимой силой влечет
за собой другое.
Д
Л-Д
Борис
(для того, чтобы встать у власти, убил Дмитрия)
это породило появления Дмитрия – самозванца, что, в конечном итоге, явилось трагедией для самого Бориса.
История совершает круг – трон законного наследника не остается пустым, но во второй раз он похищен уже именем Димитрия.
I вывод: Неотвратимость возмездия, расплаты за грехи.
Далее.
- С чего начинается трагедия? (разговор В.Ш. с Воротынским) Зачитывать.
- Общее впечатление от диалога? (они недовольны Борисом и его правлением)
- Чем заканчивается? (преступлением других бояр)
- Случайно ли это? (Нет. Оппозиция вылилась в новое убийство)
История замкнута между двумя правлениями Бориса и Самозванца, и оба приходят
к власти после гибели невинных деток.
Выходит, одно убийство вызывает возмездие Борису, семье, народу, государству.
Убийство
Борис
семья
государство
народ
II вывод: Страдает не только Борис и его близкие, но и народ, государство.
- Как в конфликт трагедии втянут народ?
Борис – царь-убийца
слухи
клевета
измена
заговоры
доносы
Чем живет народ?
Самозванец
Русь – хаос, смута
- Почему так происходит? (Преступление Бориса и мысль о нем касается сущностных, коренных основ мироустройства Руси и образа мыслей и чувств каждого человека)
Читаем монолог Бориса (сцена «Царские палаты»). «Я думал свой народ…»
- Почему же народ на благие дела, совершенные Борисом, отвечает черной неблагодарностью? (Народ не может простить Борису нечистой совести. Царь оказывается жертвой собственного преступления. Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. И народ, почувствовав нравственным внутренним чутьем грех, уже не хочет принимать милости
и щедроты Бориса, отвергает их. Так вызревает народное мнение, что, пока Борис сидит на троне, государство осуждено на погибель).
Совесть перестает быть моральной категорией, перерастает в категорию государственную.
- В истории господствует мнение о том, что Борис – сильный царь и сильная личность. Как вы относитесь к нему?
Да, он сильный человек, но он своим преступлением нарушил древний порядок престолонаследия, утолив свое честно- и власто– любие, он вверг Русь в пучину раздоров и смуты, он подал пагубный пример сонму честолюбцев, которые, может быть никогда бы не решились покуситься на царский венец.
- Какой вывод мы можем сделать?
Записываем:
Забвение совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних ценностей, Разрушительную силу, колеблет государство.
Критерий правды и лжи, совести и бессовестности извратился, потому государство гибнет.
- Как в народе трансформируется пробуждающаяся совесть? (алогичностью Легендой
о спасшемся Димитрии)
Совесть
С другой стороны вызывает ненависть, злобу, мстительность
Заставляет поверить в Лже-Димитрия
(сцена Кремль. Дом Бориса Годунова). Читать.
Добро еще не победило зло, но мнения так различны.
Разрушительная сила имеет своим основанием чувство вины, греха, совести.
- Когда обман перестает быть истиной? (Когда заставляют провозгласить здравицу в честь Самозванца, т. к. не может новое преступление – убийство невинного отрока Феодора – вершиться ради спасенного Провидением Димитрия)
Записываем: «Борис Годунов» - трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка. Она названа именем правителя, дерзнувшего предпочесть интересам страны личное властолюбие.
Смута – результат духовного помрачения всего народа. Поэтому изживание Смуты означает пробуждение совести, не позволяющей славить ложь и обман, преступление и грех
- Актуально ли произведение сегодня? Почему?
Дом/задание: читать «Моцарт и Сальери»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"
Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...
План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: "Совершенствование технических действий в баскетболе"
Задачи урока: Образовательные:совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита, подб...
план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"
конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....
План-конспект интегрированного урока ИЗО и МХК на тему «Замысел архитектурного проекта и его осуществление».
План-конспект интегрированного урока ИЗО и МХК, в 8 классе, по программе Б. М. Неменского.Цель урока: Создать условия для формирования представлений об искусстве модерн (на примере архитек...
План-конспект открытого урока по английскому языку по теме “Глаголы to be и to have . Активизация лексики по теме «Животные»"
Цель урока: Совершенствование навыков устной речи Основные задачи Образовательные: • Развитие умений и навыков устной речи: а) монологической: пользоваться различными типовыми фразами при описании; б)...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."
Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина». ...