Урок обществознания в 10 классе "Политическая система"
презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме
Цель урока: рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства и политического режима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskaya_sistema.rar | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Политическая система»
Цель урока: рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства и политического режима в политической системе.
Оборудование: Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2009 г. Поурочные разработки уроков обществознания в 10 классе. Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2009 г. Презентация.
Ход урока.
I. Повторение изученного материала.
Вопросы для повторения:
В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»?
1. Как вид человеческой деятельности
2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества
3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.
Какие субъекты политики вам известны? (политические партии, политические организации, политическая элита, избиратели, государство и т.д.)
С левой стороны перечислены субъекты политики. Справа – характеристика. Соотнесите понятия. (Проверим)
Профессиональные политики | Главная цель – прийти к власти | |
Политические партии | Политика - главное занятие жизни и главное условие существования | |
Государство | Оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений | |
Политическая элита | Самый активный и самый главный субъект политики | |
Политические организации и объединения | Главная цель - влияние на власть |
Что такое политическая сфера?
Политическая сфера – одна из четырёх сфер жизни общества, включающая различные формы политической деятельности: отношения между людьми, организации и учреждения для решения политических целей, политическое сознание людей.
Перечислите основные политические институты (государство, политическая партия)
Что характерно для политической партии? Дайте определение политической партии
-объединение группы единомышленников;
- выражающая интересы определённых слоёв населения;
- главной целью которой является завоевание власти;
О чём идёт речь?
?????? - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности, (политические отношения)
Заполните схему
??? | |||
Экономическая | ??? | Культурно-информационная | Принудительная |
(власть, социальная)
Дайте характеристику данным видам власти
Вид власти | Характеристика |
Экономическая | Осуществляет контроль над экономическими ресурсами |
Социальная | Влияет на положение различных слоёв населения, способность повышать и понижать социальный статус личностей и групп. |
Культурно-информационная | Контроль над СМИ |
Принудительная | Контроль над людьми с помощью физической силы. Опирается на армию, полицию, прокуратуру и т.д. |
Так что же такое политическая власть?
-это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Выберите признаки политической власти
- Распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства.
- Действует на основе права от имени всего общества.
- Ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны.
- Развитие социокультурных отношений в обществе.
- Для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.
- Взаимодействие людей в процессе производства.
(1-4)
II. Изучение нового материала.
План.
1).Структура и функции политической системы.
2). Государство в политической системе.
3). Политические режимы.
Британский премьер-министр Уильям Гластон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Как же не заблудится в этом лабиринте?
Сегодня перед нами возникает проблема – разобраться «Политическая жизнь – это хаос событий или нечто упорядоченное?» Для того что бы ответить на этот вопрос наука о политике (назовите её?) – политология предлагает использовать для этого модель политической системы.
Давайте подумаем, что такое система?
Какие системы вам известны, приведите пример из биологии, химии, физики и т.д.
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В любой системе можно выделить отдельные части, выполняющие некоторые функции и взаимодействующие друг с другом.
Для того чтобы определить составляющие политической системы. Я предлагаю поиграть в «Снежный ком».
Предлагаю по очереди называть ассоциации связанные с понятием «Политическая система». Каждый последующий повторяет слово предыдущего и далее произносит своё. Можете делать себе пометки на черновике.
А теперь давайте заполним таблицу, структурируем ваши ассоциации.
(работа в тетрадях)
Политическая система
Подсистема | Составляющие |
Институциональная | Государство, партии, общественно – политические движения, |
Нормативная | Политические принципы, правовые нормы, политические традиции, нормы морали (воплощённые в законах), программы партий, уставы. |
Функциональная | Формы, направления, методы осуществления власти |
Коммуникативная | Совокупность связей и взаимодействий |
Культурно - идеологическая | Идеология, культура, ценности, учения, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность |
Как вы думаете, какие функции выполняет политическая система?
- руководство всеми сферами жизни общества. Сколько сфер? Какие?
- объединяет общество, предотвращает его распад (интеграция)
Какой институт является главным в политической системе?
Государство.
Государство как политический институт выполняет определённые функции
Подчеркните
Внутренние | Внешние |
Регулирование общественных отношений, защита конституционного строя, предотвращение социальных конфликтов, проведение политики в сферах жизни общества, оборона страны, сотрудничество с другими странами. |
В курсе права вы уже частично знакомились с составляющими формы государства. Назовите их.
Форма государства:
- форма правления
- форма государственно - территориального устройства
- политический режим.
Какие политические режимы вам известны?
Демократический (власть народа осуществляется через выборы и референдум)
Признаки демократического режима:
- Что значит принцип большинства. Когда он реализуется?
- Что значит право меньшинства на оппозицию?
- Как народ может влиять на власть и выработку политических решений? Как? В какой орган народ избирает своих представителей? – парламент.
Запишите новое понятие -
Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту).
- Плюрализм – многообразие взглядов, мнений, многопартийность
- Принцип гласности
- Наличие правового государства
Недемократический (власть народа отсутствует) Дайте характеристику
- тоталитарный (полный контроль над всей жизнью граждан)
- авторитарный (осуществление контроля, но не над всеми сферами жизни общества, например религия, экономика, культура могут развиваться без вмешательства государства)
«Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой».
Как мы видим политический режим проявляется во всех компонентах деятельности политической системы
- в деятельности политических институтов
- в нормах, её регулирующих
- во взаимоотношениях между субъектами политики
- политической культуре
Поэтому по характеру политического режима выделяют и политические системы. Какие это системы?
Демократические, авторитарные, тоталитарные.
Закрепление.
Заполните схемы.
Разгадайте загадки.
III. Подведение итогов урока
Рефлексия.
IY. Домашнее задание: § 21 пересказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно-модульная система обучения на уроках обществознания в старшей школе
методическая статья...
Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"
Материал к урокам по учебнику Боголюбова...
Урок обществознания "Труд в системе правовых отношений"
Урок составлен в соответствии с программой курсов обществознания для 8 – 9 и 10 -11 классов общеобразовательных учреждений/автор А.И. Кравченко.С понятием «труд» обучающиеся нередко встречаются в жизн...
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"
Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся представление о пенсионной системе РФ....
Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».
Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...
Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».
Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...