Урок обществознания в 10 классе "Политическая система"
презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме

Канищева Марина Владимировна

Цель урока: рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства и политического режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskaya_sistema.rar2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Политическая система»

Цель урока: рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства и политического режима в политической системе.

Оборудование: Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2009 г. Поурочные разработки уроков обществознания в 10 классе.  Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2009 г.  Презентация.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

Вопросы для повторения:

В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»?

1. Как вид человеческой деятельности

2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества

3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.

  Какие субъекты политики вам известны? (политические партии, политические организации, политическая элита, избиратели, государство и т.д.)

С левой стороны перечислены субъекты  политики. Справа – характеристика. Соотнесите понятия. (Проверим)  

Профессиональные политики

Главная цель – прийти к власти

Политические партии

Политика - главное занятие жизни и главное условие существования

Государство

Оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений

Политическая элита

Самый активный и самый главный  субъект политики

Политические организации и объединения

Главная цель - влияние на власть

Что такое политическая сфера?

    Политическая сфера – одна из четырёх сфер жизни общества, включающая различные формы политической деятельности: отношения между людьми, организации и учреждения для решения политических целей, политическое сознание людей.

Перечислите основные политические институты (государство, политическая партия)

Что характерно для политической партии? Дайте определение политической партии

-объединение группы  единомышленников;

- выражающая интересы определённых слоёв населения;

-  главной целью которой является завоевание власти;

О чём идёт речь?

?????? - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности, (политические отношения)

Заполните схему

???

Экономическая

???

Культурно-информационная

Принудительная

(власть, социальная)

Дайте характеристику данным видам власти        

Вид власти

Характеристика

Экономическая

Осуществляет контроль над экономическими ресурсами

Социальная

Влияет на положение различных слоёв населения, способность повышать и понижать социальный статус личностей и групп.

Культурно-информационная

Контроль над СМИ

Принудительная

Контроль над людьми с помощью физической силы. Опирается на армию, полицию, прокуратуру и т.д.

Так что же такое политическая власть?

-это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Выберите признаки политической власти

  1. Распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства.
  2. Действует на основе права от имени всего общества.
  3. Ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны.
  4. Развитие социокультурных отношений в обществе.
  5. Для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.
  6. Взаимодействие людей в процессе производства.

 (1-4)

II. Изучение нового материала.

План.

                                           1).Структура и функции политической системы.

                                           2). Государство в политической системе.

                                           3). Политические режимы.

Британский премьер-министр Уильям Гластон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Как же не заблудится в этом лабиринте?

Сегодня перед нами возникает проблема – разобраться «Политическая жизнь – это хаос событий или нечто упорядоченное?» Для того что бы ответить на этот вопрос  наука о политике (назовите её?) – политология предлагает использовать для этого модель политической системы.

Давайте подумаем, что такое система?

Какие системы вам известны, приведите пример из биологии, химии, физики и т.д.

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В любой системе можно выделить отдельные части, выполняющие некоторые функции и взаимодействующие друг с другом.

   Для того чтобы определить составляющие политической системы. Я предлагаю поиграть в «Снежный ком».

Предлагаю  по очереди называть ассоциации  связанные с  понятием «Политическая система». Каждый последующий повторяет слово предыдущего и далее произносит своё. Можете делать себе пометки на черновике.

 А теперь давайте заполним таблицу, структурируем ваши ассоциации.

(работа в тетрадях)

Политическая система

Подсистема

Составляющие

Институциональная

Государство, партии, общественно – политические движения,

Нормативная

Политические принципы, правовые нормы, политические традиции, нормы морали (воплощённые в законах), программы партий, уставы.

Функциональная

Формы, направления, методы осуществления власти

Коммуникативная

Совокупность связей и взаимодействий

Культурно - идеологическая

Идеология, культура, ценности, учения, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность

Как вы думаете, какие функции выполняет политическая система?

- руководство всеми сферами жизни общества. Сколько сфер? Какие?

- объединяет общество, предотвращает его распад (интеграция)

Какой институт является главным в политической системе?

Государство.

Государство как политический институт выполняет определённые функции

Подчеркните

Внутренние

Внешние

Регулирование общественных отношений, защита конституционного строя, предотвращение социальных конфликтов,  проведение политики в сферах жизни общества, оборона страны, сотрудничество с другими странами.

    В курсе права вы уже частично знакомились с составляющими формы государства. Назовите их.

Форма государства:

- форма правления

- форма государственно - территориального устройства

- политический режим.

Какие политические режимы вам известны?

Демократический (власть народа осуществляется через выборы и референдум)

Признаки демократического режима:

  1. Что значит принцип большинства. Когда он реализуется?
  2. Что значит право меньшинства на оппозицию?
  3. Как народ может влиять на власть и выработку политических решений? Как? В какой орган народ избирает своих представителей? – парламент.

Запишите  новое понятие -  

Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту).

  1. Плюрализм – многообразие взглядов, мнений, многопартийность
  2. Принцип гласности
  3. Наличие правового государства

Недемократический  (власть народа отсутствует) Дайте характеристику

- тоталитарный (полный контроль над всей жизнью граждан)

- авторитарный (осуществление контроля, но не над всеми сферами жизни общества, например религия, экономика, культура могут развиваться без вмешательства государства)

«Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой».

Как мы видим политический режим проявляется во всех компонентах деятельности политической системы

- в деятельности политических институтов

- в нормах, её регулирующих

- во взаимоотношениях между субъектами политики

- политической культуре

   Поэтому по характеру политического режима выделяют и политические системы.  Какие это системы?

Демократические, авторитарные, тоталитарные.

Закрепление.

Заполните схемы.

Разгадайте загадки.

III. Подведение итогов урока

Рефлексия.

IY.  Домашнее задание: § 21 пересказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

Материал к урокам по учебнику Боголюбова...

Урок обществознания "Труд в системе правовых отношений"

Урок составлен в соответствии с программой курсов обществознания для 8 – 9 и 10 -11 классов общеобразовательных учреждений/автор А.И. Кравченко.С понятием «труд» обучающиеся нередко встречаются в жизн...

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...