Семья - территория любви
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся отношения к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи урока:
1.Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.
2.Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе.
3.Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
4.Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей
Тип урока: формирования и совершенствования знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_territoriya_lyubvi.zip | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе
Ремпель Анна Петровна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Птичник»
Биробиджанского района Еврейской автономной области
Тема урока: «Семья – территория любви».
Тема: «Семья – территория любви»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся отношения к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи урока:
1.Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.
2.Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе.
3.Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
4.Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей
Тип урока: формирования и совершенствования знаний
Методы обучения: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский
Основные понятия:
Семья.
Семья как малая группа.
Семья как социальный институт.
Типы семей.
Функции семьи.
Ценности семьи.
Оборудование урока:
- Компьютер, проектор, экран.
- Компьютерная презентация по теме урока.
- Документ для исследовательской работы (Аристотель «Об основах семейной жизни»
- Видеофрагмент м/ф « Он и она»
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Cегодня на уроке обществознания мы поговорим о семье. С год от года Вы становитесь взрослее и придет время, когда тоже будете создавать свою семью. И знания, которые вы получите на этом уроке пригодятся вам в будущей взрослой жизни. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным, ведь семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Сегодня на семью мы посмотрим с теоретической точки зрения.
Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.
Откройте тетради, запишите число.(9 декабря 2010) и начало нашей темы:
«Семья – территория… . в ходе урока мы допишем ее окончание.
Также по ходу урока мы будем выполнять ряд заданий в Рабочих листах.
А продолжить наш разговор я хочу с притчи «Тепло семейного очага»
ПРИТЧА (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести.
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
Давайте попробуем ответить на вопрос « Из чего складывается семейное счастье, тепло семейного очага», заполнив кластер, состоящий из 4 слов, выбрав самое важное (В рабочих листах)
Выслушивание мнения ребят.
Вывод: любовь
Работа с диаграммой: Всероссийский центр изучения общественного мнения тоже провел опрос граждан Какой смысл Вы вкладываете в понятие «счастье»?
Вот что из этого получилось.
Задание: проанализируйте данную диаграмму, сделайте вывод
Давайте допишем тему урока. «Семья – территория любви»
А эпиграфом нашего урока будут слова Л.Н. Толстого « счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Сегодня на уроке мы изучим и обсудим следующие вопросы:
- Семья. Типы семей.
- Функции семьи.
- Ценности семьи
- Что же такое семья?
I.Социологическая наука рассматривает семью и как малую группу и как социальный институт.
Нам необходимо разобраться с этими понятиями. Учебник параграф 18
Определения семьи как малой группы и как социального института.
Задание1.: Ознакомьтесь с определениями.
.Давайте попробуем из данных определений выделить ключевые слова
брак, родство, усыновление или удочерение, объединение, совокупность социальных норм, взаимоотношения, взаимопомощь
Итак, Семья – это
Перед Вами фото нового здания загса и первые пары, которые зарегистрировали в нем свой союз.
А как вы думаете, какие мотивы движут молодыми людьми, когда они решают пожениться?
Высказывания учащихся.
Обобщение: Мотивы образования семьи (вступления в брак) могут быть самыми разными:
-- любовь,
-- уважение, симпатия,
-- преодоление одиночества,
-- вынужденное решение (вероятность скорого появления ре бен ка),
-- расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади),
-- случайность, сочетание обстоятельств,
-- чувство сострадания к партнеру.
Какие из этих мотивов способствуют созданию прочной и счастливой семьи?
Учитель: Мы разобрались с понятием семья, а теперь поговорим о том, какие бывают типы семей. В рабочих листах у вас есть таблица
По типам цивилизационной эволюции | - Патриархальная - партнерская (эгалитарная) |
По составу | Нуклеарная Многопоколенная |
По количеству детей | Бездетная Однодетная малодетная Многодетная (3 и более детей) |
Объяснение:
Патриархальный тип семьи - основная власть принадлежит главе семьи – отцу. Все остальные члены беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел
Эгалитарная семья (партнерская)- это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.
В зависимости от состава различают семьи нуклеарные и сложные .
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.
полная – неполная
Сложная (Многопоколенная) семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений., которые ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт
Работа с документом: Аристотель «Об основах семейной жизни» в Рабочих листах.
Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти:
во-первых, власть господина по отношению к рабам;
во-вторых, отношение отца к детям;
в-третьих, отношение мужа к жене.
Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.
Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1983. – Т. 4. – С. 377.
Вопросы и задания
1.Какой тип семьи иллюстрируют данные взаимоотношения?
2. С какими аргументами Аристотеля может не согласиться современный
человек и почему?
Работа с иллюстрациями: Определите тип семьи (по 3 позициям)
II.Функции семьи.
У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Но семейная жизнь похожа на мешок, в который положили острых камней и начали его трясти. В результате этой тряски получится одно из двух: либо эти камни отшлифуются друг об друга и улягутся, либо они не станут шлифоваться, и тогда мешок порвется, а камни высыплются. Это аллегория. Однако надо понимать, что людям, состоявшим в браке надо либо притираться друг к другу, либо их союз рассыплется.
Гармоничная семья выполняет много различных функций.
Запись: Функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные е удовлетворением определенных потребностей ее членов.
В ходе самостоятельной работы с текстом учебника мы познакомимся с основными функции семьи.
Задание 4. Работа с текстом учебника стр. 198. последний абзац
функция | Удовлетворение потребностей |
репродуктивная | Воспроизводство населения.. Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения, передача норм культуры |
Хозяйственная | Ведение домашнего хозяйства |
Экономическая | Материальное обеспечение семьи |
Эмоциональная | Взаимная психологическая поддержка |
Социально-статусная | Наследование принадлежности к тому классу, расе, нации, религиозной группе, к которым принадлежит семья |
Первичный социальный контроль | Определение норм поведения семьи в различных сферах |
Духовное общение и досуг | организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга |
Рекреативная функция | восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня |
Просмотр видеоролика, определение функций молодой семьи.
Вопрос: Среди всех функций семьи выделяют репродуктивную ( от фр. производить) и воспитательную. Почему? (Физическое и духовное воспроизводство)
Проверка с опорой на таблицу.
III. Задание: Сформулировать в парах законы сохранения семьи
Слайд. Проверка (предполагаемые ответы ребят)
- Наличие и поддержание любви.
- Психологическая совместимость и нравственная грамотность.
- Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
- Наличие минимума материального благополучия.
- Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
- Культурно-духовная совместимость.
Проверка и вывод: Выполнение данных заповедей позволит сделать семью – территорией любви. А значит, у каждой семейной пары есть выбор.
Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Витязь на распутье». Эта картина висит в Третьяковской галерее в Москве. Копии её можно увидеть в музеях некоторых других городов России. Всемирно известное полотно с большим философским смыслом. Три пути в желтеющих долинах сразу за большим замшелым у основания камнем. Одинокий воин, сидя на коне и опустив копьё, задумчиво читает надпись. Решает, что делать, по какому пути ему дальше скакать…
«А ты как бы поступил?» - спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли в одном из музеев перед этой знаменитой картиной и внимательно разглядывали ее.
«Повернул бы назад и помчался прямо домой!» – не задумываясь, ответил внук.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, считал Л.Толстой, только единого рецепта счастливой жизни никто не знает, каждый ищет его сам.
Обобщение:
Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая 2, в «Записках о семейной жизни» в 1899 г. написала так:
«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души»
Желаю всем присутствующим, что ваш дом был наполнен счастьем и любовью и был убежищем для души.
Использованные материалы
- Рутковская Е.Л. к.пед.н Институт содержания и методов обучения РАО. Изучение темы "Семья и быт в курсе обществознания" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005, №2. - С.54-63.
- Нравственные и правовые основы семьи Скворцова Юлия Сергеевна, учитель истории и социально-гуманитарных дисциплин, МОУ СОШ №9 г. Воскресенск Московской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Царская семья - идеал любви и образец семейной жизни
Цель урока: Формирование у учащихся представления о существовании высшей духовной жизни у человека, о возможном здоровом устроении семьи. Урок посвящён семье последнего русского императора ...
Школа-«территория любви»
Эссе (конкурсная работа)Конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации "Я-директор школы"...
Семья - территория любви
Разработка праздника...
О территориях любви и доброты. Об итогах работы профильной смены юных исследователей Яйской школы № 1.
Профильная смена юных исследователей Яйской школы № 1 состоялась в июне 2016 года. Девчонки и мальчишки будут долго вспоминать конеферму Н.Н. Тимофеева, мини-пекарню "Швейка", Улановский краеведч...
Дополнительная общеобразовательная программа "Семья - территория счастья"
Семейное воспитание детей в условиях Центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его разв...
СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММКоваленко Людмила МихайловнаГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербургаучитель...
Проект психолого-педагогического просвещения родителей «Малая родительская академия «Семья – территория любви».
Организовать на базе малой родительской академии факультеты:Будущих родителей «Мы в ответе за то, какими будут наши дети».Семейных традиций «Яблочко от яблоньки куда покатится?»...