СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
статья

Коваленко Людмила Михайловна

СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Коваленко Людмила Михайловна

ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга

учитель математики

 

В стaтье рассматривается  взaимодействия ребенка с другими членами семьи; условия семьи, обеспечивающие ему психологический и эмоциональный климат для самостоятельных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, общения, отдыха, «развития компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»  ( 8.1.)  .

 Сeмья, по мнению А.Г. Харчева, представляет собой сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей   1.75.  . «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи»   (7.1.) .

Вирджиния Сатир, известный американский психолог, пишет: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья – это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней – ключ к разгадке многих явлений в жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединяющих свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают  неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человеческий мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей»   (12.6.)   .

            С позиций современных исследователей психологии семьи Э.Г. Эйдемиллера, В.Юстицкис особую важность в ней выполняют: комплексность (оптимальность) функций, структура и динамика. «Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей её членов. Выполнение семьёй её функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом»  (12.13.)  .

 Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис определяют следующие функции семьи: - воспитательную, удовлетворяющую индивидуальные потребности мужчины и женщины в материнстве и отцовстве, в контактах с детьми и их воспитании, в реализации родителей в детях, обеспечивая социализацию детей и подготовки новых членов общества; - хозяйственно-бытовую, удовлетворяющую материальные потребности семьи (в пище, крове, одежде и прочем). Это способствует здоровьесбережению, восстановлению затраченных  в разных видах деятельности физических сил; - эмоциональную, удовлетворяющую потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она является основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации; - духовного (культурного) общения для удовлетворения потребности в совместном проведении досуга, духовного обогащения и развития всех членов семьи; - первичного социального контроля, обеспечивающая выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества; - сексуально-эротическая, заключающейся в удовлетворении  сексуально-эротических потребностей.

С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества.

Структура семьи – это состав семьи и её членов, а также совокупность  их взаимоотношений  (12.15.) . Под структурой семьи Харчев А.Г.понимает способ обеспечения её единства и функционирования как социального института. Динамика семьи – это изменение её структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Развитие семьи  отражается в фазах её жизненного цикла с момента формирования в период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаях семья сначала расширяется за счет растущих в ней детей, затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь  (12.16.) . На основании исследований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, В. Вунд, Л.С. Выготский, К. Изард, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, З. Фрейд, Э.Эриксон и др.) обнаруживается наиважнейший фактор влияния на  сформированность  эмоций – это эмоциональная мать и её заинтересованность в эмоциональном развитии собственного ребенка. Именно в семье создаются условия для аффективно-предметного взаимодействия ребенка с взрослыми. Очень важно для психического развития ребенка с первых минут его жизни, чтобы родители понимали как он «вплетен» в своей жизнедеятельности в  окружение семьи и должны чувствовать и понимать, что он находится в поле зрения заинтересованных в удовлетворении его ежеминутных аффективно – социальных потребностей лиц. Данные обстоятельства иллюстрированы поэтом Сергеем Баруздиным: «Дети мои! Если б вы знали, что вы несете, что вы впитали!.. Просто вы жили с матерь рядом, и это поверьте большая награда. И это – ученье, и это волненье, и слава, и правда, и жизнь – без сомненья». В период раннего детства Л.С. Выготский выделяет начальную фазу  «единства между сенсорными и моторными функциями», отмечает «недифференцированное восприятие и аффект», единство «аффекта и действия». Возраст до трех лет характеризуется как «золотой период детства», который обеспечивает успешную социализацию, коммуникацию в будущей жизни человека. По мнению К. Изарда, эмоциональная сфера является определяющей системой в формировании индивидуальных личностных черт ребенка. Которые опосредованы ролевыми качествами «авторитетного родителя» (Д. Баумринд, 1966, 1971). «Авторитетный родитель отличается эмоциональной теплотой, готовностью к поддержке и пониманию ребенка. В то же время ему свойственно предъявлять соответствующие возрасту ребенка требования, достаточно последовательно»  (11.185.) . «Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи» (С.Кодек). Семья – есть территория (микросреда) детерминирующая вызревание и эмоционально - волевой стороны личности, способствующей развитию разносторонней деятельности детей, в том числе образовательной. Д.И. Фельштейн показывает: «Воля человека воспитывается постепенно – он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо»   (9.42.)  .    Доброжелательные, любознательные дети  весьма успешны в период обучения и легко осваивают специальные развивающие; образовательные программы - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) образовательных организаций и учреждений дополнительного образования - «направленные на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования»   (8.2.) . У детей обделенных любовью и лаской родителей – дефицит доброжелательного общения формирует отрицательные эмоции и как следствие дезадапт  ацию среди своих сверстников, взрослых и даже родственников. Нередко отмечается в данной категории детей проблемы «эмоционального реагирования: повышенная  эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, раздражительность, высокая тревожность, несдержанность, внутренняя и внешняя писхоэмоциональная напряженность, эмоциональная неустойчивость, неадекватность эмоциональных реакций»     (4.31.).

         Данный материал может использоваться  для оказания психологической помощи с позиций: сбалансированности эмоционального развития через соучастие, защиту, утешение, взаимопомощь в совместных жизненных ситуациях семьи; развития аффективных комбинаций: радость – печаль, интерес – отвращение, отвращение – гнев; здоровьесбережения, как физического, так и психического; активного поведения с определяющим индивидуальным поведенческим стилем в рамках уважение  человеческого достоинства всех членов семьи и окружающих сообществ людей.

            Автор надеется, что статья окажет практическую помощь в психолого-педагогическом сопровождении в развитии, воспитании и образовании детей родителям, педагогам. 

 

Перечень литературных источников:

 

1.         Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244   с. ISBN 5-9268-0237-7.

2.         Выготский Л.С. Психология Текст / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии») ISBN 5-04-004708-8.

3.         Изард, К.Э. Психология Эмоций Текст /  К.Э. Изард / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с. (Серия  «Мастера психологии») ISBN 5-314-00067-9.

4.         Липунова О.В. К вопросу о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности несовершеннолетних с девиантным поведением. «Профилактика нарушений в развитии ребенка. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии и оказание им специальной помощи»: Материалы краевой научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 22-23 октября 2003/Отв.ред. Липунова О.В. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А. гос.пед.ун-та, 2004. – с.

5.         Ораничева Л.И. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути её развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания: методическое пособие. Комсомольск – на – Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та 2003. 82 с. ISBN 5- 85094-072-3.

6.         Ораничева Л.И. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в условиях средовой депривации (региональный аспект на примере периферийного города Дальнего Востока). Диссертация. Хабаровск. 2006. - с.

7.         Семейный кодекс Российской Федерации.

8.         Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).

9.         Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решения актуальных задач воспитания Текст / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1984.-№ 2.- с. – 43.

10.       Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978.

11.       Шеффер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.: ил. – (Серия «Христомация по психологии»). ISBN 5-272-00256-3.

  1. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. 336 с., илл. ISBN 5-9268-0204-0.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Коваленко Людмила Михайловна

ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга

учитель математики

В стaтье рассматривается  взaимодействия ребенка с другими членами семьи; условия семьи, обеспечивающие ему психологический и эмоциональный климат для самостоятельных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, общения, отдыха, «развития компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»  ( 8.1.)  .

             Сeмья, по мнению А.Г. Харчева, представляет собой сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей   1.75.  . «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи»   (7.1.) .

Вирджиния Сатир, известный американский психолог, пишет: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья – это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней – ключ к разгадке многих явлений в жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединяющих свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают  неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человеческий мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей»   (12.6.)   .

         С позиций современных исследователей психологии семьи Э.Г. Эйдемиллера, В.Юстицкис особую важность в ней выполняют: комплексность (оптимальность) функций, структура и динамика. «Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей её членов. Выполнение семьёй её функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом»  (12.13.)  .

 Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис определяют следующие функции семьи: - воспитательную, удовлетворяющую индивидуальные потребности мужчины и женщины в материнстве и отцовстве, в контактах с детьми и их воспитании, в реализации родителей в детях, обеспечивая социализацию детей и подготовки новых членов общества; - хозяйственно-бытовую, удовлетворяющую материальные потребности семьи (в пище, крове, одежде и прочем). Это способствует здоровьесбережению, восстановлению затраченных  в разных видах деятельности физических сил; - эмоциональную, удовлетворяющую потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она является основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации; - духовного (культурного) общения для удовлетворения потребности в совместном проведении досуга, духовного обогащения и развития всех членов семьи; - первичного социального контроля, обеспечивающая выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества; - сексуально-эротическая, заключающейся в удовлетворении  сексуально-эротических потребностей.

С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества.

Структура семьи – это состав семьи и её членов, а также совокупность  их взаимоотношений  (12.15.) . Под структурой семьи Харчев А.Г.понимает способ обеспечения её единства и функционирования как социального института. Динамика семьи – это изменение её структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Развитие семьи  отражается в фазах её жизненного цикла с момента формирования в период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаях семья сначала расширяется за счет растущих в ней детей, затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь  (12.16.) . На основании исследований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, В. Вунд, Л.С. Выготский, К. Изард, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, З. Фрейд, Э.Эриксон и др.) обнаруживается наиважнейший фактор влияния на  сформированность  эмоций – это эмоциональная мать и её заинтересованность в эмоциональном развитии собственного ребенка. Именно в семье создаются условия для аффективно-предметного взаимодействия ребенка с взрослыми. Очень важно для психического развития ребенка с первых минут его жизни, чтобы родители понимали как он «вплетен» в своей жизнедеятельности в  окружение семьи и должны чувствовать и понимать, что он находится в поле зрения заинтересованных в удовлетворении его ежеминутных аффективно – социальных потребностей лиц. Данные обстоятельства иллюстрированы поэтом Сергеем Баруздиным: «Дети мои! Если б вы знали, что вы несете, что вы впитали!.. Просто вы жили с матерь рядом, и это поверьте большая награда. И это – ученье, и это волненье, и слава, и правда, и жизнь – без сомненья». В период раннего детства Л.С. Выготский выделяет начальную фазу  «единства между сенсорными и моторными функциями», отмечает «недифференцированное восприятие и аффект», единство «аффекта и действия». Возраст до трех лет характеризуется как «золотой период детства», который обеспечивает успешную социализацию, коммуникацию в будущей жизни человека. По мнению К. Изарда, эмоциональная сфера является определяющей системой в формировании индивидуальных личностных черт ребенка. Которые опосредованы ролевыми качествами «авторитетного родителя» (Д. Баумринд, 1966, 1971). «Авторитетный родитель отличается эмоциональной теплотой, готовностью к поддержке и пониманию ребенка. В то же время ему свойственно предъявлять соответствующие возрасту ребенка требования, достаточно последовательно»  (11.185.) . «Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи» (С.Кодек). Семья – есть территория (микросреда) детерминирующая вызревание и эмоционально - волевой стороны личности, способствующей развитию разносторонней деятельности детей, в том числе образовательной. Д.И. Фельштейн показывает: «Воля человека воспитывается постепенно – он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо»   (9.42.)  .    Доброжелательные, любознательные дети  весьма успешны в период обучения и легко осваивают специальные развивающие; образовательные программы - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) образовательных организаций и учреждений дополнительного образования - «направленные на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования»   (8.2.) . У детей обделенных любовью и лаской родителей – дефицит доброжелательного общения формирует отрицательные эмоции и как следствие дезадапт  ацию среди своих сверстников, взрослых и даже родственников. Нередко отмечается в данной категории детей проблемы «эмоционального реагирования: повышенная  эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, раздражительность, высокая тревожность, несдержанность, внутренняя и внешняя писхоэмоциональная напряженность, эмоциональная неустойчивость, неадекватность эмоциональных реакций»     (4.31.).

         Данный материал может использоваться  для оказания психологической помощи с позиций: сбалансированности эмоционального развития через соучастие, защиту, утешение, взаимопомощь в совместных жизненных ситуациях семьи; развития аффективных комбинаций: радость – печаль, интерес – отвращение, отвращение – гнев; здоровьесбережения, как физического, так и психического; активного поведения с определяющим индивидуальным поведенческим стилем в рамках уважение  человеческого достоинства всех членов семьи и окружающих сообществ людей.

                 Автор надеется, что статья окажет практическую помощь в психолого-педагогическом сопровождении в развитии, воспитании и образовании детей родителям, педагогам.  

Перечень литературных источников:

1.        Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244   с. ISBN 5-9268-0237-7.

2.        Выготский Л.С. Психология Текст / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии») ISBN 5-04-004708-8.

3.        Изард, К.Э. Психология Эмоций Текст /  К.Э. Изард / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с. (Серия  «Мастера психологии») ISBN 5-314-00067-9.

4.        Липунова О.В. К вопросу о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности несовершеннолетних с девиантным поведением. «Профилактика нарушений в развитии ребенка. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии и оказание им специальной помощи»: Материалы краевой научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 22-23 октября 2003/Отв.ред. Липунова О.В. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А. гос.пед.ун-та, 2004. – с.

5.        Ораничева Л.И. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути её развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания: методическое пособие. Комсомольск – на – Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та 2003. 82 с. ISBN 5- 85094-072-3.

6.        Ораничева Л.И. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в условиях средовой депривации (региональный аспект на примере периферийного города Дальнего Востока). Диссертация. Хабаровск. 2006. - с.

7.        Семейный кодекс Российской Федерации.

8.        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).

9.        Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решения актуальных задач воспитания Текст / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1984.-№ 2.- с. – 43.

10.        Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978.

11.        Шеффер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.: ил. – (Серия «Христомация по психологии»). ISBN 5-272-00256-3.

  1. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. 336 с., илл. ISBN 5-9268-0204-0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Платье для куклы Кати».

Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе по расширению навыков нетрадиционной техники рисования....

Мотивация ученика как фактор успешного освоения учебного материала.

Мотивация ученика как фактор успешного освоения учебного материала. Внешние мотивы, внутренние. Формы стимулирования познавательной мотивации....

Программа по освоению детьми образовательной области

Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании»...

Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Деловая игра состоит  из серии индивидуальных  и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....