10 кл обществознание тема "Источники права"
презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме
Цель: сформировать научное представление об
основных источниках права; раскрыть
соотношение различных видов
нормативных актов; углубить понимание
особого положения Конституции
как главного источника права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._obshch._istochniki_prava.ppt | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОЧНИКИ ПРАВА I. Право берет начало в жизни человека и общества, его источником служит объективная реальность, общественные отношения, воля граждан, воля народа, воля государства. Следовательно, когда право становится юридической реальностью и начинает выполнять свои функции, должно иметь доступную форму выражения, т.е. официальное закрепление. Источники права – официально—закрепленные формы внешнего выражения содержания права. II. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА В группу основных источников (форм) права современные правоведы включают правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт обычное право (правовой обычай) - предшествует всем другим источникам, некоторые сохранились до нашего времени. Правовой обычай определяется как вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает обязательное значение, гарантирует его соблюдение принудительной силой. Но не каждый обычай становится нормой права (например кричать молодым «Горько!», или кровная месть). Признавая обычаи, государство их санкционирует в официальный документ. Например: в ГК РФ ст.5 признается «обычай делового оборота», т.е. не предусмотренное законом правило поведения.
Но может быть другой путь: обычай нигде документально не закреплен, государство фактически «молчаливо» санкционирует его. Например, в суде при разводе ребенка оставляют с мамой, хотя в законе об этом не сказано. Судебный прецедент – юридический прецедент, т.е. право судей, судебное право, в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу. Судебный прецедент служит одним из основных источников права в странах Англия, США, Канада, Австралия, в России он входит в практику. Нормативно-правовой акт – официальный документ в письменной форме, созданный компетентными государственными органами, содержащий нормы права, исходящий от государства. Это означает, что в каждом акте содержится и выражается государственная воля. Нормативно-правовой акт общеобязателен для всех, в отношении нарушителей правовых норм неизбежны принудительные санкции. Нормативно-правовой акт документ публичный поэтому он подлежит официальному опубликованию (Конст.РФ ст.15)
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – является источником и критерием позитивного (положительного) права, это прирожденные, неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в Конституции. Идеи и принципы естественного права оказывали постоянное влияние на развитие действующего европейского права. Впервые и истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в Декларации независимости США 4 июля 1776 г.. Провозгласившей новое государство. В 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Официально закрепившая естественные права человека. Естественное право приобрело общеобязательную юридическую силу и становится самостоятельным источником позитивного права.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ Вошедшие в привычку народа правило, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕНДЕНТ Судебное решение по конкретному юридическому делу, служит образцом при рассмотрении аналогичных дел НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ Созданный компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО Прирожденные и неотчуждаемые права человека, официально признанные государством и закрепленные в его конституции и других законах
ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 1) Законы – нормативно-правовые акты, принимаемые органами законодательной власти, обладающие высшей юридической силой. В РФ законодательный орган Федеральное собрание. В исключительных случаях закон принимается путем референдума, например Конституция РФ 1993 г. Законы регулируют важнейшие стороны общественных отношений. ВСЕ ЗАКОНЫ ДЕЛЯТСЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ: Федеральные : - Конституция РФ, ни один закон не должен противоречить К РФ - федеральные конституционные законы, которые относятся к предмету ведения Конституции РФ – Закон «О чрезвычайном положении», «Закон о выборах Президента РФ», закон «О выборах Государственной Дума ФС РФ» и др. - обычные (текущие) федеральные законы, например ГК РФ, ТК РФ, Семейный кодекс и т.д. Законы субъектов РФ - субъект в пределах своей собственности имеет право создавать нормативно-правовой акт, но он не должен противоречить Конституции РФ , (пример)
подзаконный акт, т.е. Указы, постановления, приказы, инструкции, исходят не от законодательной власти. Их принимают Президент, Правительство, министры и т.д., но они создаются на основании и в точном соответствии с Основным законом. Высшее положение занимают УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ. Далее ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, СУБЪЕКТОВ РФ. Министерства, государственные комитеты и др. центральные ведомства издают инструкции постановления, но эти нормативные акты могут быть отменены Правительством. Конституция имеет высшую юридическую силу. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя 2) права и свободы граждан 3) федеративное устройство 4) организацию высших органов власти Д.З.§ 26, стр. 293-294 работа с документом, дополнительно эссе «Нет такого закона, который бы удовлетворял всех» (Тит Ливий, римский историк)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя истории, обществознания и права
В данном блоге представлен материал для проведения недели по обществоведческим дисциплинам....
Неделя истории, обществознания и права
Материалы в помощь молодым педагогам....
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.
Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит задания разнопланового характера.Это задания на классификацию понятий, заполнение табли...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал....