Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию
методическая разработка по обществознанию по теме
На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно переходят на уровень социально-значимых результатов. Особое место в моей работе занимают телекоммуникационные проекты. Они предоставляют возможность обучающимся сформировать систему знаний по предмету, развить исследовательские умения и коммуникативные навыки. Поэтому постоянно участвую с детьми в сетевых проектах и разрабатываю собственные проекты по истории и обществознанию ("Знатоки истории", "Что век грядущий нам готовит?", "Омск: вчера, сегодня завтра" и др.). Мои проекты размещены в сети Интернет на "Омском образовательном портале" по адресу: http://www.omsk.edu.ru Применение проектной технологии позволяет привести ребенка к успеху и способствует развитию собственного професссиональнализма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekomendacii_po_podgotovke_k_ege.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Единый государственный экзамен призван дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений выпускников. В частности, выявить в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.
В экзаменационную работу по обществознанию включены задания, проверяющие сформированность следующих умений:
- оценивать различные суждения о социальных объектах, явлениях, процессах с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор позиций из предложенного списка;
- различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- распознавать признаки понятий, называть и применять термины, понятия и явления в соответствии с предлагаемым контекстом;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.
Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки по обществознанию:
1. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия (А, В, С);
2. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (А, В, С);
3. формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С);
4. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (А, С);
5. подготавливать творческую работу (С 4).
На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.
Особое место в обучении, занимают телекоммуникационные проекты. Для организации эффективной результативной и эмоционально окрашенной деятельности выполнение заданий проектов подходит как нельзя лучше. Телекоммуникационные турниры предоставляют ребятам возможность соотнести свои достижения с уровнем достижений своих сверстников из других образовательных учреждений. Примером может служить разработанный мной телекоммуникационный проект «Что век грядущий нам готовит?» для обучающихся 9-11 классов. Все этапы проекта соответствовали заданиям ЕГЭ по обществознанию. Цель проекта: развитие ключевых компетентностей обучающихся (информационной, коммуникативной, интеллектуальной и др.) в процессе работы над обществоведческой темой «Угрозы ХХІ века (глобальные проблемы)». Задачи: развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных умений обучающихся; применение социально-гуманитарных знаний для решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности мышления обучающихся и педагогов образовательных учреждений. Описание проекта «Что век грядущий нам готовит?» размещено в сети Интернет на «Омском образовательном портале» по адресу: http://www.omsk.edu.ru/_projects/toc282.html. Всего в проекте приняло участие 35 команд из школ, гимназий, лицеев и домов творчества г. Омска и Омской области. На первом этапе проекта участники представляли свою команду в форме презентации. Оценивалось содержание, оформление и грамотность работ. На втором этапе команды создавали информационные бюллетени и буклеты на тему: «Глобальные проблемы современности». По условиям этапа необходимо было выбрать одну из проблем и проанализировать её. Оценивалось содержание и дизайн публикаций. Следующий этап – блиц-тур с тестовыми заданиями. Командам были предложены задания с выбором ответов, только один из которых являлся верным. Интеллектуальный и творческий этапы содержали вопросы повышенной сложности и были посвящены решению одной из глобальных проблем. При оценке работ учитывались грамотность, логика и оригинальность изложения, свободное владение материалом и самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме и целесообразность включения фактов, аргументированность и убедительность выводов. В ходе проекта осуществлялось тесное сотрудничество детей и педагогов.
Продукт проекта – электронный сборник лучших работ участников (размещен на сайте по адресу: http://projectnovek.ucoz.ru/index/glavnaja/0-5), который может быть использован при подготовке обучающихся выпускных классов к экзамену по обществознанию.
Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности школьника, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности. Применение указанной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным.
Список литературы:
- Материалы для проведения зачета. Обществознание. – М. .: ФИПИ, 2011.
- Материалы для самостоятельной работы. Обществознание. – М. .: ФИПИ, 2011.
- Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Обществознание. – М. .: ФИПИ, 2011.
- Организация исследовательской деятельности учащихся. – Омск, 2006.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: Обществознание. – М. : АСТ: Астрель, 2011.
Приложение № 1
Виды заданий по формированию умений и навыков
Умения и навыки | Виды заданий |
Организационные | |
Планирование | Составлять развернутый план темы, алгоритм ответа |
Готовить по теме доклад, реферат | |
Информационные | |
Навык смыслового чтения | Анализировать текст, выделять главную мысль |
Составлять тесты по изученному материалу | |
Сворачивание информации | Составлять определение по алгоритму |
Сворачивать текст в опорный конспект, шпаргалку | |
Придумывать пропорции понятий | |
Представлять текст в виде схемы, таблицы | |
Разворачивание информации | Составлять определение по алгоритму |
Составлять интеллект-карту (развернутую схему темы) | |
Загадывать понятие прилагательными, глаголами | |
Составлять тесты по изученному материалу | |
Текстовый конспект | Составлять текстовые конспекты |
Составлять развернутый план темы, ответа | |
Готовить по теме доклад, реферат | |
Разворачивать информацию, представленную в виде рисунка и схемы | |
Описывать рисунки и схемы | |
Интеллектуальные | |
Активное владение понятиями | Составлять определения по алгоритму |
Загадывать понятие прилагательными, глаголами | |
Составлять тесты по изученному материалу | |
Операции синтеза и обобщения | Составлять развернутый план темы |
Составлять опорные конспекты | |
Составлять текстовые конспекты | |
Назвать одним словом группу понятий | |
Установление закономерностей, причинно-следственных связей | Решать и составлять логические цепочки |
Строить системы понятий и схемы по теме | |
Описывать закономерности | |
Составлять опорные конспекты | |
Находить лишнее, расставлять в правильном порядке, называть одним словом несколько понятий |
Приложение № 2
План проведения проекта
Название этапа | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают проблему, получают необходимую информацию и устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует участников проекта, помогает в постановке целей |
Планирование | 1.Определение источников информации 2.Определение способов сбора и анализа информации 3.Определение способа представления результатов 4.Установление процедуры и критериев оценки результатов 5.Распределение задач между членами команды. | Вырабатывают план действий и формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения и утверждает план |
Исследование | 1.Сбор информации 2.Решение промежуточных задач 3.Выбор методов исследования | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, консультирует, руководит деятельностью участников проекта |
Результаты, выводы | 1.Анализ информации 2.Формулирование выводов 3.Подготовка публикаций, презентаций, других материалов | Анализируют информацию, формулируют выводы, готовят материалы | Наблюдает, советует, консультирует |
Представление работы | Форма представления результатов: публикации, презентации и другие материалы | Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса |
Оценка результатов | Форма результата оценки – одобрение | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения | Оценивает качество отчета и потенциал продолжения |
Приложение № 3
План проекта «Что век грядущий нам готовит?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте
Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный хар...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики
В работе раскрывается сущность метода игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...
«Обучающе- тестирующие системы с использованием Интернет – технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»
Создан аннотированный список ссылок Интернет- ресурсов для прохождения учащимися 9-11-х классов он-лайн тестирования при подготовке к егэ по истории и обществознанию...
Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках иностранного языка
методические рекомендации для учителей иностранного языка...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населе...
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ГИА
Презентация по итогам реализации практики...