Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему
Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный характер, так как невозможно с полной уверенностью сказать, в каких условиях будет действовать выпускник учебного заведения.
Поэтому, важнейшая способность, которую должен приобрести студент колледжа, - это способность учиться, что радикальным способом скажется на его профессиональном становлении, так как определяет его возможности в последующем непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем удвоить абстрактный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее – способность самостоятельного добывания, освоенная на творческом мышлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте.
Автор – составитель:
преподаватель биологии и экологических основ природопользования
ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж»
Подъяблонская Надежда Николаевна
Тамбов
2009 г
Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный характер, так как невозможно с полной уверенностью сказать, в каких условиях будет действовать выпускник учебного заведения.
Поэтому, важнейшая способность, которую должен приобрести студент колледжа, - это способность учиться, что радикальным способом скажется на его профессиональном становлении, так как определяет его возможности в последующем непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем удвоить абстрактный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее – способность самостоятельного добывания, освоенная на творческом мышлении.
Современный человек должен, в первую очередь, научиться добывать знания и применять их на практике. Ставить глубокие умные вопросы не менее важно, чем отвечать на них. Поэтому на своих уроках по дисциплине «Экологические основы природопользования» я применяю проектную технологию, которая позволяет сформировать познавательную самостоятельность у студентов колледжа, которые зачастую слабо инициативны в учении, боятся высказать свое мнение, а то и не имеют его вовсе. Результаты исследования, проведенные мной в колледже в группах по уровню СПО, подтвердили эффективность методов проектов в формировании познавательной самостоятельности студентов при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования».
Мой проект «Экологические основы природопользования и охрана окружающей среды в Тамбовской области» может быть использован в рамках реализации регионального компонента по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов третьего курса и рассчитан на 32 часа в течении одного полугодия.
Первое занятие носит организационный характер, на котором преподавателем ставятся цели и задачи изучения дисциплины , излагается ход проведения уроков , так как он состоит из двух часов . Первый час отводится на изучение темы согласно рабочей программы, студенты самостоятельно изучают по учебнику и другим источникам информации(газеты, журналы, телевидение, интернет
) и составляют опорный конспект. Он представляет собой систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта – наглядной формы, замещающей систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанный элементов целой части учебного материала. Это компактная графическая схема, относительно быстро воспроизводимая, легко запечатлеваемая и одномоментно обозримая (см. приложение №1) . С помощью опорного конспекта преподаватель создает условия, способствующие удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему и целостного по своему характеру учебного материала. На втором часе обсуждаются вопросы, касающиеся проектов, а именно: оказание помощи в сборе информации, построении диаграмм, графиков, создании презентации.
Затем формируются группы по 3-4 человека (формирование может проходить по желанию студентов или проводится преподавателем). Далее обсуждаются темы и вопросы исследований и распределение тем по сформировавшимся группам.
Примерные темы проектов в рамках регионального компонента:
- Влияние урбанизации на атмосферу.
- Открытые водные источники Тамбовской области
- Контроль качества питьевой воды в городе Тамбове
- Мониторинг состояния земельных ресурсов
- Комплексная переработка твердых отходов
Хочу отметить, что только семь студентов изъявили желание работать по методу проектов, остальные ограничились выполнением докладов, рефератов под руководством преподавателя, объясняя свое нежелание отсутствием времени, интереса к изучаемой дисциплине, недостаточностью необходимых знаний. Чтобы стимулировать включение таких студентов в проектную деятельность, значительное внимание в ходе реализации проектов я уделила созданию благожелательной атмосферы, ситуации успеха, ориентировала их не только и не столько на получение результата, но и сам процесс проектной деятельности. Данные условия способствовали увеличению числа обучающихся, проявивших интерес к предлагаемой деятельности. Хочется отметить, что именно социально значимые и актуальные в повседневной жизни темы вызывали наибольший интерес у студентов.
На следующих девяти уроках студенты собирают, обобщают, анализируют, систематизируют информацию по своей теме, используя различные источники, проводят самостоятельные исследования, опыты в домашних и лабораторных условиях, ходят на экскурсии. По мере накопления информации приносят ее на занятия для промежуточной отчетности.
На оставшихся шести уроках проходит защита проектов и показ презентаций. Затем каждый проект обсуждается в группе, и преподаватель совместно со студентами оценивает группы участников проекта.
Таким образом, достигалось овладение новой содержательной информацией по каждой теме, обобщающими понятиями, представлениями, знаниями, у студентов развивались умения и навыки самостоятельной работы, расширялся кругозор.
В процессе проектной деятельности у студентов формировались следующие обще-учебные умения и навыки:
1. рефлексивные (осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, ответить на вопрос: « Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»);
2. исследовательские (самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; находить недостающую информацию; предлагать несколько вариантов решения проблем; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи);
3. навыки оценочной самостоятельности.
В качестве примера предлагаю рассмотреть студенческий проект, выполненный студентами третьего курса СПО «Влияние урбанизации на атмосферу» (см. приложение №2). Руководством для выбора данной темы студентами стали слова Чарльза Диккенса: «Грязноватая окраска всех предметов, тусклый воздух, земля, усыпанная залой и пылью, густые клубы дыма, медленно выползавшие из высоких труб и заволакивавшие окрестность, - все указывало на быстрое приближение к большому фабричному городу…»
Студентами была выдвинута гипотеза: «В Тамбовской области наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение атмосферы несвойственными ей веществами химической природы».
Ключевой целью для подтверждения гипотезы студенты посчитали выявить воздействие деятельности человека на газовый состав атмосферы и последствий нарушения газового баланса.
В ходе своего исследования они пользовались информационными источниками на основе которых они составили:
1. графики
2. таблицы
3. диаграммы
4.фотомонтаж
Дополнительными источниками информации служили поход во внеурочное время в поликлинику № 5 г. Тамбова, экскурсия в федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу».
Студенты во внеурочное время провели несколько опытов о влиянии веществ таких как оксида азота, избытка углекислого газа, оксида серы на комнатные растения. Они выявили пагубное воздействие этих веществ на растения и возникновение некоторых изменений, таких как пожелтение, увядание.
Провели опыт по исследованию количества копоти, образуемой при сжигаемой различных предметов: пластмассового стаканчика, бумаги, свечи.
На основе проведенных исследований и собранной информации студенты сделали вывод, что их гипотеза полностью нашла свое подтверждение.
Проектная деятельность показала сформированность у студентов умений и навыков работы в сотрудничестве (коллективное планирование; взаимодействие с любым партнером; взаимопомощь в группе в решении общих задач; деловое партнерское общение; находить, исправлять ошибки в работе других участников группы); менеджерские умения и навыки (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты); коммуникативные (вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс); презентационные (навыки монологической речи; уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.
Приведенный выше пример свидетельствует о том, что выполнение проектов позволяет эффективно организовывать активную познавательную деятельность каждого проектанта по овладению знаниями и способами деятельности, а также применение их в новых условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию
На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят ...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.
В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование явля...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...