правовой турнир в 10 классе
классный час по обществознанию (10 класс) по теме
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы?Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy_turnir.docx | 21.12 КБ |
prava_cheloveka.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по истории "Правовой турнир"
Право существует для пользы человечества. (Латинское изречение)
Сущность закона – человеколюбие. (В. Шекспир)
Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке,
и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его".
(Гегель)
Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека.
Задача: повышение уровня правовой культуры учащихся
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
II. Обобщение знаний.
Теоретическая часть - показ презентации - слайды 1-11
Итак, " право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его"
Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"
Участники: 2 команды по 7 человек 10 - 11 классов.
Разминка
- Этот император утвердил "Указ о вольных хлебопашцах", по которому помещики получили право отпускать крестьян на волю за выкуп. (Александр I, 1803 г.)
- Этому политическому деятелю принадлежит идея о том, что каждая кухарка должна научиться управлять государством. (Ленин)
- Так называется первый сборник русских законов. ("Русская правда", 1072 г.)
- Именно так в Новгороде и в Пскове назывался высший орган власти. (Вече)
- На этой площади в Московском государстве обычно зачитывались все наиболее важные государственные указы. (Ивановская)
- Этот документ был принят 10 декабря 1948 г. (Всеобщая Декларация прав человека)
- Её всегда изображают с повязкой на глазах, с весами судьбы и мечом в руках. (Богиня правосудия Фемида)
- Этот царь провел грандиозные либеральные реформы, в том числе судебную. (Александр 2)
I. Брейн-ринг
- Первая Декларация в мире, провозгласившая неотъемлемые права человека. (США, Декларация независимости, 1776 г.)
- Где, когда и кем была принята "Декларация прав человека и гражданина". (26 августа 1785 г. Учредительным собранием Франции)
- Именно так называется главный международный документ по защите прав детей. (Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 г. Ратифицирована в СССР в 1990 г.)
- Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не 40 выигранных им сражений. Настоящую славу принес Наполеону: (Гражданский кодекс 1801 г.)
- Так с латыни переводится слово "Конституция". ("Устройство" - т. е. правила жизни государства)
- Этот французский просветитель впервые сформулировал принцип разделения властей. (Шарль Монтескье 1689 - 1755)
- Только в этом случае гражданин России лишается права на гражданство. (Вопрос с подвохом. Согласно конституции, таких случаев просто не может быть.)
- Эта француженка сумела "перекочевать" в Нью-Йорк лишь по частям. И понадобилось ей для этого 24 трансатлантических рейсов. (Статуя Свободы)
- Этот довольно распространенный в наше время документ дословно переводится как "выход в порт". (Паспорт. С французского - passer - проходить, port - порт, письменное разрешение на переход.)
- Именно в этой стране первым и последним президентом был один и тот же человек. (В СССР М. С. Горбачев - март 1990 - 25 декабря 1991 г.)
Зрительский конкурс (зачитываются предложения)
По указанным предложениям определите о ком или о чем это говорится?
Милиционер
Это может быть дядя, а может и тетя. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем.
Законы
Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить там, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.
Свобода
Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут.
- Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д.
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Италии;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Игра с болельщиками. «Сказка - ложь, да в ней намек»
- Буратино получил в подарок золотой ключик
(право на получение имущества в дар)
- Какое право нарушено принцем по отношению к Спящей красавице?
(личная неприкосновенность)
- "Сказка о царе Салтане", где князь Гвидон превращается в комара. Каким правом воспользовался князь Гвидон?
(Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.)
- Какое право нарушено? - Чиполлино вытаскивают из его домика.
(нарушено право на неприкосновенность жилища).
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право
(на личную неприкосновенность)
6. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом
( на получение бесплатного образования.)
7.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право
(пользоваться учреждениями культуры.)
8.Напавшие на Буратино кот Базилио и ли са Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино
(иметь имущество в собственности.)
Итог урока
В 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — права, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. ПРАВО — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - публичное, совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. СЛОВАРЬ
10 декабря 1948 г. Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларации прав человека» в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». В 1950 году Генеральная Ассамблея предложила всем государствам и заинтересованным организациям отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека. «МЫ МОЖЕМ СТАТЬ СВОБОДНЫМИ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА СТАНЕМ РАБАМИ ЗАКОНА» ЦИЦЕРОН
В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Конституция 1791 год- Американский «Билль о правах» 1789 год – французская – Декларация прав человека и гражданина 1215 год Английская «Великая хартия вольностей» 10.12.1948 год- «Всеобщая декларация прав человека» Пакты и декларации С 10 декабря 1950 года отмечается День прав человека . Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА КОНСТИТУ- ЦИОННОЕ АДМИНИСТРА- ТИВНОЕ УГОЛОВНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ТРУДОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕ- НИЕ ШТРАФ АРЕСТ КОМПЕНСИ- РОВАТЬ ПРИЧИНЕН- НЫЙ УЩЕРБ ШТРАФ КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ ЗАМЕЧАНИЕ ВЫГОВОР УВОЛЬНЕНИЕ
Гражданские и политические права: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда право на свободу и личную неприкосновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства право покидать свою страну и возвращаться в неё право на справедливое судебное разбирательство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ассоциации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосредственно или путем участия в свободных выборах. право на защиту собственности; право на труд и справедливые и благоприятные условия труда; право на социальное обеспечение; право на образование. Основные экономические, социальные культурные права : Права остаются абстрактным понятием, пока граждане их реально не используют. Знание и владение правами - один из первых признаков демократического государства.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. после ратификации ее 20 государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней.
ПРАВА РЕБЕНКА Ребенок имеет право на семью. Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей. Ребенок имеет право посещать школу и учиться. Ребенок имеет право на равенство. Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребенок имеет право на собственное мнение. Ребенок имеет право на имя и гражданство. Ребенок имеет право на получение информации. Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Ребенок имеет право на отдых и досуг. Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями). - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.
Нарушения прав человека В основе классификации нарушения прав человека и политического насилия могут быть: серьезность нарушений (какие права нарушены?) частота нарушений (как часто?) масштаб нарушений (сколько человек страдает?)
«ПРАВО КАСАЕТСЯ СВОБОДЫ, САМОГО ДОСТОЙНОГО И СВЯЩЕННОГО В ЧЕЛОВЕКЕ, И ОН САМ, ПОСКОЛЬКУ ОНО ДЛЯ НЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНО, ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЕГО.» ГЕГЕЛЬ (1770-1831), НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ
...ИМЕЮ ПРАВО...
1. Разминка 1 нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства А права человека 2 гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах Б Конституция 3 элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения В закон 4 способность лица иметь права и обязанности Г преступление 5 основной закон государства Д санкция 6 предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица Ж правоспособность
1 В 2 А 3 Д 4 Ж 5 Б 6 Г
2. “Документы” Перечислите документы, защищающие права ребёнка. 1. Международные 2. Российские А) Всеобщая декларация прав ребёнка Б) Конституция РФ. В) Декларация прав ребёнка Г) Семейный кодекс Д) Конвенция о правах ребёнка Е) Гражданский кодекс Ж) Уголовный кодекс.
3. «Заморочки» Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние? Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? 3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, не желающим писать контрольную работу? Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?
4. Сказка - ложь, да в ней намек ….
плакат на тему: "Каждый человек имеет право на жизнь"
“ Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”. Ф.М.Достоевский
"Права, которые я имею и хочу сохранить"; "Права, которых у меня нет, но хочу иметь"; « Права, которые я не хотел бы иметь» "Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на…"; "Если бы мои права были нарушены, я бы сделал…"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Правовой турнир" (8 класс)
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов. Может проводиться в рамках Декады правовых знаний для повышения правовой культуры учащихся....
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Правовой турнир "Я знаю!" (для учащихся 7-8 классов)
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 - 8 классов, в рамках правовой недели в школе. P { margin-bottom: 0.21cm; Цель: формирование правовой культуры подростков, изучение прав ребенка.Задачи : ...
Правовой турнир "Страна правовых знаний"
Ориентирован на детей среднего школьного возраста....
Внеклассное мероприятие для 6 класса "Правовой турнир"
Внеклассное мероприятие для 6 класса "Правовой турнир"...
7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права
Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....
Игра-викторина «Правовой турнир» (Неделя правовых знаний)
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.Задачи:способствовать формированию с...