Методическая рекомендация по дисциплине: «Физическая культура». Тема: «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики»
методическая разработка по физкультуре на тему

Методическая рекомендация по теме «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики»  

В работе рассмотрены и рекомендованы комплексы упражнений по профилактике и коррекции зрения, которые можно применять как на занятиях физической культуры, так и на занятиях в специальной медицинской группе. Так же дана таблица, по которой можно определить, какими видами спорта можно заниматься студентам, имеющим отклонения в зрении. Перечислены упражнения, которые нельзя или не рекомендуется выполнять на занятиях физической культуры.

Цель работы – показать методику выполнения упражнений по профилактике и коррекции зрения на занятиях физической культуры и в специальных медицинских группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rekomendatsiya.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

Министерство образования  Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шушенский сельскохозяйственный колледж»

               

                           Методическая рекомендация

 

                              По дисциплине: «Физическая культура».

Тема: «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики»

                     Преподаватель: Бабашова Татьяна Викторовна .

                                                        2018

РАССМОТРЕНО

 на заседании цикловой комиссии преподавателей физической культуры и ОБЖ

Протокол № 1 от 12.09.2018 г.

Председатель __________Т.В. Бабашова

 

Автор (ы): Бабашова Татьяна Викторовна      

Рецензент (ы):  Помыткина Ирина Николаевна

РЕЦЕНЗИЯ

                                               

на методическую разработку «Развитие зрительных способностей студентов средствами физической культуры», выполненную преподавателем Бабашовой Татьяной Викторовной.

Название методической рекомендации подобрано правильно и удачно, соответствует содержанию.

Построение методической рекомендации соответствует требованиям.

Тема исчерпана достаточно, показаны комплексы упражнений для развития, профилактики и лечения зрения, которые можно применять как на уроках физической культуры, так и на занятиях специальной медицинской группы. Так же даны методические указания по этим упражнениям.

Текстовой материал соответствует современному состоянию науки.

В содержании правильно использована научная терминология.

Материал соответствует программе занятий в специальных медицинских группах.

В данной методической рекомендации использован опыт кандидата педагогических наук, доцента Красноярского государственного педагогического университета Ковалёва Валерия Анатольевича и профессора, автора  лечебно-профилактической гимнастики по восстановлению зрения  Эдуарда Сергеевича Аветисова.

В данной рекомендации показаны комплексы упражнений для коррекции зрения, снятия глазного утомления в течение учебного дня. Дана таблица, в которой указаны виды спорта, которыми можно заниматься, имея отклонения в области зрения. Эти упражнения можно применять как на уроках, так и на занятиях в специальных медицинских группах. Потому что  в настоящее время встречаются очень много подростков с нарушением зрения.

Цель методической рекомендации достигнута: показана методика выполнения и подбора упражнений при проблемах со зрением средствами физической культуры.

Методическая рекомендация может быть использована как на занятиях специальной медицинской группы, так и на учебных занятиях по физической культуре. Данная тема актуальна, потому что в настоящее время очень много говориться о здоровье-сберегающих технологиях. А применение данного материала на занятиях как раз и будет вести к профилактике и в какой-то степени лечению зрения.

Рецензент: Помыткина Ирина Николаевна, преподаватель физической культуры

«____»_____________2018 г.                                                            ______________

                                     

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………..1
  2. Специальные упражнения для глаз………………………………………2
  3. Тренажёры для спортивного зала ………………………………………..3
  4. Противопоказания к занятиям спорта в зависимости от степени

близорукости……………………………………………………………….4

5.  Упражнения для развития зрения…………………………………………7

6.  Комплекс гимнастики для глаз……………………………………………9

7.  Профилактика нарушения зрения…………………………………………8

8.  Комплекс упражнений для мышц глаз…………………………………..10

9.  Запрещённые упражнения………………………………………………...11

10.Литература………………………………………………………………….13

                                       

                                                       Введение

Эдуард Сергеевич Аветисов, профессор, автор лечебно-профилактической гимнастики по восстановлению зрения, много времени посвятил изучению проблем профилактики различных заболеваний глазного аппарата. Известно, что любую болезнь гораздо проще предупредить, нежели лечить запущенные формы патологии. Именно поэтому профилактику отклонений в работе глаза следует начинать еще в детском возрасте.                                                                                                     

По данным Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

     Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

    Изучение влияния систематических занятий циклическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на месте, на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показано, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

    Эффект улучшения зрительных функций достигается тогда, когда нагрузка на организм достигает стадии повышенной работоспособности, когда ребенок получил дозу нагрузки, но еще достаточно бодр. Упражнения для развития зрения на уроке физической культуры целесообразно давать в заключительной части или перед ней, т.е. в конце основной части урока.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

СПЕЦИАЛЬНЫЕ   УПРАЖНЕИЯ    ДЛЯ   ГЛАЗ

(по Аветисову)

         

      Специальные упражнения для глаз -  это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с общеразвивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.

      Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.

      Лучшие результаты воздействия подобных упражнений достигаются тогда, когда этим упражнениям предшествовали общеразвивающие упражнения. Рекомендуется делать разминку в среднем темпе, заканчивая ее легким бегом. Время бега – до 3-х минут. Затем дают упражнения для мышц глаз. Стимулирующее воздействие предварительной разминки заключается в том, что в корковом отделе ЦНС происходит локальное установление временных связей между двигательными и зрительными корковыми отделами анализаторов. Это стимулирует глазодвигательные функции и светоощущающий аппараты зрения.

УПРАЖНЕНИЯ  АВЕТИСОВА  (1985)

  1. Исходное положение (и.п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение закрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.
  2. И.п. – сидя. Быстро моргать по 15 сек., 3-4 серии. Улучшает кровообращение глаз.
  3. И.п. – стоя, смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчая зрительную работу на близком расстоянии.
  4. И.п. – стоя. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближаться им к глазам, пока палец не начнет «двоиться». Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.
  5. И.п. – сидя. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
  6. И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за ним. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.                                                                                                                                                                                                                        

Следующие упражнения предназначены для тренировки внутренних сред (цилиарной мышцы глаз), окружающих хрусталик.   

  1. Подбросить мяч обеими руками и поймать 7-8 раз.
  2. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). 8-10 раз.
  3. Бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками 6-7 раз.
  4. Передача мяча (волейбольного, баскетбольного, набивного) от груди партеру, стоящему на расстоянии 5-7метров. 12-15 раз.
  5. Передача мяча партнеру из-за головы. 10-12 раз.
  6. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. По 7-10 раз каждой рукой.
  7. Броски теннисного мяча в стену на расстоянии 5-8метров. По 6-8 раз каждой рукой.
  8. Броски теннисного мяча в мишень. По 6-8 раз каждой рукой.
  9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от пола отскочил к стене, затем поймать его. Повторить каждой рукой 6-8 раз.
  10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя или одной рукой с расстояния 3-5метров. 12-15 раз.

Все приведенные выше упражнения легко вписываются в урок физической культуры, т.к. являются элементами подводящих упражнений в спортивных играх. При выполнении упражнений в парах следует контролировать поведение учащихся, целесообразно пары формировать по типу: близорукий – нормально видящий. Это поможет избежать возможности травматизма от удара мячом.

                                 ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ЗАЛА   

Переоборудование залов не потребует больших затрат или какой-то их переделки. На свободных участках стен необходимо найти место для того, чтобы нарисовать тренажер «Видеоазимут». Тренажер выполняется в виде рисунка из разноцветных стрелок и линий.

       Рис. 1. Тренажер «Видеоазимут».

       

 Внешний периметр тренажера-рисунка нанесен красными стрелками. Длина и ширина их подбирается произвольно, но расстояние между ними рекомендуется в 20см., не более. Размеры прямоугольника могут быть 150х290-320см. Нужно выдержать примерное соотношение сторон 1:2. Направление стрелок красного цвета по часовой стрелке.

Отступив во внутрь на 10-15см, наносится второй прямоугольник зеленного цвета стрелками в обратном направлении. Затем выполняют диагонали голубого (синего) цветов. И точки пересечения диагоналей обозначаются фиолетовыми или черными стрелками, обозначающие небольшой крест, который не должен быть больше половины боковой стороны красного прямоугольника. Фон прямоугольника можно выделить из общей окраски стены, сделав его белым или более светлым по сравнению с цветом стены. Если стены голубые, то диагональ должна быть синей.

По углам и в точках, на которые указывают центральные фиолетовые стрелки можно нанести рисунки спортивной символики.

Высота от пола определяется возможностями зала и его панелей. Наиболее правильно центр рисунка тренажера помещать на высоте 160см. от пола. Это примерно высота, на которой достаточно спокойно, без напряжения мышц шеи можно выполнять специальные упражнения на тренажере «Видеоазимут».

В конце занятия за 3-4 мин. До звонка студенты в группах подходят к тренажеру и выполняют следующие упражнения по инструкции преподавателя: «С расстояния в 2-3 метра, глядя перед собой, постарайтесь одними глазами (точкой взора) проследить рисунок красного прямоугольника в быстром темпе. Сделать это не двигая головой, выполнять только глазами».

Дозировка: после 9 класса всем по 20 раз.

Затем прослеживается зеленый прямоугольник, желтая и голубая диагонали и вертикаль и горизонталь (центральный «крестик»), амплитуда движения глаз большая, скорость слежения средняя, для освоивших упражнения – быстрый темп.

Следует отметить прикладное значение тренажера для спортивных игр, как средство повышения спортивного мастерства игроков.

 Противопоказания к занятиям спортом в зависимости от степени

                            близорукости (по Аветисову, 1985).    

                                                                                                                                       

 

       ВИД СПОРТА

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

 РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬ-

ЗОВАНИИ ОПТИЧЕСКОЙ

 КОРРЕКЦИИ

  БОКС

При любой степени

  БОРЬБА

 То же

  ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА

    - - - - - -

  ВЕЛОГОНКА НА ТРЕ-К

 КЕ

 

  При высокой степени

 

Контактная коррекция

 ВЕЛОГОНКА НА

 ШОССЕ

  То же

  То же

 ГИМНАСТИКА СПОР-

 ТИВНАЯ

  При средней и сильной

   Без коррекции

 

  ГИМНАСТИКА ХУДО-

  ЖЕСТВЕННАЯ

  При высокой, при ослож-

   нениях на глазном дне

 

   Как правило без очков.

   Контактные линзы.

  СТРЕЛЬБА / стендовая,

 пулевая, из лука

  Противопоказаний нет

   Очки или контактные

    линзы

 

  СОВРЕМЕННОЕ

  ПЯТИБОРЬЕ

 

  При всех видах близорукости,

  кроме не осложненной, сла-

  бой степени

   Без коррекции

  КОННЫЙ СПОРТ

  При высокой степени, а также

  при любой с осложнениями

  на глазном дне

 

   То же

  ФЕХТОВАНИЕ

  При осложненной степени

   Очки или контактные

    линзы

  ПЛАВАНИЕ

 Только при осложненной

   Без коррекции

  ВОДНОЕ ПОЛО

  При высокой степени, а также

  при любой, с осложнениями

  на глазном дне

   Без коррекции или с мяг-

   кими контактными лин-

   зами

  ПРЫЖКИ В ВОДУ

  При всех видах, кроме слабой

   Без коррекции

  ГРЕБНОЙ СПОРТ

  При высокой степени, ослож-

  нениях

   Очки

  ПАРУСНЫЙ СПОРТ

  При осложнениях

  Очки или контактные

   линзы

                                                   

  ЛЫЖНЫЙ СПОРТ

  То же

  То же

  БИАТЛОН

  При осложнениях

  Очки или контактные

  линзы

  ГОРНОЛЫЖНЫЙ

 СПОРТ

  При всех видах, кроме

  слабой степени

 

  ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ

 С ТРАМПЛИНА

  При любой степени

  ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ

  То же

  СКОРОСТНОЙ БЕГ НА

 ЛЫЖАХ

  При высокой степени,

  осложнениях на глазном

  дне

  Без очков или с контакт-

  ными линзами

  ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

  То же

  СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА

  При осложнениях

  Любая коррекция, без нее

  БЕГ НА КОРОТКИЕ

  ДИСТАНЦИИ

  При всех видах, кроме не

  осложненной, слабой

  То же

  БЕГ НА СРЕДНИЕ,

  ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

  При осложненной. При вы-

  сокой и осложненной

  То же

  То же

  ПРЫЖКИ

  При любой степени

 

 

 ВОЛЕЙБОЛ,

  БАСКЕТБОЛ

 

 При высокой степени, а так-

 же осложнённом глазном

 дне

 

 

 

  То же

                                                                                                                                                           

  МЕТАНИЕ

  При высокой и осложненной

  степени

  То же

  ФУТБОЛ, РУЧНОЙ МЯЧ

 

  При всех видах, кроме не

  осложненной, слабой

  Контактная или без

  коррекции

  ХОККЕЙ

  При любой степени

  ТЕННИС БОЛЬШОЙ,

  НАСТОЛЬНЫЙ,

  БАДМИНТОН

  При высокой степени, а также

  при осложнениях на глазном

  дне

  Контактная коррекция

  или без нее

  САННЫЙ СПОРТ

  При всех видах, кроме не

  осложненной, слабой

  То же

  МОТОСПОРТ

  То же

  Без коррекции

  ГОРОДКИ

  При высокой степени, а также

  при любой с осложнениями

  на глазном дне

  Любая коррекция

 

Примечание: спортсмены, носящие очки, требуют специального подхода и постоянного контроля со стороны врача офтальмолога. Коррекция зрения достигается с помощью очков или контактных линз, в зависимости от вида спорта. Однако если спортсмен не привык тренироваться в очках, то можно обойтись без коррекции.

                               УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ

     Комплекс  А  /сидя за столом /

  1. И.п.- руки на столе. Руки на голову, поднять подбородок, вытянуть шею вверх, посмотреть вперед, вернуться в и.п.
  2. И.п. – руки вперед. Смотреть на ладони, посмотреть на доску, снова на ладони, на доску: 10-15 раз.

                                                                                                                                                             7

И.п. – руки к плечам. Посмотреть влево в окно, посмотреть вперед, посмотреть вправо, вернуться в и.п.

             Комплекс   Б /сидя за столом /

  1. И.п. – руки на столе. Закрыть глаза на 2 секунды, сжать веки, открыть глаза, сделать 5-6             миганий, потереть виски пальцами, повторить 4 раза.
  2. И.п. – руки на поясе. Наклон туловища вправо, посмотреть влево, наклон туловища вперед, выпрямиться, наклон туловища влево, вернуться в и.п.

Комплекс  В /стоя у стола /

  1. И.п. – руки вперед в стороны. Посмотреть на правую ладонь, вперед на доску, на левую ладонь. Голова не подвижна – и.п. Сделать 6 раз.
  2. И.п. – встать лицом к окну. Держать карандаш в вытянутой руке, смотреть вперед в окно на дальние дома, деревья. Перевести взор на руку, снова в даль. Сделать 16 раз.

             Комплекс  Г /сидя за столом /

  1. И.п. – ноги вместе, руки за голову в замок, локти вперед. 1-2, отводя локти назад, выпрямить туловище, прогнуться, зажмурить с силой веки глаз. 3-4 – вернуться в и.п. Выполнить 6 раз.

                           ПРОФИЛАКТИКА  НАРУШЕНИЯ  ЗРЕНИЯ

           Ещё в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. Эти упражнения помогают укрепить около глазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать её старение, улучшить зрение. Увеличение потока информации в течении рабочего дня требует сегодня профилактических мини-пауз через каждые 1,5-2 часа для охраны зрения.

                 

                Мини-пауза для глаз состоит из следующих упражнений: 

  1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4 – 6 раз подряд с интервалом 15 секунд в течение 2 минут.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы в течении 1 минуты.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону – 2 минуты.

Упражнения выполнять сидя, повторяя каждое 3 – 4 раза с интервалом 1 минута. Общая продолжительность занятий – 5-10 минут. Упражнения 2 и 3 делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. По окончании работы для снятия  утомления глаз желательно выполнять полный комплекс глазодвигательной гимнастики.  

       

                              КОМПЛЕКС  ГИМНАСТИКИ  ДЛЯ  ГЛАЗ

1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Способствует               улучшению кровообращения.                                                                                                                               

2. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды; поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз; перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд; опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снижает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

3. Выполняется сидя. Закрыть веки; массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот). Продолжительность – 1минута. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

4. Выполняется стоя: а) Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз; б) Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; в) Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд; г) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; д) Поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз; е) Смотреть двумя глазами  на конец пальца 3-5 секунд; ж) Прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 секунд; з) Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Способствует объединенной работе обоих глаз.                                                                                                                                        5. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую руку в сторону; медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; то же в обратную сторону. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.         6.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

7. Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды; перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Развивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.

8. Выполняется стоя. Голова не подвижна. Поднять полусогнутую правую     руку вверх; медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами; то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в вертикальной плоскости.                                                                                                              9. Выполняется сидя. Голова не подвижна. Вытянуть полусогнутую руку                       вперед и вправо; производить рукой на расстоянии 40-50см. от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца; то же при движении левой руки против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз. Развивает  координацию сложных  движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

10. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть            глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения.              

11. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх; опустить их книзу; повернуть глаза в правую сторону; повернуть глаза в левую сторону. Повторить 6-8 раз. Совершенствует сложные движения глаз.                          

12. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху; сделать ими круговые движения по часовой стрелке; сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз. Способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.                                                                                                          

13. Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза; повернуть глаза вправо; повернуть глаз влево. Повторить 6-8 раз. Развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.

14. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть  в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раза. Способствует улучшению координации движений глаз и головы.

15. Выполняется стоя. Вытянуть руки вперёд на ширину плеч и на уровне глаз; посмотреть в правый верхний угол комнаты; перевести взгляд на концы пальцев левой руки; посмотреть в левый верхний угол комнаты; перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза. Развивает сложные координационные движения глаз.

16. Выполняется стоя. Смотреть в даль (на стену); мысленно разделить расстояние до стены на две равные части, наметить соответствующую точку и перевести взгляд на эту точку; мысленно разделить расстояние до точки пополам, наметить вторую точку и перевести на неё взгляд; мысленно разделить расстояние до второй точки пополам; наметить третью точку и перевести на неё взгляд. Повторить 8-10 раз. Развивает способность к оценке расстояний и координирует работу внутренних и наружных мышц глаза.

             КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ МЫШЦ ГЛАЗ

Упражнения делаются стоя, расслабившись. Смотреть вперёд.

       1. Взгляните на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.

        2. Двигайте глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.                                                        

 3. Взгляните в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый. Делайте  

это 10-12 раз. Затем сделайте 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.

4. Представьте себе очень большой обруч. Обведите его глазами 10 раз справа налево. Тоже сделайте в другом направлении. Не двигайте головой, но вращайте только глазами.

Зажмуривание глазами:

Закройте глаза плотно, как только можно, затем откройте их широко, сделайте это 10 раз. Несколько раз глубоко вдохните, а затем зажмуривайтесь еще 10 раз.      

                   

                     ПРОГРАММА  УЛУЧШЕНИЯ  ЗРЕНИЯ

  1. Стимуляция с помощью холодной и горячей воды.
  2. Специальные упражнения по глубокому дыханию, которые увеличивают поступление крови к глазу.
  3. Упражнения для релаксации глаз, снимающие напряжение.
  4. Питание, необходимое для здоровых глаз. Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее зрение вы должны хотя бы 20-30 минут в сутки для ухода за глазами.

Температурная стимуляция глаз:

Возьмите два больших куска ткани. Один кусок опускается в горячую воду, другой в ледяную. Вынуть ткань из горячей воды и приложить на 2 минуты, плотно прижимая к глазам. Затем немедленно приложить к глазам на 1 минуту ткань, смоченную водой со льдом. Вытереть глаза.

Дыхание, стимулирующее приток крови к глазам:

Открыть окно или выйти на свежий воздух, чтобы получить как можно больше кислорода. Затем глубоко вдохните, задержите, не вдыхая, согнитесь в талии и, чуть согнув, колени, опустите голову, чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, идет к голове и к глазам, удаляя токсины. Стоять в таком положении, считая до пяти. Через неделю вы сможете задерживать дыхание в течении 10 секунд. Делать ежедневно 10 таких дыхательных упражнений.

Как расслаблять глаза:

Основное в этой процедуре – получение света солнечных лучей. Идеально это делается на открытом воздухе или перед открытым окном, подставляя лицо лучам солнца. По возможности окно должно быть открытым.

Световая стимуляция глаз.

ПРАВИЛА:

- не стимулировать солнцем оба глаза одновременно;

- не смотреть на солнце или лампу.

     Сядьте удобно на стул с прямой спинкой. Держитесь прямо, не наклоняясь, ноги прочно поставьте на землю, не перекрещивая их и не кладя ногу на ногу. Руки держите совершенно свободно. Прикройте левый глаз одной рукой, так чтобы свет не проникал к нему. Дышите глубоко, покачивая головой и моргая правым глазом на солнце до тех пор, пока можете быстро моргать и не чувствовать дискомфорта. Затем закройте рукой правый глаз и моргайте левым. После всех морганий в глазах будут мелькать солнечные пятна. Прикройте оба глаза руками и немного дайте им отдохнуть. Затем подставьте закрытые веками глаза солнцу. Сделайте эти упражнения 10 раз при солнце и 20 раз, если используете 150- ватную лампу.    

       Техника прикрывания глаз ладонями:

Закройте оба глаза согнутыми ладонями, тыльная сторона которых опирается на скулы, а пальцы расположены на лбу. Ладони не должны касаться глаз. Если свет не проникает к глазам, то закройте их веками, но так, чтобы ни веки, ни брови, ни пальцы не были напряжены. Сядьте Удобно за стол и положите подушку на колени. Держите позвоночник и шею прямо, не сгибая их. Если вам необходимо нагнуться к ладоням, то нагнитесь вперед к талии. Если все идет успешно, глаза будут испытывать чувство приятной темноты, свободной от света, серости и образов. Держать глаза в темноте необходимо 15 минут.

«Медвежьи покачивания»:

       Поставьте ноги удобно в стороны и начинайте покачивания подобно медведю из стороны в сторону. Покачивайте ритмично все тело, голову. Глаза и руки сначала в одну сторону, затем в другую. Предметы будут скользить перед глазами, но не останавливайте на них взгляд, и вы почувствуете легкое головокружение. Смотрите не дальше своего носа.

                       ЗАПРЕЩЁННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Наклоны корпуса по диагонали в стойке ноги врозь. При этом слишком большую нагрузку испытывают поясничные позвонки, в которых скрещиваются два разнохарактерных движений: наклон и поворот.
  2. Подъем из положения лежа с фиксированными ногами. Упражнение развивает брюшной пресс и в то же время чрезмерно растягивает другие мышцы поясницы, шеи, подвергая перегрузке позвонки и диски этих двух отделов позвоночника.
  3. Наклоны корпуса – упражнения для двоих. В данном случае перенапрягаются позвонки поясничного отдела. Опасность в том, что неосторожное движение партнёра может привести к повреждению, смещению и ущемлению нервов, тканей.
  4. «Утиный шаг». Коленные суставы подвергаются непомерным нагрузкам – сгибанию и вращению. Мениски и боковые связки могут ущемиться или разорваться.
  5. «Рубка дров» Связки, мышцы, диски и хрящевые поверхности суставов поясничного отдела позвоночника не приспособлены к столь размашистым движениям. Кроме того, такие резкие движения не растягивают плавно мышцы поясницы.
  6. «Складной нож». Это упражнение чрезмерно перегружает межпозвоночные диски, суставные поверхности и связки поясничного отдела позвоночника, а мышцы живота укрепляются во вторую очередь.
  7. Наклоны корпуса к ноге, положенной на возвышение. Чрезмерно растягиваются мышцы бедра и поясницы. Подвергаются угрозе и позвонки поясничного отдела.
  8. Наклоны корпуса в положении сидя в позе бегуна-барьериста. Коленные суставы попеременно испытывают большое перенапряжение, внутренний мениск сильно сжимается и может оторваться и ущемиться. Слишком велика нагрузка и на поясничные позвонки.
  9. Кувырок вперед и назад. Опасности подвергаются шейные позвонки (возможны подвывихи, переломы, сдавления) и основания черепа.
  10.  Ходьба на внутренней стороне стопы.
  11.  Перекат головы из стороны в сторону через осевую линию позвоночника в отведённом крайнем положении головы назад. Опасности подвергаются позвонки и диски шейного отдела позвоночника, а так же возникает угроза нарушения мозгового кровообращения.                                                              

Важен не только вид упражнений: небрежность в выполнении «правильных» упражнений также способно нанести вред, как и запрещенные упражнения.

 

                     

                                                 ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалев В.А.; Развитие зрительных способностей учащихся средствами физической культуры; КГПУ, г. Красноярск; 2002 г.

  1. https://www.med39.ru/massage/m2.html

        

                                         АННОТАЦИЯ

Методическая рекомендация по теме «Развитие зрительных способностей студентов средствами физической культуры» содержит 13 страниц текста.

В работе рассмотрены и рекомендованы комплексы упражнений по профилактике и коррекции зрения, которые можно применять как на занятиях физической культуры, так и на занятиях в специальной медицинской группе. Так же дана таблица, по которой можно определить, какими видами спорта можно заниматься студентам, имеющим отклонения в зрении. Перечислены упражнения, которые нельзя или не рекомендуется выполнять на занятиях физической культуры.

Цель работы – показать методику выполнения упражнений по профилактике и коррекции зрения на занятиях физической культуры и в специальных медицинских группах.

                 

                                                             

             

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВИЗУАЛЬНОГО КАНАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Игры для тренировки визуального канала детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство профилактики нарушения зрения школьников...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура". Тема: "Баскетбол. Ведение мяча

ldquo;В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо” – сказал Джеймс Нейсмит – основатель игры в баскетбол....

Методическая разработка урока по физической культуре тема « Прыжки в длину » для учащихся 6 класса.

Урок физической культуры в 6 классе разработан  для разделапрограммы «Лёгкая атлетика».  Ввиду значительных индивидуальных различий в способности выполнять физическую нагруз...

Методические рекомендации к уроку истории с обучающимися, имеющими нарушение зрения, в общеобразовательном учреждении

Доступная среда для детей с ограниченными возможностями по зрению, обеспечение доступа к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. ...

Сборник гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения дошкольников

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...