"Человек и человечность"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Учащиеся должны знать, что:
1). Человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;
2).мораль – общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;
3).нравственные качества делают человека человеком;
4).главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по его отношению к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_v_8_klassa.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 8 классе.
(учитель обществознания Барабаш Т.М.)
Тема : «Человек и человечность».
Эпиграф к уроку:
«Чем хуже нравы,
тем лучше нравоучения».
В.Воронцов.
Цель урока: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по его отношению к другим людям.
Учащиеся должны знать, что:
1). Человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;
2).мораль – общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;
3).нравственные качества делают человека человеком;
4).главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по его отношению к другим людям.
Учащиеся должны понимать, что такое :
- Человек
- Мораль
- Нравственность
- Гуманизм
- Нормы морали
Оборудование: мультимедиа, учебник, тесты, художественная литература, рисунки.
Ход урока:
- Организационный момент - приветствие, готовность к уроку.
- Опрос:
Ответьте «да» или «нет»:
1.Способности – врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности (правильный ответ – нет);
2.Способности – высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности (правильный ответ – да);
3. Воля –специфическое человеческое свойство (правильный ответ –да);
4.Человек определяется только врожденными качествами (правильный ответ-нет).
III. Изучение нового материала.
ПЛАН .
1.Что такое мораль и гуманизм?
2.Моральные нормы и поступки людей.
Учитель:
1.Рассмотрим ситуации (презентация) и ответим, что нарушалось в этих ситуациях.
А).в транспорте не уступили пожилому человеку место;
Б).друзья обзывали друг друга;
В).дети сказали маме неправду.
- Учитель, после ответов ребят подводит их к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь и поведение человека.
- Учитель:
Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами могут не только мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать в разных жизненных ситуациях совместно?( пожар, заболел человек, в результате урагана остался без крыши над головой и т.п.) слушает ответы учащихся и комментирует их.
- Учитель зачитывает: На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и регулировать социальные нормы – правила поведения личности(человека) в обществе ( записать в тетради выделенное).
Учитель:давайте выполним следующие тесты:
Тест № 1.«Что такое личность?» (приложение № 1).
(учитель раздает тесты каждому ученику). Делаются выводы.
Как назывались первые социальные нормы в первобытном обществе ? Табу –запреты(запрещение убийства сородичей).Обычай –это совокупность правил поведения тех или иных людей( обряды, ритуалы, приготовление блюд и т.п.).
Таким образом нормы морали - это поведение людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле(записать в тетради).
Тест № 2 «Кто я - друг или не друг по отношению к своему товарищу?»(Приложение № 2)(учитель раздает тесты).По окончанию выполнения теста делаются выводы.
Человек, совершив какой-либо проступок ( нехороший) по отношению к другим, испытывает угрызения совести. И за проступок всегда следует наказание, может быть даже и уголовное.
Коль ты невинного избил,
Несправедливо оскорбил,-
Презренье ты себе купил!
Кто так ведет себя с людьми,
Дурак, дубина он, пойми:
Все возликуют ведь, когда
Придёт и на него беда.
С.Брант
Тест № 3 «Твое чувство ответственности» (Приложение № 3, учитель раздает тесты).Делаются выводы.
IY.Закрепление нового материала.
Какое же золотое правило нравственности мы можем сделать, исходя из вышесказанного?
Учитель слушает ответы учеников, затем делает выводы и они записывают в тетради
золотое правило нравственности: « Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
Y.Выставление оценок и д\з: §
Приложение № 1.
Тест № 1. «Что такое личность?»
Подумай над следующими вопросами и укажи своё отношение к ним: отметь значком «+» ответ в колонке, который подходит тебе больше всего.
№ п\п | вопрос | да | иногда | нет |
1. | Ты всегда можешь закончить начатое дело, даже если оно тебе неинтересно? | |||
2. | Соблюдаешь ли ты режим дня? | |||
3. | Станешь ли ты выполнять домашнее задание, когда по телевизору идёт передача, которую ты ждал несколько дней(ты знаешь, что другого времени для выполнения дом.задания не будет)? | |||
4. | Легко ли ты выполняешь, что тебе неприятно? | |||
5. | Держишь ли ты данное обещание, даже если это требует немалых усилий? | |||
6. | Если родители или врач запрещают тебе есть то, что ты любишь, тебе трудно отказаться от этой пищи? | |||
7. | Выполняешь ли ты просьбы даже в том случае, когда тебе не хочется этого делать? | |||
8. | В споре твой знакомый сказал обидные для тебя слова.Сможешь ли ты сохранить спокойствие и не позволить спору перерасти в ссору? | |||
9. | Если под Новый год ты принял решение изменить что-то в своём поведении, сможешь ли ты впоследствии выполнить это решение? |
Подсчитайте свои баллы: ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «иногда» в 1 балл, ответ «нет» -0 балл
А теперь подсчитайте своё количество баллов:
0-6 баллов-пока силы воли у тебя недостаточно.Часто ты поступаешь в соответствии со своим настроением или желанием, даже если этоможет повредить другим людям.Это говорит не только о слабой воле , но и эгоизме. У тебя часто бывают неприятности, связанные с тем, что ты относишься своим обязанностям спустя рукава. В своем характере нужно что-то менять к лучшему.
7-12 баллов –у тебя средняя сила воли.Ты можешь преодолеть себя, но часто этого не делаешь, потому что ленишься или не хочешь.Из=за этого у тебя бывают неприятности в школе и дома. Если хочешь достичь в жизни больших успехов, тренируй свою волю.
13-20 баллов. С силой воли у тебя в порядке.Ты надежный человек, на которого можно положиться в трудную минуту.
Задание: что нужно изменить в своем характере и поведении.
Приложение № 2.
Тест № 2. «Кто я – друг или не друг по отношению к своему товарищу?»
1.Интересуешься ли ты успехами своего друга в учебе?
А)да, так как его успехи влияют на его настроение
Б) да, это вдохновляет его, и я хочу помогать ему во всем, что он делает
В).нет, я не обязан этого делать
Г).нет, это затруднительно, а у меня своих проблем хватает.
2.Ты всегда очень внимательно выслушиваешь то, что говорит твой друг?
А)да, это помогает мне направлять его мысли и поступки
Б) да, это дает мне возможность помогать ему
В)да, это позволяет мне показать, что я к нему хорошо отношусь
Г)нет, это отнимало бы много времени
3.Согласен ли ты с тем, что другу нельзя делать замечания?
А)нет, ведь он нуждается в моем руководстве
Б)согласен, так как я не хочу его обижать
В)да, так как это снимает с меня ответственность за его поведение
Г)да, так как это экономит массу сил и времени
4.Разделяешь ли ты увлечения друга, которые отличаются от твоих собственных?
А)нет, обычно они меня не очень интересуют
Б)да, это помогает укрепить нашу дружбу
В)да, это моя обязанность
Г)думаю, это не обязательно
5.Недостатки моего друга:
А)часто раздражают меня, и я стараюсь их исправить
Б)я отношусь к ним, как к своим
В)это то, что с чем приходиться считаться
Г)это то, от чего он должен избавиться
6.Хобби моего друга:
А)прекрасно, если у меня такое же
Б)это то, что я должен в нем поддерживать
В)это то, что я могу позволить ему делать
Г)не должно затрагивать моих интересов
Ответы: подсчитай –каких ответов у тебя больше: «а», «б», «в», или «г».
Если «а» -тебя больше заботит не личность друга, а твоя собственная персона.
Если «б» - можно говорить о настоящей дружбе.
если «в» - ты не понимаешь, что друг может нуждаться в твоей поддержке, восхищении
если «г» - можно говорить о твоем безразличии, с этим человеком тебя ничего не связывает
Приложение № 3.
Тест № 3. «Твое чувство ответственности»
1.Что ты предпочел, если бы тебе понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
А)одолжить у друзей; б)идти в том, что имеется; в)не ходить на дискотеку вообще
2.Если ты увидишь драку с участием твоих знакомых, то ты постараешься:
А)помочь своим б)остановишь драк в)останусь незамеченным
3. Если бы ты задолжал бы деньги, а их не было, но от тебя требовали срочно вернуть деньги , то ты
А)перезанял бы у друзей б)попросили бы у родителей, объяснив причины в).добыл бы деньги другим путем
4.в подъезде дома вы находите красивый нож, то :
А)забираете себе б)показывает родителям, звоните в милицию в).не прикасаетесь к нему
5.когда к тебе пристают, обижают ты:
А)чувствуете желание «уничтожить негодяя» б)ведете себя решительно, но стараетесь не обострять отношения в).пытаетесь задобрить
Ответы: если «а» - то чувство ответственности у тебя отсутствует; «б» - у тебя развито чувство ответственности; «в» - чувство ответственности ещё только зреет
«Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мячом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым», – сказал восточный мудрец Саади.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 8 классе "Человек и человечность"
Урок обществознания в 8 классе по теме "Человек и человечность". Цель урока:раскрыть нравственный смысл норм морали, по которым живет человек....
6 класс. текст для практической работы по теме "Человек и человечность"
текст для практикума...
Человек и человечность.
Презентация к уроку обществознания. 6 класс....
Практическая работа "Человек и человечность" обществознание 6 класс
Работа с адаптированным текстом, работа в группах...
Человек и человечность
"Человек и человечность", технологическая карта урока по обществознанию 6 класс и презентация к уроку...
Открытый урок "Человек и человечность "
Открытый урок "Человек и человечность "...
Литературно-театральный вечер (сценарий) по И.С. Тургеневу «Он был человеком – самым человечным человеком…»
ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о биографии Тургенева; развитие познавательной активности. 2. Развивающие: развитие мышления, воображения; развитие мировоззрения, памяти; эстети...