Рабочая программа по обществознанию 6-9 кл
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) по теме
Данная рабочая программа по обществознанию адресована учащимся 6 - 9-х классов. ( Учебники под ред . Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова и др. Обществознание 6 , 7, 8 класс. - М.: Просвещение, 2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshch_6-9_kl_2.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по обществознанию. Она адресована учащимся 6 - 9-х классов.
Концепция программы
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание,
усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Современное обществознание как школьный предмет характеризуется интегрированным характером, опорой на педагогически отобранный материал целого ряда общественных наук. В школьный курс обществознания включены содержательные линии: общество, человек, познание, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера.
Обществознание как школьный предмет отличают:
- направленность на теоретическое обобщение учебного материала;
- особая, в сравнении со многими школьными дисциплинами, нацеленность на межпредметные связи;
- практико-ориентированный характер.
Современный подход к преподаванию обществознания базируется на следующих положениях:
- выдвижение в качестве центральной задачи обучения в школе осуществления гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся, формирование у школьников ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта современной жизни России, мира;
- направленность на социализацию школьников, формирование у них основы для реализации социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций. В связи с этим реализуется нацеленность на овладения учащимися: знаниями, которые интегрируются из целого комплекса социально-гуманитарных наук; умениями (способами умственной и практической деятельности); ценностно-эмоциональным опытом (социальными ценностями, нормами и правилами, служащими ценностно-нормативными ориентирами деятельности личности); опытом творческой деятельности (в том числе в ходе исполнения социальных ролей в типичных жизненных ситуациях);
- нацеленность на создание условий для представления школьника о всей системе общественных отношений, самореализации личности учащегося;
- ориентированность содержания курса на возможности различных методологических подходов, существующих в современной науке, направленность предмета на раскрытие многомерной картины жизни общества;
- представление в курсе наряду с научными знаниями социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей.
- реализацией воспитательных и обучающих возможностей изучения регионального компонента курса обществознания, системное обращение к теме малой Родины.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели учебного предмета для каждой ступени обучения
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Место и роль курса в обучении
«Обществознание» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные.
Первый этап (VI кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (VII-IX кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Сроки реализации программы
Данная программа реализовывается в течение 2011-2012 учебного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей обществоведческого образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся. Для данной ступени обучения применяется «объективный подход» группировки соответствующих знаний вокруг изучаемых социальных объектов. При составлении программы отбирался наиболее значимый материал, увеличилось количество часов на темы, вызывающие наибольшее затруднение учащихся, а также на повторительно-обобщающие уроки. При изучении отдельных тем курса добавлен региональный компонент.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов, олимпиад и др.
Расписание занятий - занятия проходят в первую смену.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана
На каждом из этапов изучения обществознания реализуются межпредметные связи с курсом истории, экономики, право, экологии и другими учебными дисциплинами.
Система оценки достижений учащихся. Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе , и т.д
Задачи школьной отметки:
- Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
- Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
- Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
- Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
- Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Предполагаемые результаты
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
6-9 класс:
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Учебно-тематический план 6 кл
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Вид занятий | Формы контроля |
1 | Введение | 1 | теорет | опрос |
2 | Человек – часть природы. Отличие человека от природы. | 1 | Практ. | Выполнение проблемных заданий |
3 | Закон на страже природы. Правила экологического поведения. | 1 | Теор. | опрос |
4 | Общество как форма совместной жизни людей. Сферы общества | 1 | Практ. | Составить таблицу , тестирование |
5 | Человек и его ближайшее окружение. Общение в детском коллективе. | 1 | теорет | опрос |
6 | Человек – личность. Сильная личность – какая она? | 1 | Теор. | опрос |
7 | Особый возраст – отрочество.\ | 1 | Практ. | опрос |
8 | Познание мира и себя | 1 | Практ. | тестирование |
9 | Человек и его деятельность | 1 | Теор | Выполнение проблемных заданий |
10 | Культура общества и человека. Духовный мир человека | 1 | Теор. | Работа с учебником |
11 | Образование, его значение в жизни людей. Чему учат в школе? | 1 | теор | Работа с учебником |
12 | Одноклассники, сверстники, друзья – вместе дружная семья. | 1 | Теор. | Работа с источниками |
13 | Наука в современном обществе. | 1 | теорет | опрос |
14 | Что такое экономика? | 1 | теорет | Словарик темы |
14 | Рынок: купля-продажа. Деньги и их роль в экономике | 1 | Теор | Таблица |
15 | Труд – основа жизни. | 1 | теорет | опрос |
16 | Труд и творчество | 1 | Теор | Составить памятку |
17 | Семья и домашнее хозяйство | 1 | теорет | опрос |
18 | Семейный бюджет | 1 | практ | Составить бюджет семьи |
19 | Свободное время и увлечения | 1 | Практ | Сообщения анкетирование |
20 | На пути к жизненному успеху | 1 | Теорет | тестирование |
21 | Правила и нормы поведения людей в обществе | 1 | практ | конспект , сообщения |
22-23 | Нарушение норм и их последствие. Ответственность человека за его поступки от несправедливости? | 1 | Практ. | Словарик темы, опрос |
24 | Слагаемые здорового образа жизни. | 1 | Практ. | опрос |
25 | Наша Родина - Россия, РФ | 1 | теорет | опрос |
26 | Основной закон России | 1 | Практ | Составить таблицу |
27 | Символика России, Саратовской области, Балаково. | 1 | Практ. | Сообщения по теме |
28 | Права и обязанности граждан РФ | 1 | Практ. | Работа с Конституцией РФ |
29 | Мы – многонациональный народ. Почему нужно быть терпимым? | 1 | Теор. | Выполнение проблемных заданий |
30 | Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника | 1 | Практ. | Выполнение проблемных заданий Работа с источниками |
31 | Права ребёнка и их защита. Конвенция о правах ребёнка. | 1 | практ | Работа с источниками |
32 | Мораль и право. Добро и зло. | 1 | Теор. | Словарик темы |
33 | Гуманизм – уважение и любовь к людям. | 1 | Теор. | Составить схему |
34 | Повторительно-обобщающий урок по курсу | 1 | Практ. | опрос |
Учебно-тематический план 7 класса
№ | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов | Вид занятий | Формы контроля |
1 | Введение. Курс обществознания: особенности и формы работы | 1 | Теор. | Анализ учебника | |
2 | Тема 1. Человек и закон (15 ч) Что значит жить по правилам | 1 | Теор. | Работа в группах по заданиям. | |
3 | Что значит жить по правилам | 1 | Практ. | Составление и защита правил и норм в пред ложенных ситуациях | |
4 | Права и обязанности граждан | 1 | Теор. | Составить таблицу «Гражданские и политические права». | |
5 | Права и обязанности граждан | 1 | Практ. | Работа с документами. Составить словарик темы | |
6 | Почему важно соблюдать закон | 1 | Практ. | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов | |
7 | Почему важно соблюдать закон | 1 | Теор. | Разбор и анализ документов | |
8 | Защита Отечества | 1 | Практ. | Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям (анализ материалов) | |
9 | Защита Отечества | 1 | Теор. | Работа в группах по заданиям (анализ материалов) | |
10 | Что такое дисциплина | 1 | Теор. | Составить словарик темы. | |
11 | Что такое дисциплина | 1 | Практ. | Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их | |
12 | Виновен - отвечай | 1 | Теор. | Работа с нормативно-правовыми документами, | |
13 | Виновен - отвечай | 1 | Практ. | Составить словарик темы, схему «Виды право нарушений», таблицу «Признаки преступления» | |
14 | Кто стоит на страже закона | 1 | Теор. | Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ» | |
15 | Кто стоит на страже закона | 1 | Практ. | Фронтальный опрос | |
16 | Контрольная работа по теме: Человек и закон | 1 | Практ. | тест | |
Тема 2. Человек и экономика | 16 | ||||
17 | Экономика и её основные участники | 1 | Теор. | Составить словарик темы, | |
18 | Экономика и её основные участники | 1 | Практ. | Схему «Сферы экономики» | |
19 | Золотые руки работника | 1 | Теор. | Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда» | |
20 | Золотые руки работника | 1 | Практ. | опрос | |
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | Теор. | Словарик, темы, | |
22 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | Практ. | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | |
23 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | Практ. | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | |
24 | Виды и формы бизнеса | 1 | Теор. | Составить словарик темы, | |
25 | Виды и формы бизнеса | 1 | Практ. | Решить задачи на определение затрат, вы- ручки прибыли | |
26 | Обмен, торговля, реклама | 1 | Теор. | Моделировать заданную ситуацию, анализировать ее. | |
27 | Обмен, торговля, реклама | 1 | Практ. | Задания по группам: разработать рекламу | |
28 | Деньги и их функции | 1 | Теор. | Составить схему «Функции денег», словарик темы | |
29 | Деньги и их функции | 1 | Практ. | Решить задачу | |
30 | Экономика семьи | 1 | Теор. | Составить таблицу «Формы страхования»», | |
31 | Экономика семьи | 1 | Практ. | рассчитать семейный бюджет по заданным параметрам | |
32 | Контрольная работ по теме: Человек и экономика | 1 | Практ. | Выполнение проблемных заданий | |
33 | Итоговое повторение по теме: Человек и закон | 1 | Практ. | Тестовые задания, решение задач, понятийный диктант | |
34 | Итоговое повторение по теме: Человек и экономика | 1 | Практ. | Тестовые задания, решение задач, понятийный диктант |
Учебно-тематический план 8 кл
Дата | Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Форма занятия | Формы контроля | Дом Зада-ние | Корректи-ровка | ||
Глава 1. Личность и общество 6 часов | ||||||||
1 | Человек, индивид, личность | 1 | Изучение нового материала | Таблица, тезисы по теме | 1 | |||
2 | Жизненные ценности и ориентиры | 1 | Комб. | Моделирование ситуаций и анализ их | 1 | |||
3 | Общество. Сферы общества | 1 | Комбиниро-ванный | Составить схему «Сферы общественной жизни», тест | 2 | |||
4 | Ступени развития общества. | 1 | Комбиниро-ванный | Составить таблицу «Виды обществ», тест | 2, стр 17-19 | |||
5 | Развитие общества. Глобализация. | 1 | Комбиниров. | Устный опрос, карточки | 3, стр 20-24 | |||
6 | Глобальные проблемы современности. | Комби-ниров | Составить схему, устный опрос , выучить выводы к главе | 3, стр 25-27 | ||||
Глава 2. Сфера духовной культуры 8 часов | ||||||||
1 | Духовная сфера общества | Комбиниро- ванный | Устный опрос, схема | П 4, в 1-3, стр 36 | ||||
2 | Мораль, нравственность | Комбиниро- ванный | Устный опрос, тестирование | 5, в1-4 стр 44 | ||||
3 | Долг и совесть | Комбиниро-ванный | Устный опрос, тезисы, модели-рование ситуаций | 6, стр 1-6 стр 51 | ||||
4 | Моральный выбор | Комбиниро-ванный | Устный опрос, словарик по теме | 7, вопрос 1-7 стр 58 | ||||
5 | Образование | практикум | Устный опрос, карточки | 8, вопрос 1-6, стр 66 | ||||
6 | Наука в современном обществе | Комбиниро- ванный | Устный опрос, конспект по теме | 9, вопрос2 стр 74 (сообщ) | ||||
7 | Религия как одна из форм культуры | Комбиниро- ванный | Устный опрос, составить схему «Религии» | 10, повторить пп 4-9 | ||||
8 | Контрольная работа по теме: Сфера духовной культуры» | тестирование | Стр 82 | |||||
Глава 3. Экономика 14 часов | ||||||||
1 | Экономика и её роль в жизни общества | Изуч. нового материала | Составить таблицу , словарик по теме, устный опрос | 11,в 2 на стр 91 письменно | ||||
2 | Главные вопросы экономики | Комб. | Индивид .задания карточки | 12, стр 92-94 | ||||
3 | Типы экономических систем | Комб. | Тест, сравнительная таблица по теме | 12, стр 100, вопрос 3 письменно | ||||
4 | Собственность | Комб. | тестирование составить слова рик темы | 13, выписать определения | ||||
5 | Рыночная экономика | Комбинир- ованный | Составить таблицу | 14, стр114, вопрос 5 | ||||
6 | Производство – основа экономики. | практикум | Устный опрос, таблица «Факторы производства» | 15, стр 118 | ||||
7 | Предпринимательская деятельность | Комбинир- ованный | Тест, составить тезисы по теме | 16, стр 132, | ||||
8 | Роль государства в экономике | Комбиниованный | Устный опрос,составить таблицу | 17, схема «Гос . бюджет» | ||||
9 | Распределение доходов | Комбинир- ованный | Устный опрос, решение эконом. задач | 18, стр | ||||
10 | Потребление | Комбинир- ованный | Устный опрос, карточки, зада- ние по группам | 19 | ||||
11 | Инфляция и семейная экономика | Комбинир- ованный | рассчитать личн. бюджет;семейный бюджет | 20 | ||||
12 | Безработица, её причины и последствия | Комбинир- ованный | тест | 21 | ||||
13 | Мировое хозяйство и международная торговля | Комбинир- ованный | Работа с учебн. | 22 | ||||
14 | Контрольная работа по теме: Экономика | Повторетельно-обощающий | тестирование | 11-22 | ||||
Глава 2. Сфера духовной культуры 8 часов | ||||||||
1 | Социальная структура общества | Изуч нов материала | Устный опрос | 23 | ||||
2 | Социальные статусы и роли | Комбиниро- ванный | Индивид. зад. | 24 | ||||
3 | Нации и межнациональные отношения | Комбинированный | Устный опрос, задание по группам | 25 | ||||
4 | Отклоняющееся поведение | Комб. | Устный опрос, карточки, зада- ние по группам | 26 | ||||
5 | Контрольная работа по теме: Социальная сфера | тестирование | 27 | |||||
Итоговое повторение | тестирование |
Содержание изучаемого курса
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Содержание учебной темы | Основные вопросы | Форма занятия | Требование к знания и умениям | Формы и вопросы контроля | |
1 | Введение. (1ч.) Курс обществознания: особенности и формы работы | актуализировать необходимые знания учащихся из курс; обществознания за шестой класс; продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно де дать выводы, работать с учебником; подвести учащихся к пониманию важности знаний, полученных | На пороге 14-летия. Учебник - твой помощник в учебе. | Знать назначение предмета, ори ентироваться в различных зада ниях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета | Анализ учебника | ||
2 | Тема 1. Человек и закон (15 ч) Что значит жить по правилам | Подвести к пониманию правил, социальных норм в жизни чел-ка, продолжить формирование умений делать выводы, работать с текстом учебника | Многообразие правил. Привычка свыше дана… | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отве чать на поставленные вопросы, да вать определение понятий, само стоятельно составлять простейшие виды правовых документов | Работа в группах по заданиям. | ||
3 | Что значит жить по правилам | Познакомить с правилами этикета, хорошими манерами, уметь анализировать нарушения правил этикета. | Правила этикета и хорошие манеры. | Знать термины: соци альные нормы, при вычки, обычаи, ритуа лы, традиции, этикет, манеры. Понимать значение социальных норм в процес се общественных от ношений. | Составление и защита правил и норм в пред ложенных ситуациях | ||
4 | Права и обязанности граждан | Подвести к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека | Права человека. Кто и как обеспечивает наши права | Знать: основные положения урока; термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме; приводить примеры правовых отношений | Составить таблицу «Гражданские и политические права». | ||
5 | Права и обязанности граждан | Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита | Где проходит граница прав человека. Нет прав без обязанностей | Знать: основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; | Работа с документами. Составить словарик темы | ||
6 | Почему важно соблюдать закон | Свобода и ответственность. Конституция РФ. | Наша страна в период смутного времени. Закон устанавливает порядок в обществе. | Знать: основные положения раздела; термины: свобода, закон, справедливость. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ доку- ментов | ||
7 | Почему важно соблюдать закон | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина | Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободного поведения | Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме | Разбор и анализ доку- ментов | ||
8 | Защита Отечества | познакомить с задачами, которые должна решать российская армия, со структурой Вооруженных сил, с особенностями службы в армии; продолжить фор-мирование умений анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, | Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество | Знать: основные положения урока; термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; понимать | Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям | ||
9 | Защита Отечества | подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии воспитывать .чувство патриотизма, понимание важности выполнения главного долга - защищать Отечество, гордость за нашу | Зачем нужна регулярная армия | Знать: основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, | Работа в группах по заданиям (анализ ма- териалов | ||
10 | Что такое дисциплина | познакомить учащихся с понятием «дисциплина» и ее видами, особенностями соблюдения дисциплины в разных жизненных ситуациях; подвести учащихся к пониманию важности дисциплины в жизни человека; излагать сквозные вопросы а; | Дисциплина общеобязательная. Дисциплина специальная | Знать: основные положения урока; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы; | Составить словарик те- мы. | ||
11 | Что такое дисциплина | продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, воспитывать у учащихся стремление реализовать свои и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли. | Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание | Знать: основные положения урока; термины. Уметь: приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения | Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анали-зировать их | ||
12 | Виновен - отвечай | Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства, Признаки и виды правонарушений. | Знать закон смолоду. Законопослушный человек | Знать: основные положения раздела; термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; соотносить конкретный казус с видом правонарушений. | Работа с нор- мативно- правовыми документами, | ||
13 | Виновен - отвечай | Юридическая ответственность. Особенности правового ста туса несовершеннолетних. Презумпция невиновности | Противозаконное поведение. Закон наказывает | Знать: основные положения раздела; термины. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения | составить словарик те- мы, схему «Виды право нарушений», таблицу «Признаки преступле- ния» | ||
14 | Кто стоит на страже закона | Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. | На страже закона. Суд осуществляет правосудие | Знать: основные положения урока; термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция не- виновности. Уметь: анализировать, делать выводы | Составить схему «Структура правоохра- нительных органов РФ» | ||
15 | Кто стоит на страже закона | Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан | Что такое милиция. Подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности | Знать: основные положения урока; термины. Уметь: отвечать на вопросы; понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм | Фронтальный опрос | ||
16 | Контрольная работа по теме: Человек и закон | Проверить уровень обученности | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни | тест | |||
Тема 2. Человек и экономика ( 15 ч.+ 3ч.) | |||||||
17 | Экономика и её основные участники | Роль экономики в жизни общества. Роль основных участников экономики в создании распределении и потреблении различных экономических продуктов | Что такое экономика. Зачем нужна экономика | Знать: основные положения урока; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель; сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. | Составить словарик те- мы, | ||
18 | Экономика и её основные участники | Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен | Товарное производство. Основные участники экономики | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать познавательные и практические задачи в рамках материала | схему «Сферы эко- номики» | ||
19 | Золотые руки работника | Производство и труд. Производительность труда. | Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника | Знать: основные положения урока; термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты. | Составить схему «Фак- торы, влияю- щие на про- изводитель- ность труда» | ||
20 | Золотые руки работника | Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда | Труд и зарплата. Количество и качество труда | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | опрос | ||
21 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Производство и труд. | Что производить. Как производить. | Знать основные положений темы; основные понятия. | словарик темы, | ||
22 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Издержки, выручка, прибыль | Затраты производства. Рациональная организация производства | Уметь: решать задачи | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | ||
23 | Производство: затраты, выручка, прибыль | Разделение труда на производстве. Всё ли выгодно производить. | Разделение труда на производстве. Всё ли выгодно производить. | Уметь: решать задачи | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | ||
24 | Виды и формы бизнеса | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Что такое бизнес. Роль предпринимательства в современной экономике | Знать: основные положения урока; термины: бизнес, предприни-мательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции. | Составить словарик те- мы, | ||
25 | Виды и формы бизнеса | Основные организационно-правовые формы предпринимательства | Виды бизнеса. Формы бизнеса. | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме | решить задачи на определение затрат, вы- ручки при- были | ||
26 | Обмен, торговля, реклама | Товары и услуги. Обмен, торговля. | Зачем люди обмениваются. Отец экономической науки. | Знать: основные положения курса; определения понятий: обмен торговля, реклама, услуги. | Моделиро- вать задан- ную ситуа- цию, анали- зировать ее. | ||
27 | Обмен, торговля, реклама | Формы торговли. Реклама | Торговля и её формы. Реклама – двигатель торговли | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять знания на практике; самостоятельно моделировать заданную ситуацию | Задания по группам: раз- работать рекламу | ||
28 | Деньги и их функции | Деньги. Функции и формы денег. | История денег. Как деньги стали деньгами. | Знать: основные положения урока; определения понятий: деньги, бартер. | Составить схему «Функ- ции денег», | ||
29 | Деньги и их функции | Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют | Функции денег. Деньги меняют обличье. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; ориентироваться в типичной для подростка ситуации; | Решить задачу | ||
30 | Экономика семьи | Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы | Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет | Знать: основные положения урока; термины; семейный бюджет, формы семейного бюджета. | Составить таблицу «Формы страхова- ния»», | ||
31 | Экономика семьи | Сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве | На что тратят деньги. Без нужды живёт кто деньги бережёт | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; сам. составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи | рассчитать семейный бюджет по заданным параметрам | ||
32 | Контрольная работ по теме: Человек и экономика | Проверить уровень обученности | Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, | Выполнение проблемных заданий | |||
33 | Итоговое повторение по теме: Человек и закон | Проверить уровень обученности | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать вы- воды, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Тестовые задания, ре- шение задач, понятийный диктант | |||
34 | Итоговое повторение оп теме: Человек и экономика | Проверить уровень обученности | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Тестовые задания, ре- шение задач, понятийный диктант |
В результате изучения обществознания в 6-9 класс (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники и методическая литература:
- Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова Обществознание 6 класс. - М.: Просвещение, 2011;
- Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова Обществознание 8 класс. - М.: Просвещение, 2011;
- О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, природа, общение: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание. 8 кл: поурочные планы под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.- сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель,2010
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Введение в обществознание»/ Под ред. Л.Н.Боголюбова
- Школьный словарь по обществознинию/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. М .Просвещение, 2010
- Учебное электронное издание Обществознание. ООО "Кордис&Медиа", 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...