План конспект "Формы культуры"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Чебанова Людмила Александровна

План - конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Формы культуры". В материале предлагается конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_kultury_9_klass.rar184 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию 9 класс

Тема: «Формы культуры»

Цель:

  1. добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  2. раскрыть особенности элитарной, народной, массовой культур;
  3. на основе сравнительного анализа раскрыть различия субкультуры и контркультуры;
  4. подвести учащихся к пониманию и осознанию роли всех форм культуры и разновидностей культуры в современном обществе;

Понятия урока: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, фольклор.

Оборудование: учебник, тетрадь,

Технические средства: ИКТ.

План: 1. Культура. Формы культуры.

           2. Субкультура.

           3. Контркультура.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение домашнего задания: §18, вопросы, проблема, практикум.
  3. Актуализация:

- что такое культура?

- какие культурные нормы вы знаете?

- с какими нормами вы столкнулись лично?

4. Новый материал

Работа учителя

Работа учеников

1.Культура. Формы культуры.

Культура – комплекс знаний, верований, искусство, мораль, закон, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общество.

Далее начинается работа с презентацией.

Слайд №1: формы культуры, признаки.

Слайд №2: элитарная культура – создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. «Искусство для искусства»

Комментарий: элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства. Круг ее почитателей – высокообразованные люди – критики, литературоведы, завсегдатаи выставок, музеев, театров, художники, писатели, музыканты.

Слайд №3: народная культура – создается анонимными творцами без профессиональной подготовки.

По исполнению элементы народной культуры могут быть:

- индивидуальными (чтение стихотворений);

- групповыми (исполнение танца, хор);

- массовыми (карнавальные шествия, парады);

Слайд №4: массовая культура – наиболее распространенная и доступная форма культуры.

Обладает меньшей художественной ценностью, у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Навязывает своих кумиров, образ мыслей и образ жизни, подвержена коммерции.

Слайд №5: социальные группы общества.

2. Субкультура

Слайд №6: субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе.

   У каждой группы своя культура, т. е. система ценностей и правил поведения – такие малые культурные миры называют субкультурой. Отличается: языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Она не противоречит доминирующей культуре. У каждого поколения и группы своя культура.

3. Контркультура

Слайд №7: контркультура – субкультура, которая отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями: усердный труд, материальный успех и нажива, конформизм, политическая лояльность, рационализм.

Запись термина и определения в тетрадь.

Запись схемы в тетрадь и  проговариваем ее.

Запись определения в тетрадь.

Приводят примеры: Бах, Моцарт, Бетховен, Пикассо и т. д.

Запись определения в тетрадь.

Приводят примеры

Запись определения в тетрадь.

Приводят примеры: кино, шлягер, хит, интернет, реклама, магнитафон.

Физминутка

Запись схемы в тетрадь.

Запись определения в тетрадь.

Приводят пример.

Запись определения в тетрадь.

Пример: эмо, готы, хиппи, скинхеды, рокеры.

Слайд №8: закрепление

 - какие формы культуры вы узнали?

- каким образом взаимодействуют между собой формы культуры?

- что такое субкультура?

- что такое контркультура?

Ответы учеников.

Практическое упражнение: из предложенных предметов определить принадлежность каждого к той или иной форме культуры.

5. Домашнее задание: §19, вопросы, практикум.

6. Подведение итогов урока, оценка работы учеников  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Культура Западной Европы в XI – XV веках"

Данный открытый урок был проведен в рамках городского модуля семинара «Системно – деятельностный подход в образовательном процессе»...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект физическая культура

План-конспект разработан для проведения урока по физической культуре на тему "Кроссовая подготовка"...

План-конспект урока "Культура и история"

План-конспект урока на тему: "Культура и история" в 7 классе...