Выступление на педагогическом совете
статья по обществознанию по теме

Проектная и исследовательская деятельность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.

В современной школе традиционная модель уже не работает, да и не может работать:  в условиях, когда дети оказываются включёнными в разные системы информационных потоков, трансляция из уст учителя определённого набора сведений и фактов становится неэффективной. Адольф  Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…». Эти слова и стали для меня руководством к действию. Я рассуждала так: «Если основная задача школы подготовка образованной, творческой личности,  способной к непрерывному развитию и самообразованию, то мне стоит серьёзно заняться с ребятами  исследовательской и проектной деятельностью». И   я в 2000г. приступила к поискам материалов о методе проектов и методах исследования.  По данной теме был  подготовлен  и проведён семинар, педсовет, круглый стол, заседание НМС,   встреча с зам. дир по УВР  МОУ «Гимназия №44»  г. Твери  Даниловой А.Г.. Была разработана программа спецкурса «Основы проектной и исследовательской деятельности», в соответствии с которой проводилось обучение гимназистов  в течение одного года по одному часу в неделю.      

       Первым проектом, реализуемым по инициативе учащихся, стала брошюра   «Метод проектов  в образовательном процессе» (Методические рекомендации для учителей и учащихся старшей школы), редакционная коллегия которой наполнилась членами НОУ.

Началась работа над конкурсными исследовательскими  работами, для которых были необходимы не только исследовательские навыки и интерес к выбранной теме, но и подготовка к защите. Все темы, с которыми ребята  выступали на научно-практических конференциях, получили начало на уроках обществознания  – «Отношение гимназистов к наркомании», «Социально-психологический  портрет современной  семьи», «Лики любви», «Вандалы XXI века», «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи» и др..

      Проектная и исследовательская  деятельность успешно вошла и в учебный процесс (особенно на уроках обществознания), применяю их в основном на заключительных уроках  по изучаемой теме: «Подросток и социальная среда», «Подросток и закон», «Образ жизни подростка» и др. Они повышают мотивацию учащихся и при активном усвоении нового материала, способствуют совершенствованию речевых умений учащихся, самореализации личности в самостоятельной и коллективной работе.

                    Реализовывать  проектную и исследовательскую деятельность  через урок в полной мере не позволяет господство классно-урочной системы. Но для этого в школе создано НОУ «Гнозис», интеллектуальный клуб «Росток»  для младших школьников (на базе НОУ), которыми я руковожу с 2004 года.  

             В этом же году опыт работы школы был обобщён  в научно-педагогическом сборнике «Воспитать  исследователя», который посвящен проблеме воспитания личности посредством познавательного творчества, осмыслению методологии и практических форм осуществления исследовательского и проектного подхода в образовании.

           В апреле 2005 года  в рамках недели науки и творчества  был спланирован и проведён день защиты проектов, который помог прийти к выводу: «Мы на правильном пути. Исследование, а отныне и проектирование должны стать предметом целенаправленной деятельности членов НОУ».

      Члены Учёного Совета, который является коллегиальным органом НОУ, во главе с президентом (избранным в ноябре 2005 года), долго спорили и решили: «Необходимо в этом учебном году серьёзное внимание уделить методу проектов». На этом же заседании и родилась идея проведения образовательной акции «Гимназия – наш тёплый дом, наша жизнь…». Цель акции:

  1. создание условия для воспитания у обучающихся бережного отношения к гимназии, чувства их личной причастности к образовательной деятельности, к созданию уюта и творческой атмосферы;
  2. развитие субъектности личности каждого гимназиста;
  3. введение гимназистов в культуру и методологию проектирования.

          Защита проектов осуществлялась на семинаре руководителей общеобразовательных учреждений города  Торжка  и получила высокую оценку.

        2006 году был  издан сборник «Технология выполнения и оформления исследовательских  работ».   В данном пособии дается классификация письменных работ учащихся, публикуются рекомендации по выполнению и оформлению   исследовательской работы и требования к их защите. Эти материалы призваны помочь в практической организации  исследовательских работ учащихся самому широкому кругу: учителям, учащимся и их родителям.

      Вот уже девять лет я работаю в этом направлении, сделано много, но хочется сделать ещё больше, так как понимаешь, что эта  деятельность нравится ребятам, и мой труд востребован.

Благодаря  проектной и исследовательской  деятельности,  у учащихся формируется культура умственного труда. Они становятся участниками научного поиска, учатся идти от простого наблюдения к анализу фактов и событий,  переживают радость, пусть небольшого, но открытия, получают истинное удовольствие от самостоятельности своего труда. Только необходимо помнить, что успех этих исследований и проектов гарантирован только тогда, когда тебе самому  интересно, когда, организуя работу ребят, руководишь работой и сам  участвуешь в ней вместе с ними.

                                                                   Фомина В.Л., учитель обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...