Программа элективного курса предпрофильного обучения «Я в мире профессий»
элективный курс (9 класс) по теме
Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profor.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и молодежной политики администрации
Урмарского района МБОУ «Кудеснерская ООШ»
Программа элективного курса предпрофильного обучения
«Я в мире профессий»
Пояснительная записка
Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.
Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
- Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
- Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Примерный перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
- Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
- Правила выбора профессии;
- Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
- Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- Значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- О современных формах и методах организации труда;
- О предпринимательстве;
- О рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
- Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Основное содержание
Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии – 13 часов.
- Внутренний мир человека и система представлений о себе – 3 часа.
Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.
- Секреты выбора профессии – 6 ч.
Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.
1.3 Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности -2ч.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.
- Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 2ч.
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.
Раздел II. Мир профессий и труда – 21час.
- Профессиональная пригодность – 2ч.
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда.
2.2 Здоровье и выбор профессии – 2 ч.
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.
- Многообразие мира профессий – 4ч.
Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность – качество современного работника.
2.4 Анализ профессий – 6ч.
Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.
2.5 Рынок труда и его требования к профессионалу – 2ч.
Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
2.6 Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений -3ч.
Пути получения профессии. Система профессионально – технического образования. ПЛ. и ПУ условия приёма и обучения в них.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере.
- Профессиональная проба -2ч.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
I | Образ «Я» и выбор профессии | 13 |
1 | Смысл и цель жизни человека | 1 |
2 | Внутренний мир человека | 1 |
3 | Система представлений о себе | 1 |
4 | Правила выбора профессии | 1 |
5 | Ошибки при выборе профессии | 1 |
6 | Профессиональные интересы | 1 |
7 | Профессиональные склонности, способности | 1 |
8 | Профессиональные намерения | 1 |
9 | Самовоспитание и выбор профессии | 1 |
10 | Св-ва нервной системы в проф. деятельности | 1 |
11 | Значение темперамента в проф. самоопределении | 1 |
12 | Психические процессы и их роль в проф. самоопр. | 1 |
13 | Роль внимания и мышления в проф. самоопредел. | 1 |
II | Мир профессий и труда | 21 |
14 | Профессиональный план | 1 |
15 | Профессиональная пригодность | 1 |
16 | Здоровье и профессия | 1 |
17 | Характеристики здоровья человека | 1 |
18 | Труд как потребность человеческой жизни | 1 |
19 | Социальные проблемы труда | 1 |
20 | Знакомство с профессиями района | 1 |
21 | Сознательность и самостоятельность выбора проф. | 1 |
22 | Общий обзор классификации | 1 |
23 | Типы профессий | 1 |
24 | Классы профессий | 1 |
25 | Отделы и группы профессий | 1 |
26 | Профессиограмма профессий. | 1 |
27 | Формула профессии | 1 |
28 | Понятия «менеджмент» и «маркетинг» | 1 |
29 | Рынок труда и безработица | 1 |
30 | Пути получения профессии | 1 |
31 | Знакомство с учебными завед. Усть-Лабинска | 1 |
32 | Навыки самопрезентации | 1 |
33 | Профессиональная проба | 1 |
34 | Уточнение профессиональных интересов | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»
Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....
Элективный курс предпрофильного обучения ""
Ребята знакомятся с правами ребенка уже на младшей ступени,и кажется целесообразным предложитьдля изучения в 8 классе курс "Дети и молодёжь в англоязычных странахж : жизнь, проблемы, права и обязаннос...
Элективный курс предпрофильного обучения ""
Ребята знакомятся с правами ребенка уже на младшей ступени,и кажется целесообразным предложитьдля изучения в 8 классе курс "Дети и молодёжь в англоязычных странахж : жизнь, проблемы, права и обязаннос...
программа элективного курса предпрофильной подготовки "Курс юного спасателя"
записка, цели,задачи, зезультат...
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...