Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
Программа составлена по учебнику Боголюбова, новому!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr._po_obshchestvu_8_kl.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель ММО ___________Щербинина М. А. Протокол № ___ от «___»_________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Квашенко Т.А. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ«Масловопристанская СОШ» __________ Сивых Е. И. Приказ № ___ от «___»____2011 г. | Рассмотрено на заседании педагогического совета |
Рабочая программа
по обществознанию
для 8-х классов
(базовый уровень).
Учитель второй квалификационной категории
Щербинина Марина Александровна
2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
Цели.
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
- достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В программы были внесены изменения:
- Добавлен вводный урок.
- Тема «Личность и общество» вместо 3 ч., рассчитан на 4 ч.
- Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 8 ч., т. к. добавлен Повторительно-обобщающий урок.
- Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч. , 5 ч., т. к. добавлен Повторительно-обобщающий урок.
- Резерв – распределен на контрольные и повторительно-обобщающие уроки.
Программа реализуется на основе учебника – Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Программа рассчитана на 35 часов в 8 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Примечание | |
Планир. | Фактич. | ||||
1 | Введение. | 1 | 3.09 | ||
Личность и общество. | 4 | ||||
2 | Личность. | 1 | 10.09 | ||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | 17.09 | ||
4 | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. | 1 | 24.09 | ||
5 | Социальные изменения и их формы. Развитие общества. | 1 | 1.10 | ||
Сфера духовной жизни. | 8 | ||||
6 | Сфера духовной культуры и её особенности | 1 | 8.10 | ||
7 | Мораль. | 1 | 15.10 | ||
8 | Долг и совесть. | 1 | 22.10 | ||
9 | Моральный выбор | 1 | 29.10 | ||
10 | Значимость образования в условиях информационного общества. | 1 | 12.11 | ||
11 | Наука, ее значение в жизни современного общества. | 1 | 19.11 | ||
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | 26.11 | ||
13 | Обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни». | 1 | 3.12 | ||
Экономика | 12 | ||||
15 | Потребности и ресурсы. | 1 | 10.12 | ||
16 | Основные вопросы экономики. | 1 | 17.12 | ||
17 | Собственность. | 1 | 24.12 | ||
18 | Рынок | 1 | 14.01 | ||
19 | Производство | 1 | 21.01 | ||
20 | Предпринимательство | 1 | 28.01 | ||
21 | Роль государства в экономике | 1 | 4.02 | ||
22 | Распределение. Неравенство доходов. | 1 | 11.02 | ||
23 | Потребление. | 1 | 18.02 | ||
24 | Реальные и номинальные доходы.Инфляция | 1 | 25.02 | ||
25 | Безработица | 1 | 3.03 | ||
26 | Обмен. Мировое хозяйство | 1 | 10.03 | ||
Социальная сфера. | 5 | ||||
27 | Социальная структура общества | 1 | 17.03 | ||
28 | Социальный статус и социальная роль | 1 | 7.04 | ||
29 | Этнические группы. Межнациональные отношения | 1 | 14.04 | ||
30 | Отклоняющееся поведение. | 1 | 21.04 | ||
31 | Повторительно - Обобщающий урок по теме«Сфера духовной жизни». | 1 | 28.04 | ||
32 | Повторительно - Обобщающий урок по теме«Личность и общество» | 1 | 5.05 | ||
33 | Повторительно - Обобщающий урок по теме «Экономика». | 1 | 12.05 | ||
34 | Повторительно - Обобщающий урок по теме «Социальная сфера». | 1 | 19.05 | ||
35 | Итоговое повторение по курсу | 1 | 26.05 |
Содержание программы учебного предмета
8 класс (35 ч)
Тема 1. Личность и общество (4 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще ственные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общест ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос ти.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль ные знания и практическое поведение. Критический ана лиз собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са мообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро ли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор ганизации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого про изводить. Функции экономической системы. Модели эко номических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собствен ности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производ ства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга низационно-правовые формы. Малое предприниматель ство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе ние доходов. Экономические меры социальной поддерж ки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услу ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере жения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобиль ность. Большие и малые социальные группы. Формаль ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу ти его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. От ношение к историческому прошлому, традициям, обыча ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи мость здорового образа жизни.
Формы и средства контроля
Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2003
Введение в обществознание. 8-9 класс. \ Под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2008.
Оборудование и приборы: Компьютер. Интерактивная доска.
Список литературы.
Базисный учебный план школы.
Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. – М.:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию. – М.:Просвещение, 2005. (Интернет)
Стандарт основного общего образования по обществознанию. (Интернет) 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...