Основы экономики. Часть 1
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме
В системе непрерывного экономического образования следует определить особое место 10 классе. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный уровень девятилетнего образования. Это означает, что часть учащихся покинет школу и продолжит обучение в ПТУ, техникумах, альтернативных образовательных учреждениях или 10-11 классах общеобразовательной школы. По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе.
В рамках курса содержание обучения построено таким образом, что вслед за изучением теории вопроса идет практическое его освоение в виде игры. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.
Элективный курс рассчитан на 17 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_osnovy_ekonomiki_10_kl.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества
Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Цели экономического образования в школе:
1. Обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
2. Сформировать у учащихся основы экономического мышления;
3. Выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;
4. Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
5. Способствовать становлению у школьников основных черт экономического поведения личности.
В условиях рыночных отношений необходимо обладать экономическими знаниями и умело применять их на практике. В процессе предпрофильной подготовки целесообразно формировать первоначальные экономические знания и умения учащихся.
Основная цель курса "Экономика в играх"- формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.
При этом необходимо решать следующие задачи:
1. познакомить учащихся с экономической жизнью страны;
2. сформировать у учащихся базовые экономические знания;
3. научить применять экономические знания на практике;
4. сформировать необходимые компетенции учащихся для активного участия в экономической жизни страны;
5. воспитывать уважение к частной собственности и бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, порядочность.
Требования к результатам обучения.
В целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы, прежде всего, предполагает выделение основных целей изучения экономики, в том числе и воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах:
- теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;
- практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;
- этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.
Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества. Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для культурного пространства России характерна ориентация на достижения и стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется подрастающее поколение в «смутное время» перехода к рынку.
Как представляется, главной воспитательной задачей элективного курса должно стать не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный характер.
Элективный курс «Экономика в играх является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся, полученных при реализации предмета «Обществознание» в 9 классе, углубляет знания обучающихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Элективный курс способствует формированию общепредметных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
- Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
- Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
- Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
В системе непрерывного экономического образования следует определить особое место 10 классе. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный уровень девятилетнего образования. Это означает, что часть учащихся покинет школу и продолжит обучение в ПТУ, техникумах, альтернативных образовательных учреждениях или 10-11 классах общеобразовательной школы. По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе.
В рамках курса содержание обучения построено таким образом, что вслед за изучением теории вопроса идет практическое его освоение в виде игры. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Содержание элективного курса
Тема 1. Что изучает экономика?
Термины: экономика, потребности, блага и услуги, экономические блага.
Понятие «экономика». Роль экономики в жизни человека и общества. Развитие экономической науки. Блага. Услуги. Потребности человека. Основные участники экономики.
Тема 2. Ресурсы .
Термины: ресурсы, исчерпаемые ресурсы, неисчерпаемые ресурсы.
Страна и ресурсы. Определенное количество (запас). Ограниченность. Виды ресурсов. Возобновимые и невозобновимые. Исчерпаемые и неисчерпаемые. Природные ресурсы. Земная кора. Полезные ископаемые (органические и неорганические). Почва. Воздух, вода и солнце. "Твердое место" для жизнедеятельности. Флора и фауна. Способность к труду. Количество труда одного человека. Все население. Рабочая сила. Ограниченность ресурсов и численность населения.
Тема 3. Производство .
Термины: производство, производительность, потребитель, производитель, факторы производства, ресурсы.
Понятие «производства». Производитель. Потребитель. Факторы производства. Средства производства. Результат производства. Разделение труда.
Тема 4. Фирмы.
Термины: фирма, менеджмент, прибыль, предельный доход, затраты, выручка,
Как создаются фирмы? Капитал фирмы. Неопределенность и риск. Неизвестность величины затрат и выручки, действий конкурентов. Предприниматель. Желание получить прибыль. "Оплата" создания фирмы. Право принятия любых решений. Право распоряжаться прибылью. Затраты, выручка и прибыль. Стоимость сырья и орудий производства. Зарплата наемных рабочих. Денежные затраты. Выручка. Денежная прибыль. Неявные затраты (процент на капитал, рента за природные ресурсы, зарплата управляющего). Экономическая прибыль.
Тема 5. Деньги и капитал.
Термины: деньги, капитал
История возникновения денег. Предметы, которые служили средством обмена. История появления и названия денег в России. Появление бумажных денег. Функции денег. Капитал.
Тема 6. Рынок.
Термины: рынок, продавец, покупатель, спрос, предложение, цена.
Что такое рынок? Совокупность продавцов и покупателей. Покупатели и спрос. Продавцы и предложение. Институты (правила поведения). Место и время встречи. Обмен информацией. Выбор партнера. Заключение соглашения. Равновесие на рынке. Объем продаж и цена. Совершенство рынка. Однородное благо. Большое число покупателей и продавцов. Легкость получения информации и заключения сделки. Отсутствие личных связей. Несовершенный рынок.
Тема 7. Рынок труда.
Термины: рынок труда, ставка заработной платы, условия труда, занятость, фрикционная безработица, сезонная безработица, структурная безработица, циклическая безработица.
Свободный человек. Рынок труда. Работа по найму. Величина предложения на рынке труда. Трудоспособность. Факторы труда. Заработная плата. От чего зависит заработная плата. Условия труда. Виды заработной платы. Безработица. Виды безработицы. Последствия безработицы.
Тема 8. Налоги.
Термины: бюджет, налоги, виды налогов, НДС, доход, прибыль, налоговое регулирование.
Наполнение бюджета. Налоги. Плата государству без конкретной встречной услуги. Прямые налоги. Подушный, подоходный, налог на имущество, на наследство, на прибыль. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Влияние налогов на хозяйство. Структура налогов. Другие источники дохода. Прибыль государственных предприятий. Монополия на продажу отдельных благ. Рента за природные ресурсы. Доход от продажи государственного имущества.
Зачет (1 час).
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока |
1 | Что изучает экономика? | 1 | Изучения нового материала |
2 | «Где нам встречается экономика». | 1 | Комбинированный тип урока с элементами практической деятельности учащихся. |
3 | Ресурсы. | 1 | Практическое занятие |
4 | «Экономические ресурсы» | 1 | Комбинированный. |
5 | Производство. | 1 | Лекция с элементами беседы. |
6 | «Доходное производство». | 1 | Лабораторная работа. |
7 | Фирмы. | 1 | Комбинированный. |
8 | «Как заработать на жизнь» | 1 | Работа в группах |
9 | Деньги и капитал. | 1 | Комбинированный. |
10 | «Денежные единицы страны». | 1 | Лекция с элементами беседы |
11 | Рынок. | 1 | Комбинированный. |
12 | «Рынок». | 1 | Комбинированный тип урока с элементами практической деятельности учащихся. |
13 | Рынок труда. | 1 | Лекция с элементами беседы |
14 | «Подбор профессионала». | 1 | Работа в группах |
15 | Налоги. | 1 | Комбинированный. |
16 | «Налогообложение». | 1 | Комбинированный тип урока с элементами практической деятельности учащихся. |
17 | Зачет. | 1 | Урок-обобщение |
ИТОГО | 17 часов |
Список литературы
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В., Макарова О.Ю. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия: Пособие для учителей. М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования // Школьный экономический журнал. 1996. № 1.
3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1998.
4. Мицкевич А. Школьное экономическое образование: что сделано и что делается /краткий очерк// Росс.эконом.журнал.2005. № 1.
5. Карпушин Н.Я. Экономический образ мышления как средство развития личности ученика в образовательном процессе// сб. материалов районной конференции. – Пермь, 2008. – С. 8. -10.
6. Карпушин Н.Я. Использование сети Интернет в преподавании экономики// сб. НПК Совершенствование системы экономического образования в средней школе. – Пермь, 1999. – С. 34 – 35.
7. Карпушин Н.Я. Воспитательная система экономической школы// Воспитательная работа в школе, 2003, №5.
8. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Прогресс, 1995.
9. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование //Педагогика. 1994. № 4.
10. Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 1992. № 9-10.
11. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.
Интернет:
- http://be.economicus.ru/ (введение в экономику)
- http://bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm (экономика для школьников)
- http://bibliotekar.ru/biznes-15/index.htm (экономический словарь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы урока по теме: "Основы экономики: Налоги".
Конспекты предложенных занятий составлены таким образом, чтобы способствовать формированию основ финансовой грамотности среди учащихся среднего звена, закрепить способн...
Диктант по обществознанию по разделу: «Экономика». ( Часть 1).
Данная работа может быть использована как блиц-опрос по разделу "Экономика"...
Диктант по обществознанию по разделу: «Экономика». (Часть 2).
Данная работа может быть использована для контроля знаний по разделу "Экономика"...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Основы экономики"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочн...
Элективный курс "Иностранный язык и основы экономико-правовых знаний"
Элективный курс «Иностранный язык и основы экономико-правовых знаний». В.Е.Терехова, учитель английского языка СОШ№4 г. Удомли Программа курса. Пояснительная записка:Данный межпредметны...
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"
Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики» к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов...
Подготовка к ЕГЭ по теме "экономика" часть 2
содержит задания второй части контрольно- измерительных материалов по теме "экономика"...