Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"
методическая разработка по экономике на тему

Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики»  к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов, формы, средства, методы обучения с элементами личностно­ориентированной технологии, способствующие развитию и совершенствованию общеучебных и профессиональных компетенций.

Методические указания «Рабочая тетрадь» по выполнению практических

работ  по дисциплине «Основы экономики» специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»,  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad.docx97.51 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

«Тулунский аграрный техникум»

(ОГБОУ СПО «Тулунский аграрный техникум»)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

для выполнения практических работ студентами 2 курса очного отделения    специальности:

     230115 «Программирование в компьютерных системах»

_________________________________________________________________________________________________________________

код и наименование специальности

Тулун -2013

                                        Оглавление.

  1. Практическая  работа №1.
  2. Практическая  работа №2
  3. Практическая  работа №3
  4. Практическая  работа №4
  5. Практическая  работа №5
  6. Практическая  работа №6
  7. Практическая  работа №7
  8. Практическая  работа №8
  9. Практическая  работа №10
  10.  Практическая  работа №11
  11.  Практическая  работа №12
  12.  Практическая  работа №13
  13.  Практическая  работа №14
  14.  Практическая  работа №15

РЕЦЕНЗИЯ

на методические указания «Рабочая тетрадь» по выполнению практических работ по дисциплине «Основы экономики»   специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»,

разработанную Колпаковой Фанисой Сергеевной, преподавателем экономических дисциплин ОГБОУ СПО «Тулунский аграрный техникум»

На рецензию представлено учебно-методическое пособие «Практические работы» по дисциплине «Основы экономики» для студентов 2 курса, которое содержит: пояснительную записку, разработку практических занятий, список использованной литературы, критерии оценивания.

Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики»  к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов, формы, средства, методы обучения с элементами личностноориентированной технологии, способствующие развитию и совершенствованию общеучебных и профессиональных компетенций.

Методические указания «Рабочая тетрадь» по выполнению практических

работ  по дисциплине «Основы экономики» специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»,  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

Представленные указания практических занятий являются средством для формирования умений и навыков у студентов в проведении аналитических расчётов, построения схем, графиков в целях закрепления теоретического материала по дисциплине «Основы экономики». Практические работы ориентированы на создание условий для мыслительной деятельности студентов, развития операций анализа, систематизации, обобщения.

Представленные в пособии разработки обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации в профессиональной направленности, формируют культуру.

В представленном на рецензирование «Рабочей тетради» Колпаковой Ф.С.прослеживается стилистическая четкость и логичность.

Выводы:

Рабочая тетрадь Колпаковой Ф.С. имеет четкую практическуюнаправленность, развивает у студентов способности к самоорганизации.

Рабочая тетрадь по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы экономики» специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» Колпаковой Ф.С.  рекомендована к использованию в образовательном процессе  ОГБОУ CПО «Тулунский аграрный техникум».

Рецензия подготовлена преподавателем высшей

квалификационной категории _______________ ЛипатоваС.Р.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  тетрадь  по выполнению практических работ по дисциплине «Основы экономики», специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3 поколения.

Представленные практические работы являются средством для формирования умений и навыков у  обучающихся  в проведения расчётов, построения схем, графиков в целях закрепления теоретического материала по дисциплине «Основы экономики».

Практические работы ориентированы на создание условий для мыслительной деятельности обучающихся, развития операций анализа, систематизации, обобщения.

При выполнении практических работ обучающихся должен уметь:

  •   находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов  организации;

  •   рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические   показатели деятельности организации.

Выполнение практических работ способствует формирование у обучающихся интереса, к изучению дисциплины «Основы экономики» и предстоящей профессиональной деятельности.

В рабочей   тетради  по выполнению практических работ сформированы все практические работы, которые необходимы для закрепления теоретического материала обучающимися по дисциплине «Основы экономики».


Методические  рекомендации по выполнению практических работ.

Студент должны изучить дисциплину, учитывая опыт работы передовых предприятий. Особое внимание должно быть уделено приобретению знаний и практических навыков в проведение расчетов, направленных на ускорения роста эффективности общественного производства, увеличение  объёма   выпускаемой продукции, снижение трудовых и материально-денежных затрат на её производства, повышение производительности труда, повышение уровня рентабельности производства. При подготовке к работе студент должен изучить методику выполнения задания, знать ответы на конкретные вопросы при допуске к работе.

Выполнение задания и выводы по результатам данных таблиц и расчетов проверяет преподаватель и при необходимости проводит собеседование.

Цель практических занятий по предмету: «Основы экономики», состоит в том, чтобы закрепить теоретические знания, получить практические навыки в экономических расчетах и научиться пользоваться справочной и нормативной литературой.

Практические работы выполняются самостоятельно.      

Литература для самоподготовки:

1.Слагода В.Г. Основы  экономики.-М.  Форум-Инфра-М 2006.с 213.

       2.Борисов Е.Ф.Основы экономики.-М. Юристь.2005г.с.309.

      3Чечивицына Л.Н..« Экономика предприятия»  11-е  издание.

Ростов-на –Дону «Феникс» 2013г. с 371.

Распределение учебного времени на выполнение практических занятий.

Норма тем программы

Количество часов

1.

2.

3

4.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2 курс

Тема 2.1

Тема 2.2

Тема 2.3

Тема 3.1

Тема 3.2

Тема 3.3

Тема 4.2

Тема 4.3

Тема 4.4

Тема 4.4

Тема 4.5

 Тема 4.6

Тема 4.7

Тема 4.8

Тема 4.9.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого:

30

Перечень  практических  работ  по  дисциплине «Основы  экономики» по  специальности     230115 «Программирование   в  компьютерных  системах»

№ п./п.

Наименование тем

Кол.час.

Раздел №2 Микроэкономика.

6

Тема 2.1.Сущность     рынка   и  его  основные  элементы

Практическое занятие № 1

Графическое  изображение  закономерности зависимости  спроса и предложения от  рыночной  цены

2

Тема 2.2.Экономические основы  бизнеса

Практическое занятие № 2

Расчет  прибавочной  стоимости.        

2

Тема 2.3. Спрос  и  предложения  на рынке  труда

Практическое занятие № 3

Графическое  изображение  закономерности зависимости  спроса и предложения   на  рынке  труда

2

Раздел 3. Распределение   доходов  в обществе.

6

Тема 3.1. Распределение  доходов  в  обществе.

Практическое занятие № 4

Расчет   заработной  платы   различных  категорий  работников предприятия

2

Тема 3.2   Налоговая  система

Практическое занятие № 5

Расчет  налога  с    владельцев  транспортных   средств

2

Тема 3.3 Денежно – кредитная    система.

Практические занятия № 6

Расчет основной суммы   платежа  и процентов по договору  кредитования.

2

Раздел№4  Экономика  предприятия.

18

Тема 4.2. Производственный   и  технологический  процессы

Практические занятия № 7

Рассчитать   производственный  цикл в  различных  типах  производства.

2

Тема 4.3. Трудовые  и финансовые  ресурсы   предприятия

Практическое занятие №8

Расчет    показателей  производительности  труда предприятия.

2

Тема 4.4.Основные   и оборотные средства предприятия.

Практическое занятие № 9

Расчет  использования  основных  средств на  предприятии.

2

Тема 4.4.Основные   и оборотные средства предприятия.

Практическое занятие № 10

Расчет  использования  оборотных   средств  на  предприятии.

2

 Тема 4.5.Издержки  и себестоимость производства.

Практическое занятие № 11

Составление  калькуляции на производство    продукции.

2

Тема 4.6.  Бизнес - планирование

Практическое занятие № 12

Разработка  бизнес – плана  предприятия.

2

Тема  4. 7.Основы  ценообразования  в условиях  рынка.        

.Практическое занятие № 13

Определение  цены    на   продукцию.

2

Тема 4.8.

Эффективность  в деятельности  организации.

Практическое занятие № 14

Расчет  прибыли  и рентабельности  производства  продукции.

2

Тема 4.9.

Методика  расчета основных технико – экономических показателей

Практическое занятие №15

Расчет  основных  технико – экономических   показателей  организации..

2

Всего:

30

           Инструкционная  карта      по  дисциплине «Основы  экономики»

Практическая работа №1

      Тема: Графическое изображение закономерности зависимости спроса и предложения

 от рыночной цены.

Цели: Формирование  навыков графического изображение кривой спроса и предложения.

   Создать  условия  для  мыслительной   деятельности  при     изучении ситуации на

рынке электронной    техники.

Воспитывать  интерес к расчетной  деятельности.

       Оборудование: Рабочая тетрадь,   счетная  техника.

Проверка  подготовленности к работе, вопросы:

  1. Что понимается под: спросом, законом спроса, объёмом спроса.
  2. Что понимается под: предложением, кривой предложения.
  3. Что понимается под: равновесной ценой. Что такое: дефицит и излишки товара, продукции.

Объяснение  темы, постановка  целей, задач  практической  работы, вводный инструктаж.

Задание: Начертить кривую  спроса и кривую предложения электронной    техники.

Самостоятельная  работаобучающихся.  Решение  задачи.

Задание: В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке электронной    техники.

Ситуация на рынке электронной    техники.

Цена электронной    техники.денежной. единицы, тыс. руб.

Объём спроса, млн/ электронной    техники.  в год

Объём предложения, млн/ электронной    техники.  в год

8

70

10

16

60

30

24

50

50

32

40

70

40

30

90

а) Начертите кривую спроса (Д) и кривую предложения (S) электронной    техники

б) Если рыночная цена  электронной    техники составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объём?

в) Если рыночная цена электронной    техники составит 32 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объём?

г) чему равна равновесная цена на этом рынке?

Вывод:

Методика решения

Для решения данной задачи необходимо построить кривую спроса (Д) и кривую предложения (S) электронной    техники на основании данных, приведённых в таблице. Для этого нужно начертить оси координат. На оси У отложить цену (электронной    техники Р), а на оси Х – объём спроса и объём предложения  (Q) электронной    техники.

В результате построения получатся две кривые, которые пересекутся в точке рыночного равновесия. Этой точке будет соответствовать определённая равновесная цена. Далее по графику необходимо определить объём спроса на электронную    технику при цене 8 денежных единиц и 32 денежных единиц. Какая ситуация будет наблюдаться на рынке при данных условиях.

Перед решением задачи необходимо изучить материал по темам: «Спрос и предложение», «Равновесная цена».

Оценка:                                                     Дата:                                         Преподаватель

 Инструкционная  карта      по  дисциплине «Основы  экономики»

Практическая работа №2

Тема: Расчет  прибавочной  стоимости.

Цели:  Формирование  навыков  расчета  прибавочной стоимости.

Создать условия для  мыслительной  деятельности  при  расчете

  прибавочной  стоимости

Воспитывать  интерес  к  расчетной  деятельности.

Оборудование:  счетная    техника, рабочая  тетрадь.

Вид  работы:  практическая  работа.

Ход  занятия:

 Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы   в рыночной экономике    - бизнесмен определяет  процент  надбавки  на продукцию, товар  с целью  получения  прибыли.

Проверка подготовленности к работе вопросы:

1.Определите, что  такое  предпринимательство. Какие  его  виды Вы знаете.

2  Что такое  бизнес.

3 Что такое  мотивация  в бизнесе.

4 Какова  методика  определения  прибавочной  стоимости по  отдельным  видам продукции.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Задание: Расчет  прибавочной   стоимости.

Самостоятельная работа студентов, решение задачи.

Рассчитать  прибавочную  стоимость.

Дано:

Определить  прибавочную  стоимость, прибыль, если  было  приобретено  продукции  на сумму  500000 рублей, затраты при  транспортировки  и доставки  составляют  120000 рублей.

Решение:  Определяем  прибавочную  стоимость.

500000 х50/100=  250000 рублей.

Определяем  выручку:

500000+ 250000=750000 рублей.

Определяем прибыль

750000 рублей  -  500000 рублей – 120000 рублей =  130000 рублей.

Вывод:  бизнесмен  получил  прибыли 130000 рублей.

Дано:  Определить  прибавочную  стоимость, прибыль, если было  приобретено  продукции  на  сумму 600000рублей, затраты  при  транспортировки    и доставки  составляют 190000рублей.

Вывод:

Оценка:                                                     Дата:                                         Преподаватель

Инструкционная  карта      по  дисциплине «Основы  экономики»

Практическая работа №3

Тема: Графическое изображение закономерности зависимости спроса и предложения

   на  рынке  труда.

Цели: Формирование  навыков графического изображение кривой спроса и предложения.    Создать  условия  для  мыслительной   деятельности  при     изучении ситуации на рынке  труда.

Воспитывать  интерес к расчетной  деятельности.

       Оборудование: Рабочая тетрадь,   счетная  техника.

Проверка  подготовленности к работе, вопросы:

  1. Что понимается под: спросом  на  рынке  труда.
  2. Что понимается под: предложением, кривой предложения на  рынке  труда
  3. Что понимается под:   безработицей. Что такое: занятость населения.

Объяснение  темы, постановка  целей, задач  практической  работы, вводный инструктаж.

Задание: Начертить кривую  спроса и кривую предложения  на  рынке  труда.

Самостоятельная  работастудентов.  Решение  задачи.

Задание: В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке труда.

Ситуация на рынке труда-  набор  рабочих в золотодобывающую  компанию.

 Размер  заработной  платы на  одного  рабочего  в месяц, руб.

Объём спроса, человек  в год

Объём предложения,  человек  в год

40000

20

38

45000

25

32

50000

30

30

55000

35

 22

60000

40

 16

а) Начертите кривую спроса (Д) и кривую предложения (S) набора  рабочих.

б) Если размер заработной платы   составляет   40000руб, что характерно для данного рынка: труда,  излишки или дефицит  рабочих  мест? Какова их  численность?

в) Если    размер  заработной  плате  55000руб, что характерно для данного рынка труда : излишки или дефицит  рабочих  мест? Какова их  численность?

г) чему равно равновесие на  рынке  труда ?

Вывод:

Методика решения

Для решения данной задачи необходимо построить кривую спроса (Д) и кривую предложения (S)    набора  рабочих  на основании данных, приведённых в таблице. Для этого нужно начертить оси координат. На оси У отложить   заработную  плату (Р), а на оси Х – объём спроса и объём предложения   по  набору  рабочих (Q).

В результате построения получатся две кривые, которые пересекутся в точке рыночного равновесия. Этой точке будет соответствовать определённое равновесие. Далее по графику необходимо определить объём спроса на   рабочие  места  при  заработной  плате  40000руб  и 55000руб. Какая ситуация будет наблюдаться на рынке при данных условиях.

Перед решением задачи необходимо изучить материал по темам: «Спрос и предложение  на  рынке  труда», «  Безработица».

Оценка:Дата:Преподаватель:

Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 4

Курс 2, специальность « Программирование в компьютерных системах».

Тема: Расчет заработной платы различных категорий работников.

Цели: Формирование навыков расчета штатного расписания на предприятии.

Создать условия для мыслительной деятельности при составлении штатного расписания. Воспитывать интерес к расчетной деятельности. Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка.

Вид работы: практическая работа.

Ход занятия.

Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы на производстве - экономист составляет штатное расписание, бухгалтер на основании штатного расписания начисляет заработную плату.

Проверка подготовленности к работе вопросы:

1.Материальное стимулирование работников, его роль.

2Оплата труда, формы оплаты труда: а) сдельная оплата труда, б) повременная оплата труда.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Составить по предприятию категорию административно - управленческого аппарата.

  1. Составить штатное расписание.
  2. Рассчитать годовой фонд оплаты труда.

Самостоятельная работа студентов, решение задачи.

Штатное расписание по предприятию ООО Трикотажная фабрика «Силуэт» на 2014 год.

Наименование должности

Кол-во, чел.

Оклад,

руб.

Район-ный

коэф-

фициент

30%

Север-

ная

надбавка, 30%

Итого на единицу

Всего, руб.

Директор

1

12000

3600

3600

19200

19200

Гл. бухгалтер.

1

9000

2700

,2700

14400

14400

Бухгалтер

2

4000

1200

1200

6400

12800

Экономист

1

6000

1800

1800

9600

9600

Гл. инженер

1

8000

2400

2400

12800

12800

Механик

1

4500

1350

1350

7200

7200

Технолог

1

5500

1650

1650

8800

8800

Инспектор ОК

1

3000

900

900

4800

4800

Секретарь

1

2500

750

750

4000

4000

Водитель

2

4000

1200

1200

6400

12800

Техничка

2

2000

600

600

3200

6400

Сторож

2

2500

750

750

4000

8000

120800

Рассчитать годовой фонд оплата труда согласно штатного расписания. Решение. 3- Сумма графы всего 120800 за 1 месяц.4. 120800х12-1449600руб. годовой фонд оплаты труда Вывод: штатное расписание необходимо бухгалтеру для исчисления заработной платы. Штатное расписание учитывает затраты по заработной плате работников административно - управленческого аппарата и прочих работников, которые работают повременной оплате труда.

Инструкционная  карта      по  дисциплине «Основы  экономики»

Практическая работа №5

Тема:  Расчет   налога  с    владельцев  транспортных   средств

Цели: Формирование  навыков    расчета налога  с    владельцев  транспортных   средств

Создать  условия  для  мыслительной   деятельности  при     расчете налога  с

    владельцев  транспортных   средств

Воспитывать  интерес к расчетной  деятельности.

       Оборудование:счетная техника, рабочая тетрадь

Вид  работы:  практическая  работа.

Ход  занятия:

Организационная  часть. Приветствие, перекличка. Объяснение  применению данной  работы    врыночной   экономики –  экономист  определяет  рост    налоговых  платежей

Проверка  подготовленности к работе, вопросы:

1.Дайте определение налогов, раскройте  их  значение.

2 Дайте определениеПрямые  и косвенные  налоги.

3.Какие изменения  происходят в налоговой  системе России. Ваши прогнозы.

4 Как налоги  влияют  на формирование  бюджета..

Объяснение  темы, постановка  целей, задач  практической  работы, вводный инструктаж.

Задание:Составить расчет   налога  с    владельцев  транспортных   средств,  Наличие транспортных   средств    по  ТОО «ИКС»   представлена  в таблице.

Самостоятельная  работастудентов.  Решение  задачи.

Рассчитать налог с    владельцев  транспортных   средств

Вид  транспортного  средства

Количество

Мощность,

л. с.

Тариф  одной  л. с, руб

Сумма налога, руб.

1

2

3

4

5=графа2хгр3хграфу4

Автомобили:

ГАЗ-53

2

115

7,50

ЗИЛ-130

1

130

7,50

Москвич-2140

1

74

7,50

ЗАЗ-21099

2

96

7,50

Автобус

2

120

7,50

Тракторы:

МТЗ-80

3

80

8,50

Т-40

4

40

8,50

Итого

-

-

-

Вывод:

Оценка:Дата:Преподаватель:

Инструкционная  карта      по  дисциплине «Основы  экономики»

Практическая работа 6

Тема: Расчет  основной суммы   платежа  и процентов по договору

кредитования.

Цели: Формирование  навыков    расчета     основной суммы кредита и процентов по   договору  кредитования.

Создать  условия  для  мыслительной   деятельности  при     расчете     основной суммы   платежа  и процентов.

Воспитывать  интерес к расчетной  деятельности

Оборудование: счетная техника, рабочая тетрадь.

Вид  работы:  практическая  работа.

Ход  занятия:

Организационная  часть. Приветствие, перекличка. Объяснение  применению данной  работы    в банковской  системе.   Выдача  кредита осуществляется  оператором  кредитного  отдела    с целью  получения  в дальнейшем прибыли  банком.

Проверка  подготовленности к работе, вопросы:

  1. Назовите задачи кредитно-денежной политики.
  2. Какая главная задача решается инструментами денежно-кредитной политики.
  3. Дайте характеристику и пути образования «дорогих» и «дешевых» денег.
  4. Чего добивается государство при работе на открытом рынке когда:

а) продает ценные бумаги;   б) скупает ценные бумаги.

Объяснение  темы, постановка  целей, задач  практической  работы, вводный инструктаж.

Задание Расчет      основной суммы кредита и процентов по   договору  

        кредитования.    

Самостоятельная  работастудентов.  Решение  задачи.

Дата    платежа

Сумма платежа

В том числе

Остаток задолжен-ности по кредиту

Сумма для досрочного погашения задолжен-ности по кредиту

гр.2 - гр.4

Проценты, 10 %

Погашение ос-новной суммы кредита

гр.2 - гр.3

Комиссия и другие платежи

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

6363

0,00

7693

770

Итого

7700

700

7000

-

-

-

Условие: Дата покупки (цифры условные) 15.11.2012 г., сумма кредита - 7000 руб.,  процентная ставка по договору - 23 %, основная сумма кредита и процентов по договору - 7700 руб.

Методика выполнения

В ходе решения необходимо заполнить таблицу.

       Основная сумма кредита и процентов по договору - 7700 руб., сумма кредита  – 7000 руб.

Чтобы рассчитать сумму платежа, необходимо основную сумму кредита и процента по договору 7700 руб. поделить равномерно на 10 месяцев и заполнить графу 2 в таблице.

Чтобы рассчитать сумму процента за 10 месяцев необходимо  общую сумму процента поделить на 10 месяцев.

Погашение основной  суммы кредита графа.4 за каждый месяц определяем путем вычитания из суммы графы 2 сумму графы 3.

Для определения остатка задолженности по кредиту графа 6, за каждый месяц, необходимо вычесть из суммы кредита 7000 руб. минус сумма графы 4.

Определение суммы досрочного погашения задолженности по кредиту графа 7 за каждый месяц, путем вычитания из суммы кредита 7700 руб. минус сумма графы 2.

Вывод:  в какие  сроки  выгодно      погасить  досрочно   сумму по кредиту.

Дата:                         Оценка:                         преподаватель:

Инструкционная карта по дисциплине «Основы экономики»

Практическое занятие №7

Курс 2, специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах»  

Тема: Рассчитать производственный цикл в различных типах

          производства.  

Цели:

Формирование навыков расчёта видов движения предметов труда, в технологическом цикле.

Создать условия для формирования мыслительной операции дедукции в процессе построения графиков, расчётов.

Способствовать формированию интереса к расчетной деятельности через раскрытие актуальности темы.

Оборудование: калькуляторы, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

       Организационная часть.Объяснение по применению практической работы на производстве профессиональной деятельности - данная работа может быть применена при проведении анализа по сокращению длительности производственного процесса на промышленном предприятии экономистом.

      Проверка подготовленности к работе вопросы:

  1. Производственный процесс понятие.
  2. Технологический цикл или время основных операций - понятие.

       Объяснение темы, постановка целей задач практической работы, вводный инструктаж

  1. Последовательный вид движения предметов труда, методика расчета.
  2. Параллельный вид движения, почему он самый приоритетный?
  3. Параллельно-последовательный вид движения, его отличительные признаки.

       Самостоятельная работа студентов, решение задач. Построить графики движения предметов труда. Самостоятельно разработать задачи на виды движения предметов труда, по одинаковой продолжительности операции по каждому виду.

Произвести расчет, сделать анализ. Какой вид движения предметов труда более выгодный для производства, т.е. при котором будет меньше затрачено времени на производство изделия.

Параллельный                  Последовательный             Параллельно-последовательный

    2 м*IIIIII*                       2 м IIIIII                     2 х 3 = 6 м                    2 м IIIIII                6 м        

    4 м IIIIII                       4 м        IIIIII          4 х 3 = 12 м            4 м         IIIIII        12 м        

           3 м IIIIII                       3 м               IIIIII          3 х 3 = 9 м              3 м                IIIIII        9 м

          Расчет:                                         Расчет:                                Расчет:

          2 + 4 + 3 + (3 х 1) х 4 = 17 мин.        6 + 12 + 9 = 27 мин.         (3 – 2) х 2 = 2

                                                                                                                 (3 – 2) х 3 = 3

                                                                                     27 – 4 = 23

                                                                                

           *IIIIII*- партия деталей

         *2 м -  время обработки на каждой операции

Задача 1

Произвести расчет, сделать анализ. Какой вид движения предметов труда более выгодный для производства, т.е. при котором будет меньше затрачено времени на изготовление продукции.

Параллельный                  Последовательный             Параллельно-последовательный

    4 м IIIIII                              4 м IIIIII                     4 м IIIIII                        

    1 м IIIIII                              1 м        IIIIII                                1 м         IIIIII                

           2 м IIIIII                              2 м               IIIIII                     2 м                IIIIII        

Задача 2.

Построить графики и сделать расчёт по всем трём видам движения предметов труда, если на первой операции заготовка детали обрабатывается 3 минуты, на второй операции 0,5 минут, на третьей операции 2 минуты, на четвертой операции 1 минута.

*Задача 3

Построить графики произвести расчет, сделать анализ. Какой вид движения предметов труда более выгодный для производства, т.е. при котором будет меньше затрачено времени на изготовление деталей, если на первой операции деталь обрабатывается 2 минуты, на второй операции на 50 % больше чем на первой, на третьей операции в два раза больше чем на первой и второй вместе.

*Задача 4

Произвести расчет, сделать анализ. Какой вид движения предметов труда более выгодный для производства, т.е. при котором будет меньше затрачено времени на изготовление деталей, если при внедрении новой технологии время обработки деталей на всех операциях потока сократи на 25%.

Параллельный                  Последовательный             Параллельно-последовательный

    4 м IIIIII                              4 м IIIIII                     4 м IIIIII                        

    3 м IIIIII                              3 м        IIIIII                                3 м         IIIIII                

           1 м IIIIII                              1 м               IIIIII                     1 м                IIIIII

  • Повышенный уровень        

Вывод:  

Дата:                         Оценка:                         преподаватель:

Инструкционная  карта      по  дисциплине «Основы  экономики»

Практическая работа №8

Тема: Расчет     показателей  производительности  труда

Цели: Формирование   навыков    расчета    показателей    производительности  труда

Создать  условия  для  мыслительной   деятельности  при     расчете     показателей  производительности  труда

Воспитывать  интерес к расчетной  деятельности.

       Оборудование:счетная техника, рабочая тетрадь

Вид  работы:  практическая  работа.

Ход  занятия :

Организационная  часть. Приветствие, перекличка. Объяснение  применению данной  работы  на  производстве – экономист  определяет  рост  производства  продукции.

Проверка  подготовленности к работе, вопросы:

1.Что понимается  под  производительностью  труда.

2 Назовите  показатели  производительности  труда.

3. Что  понимается  под  трудоемкостью.

4. Какова  методика  определения  производительности  труда  и трудоемкости  по отдельным  видам продукции.

Объяснение  темы, постановка  целей, задач  практической  работы, вводный инструктаж.

Задание Расчет     показателей  производительности  труда.

Самостоятельная  работастудентов.  Решение  задачи.

Рассчитать показатели   производительности  труда.

Дано:Определите  показатель  производительности  труда в целом  по  хозяйству ( выход  продукции  в рублях на один человеко – дней  и на  одного  среднегодового  работника), если  стоимость  валовой  продукции хозяйства  за год 6200000 рублей.  Отработано за год 550000  человеко–дней.

Решение: Определяем  производительность  труда  на один  человеко – дней.

П= ВП/Ч= 6200000/550000=11,28 рублей на один человеко – день.

Вывод  на один человеко – день  произведено 11,28 рублей.  

Дано: Определите  показатель  производительности  труда в целом  по  хозяйству ( выход  продукции  в рублях на один человеко – дней  и на  одного  среднегодового  работника), если  стоимость  валовой  продукции хозяйства  за год 8200000 рублей.  Отработано за год 570000  человеко–дней.

Вывод:

Оценка:Дата:Преподаватель:

Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 9.

Курс 2, специальность « Программирование в компьютерных системах».

Тема: Расчет использования основных средств на предприятии.

Цели: Формированиенавыков расчета использования основных средств на предприятии. Создать условия длямыслительной деятельности при расчета использования основных средств. Воспитыватьинтерес к расчетной деятельности через раскрытие актуальности темы основные фонды предприятия. Оборудование:калькулятор, конспект, ручка, линейка.

Вид работы: практическая работа.

Ход занятия.

Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применениюданной работы в работе бухгалтера, бухгалтер должен знать основной капитал его классификацию и

его значение.

Контрольные вопросы при допуске к работам.

  1. Каково различие между основными и оборотными фондами.
  2. Назовите показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов. Каковы пути улучшения их использования?

Самостоятельная работа студентов, решение задачи.

Алгоритмы решения задачи.

Задача (цифры условные)

Определить изменение показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооружённости на предприятии, если обьем реализации R увеличился на 20%, количество персонала Л сократилось на 10%, а производственные формы Fnp.

Возросли на 5%/

Решение. Поскольку абсолютные значения показателей не заданы, следует оперировать их относительными изменениями:

R1 =(1+0.2)*R; JI1=(1-0.1)*JI; Fnpl=O+0.05)*Fnp

Рассчитываем показатели фондоотдачи Фо, фондоемкостиФс и фондовооруженности

Фл:

Фо1 =R/Fпр 1 =( 1.2/1.05) * Фо= 1.14Фо;

Фс1 =Рпр1/К1=(1.05/1.2)*Фс=0.875Фс;

Фл1 =Рпр1/Л1=(1.2/0.9)*Фл=1.33 Фл.

Очевидно, что при дополнительном инвестировании производства велечинафондовооруженностиФл должна возрастать. Однако процесс увеличенияфондовооруженности лишь тогда следует признать положительным явлениям, когда он сопровождает повышение производительности труда.

Задача для самостоятельного решения.

Определить изменение показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности на предприятии, если объем реализации Р. увеличился на 25%, количество персонала Л сократилась на 8%, а производственные формы Fnp. Возросли на 7%.

Вывод:

Оценка:Дата:Преподаватель:

Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 10

Курс 2, специальность « Программирование в компьютерных системах».

Тема:  Расчет   использования оборотных средств на предприятии.

Цели: Формирование навыков расчета использования оборотных средств на предприятии. Создать условия для мыслительной деятельности при расчета использования оборотных средств. Воспитывать интерес к расчетной деятельности.

Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка.

Вид работы: практическая работа.

Ход занятия.

Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы в работе бухгалтера, бухгалтер должен знать оборотный капитал его классификацию и его значение.

Контрольные вопросы при допуске к работам.

1 .Понятие об оборотных средствах и оборотных фондах.

  1. Какие        показатели характеризуют уровень использования оборотных производственных фондов и оборотных средств.
  2. Какие факторы влияют на уровень оборачиваемости оборотных средств.
  3. Основные элементы из которых складываются оборотные средства. Самостоятельная работа студентов, решение задачи.

Алгоритмы решения задачи.

Задача (цифры условные)

За отчетный год объем реализации продукции составил 20млн.руб., а среднегодовой остаток оборотных средств - 5млн.руб. На плановый период предусматривается объем реализации увеличить на 20%, а коэффициент оборачиваемости - на 1 оборот. Определите показатели использования оборотных средств в отчетном и плановом периодах, и их высвобождение.

Решение.

  1. Находим показатели использования оборотных средств за отчетный период:

Коб = 20/5 = ;об;

Д = 360/4 = 90дн.

  1. Вычисляем показатели использования оборотных средств в плановом

периоде:

Коб = 4+1 = 5об;

Д = 360/5 = 72дн.

  1. Рассчитываем высвобождение оборотных средств:

Q = Q-Qim;

Q = 24/4-24/5 = 6-4,8 = 1,2млн.руб., Где Q - потребность в оборотных средствах в плановом периоде, если бы не было ускорения их оборачиваемости;

Qпл - потребность в оборотных средствах в плановом периоде с учетом ускорения их оборачиваемости.

Оборачиваемость оборотных средств на предприятии зависит от следующих факторов: длительности производственного цикла; качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности; эффективности управления оборотными средствами на предприятии с целью их минимизации; решения проблемы снижения материалоемкости продукции; способа снабжения и сбыта продукции; структуры оборотных средств и др.

Задача для самостоятельного решения.

За отчетный год объем реализации продукции составил 25млн.руб., а среднегодовой остаток оборотных средств - 5млн.руб. На плановый период предусматривается объем реализации увеличить на 25%, а коэффициент оборачиваемости - на 1 оборот.

Определите показатели использования оборотных средств в отчетном и плановом периодах, и их высвобождение.

Вывод:

Оценка:Дата:Преподаватель:


Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 11

Курс 2, специальность « Программирование в компьютерных системах».

Тема: Составление  калькуляции  на  производство  продукции.

Цели:Формированиеумений и навыков при расчете калькуляции.

Создать условиядля развития мыслительной деятельности, синтеза при расчете себестоимости продукции на предприятии ООО «Металлопрокат», при расчете калькуляции и определения удельного веса производственной и цеховой себестоимости.

Воспитывать интерес к расчетной деятельности.

Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка

Вид работы: практическая работа.

Ход занятия.

Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применениюданной работы на производстве - экономист, бухгалтер должны уметь составлять калькуляцию, сгруппировать затраты по видам себестоимости для составления годового отчета.

Проверка подготовленности к работе вопросы:

  1. Себестоимость. Ее виды.
  2. Пути снижения себестоимости.
  3. Составление сметы.
  4. Калькуляция - статьи затрат:

а)        цеховая себестоимость, понятие.

б) производственная себестоимость, понятие.

в) полная себестоимость, понятие.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Методика расчета калькуляции. Составить калькуляцию определения цеховой полной, производственной себестоимости. Разъяснение определения удельного веса цеховой, полной, производственной себестоимости.

Самостоятельная работа студентов. Расчет калькуляции.

Калькуляция на производство продукции на предприятия ООО «Металлопрокат»

п/п

Наименование статей затрат

Сумма,

тыс. руб.

1.

Сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты

3262

2.

Вспомогательные материалы

274

3.

Топливо на технические цели

669

4.

Энергия на технические цели

1263

5.

Заработная плата основная производственных рабочих

1030

6.

Заработная плата дополнительная производственных рабочих

565

7.

Отчисления по заработной плате 30,2% производственных рабочих

486,69

8.

Расход на содержание и эксплуатацию оборудования( обслуживание машин, текущий и капитальный ремонт, амортизация)

820

9.

Расход на подготовку и освоение нового производства( совершенствование технологии)

376

10.

Цеховые расходы затрат на управление цехом, затраты на освещение, отопление.

447

Цеховая себестоимость

9102,76

11.

Общепроизводственные расходы( оплата ИТР, содержание зданий, территории.

523

12.

Потери от брака

89

Производственная себестоимость

9804.69

13.

Внепроизводственные расходы,(упаковка. Отгрузка. Реклама)

583

Полная себестоимость

10387, 89

Удельный вес: цеховая себестоимость-88,2% . Общепроизводственная себестоимость-6%,Внепроизводственные расходы - 5,8%

Вывод: основные затраты при составлении калькуляции - это затраты в цехе (цеховая себестоимость), т. К. все основные затраты при производстве продукции происходят в цехах - это затраты на сырье, зарплата рабочих, энергоресурсы, технологические затраты.

Оценка:                                  Дата:                                      Преподаватель:


Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 12

Курс 2, специальность «Программирование в компьютерных системах».

Тема: Разработка бизнес-плана организации.

Цели: Формирование знаний и умений по расчету разделов бизнес - плана в коллективе. Создать условиядля работы в коллективе по разработке разделов бизнес - плана. Воспитыватьумение работать в коллективе. Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка.

Ход занятия.

Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применениюданной работы на производстве.

Проверка подготовленности к работе вопросы:

  1. Резюме.
  2. Цели и задачи организации.
  3. Организационный план.
  4. Производственный план.
  5. Финансовый план.
  6. Маркетинговая деятельность.
  7. Стратегия развития.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Расчет основных разделов бизнес - плана.

Самостоятельная работа студентов, расчет основных разделов бизнес - плана.

Описание работы:

  1. Проводится разбивка группы студентов на подгруппы, избирается руководитель проекта.
  2. Доводится каждой подгруппе задание по разработке одного из разделов бизнес - плана.
  3. Группа студентов разрабатывает и представляет руководителю работу.
  4. Дорабатывается и систематизируется каждый раздел.
  5. Зачитывается руководителем проекта бизнес-план.

Вывод: вывод делается каждым членом группы, а затем руководителем

проекта.

Оценка:Дата:Преподаватель:

Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 13

Курс 2, специальность « Программирование в компьютерных системах».

Тема: Определение цены на товар, продукцию.

Цели: Формирование навыков расчета цены на товар, продукцию, услуги, работы.

Создать условия для формирования мыслительной операции дедукции в процессе расчета цен на продукцию. Воспитывать самостоятельность в проведении расчетов и их обосновании.

Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка.

Ход занятия. Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы на производстве, На предприятии при производстве продукции обязательное условие ее реализации в соответствии со спросом, программист должен уметь разрабатывать цены.

Проверка подготовленности к работе вопросы:

Опрос по теоретическому материалу:

  1. Цена - понятие.
  2. Функции цены.
  3. Виды цен.
  4. Этапы разработки и реализации ценовой политики.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Задание: Согласно этапов разработки и реализации ценовой политики произвести расчет, сделать обоснование и анализ поведения продукции на рынке.

Самостоятельная работа студентов, решение задач:

Задача. Предприятие в отчетном 2011 году произвело продукции на сумму затрат 36200000 руб. всего произведено 30000 изделий. Себестоимость одного изделия составила 36200000/30000=1206,67руб.

При ценообразовании ориентируются на два фактора: спрос и себестоимость. Спрос на продукцию Вэ1СОкий. Самый простой метод ценообразования это себестоимость + прибыль С+П= Ц 1206,67 +2000=3206,67руб.

Выбрав стратегию ценовую это « снятие сливок» при данной стратегии товаропроизводитель проникает на рынок с высокой ценой, т. К. спрос на товар очень высокий и при насыщении рынка товаром цену можно снизить. Для более большего товарооборота можно разработать модификацию цен.

  1. Цена в кредит с первоначальным взносом 3206,67 + (5%)160,33=3367руб.
  2. Цена в кредит без первоначального взноса 3206,67 + (7%)224,47=3431Д4руб.
  3. Цена с доставкой и установкой 3206,67+(2%)64,13=3270,80руб.

Ценовое поведение предприятия на рынке можно определить по тому, как товар пользуется спросом и при необходимости снизить или повысить уровень цен.

Вывод: Цена должна быть установлена в соответствии со спросом на данный вид продукции. В данном случае видно, что имеет место разработка модификации цены, что скажется положительно на реализации продукции.

Оценка:                               Дата:                                        Преподаватель:


Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 14

Курс 2, специальность « Программирование в компьютерных системах».

Тема: Расчет прибыли и рентабельности на предприятии.

Цели: Формирование знаний и умений определения прибыли и рентабельности на предприятии. Создать условия для формирования мыслительной операции дедукции в процессе расчета прибыли на производство продукции. Воспитывать самостоятельность в проведении расчетов и их обосновании. Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка.

Ход занятия. Организационная часть.

Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы на производстве, На предприятии при производстве продукции обязательное условие ее реализации в соответствии со спросом, программист должен знать направление прибыли. Проверка подготовленности к работе вопросы: Опрос по теоретическому материалу:

  1. Калькуляция, смета, методика расчета.
  2. Себестоимость продукции, ее роль в получении прибыли.
  3. Ценообразование, этапы ценообразования.
  4. Выручка, прибыль, рентабельность.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Задание: Расчет калькуляции, себестоимости, ценообразования. Рассчитать прибыль и распределить ее по фондам. Рассчитать рентабельность.

Самостоятельная работа студентов, решение задач: Составление калькуляции, определение цены, прибыли, рентабельности и направление прибыли.

№ п/п

Наименование затрат

Сумма, руб.

1.

Сырье, материалы

4000000

2.

Вспомогательные материалы

32000

3.

Покупные полуфабрикаты и комплект изделий

825000

4.

Топливо и энергия на технологические цели.

145000

5.

Полуфабрикаты собственного производства

370000

6.

Основная заработная плата

1800000

7.

Дополнительная заработная плата

600000

8.

Отчисления на социальные нужды 30,2%

724800

9.

Расходы на освоение нового производства

300000

10.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1100000

11.

Цеховые расходы:

- цеховая себестоимость

820000

10716800

12.

Общепроизводственные расходы

1030000

13.

Потери от брака

-производственная себестоимость

16000

1176800

14.

Внепроизводственные расходы: - полная себестоимость

970000

12732800

Итого: цеховая себестоимость - 12732800 85,6%, производственная -93%, полная себестоимость - 100%.

Полная себестоимость - 12732800 рублей, изготовлено - 76603 изделия, себестоимость 1 изделия - 1666руб. цена реализации -220руб.

Выручка 76603* 220 = 16852660руб. Прибыль 16852660 - 12732800= 4119860руб.

Рентабельность П /С* 100%= 4119860 /12732800x100=32%.

Вывод: себестоимость - это важнейший фактор в получении прибыли. Чем ниже себестоимость на производство продукции приданной цене, тем выше прибыль. Прибыль является важнейшим источником финансовых средств на предприятии, которые направляются на потребление, накопление и в резервный фонд.

Оценка:                         Дата:                                Преподаватель:

Инструкционная карта по дисциплине « Основы экономики»

Практическая работа № 15

Курс 2, специальность «Программирование в компьютерных системах».

Тема: Расчет технико - экономических показателей организации.

Цели:Формирование знаний и умений по определению окупаемости затрат.

Создать условиядля формирования мыслительной операции дедукции в процессе расчета прибыли на производство продукции

Воспитыватьсамостоятельность в проведении расчетов технико - экономических показателей организации.

Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка .

Ход занятия. Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы на производстве, На предприятии при производстве продукции обязательное условие ее реализации в соответствии со спросом, программист должен определять окупаемость затрат.

Проверка подготовленности к работе вопросы:

  1. Себестоимость продукции, ее роль в получении прибыли.
  2. Вложение средств  в производство.

Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.

Самостоятельная работа студентов, решение задач.

Рассчитать окупаемость затрат предприятия.

Дано: Затраты на технику - 11000000руб.

В год окупаемость составит —6%.

Рассчитать через какой период окупится техника.

6% - 660000руб.

11000000/660000=16,7 лет.

Дано:

Затраты на технику - 20000000руб.

В год окупаемость составит-5%.

Рассчитать через какой период окупится техника.

5% - 1000000руб.

20000000/1000000=20лет.

Вывод: внедрение новой техники, новой технологии всегда дает положительный эффект

Оценка:                                  Дата:                                                 Преподаватель:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Выполнение практических работ по дисциплине «Основы экономики» основаны на теоретическом материале данной дисциплины, поэтому итогом практической работы должен быть вывод или пояснение.

ОТЛИЧНО практическая работа выполнена аккуратно, порядок выполнения действий соответствует, расчёты выполнены правильно, каждое действие имеет пояснение, есть вывод, предложения.

ХОРОШО - практическая работа выполнена аккуратно, есть незначительные ошибки в расчетах, либо есть вывод, но нет предложений.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - в работе присутствуют значительные исправления, есть ошибки в расчётах, неполный вывод.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - имеется много исправлений, расчёты выполнены неправильно, или большая часть неправильно, нет выводов и предложений.

Для более объективного оценивания практической работы каждая из них рассматривается и оценивается индивидуально учитывая выше указанные критерии оценок.


Список  информационных источников

Основная-

1.Слагода В.Г. Основы  экономики.-М.  Форум-Инфра-М 2006.с 213.2Чечивицына Л.Н..« Экономика предприятия»  11-е  издание.

Ростов - на – Дону «Феникс» 2013г. с 371

3Дополнительная: 1.Борисов Е.Ф.Основы экономики. - М. Юристь.2005г.с.309.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"

Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики»  к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика отрасли»

Оказание помощи студентам в выполнении задания по решению ситуационных задач с использованием полученных знаний.Воспитать ответственность и аккуратность, интерес к профессии.Закрепить и расширить теор...

Рабочая тетрадь по модулю "Экономика" 11 класс

Задания направлены на формирование информационных умений...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык(английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей социально-экономического профиля: 080110 Банковское дело, 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей социально-экономического профиля: 080110 Банков...

рабочая тетрадь по экономике

рабочая тетрадь по экономике - практические работы в соответствии с учебной программой....

рабочая тетрадь по экономике

рабочая тетрадь по экономике - практические работы в соответствии с учебной программой....

презентации для проведения уроков в 5 классе по рабочим тетрадям Экономика 5 класс, Н.Новгород,

данные презентации можно использовать при изучении тем: Потребитель и производитель, Рынок, Рынок продава и рынок покупателя, Обмен, Товар...