Разработка урока по обществознанию "Вступая в ряды избирателей". 9 класс.
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Жигульская Марина Ивановна

Урок по избирательному праву разработан  с  целью создания условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав, способствует воспитанию чувства патриатизма и гражданского самосознания, активизации гражданской позиции у будущих избирателей.

   Зада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по избирательному праву45.59 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        

Разработка урока

 по избирательному праву

 в 9-ом классе

«Вступая в ряды избирателей».

Выполнил слушатель курсов ВОИПКРО

Учитель истории

и обществознания

Жигульская М.И.


Цель урока:

создание условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав.

 

                Задачи:

  • приобретение систематизированных знаний о правовых формах участия граждан в управлении демократическим государством, содержании избирательных прав человека, развитии избирательной системы, общих принципах, нормах избирательного права и этапах избирательного процесса;
  • развитие умения учащихся сравнивать, высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам, анализировать документы;
  • способствование воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания.
  • формирование социально-коммуникативной компетентности через общение и групповую работу;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • обсуждение актуальных правовых проблем, оценка соответствия действий законодательству.

Оборудование:

Презентация по теме урока, фрагменты документов, текст задачи, анкета.

             Основные понятия:

 выборы, референдум, активное избирательное право, избирательные комиссии, избирательная система, избирательный процесс.

            Методы работы: репродуктивные, исследовательские, творческие, интерактивные.

           Тип урока: урок-практикум.

           План урока:

 

  1. История  выборов;
  2. Избирательное право;
  3. Избирательный процесс;
  4. Виды избирательных систем;
  5. Референдум.

Основные виды деятельности:

  • Работа с источниками права;
  • Анализ норм закона, исходя из конкретных условий их реализации;
  • Решение правовых задач;
  • Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
  • Изложение и аргументация собственных суждений о правовых явления общественной  жизни.

Урок рассчитан на два часа учебного времени.

Литература

Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию. 10-11 кл. М., 1998.

Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников в процессе изучения спецкурса «Основы избирательного права»// ПИОШ. 2005г. №3.

Обществознание: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2010г

Мушинский В.О. основы правоведения: учеб. для основной школы. М., 1997г

Клименко А.,Румынина В. Экзамен по обществознанию. М.,2001г

Корягина Л.Л. Избирательная кампания : урок-игра//ПИОШ. 2004г.№1

Кравченко А.И. Обществознание 8-9кл. М., 2001г.

Нестандартные уроки истории 8-9 кл./сост. С.Кочетов.М., 2002г.

Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл. М.,2000г

Никитин А.Ф. Право и политика 9кл. М., 1999г

Человек и общество 10-11кл. / Под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой. М., 2010г

Шестакова М.Ф. Выборы в Государственную Думу: Учебная игра// ПИОШ        . 2004г.№1.

История выборов.

Во вступительном слове учитель раскрывает цели, знакомит учащихся с планом урока, отмечает, что выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества. Занятие начинается с разъяснения значения выборов в органы власти для общества, государства, каждого гражданина.

Учащиеся заслушивают сообщение учащегося «Выборы в истории человечества» (опережающее задание):

        Человеку и человечеству свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть « Первобытной демократией». В те времена предводители родов выбирали на совете взрослых сородичей.

        Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в период  ахейской  Греции.

        Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

        Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которого состоялось в 1265 году. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече - орган прямой демократии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым управлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир – великий человек», «Куда ми -  туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства для решения важны вопросов при государстве возникли земские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынешней Нижней палаты Федерального Собрания – Государственной думе. Манифест  ее создании  был подписан Николаем II в октябре 1905 года. Первоначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе, и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались существенные перемены, направленные на воплощение принципов народоправства.

С целью выяснения отношения к институту выборов среди учащихся класса предварительно проводится опрос ( см. Приложение 1). Один из учеников знакомит класс с обработанными результатами опроса, комментирует, оценивает их.

Учащиеся записывают в тетрадь определение «Выборы – это способ формирования государственной власти и местного самоуправления, процедура избрания кого – либо путем голосования».

Избирательное право.

Учитель разъясняет суть избирательного права: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действенно.

Возможность участия в политической жизни, в управлении государственными делами является важнейшей стороной политического статуса личности. В какой степени, какими способами рядовой гражданин может участвовать в управлении делами государства? Ответ на этот важнейший вопрос дает основной закон. Опираясь на текст статьи 32 Конституции РФ, учащиеся выполняют задание :

  1. Назовите форму участия граждан России в управлении делами государства.

Ответ: непосредственное  (прямое) и представительное

  1. Приведите примеры названых вами форм

Ответ: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме

  1. Определите субъектов активного избирательного права, указав исключения

Ответ: граждане РФ, достигшие 18 лет; исключения – граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Учащиеся обращаются к статье 32 Конституции РФ и работают со слайдом.

        

        

Работа с текстом учебника.

Задание и вопрос:

  1. Раскройте сущность принципов избирательного права;
  2. В чем разница между активным и пассивным правом?

Формулируются основные принципы демократического избирательного права: выборы проходят на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Участие граждан в выборах добровольно.

Учитель отмечает, что избирательное право включает:

  1. Избирательные права граждан;
  2. Нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной.

В ходе работы с документами и ответов на вопросы учащиеся объясняют сущность всеобщего, равного прямого избирательного права и тайного голосования, затем работа организуется по группам: учащимся предлагается интерактивное упражнение «Займем позицию».

Каждая группа получает листок с положением, в ходе обсуждения которого необходимо занять позицию «за» или «против» и привести два - три аргумента в ее защиту.

Положение 1: работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному голосу.

Положение 2:выборы должны быть открытыми, т.е.избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями.

Положение 3: участие в выборах должно быть обязательно под угрозой штрафа.

Учащиеся записывают в тетради: избирательное право – с одной стороны – это совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов, а с другой стороны – первоначальное право граждан избирать  быть избранными в эти органы.

Схема 1

Избирательное право граждан

        

Схема 2

Принципы участия граждан РФ в выборах

        

Избирательный процесс

Учащиеся записывают в тетрадях: избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Учитель характеризует основные стадии избирательного процесса:

  1. Составление списков избирателей
  2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участком
  3. Формирование избирательных комиссий
  4. Выдвижение и регистрация кандидатов
  5. Предвыборная агитация.
  6. Голосование
  7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

На данные уроки целесообразно приглашать членов участковой избирательной комиссии для разъяснения их работы, характеристики этапов избирательного процесса.

Затем учащимся предлагаются для решения проблемные юридические задачи (работа по карточкам).

Задача 1. 18-летний А. за 20 дней до выборов обратился в участковую избирательную комиссию с требованием не включать его в список избирателей. Узнав о том, что его фамилия в списках есть, потребовал ее исключения.

Правомерны-ли его заявление и требование?

Ответ: Согласно статье 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в списки избирателей, участников референдума включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения ( в ред.ФЗ от 21.07.2005 №93-ФЗ).

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в  референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о любой ошибке или неточности в сведениях о нём, внесенных в список избирателей, участников референдума.

Требование неправомерно, так как гражданин имеет право не прийти на выборы, если он не хочет, но в соответствии с указанным законом его данные должны быть внесены в списки избирателей.

Задача 2. Прибывший в день выборов на избирательный участок гражданин М. проголосовал лично, затем предъявил в участковую избирательную комиссию паспорт пожилой матери и её письменное заявление с просьбой разрешить сыну проголосовать за неё ввиду своего возраста.

Как должен поступить председатель избирательной комиссии?

Ответ: согласно статье 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. ФЗ от 21.07.2005 №93-ФЗ) граждане РФ голосуют на выборах и референдумах непосредственно.

Для обеспечения голосования лицам, которые не могут прибыть на избирательный участок по состоянию здоровья, используются переносные избирательные урны, при этом избиратель пишет заявление при прибытии к нему членов избирательной комиссии.

Председатель избирательной комиссии должен отправить членов избирательной комиссии с переносной избирательной урной домой к матери гражданина М.

Задача 3. В день выборов на избирательном участке находился гражданин Б., предъявивший удостоверение представителя кандидата в депутаты, баллотировавшегося в данном избирательном округе. В установленное время участковая избирательная комиссия прекратила процесс голосования и приступила к подсчёту голосов. Наблюдателя попросили удалиться и не мешать работе комиссии.

Правомерно ли требование представителя участковой избирательной комиссии?

Ответ: Статья 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ( в ред.ФЗ от 21.07.2005 №93-ФЗ)говорит о том, что в день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания её членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами.

Наблюдатель вправе наблюдать за подсчётом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащеиеся в избирательны бюллетенях отметки избирателей; визуально знакомиться при подсчёте голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.

Требование председателя участковой избирательной комиссии неправомерно.

Задача 4. Гражданин З., зарегистрированный в качестве кандидата, обратился к работодателю – предпринимателю с заявлением освободить его на время выборов  от выполнения рабочих обязанностей, предоставив отпуск. В этом ему было отказано.  Кроме того, он был уволен с работы со ссылкой на то, что не уведомил работодателя о своём намерении баллотироваться.

Правомерны ли действия работодателя?

Ответ: Согласно статье 41 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» администрация организации, в которой работает кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязательна по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в течение этого срока.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведён на другую работу.

Действия работодателя неправомерны.

 Виды избирательных систем.

Учитель разъясняет, что существует определённый порядок выборов в государственные органы местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами - избирательная система.

Учащиеся записывают в тетради новое понятие: избирательная система.

Учитель разъясняет, что мировая практика знает две основные избирательные системы: мажоритарную (голосование по одномандатным округам) и пропорциональную (голосование по партийным спискам).

Учащиеся работают с раздаточным материалом , выполняют задания. Для анализа типов избирательных систем школьникам предлагаются раздаточные материалы 1 и 2: тексты «Пропорциональная система» и «Мажоритарная система».

Задание: найдите достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной системы. Какая система представляется вам более справедливой, какая - более практичной?

Схема «Виды избирательных систем»

Мажоритарная система.                                       Пропорциональная система.

 Достоинства           Недостатки                       Достоинства                   Недостатки

Простота позволяет         Меньшинство                        Отражает интересы                   Заградительный барьер,

создать прочное               граждан ,                                большинства                              лишающий малые партий,

большинство                    исповедующих иные              населения.                                набравшие недостаточно

в представительном        политические                                                                              голосов, возможности

органе власти;                  взгляды,                                                                                       участвовать в распределении

избиратели голосуют      оказываются не                                                                         депутатских мандатов.

за конкретного                представленными в

человека .                        парламенте.

Раздаточный материал.

Пропорциональная система.

Это система подразумевает голосование по партийным спискам. Когда избиратели приходят голосовать, им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, например: список кандидатов республиканской партии; коммунистической партии; либеральной партии; партии крупных хозяйственников; партии «Зелёных» и.т.д.

Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест пропорционально набранным голосам (если перешли семипроцентный барьер) для определения количества мандатов (т.е документов удостоверяющих права и полномочия какого – либо лица) той или иной партии рассчитывается так называемый избирательный метр – наименьшее количество голосов, необходимые для избрания одного депутата . В этом заключается суть действия пропорциональной системы.

Информация к размещению: при пропорциональной системе в представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии).

 Часто избираются члены политических партий, имеющих косвенное отношение к данной территории.

Если в законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер» (например 7%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент, то подавляющее большинство недееспособных объединений обречены на неудачу.

Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией.

Пропорциональная система применяется в Италии, Израиле, большинстве латиноамериканских стран, она используется в России в процессе выборов депутатов Государственной Думы.

Мажоритарная система.

Для данной системы характерно такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов; при этом избирательные округа считаются одномандатными, т.е. п ним ожжет быть избран только один депутат или депутаты только по одном списку.

Партия (или блок партий), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах.

Информация к размышлению: при мажоритарной системе партия, проигравшая на выборах по одномандатному округу, т.е. получившая например 49% голосов, может быть вообще не представлена в парламенте.

Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные и каждый депутат представляет свой регион.

Нередко при этой системе избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур.

Выборы при мажоритарной системе могут вызывать социальную напряжённость в нестабильном обществе.

Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах. В России она применялась на выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 1993 г. И в 1995г., потом была отменена.

Как вариант мажоритарной системы можно отметить систему абсолютного большинства, при которой избранным считаются представители партий, набравшие большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии отдают «свои» голоса представителям тех партий, с которыми они «договорились» в ходе предвыборной кампании. По этой схеме проводят выборы США, Франции и Германия.

Для закрепления изученного используется познавательная задача:

В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. «Избирательный метр»-60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат путёвку в парламент по пропорциональной системе выборов?

На уроке происходит разбор проблемных ситуаций, и решаются познавательные задачи. Учащиеся получают карточки с заданиями, которые выполняют в парах или группах в течении 10 минут.

Задания:

  1. Составьте перечень основных источников по избирательному праву в порядке их значимости.

Ответ: Конституция РФ; от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. От 21.01.2005,  изм. от 14.11.2005)

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; ФКЗ от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдумах РФ»; ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О выборах президента РФ»; ФЗ от 18.05.2005 №51-фз «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ (Ред. от 02.02.2006) «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

  1. Найдите в источниках определение понятия «референдум»; составьте перечень вопросов, по которым в РФ могут проводиться референдумы. В ответе укажите источник (закон, статью, пункт).

Ответ:

              Статья 1 ФЗК «О референдуме РФ»

Референдум Российской Федерации…- всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

              Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум:

  1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.<…>
  2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.<…>
  3. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации<…>.
  4. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

       

          3) Найдите в источниках принципы современной системы и кратко охарактеризуйте их. В ответе укажите источники (закон, статью, пункт).

Ответ:

               ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и свобод на участие в референдумах граждан РФ»

               Статья 3 Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

                Гражданин РФ участвует в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

               Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме.

  1. Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, - быть избранным в орган государственной власти и органы местного самоуправления<…>.
  2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств.
  3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору с.

         Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме.

    Граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

          Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме. Граждане РФ голосуют на выборах и референдумах…непосредственно.

         Статья 7.Тайное голосование.

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля  за волеизъявлением гражданина.

      4)Определите, по какой избирательной системе формируется Государственная Дума РФ. В ответе укажите источник.

Ответ: в соответствии с ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

        Статья 3<…> Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

       Статья 7. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являются членами данной политической партии.

   5) Выделите основные стадии избирательного процесса.

Ответ: основные стадии избирательного процесса являются едиными для выборов всех уровней и выделяются по ряду законов: назначение выборов; образование избирательных округов , избирательных участков, составление списков избирателей; выдвижение кандидатов (списков кандидатов), их регистрация; предвыборная агитация; голосование, определение итогов голосования, результатов выборов, их публикация.

 6) Определите назначение доверенных лиц кандидата в депутаты. В ответе укажите источник.

Ответ: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ»

       Статья43. Статус доверенных лиц.

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначать доверенных лиц<…>

Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначенного их кандидата. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.

7) Определите роль наблюдателей в избирательном процессе. В ответе укажите источник.

Ответ: ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

      Статья 30: Наблюдатели.

<…>Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть должностные лица… депутаты, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий.

Наблюдатель вправе: знакомиться со списком избирателей…находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования…наблюдатель а выдачей избирательных бюллетеней избирателям; наблюдать за подсчётом голосов избирателей…обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию.

5. Референдум

Опираясь на выполнение задания №2, учащиеся дают определение понятия «референдум», составляют перечень вопросов,  по которым в РФ могут  проводиться референдумы.

Учащиеся записывают в тетрадь понятие «референдум».

Референдум – это всенародное голосование, предназначенное для выявления мнения народа по важнейшим для страны и регионов вопросам  государственного и местного значения.

В заключение, учитель отмечает ,что участие в выборах – это проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином того, кто в день выборов отсиживается дома.

Итоговые вопросы для повторения темы урока:

  1. Что вы изучали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Что, по-вашему, мешает россиянам активно участвовать в выборах?
  4. Что может изменить отношение к выборам?

В качестве домашнего задания можно предложить написать мини-сочинение по теме «Молодежь и выбор».

Приложение 1

Анкетирование на тему «Моя политическая и правовая культура» (Обрабатывается с помощью ключа).

Анкета

  1. Хорошо ли я знаю руководителей государства  (Фамилии, занимаемые должности)?
  2. Есть ли у меня четкая политическая позиция?
  3. Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою току зрения?
  4. Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?
  5. Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?
  6. Если по телевизору идет передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу.
  7. Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим.
  8. Меня интересует юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т.д.)
  9. Часто ли я специально сморю телепередачи о праве и законах?
  10. Есть ли у меня убеждения в необходимости исполнять все правовые нормы?
  11. Испытываю ли я возмущения (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правовом нарушении?
  12. Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты.
  13. Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного и т.д.).
  14. Я понимаю необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса.
  15. Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь ее развитием.
  16. Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.
  17. В будущем я хотел бы принимать активное участие в политической жизни города, страны на основе хорошего знания права.

Ключ к анкете и оценка результатов анкетирования.

«Да» - 3 балла;  «Не уверен (а)» - 2 балла;  «Нет» - 1 балл.

Особенности вашей политической культуры ( Вопросы 1-7, 15-17):

26-30 баллов – вы имеете четкую политическую позицию.

16-26 баллов – вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определенностью.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от политики

Особенности вашей правовой культуры ( вопросы 8-17):

26-30 баллов – основа вашей правовой культуры доброкачественна.

16-26 баллов – правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от области права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Разработка урока №1 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; восп...

Разработка урока №2 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Цели: активизация изученной лексики по теме, обобщение знаний о способностях. Знакомство с отношением некоторых британских сверстников к способностям. Воспитание потребности к коллективной работ...

Разработка урока №3 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: воспитание потребности к коллективной работе; стимулировать как устную, так и письменную речь; развить умения воспринимать на слух с общим охватом содержания; расширение кр...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...