Технология развития критического мышления на уроках обществознания
статья по обществознанию по теме

Золотарева Татьяна Анатольевна

В статье перечислены некоторые приемы, позволяющие развивать у учащихся критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № «26»

Золотарева Т. А.

Современное общество находится в ситуации постоянной  трансформа ции, меняя условия жизни и сознание людей. Многообразие мира, взаимодействие сообществ с различными, подчас противоречивыми системами ценностей, не позволяет человеку замыкаться в рамках заданного устойчивого мировоззрения. Таким образом, признание ограниченности своих взглядов и представлений об обществе и возможности их пересмотра, самостоятельность мышления в решении экономических, социальных и политических проблем становится важной частью жизнедеятельности индивида.

В то же время положение о том, что общество требует от личности рационального, критического мышления, в принципе неверно. Общество часто пытается навязать индивиду свои собственные стандарты: ценности демократии в политической жизни, каноны красоты, спрос в экономике рождается предложением, которое навязчиво пропагандирует реклама. Именно в современном обществе возникает термин - «роботизация человека». А значит,  следует говорить о необходимости самостоятельного, критического мышления для самой личности, чтобы она противостоять давлению извне.

Не секрет, что увеличение свободы индивида связано не только и не столько с расширением возможностей человека в обществе, сколько с его умением эти свободы реализовывать, что и обусловливает её соци альную компетентность личности. Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в условиях  свободы и демократиим, которые старшеклассники не могут за имствовать у своих родителей и не могут создавать сами.

Элементы социально-критического мышления могут развивать ся в процессе преподавания общественных наук в средней школе.

Задача общест воведческих дисциплин в школе - не только изложение теоретических основ и развитие интереса к общественной проблема тике, но формирование механизма критического восприятия со циальных явлений, где главным является не отвержение, а анализ и избирательность восприятия.

Приведу некоторые из способов, помогающих мне в достижении этой цели.

  1. Данное обучение ориентировано прежде всего на активную учебную деятельность детей, развитию у учащихся всех «само» - самопланирование,  самоанализ, самоконтроль и т.д. Для развития этих качеств на этапе проверки домашнего задания я предлагаю завершить устный ответ предположением, какую отметку он получит.
  2. Логические цепочки. Обозначив проблемную ситуацию, учитель  раскрывает логику движения к решению, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы. Сила такого изложения в прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг в рассуждениях учителя или строят его иначе, по-своему, проявляя тем самым критическое, творческое мышление на том или ином уровне.

  1. «Погружение в ситуацию»: задаётся ситуация и выясняется её со циальный подтекст. Тема: Мораль и нравственность. В ряде классов я начинаю урок с объяснения, что такое мораль, привожу высказывания о морали, затем делаю вывод о том, почему это понятие устарело. Практика показывает , что уже через 5 минут класс не только начинает слушать, но и включается либо в бурную дискуссию, либо вместе со мной доводит логические построения до полного абсурда. В конце урока ученики самостоятельно делают вывод не только о необходимости морали в нашем обществе, но и о том, каковы ее функции.

Такой подход позволяет преодолеть наиболее значимую проблему - кажущуюся понятность общественного устройства. 

  1. «История наших представлений» подразумевает обоснование представлений молодых людей об обществе или общественных явлениях ими же самими в ходе урока. Тема: Добро и зло. 

Изучение темы начинается с вызова. Все вы знакомы с таким понятием, как «добро». Поднимите руку, кто знает, что это такое. А теперь попробуйте дать определение. Вызов можно усугубить, внеся долю азарта – пообещать поощрить учащегося за верное определение, либо за опровержение определения, которое уже дано. При осознании трудности теоретического осмысления этого явления, ученикам предлагается перейти на практический уровень: привести примеры, которые объясняли бы суть этого понятия.

/Тема: Свобода в деятельности человека. /

Все мнения, высказанные учениками, фиксируются, и затем их происхо ждение анализируется самими учениками.

Это очень сложная работа, которая проходит под руководством учителя. Основная трудность - избежать навязывания «правильной» точки зрения. Ученики часто «хитрят»: вместо собственного мнения по какой – либо проблеме высказывают подсмотренные из учебника готовые варианты. С одной стороны, цель, казалось бы, достигнута: ученик активен, самостоятельно ищет информацию. С другой, он выступает скорее, такая активность схожа с биологическим рефлексом: она не дает осознанного результата, а, значит, сверхцель не достигнута. Чтобы избежать подобных сценариев, я предпочитаю на таких уроках не использовать предложенный авторами учебных пособий порядок изложения материала.

  1. Развитие мышления логического, критического, а тем более творческого – это сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решения, поэтому многие считают, что он доступен лишь учащимся старших классов, но это далеко не так. Нужно уже в младших классах перед учащимися ставить логические задачи, которые приводят к выполнению сложных мыслительных операций, формируя у детей критическое мышление приводящее к высокому уровню – уровню принятия решения. Ученик  критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную  реальность.

4 класс.  6 урок. Тема: Деньги. Функции денег. Программа «Школа 2100». Урок начинается с выражения сочувствия, что они устали. Почему бы им не пойти домой? Родители будут ругать! Это же не справедливо! Наверное, они сейчас телевизор смотрят, а вас заставляют учиться! А зачем они ходят на работу? Их, наверное, тоже родитель заставляют? Деньги? Это же просто бумага! Зачем они нужны. Наверное, у вас дома горы этой бумаги скопились! Так в результате беседы учащиеся меняются ролями с учителем, осознавая имеющийся у них социальный опыт на более высоком, теоретическом уровне.

Условия развития критического мышления:

 

1.      Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2.      Давать возможность учащимся размышлять.

3.      Принимать различные идеи и мнения.

4.      Способствовать активности учащихся в учебном процессе.

5.      Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6.      Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.

7.      Ценить проявления критического мышления.

 

 При этом учащиеся должны:

 

1.      Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей.

2.      Активно участвовать в учебном процессе.

3.      Умение делиться своими мыслями.

4.      Быть готовыми как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от оных. 

Важнейшие требования к уроку:
1. Постоянная деятельность учащихся во время урока.
2. Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока (включая самоконтроль, взаимоконтроль)
3. Возможность учащихся общаться друг с другом и учителем.
4. Усвоение учащихся нового материала на уроке.
5. Дифференцированное домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом об...

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, повышает мотивацию к обучению так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его и...

Технология развития критического мышления на уроках обществознания, права (из опыта работы)

Данная технология -  одна из современных образовательных технологий,  применяемой в школе. Публикация позволяет познакомиться с ее структурой, результатами, некоторыми наиболее успешными вар...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методическая разработка  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» На тему:Развитие критического мышления  на уроках обществознанияОбществознание как  предмет препо...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"...

Мастер класс на тему:« Применение отдельных приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания».

Мастер класс на тему:« Применение отдельных приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания»....