Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"
методическая разработка по обществознанию
Методическая разработка
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
На тему:
Развитие критического мышления на уроках обществознания
Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Любые достижения человека зависят от того какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо ознакомиться с самим миром, т.е. обществом и найти гармонию с ним. Чтобы найти гармонию с миром надо найти свое место в этом мире. Поэтому школьное обществоведческое образование как никогда призвано не только давать знания об обществе, но и развивать у учащихся умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмыслять проблемы развития общества.
Проблема. В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами:
- низкая познавательная активность учащихся, т.е. ученики стремились механически воспроизвести информацию, но не осмыслить ее; испытывали трудности в понимании взаимосвязей между явлениями и процессами; затруднялись обобщать, сравнивать разные точки зрения;
- учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах;
- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
- не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Цель. Данная ситуация показала, что требуется создание максимально благоприятных условий для повышения учебно-познавательной мотивации к изучению предмета, активизации и развития мыслительных способностей школьников. Поэтому ключевым направлением для повышения познавательной мотивации было выбрано использование приемов технологии развития критического мышления. Это соотносится с требованиями ФГОС основного общего образования: «Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности»
Методологический фундамент. В своей педагогической практике я использую технологию развития критического мышления. В основу технологии РКМ положены идеи о творческом сотрудничестве ученика и учителя Жана Пиаже и Льва Семёновича Выготского, теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Американские педагоги Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл смогли «переложить» положения данных теорий и идей на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.
Они разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы. Технология развития критического мышления - один из наиболее эффективных способов, посредством реализации которого, возможно добиться высокой мотивации к познавательной деятельности.
Примеры использования методических приемов технологии развития критического мышления.
На практике для каждого учителя выбор и комбинация использования методических приемов данной технологии на уроке индивидуальны.
Здесь рассматриваются приемы, которые применяются мной.
На стадии вызова мною используется прием составления кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Суть заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Так, например, при изучении темы «Этнос» обучающиеся в парах составляют кластер и в дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей» конкретизируют направления развития темы. В результате осуществляется актуализация имеющихся знаний, возникает интерес к получению новой информации. Использование приема Кластера способствует формированию умения выделять главное, переходить от общему к частному, понимая проблему в целом, учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения.
Также на первой стадии активно использую прием «До - После». В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Например, на уроке изучения темы «Глобализация» в части таблицы «До» обучающиеся записывают все то, что они знают о глобализации. После изучения темы, они заполняют второй столбец. Данный приём формирует умения прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, выражать свои мысли, сравнивать и делать вывод.
На стадии осмысления содержания использую прием «ИНСЕРТ». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.
После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.
При изучении «Форм государства» в теме «Государство» в 9 классе учащиеся работают по тексту параграфа, осуществляя маркировку значками. Затем переносят результаты в таблицу.
Этот методический прием технологии критического мышления позволяет поддерживать устойчивую мотивацию к изучению нового материала, осознанию новой информации, развивает навыки самостоятельной работы, способствует развитию внимательности, критичности в восприятии новой информации.
На стадии «Осмысления содержания» также эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы». Хотя приём "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?
Данный приём способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
После того, как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. Конечно, не все ученики одинаково легко заполняют таблицу, поэтому необходимо поощрять даже незначительные успехи. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы
К примеру, при изучении в 8 классе вопроса о налогах в теме «Роль государства в экономике» ученица задала следующие вопросы, тонкие - «что такое налог?», толстый - Что будет, если люди перестанут платить налоги? Дальше они по желанию задают свои вопросы классу. Данный прием позволяет развивать навык формулирования вопросов, а также формирует следующие коммуникативные умения: слушать; взаимодействовать в паре, группе; владеть приемами монологической и диалогической речи.
На стадии «Рефлексия» использую прием Синквейн, которые многие из вас, наверное, используют в своей работе. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, прием синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, т.е. резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Представлю примеры синквейнов, составленных учениками 7 класса после изучения темы «Человек и природа».
Также на стадии «Рефлексии» наиболее эффективен прием «Эссе», который применяется в технологии критического мышления только на этой стадии. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Хочу вам показать эссе, написанные учениками 8 «б» класса после изучения темы «Роль государства в экономике».
Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Написание эссе позволяет формировать у учащихся умение определять главную тему, общую цель или назначение текста, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования своей позиции, выражать своё мнение, отношение к проблеме, аргументируя её.
Результативность.
Результативность урока определяется уровнем усвоения знаний.
Использование данных приемов технологии развития критического мышления способствовало формированию у учащихся общих учебных умений, развитию самостоятельности и освоению универсальных учебных действий, что в условиях развития современного образования в рамках метапредметного подхода немаловажно.
Личностные результаты
- Сформированность самооценки;
- Оригинальность мышления;
- Умение продуцировать новые идеи
Метапредметные результаты
- Умение выделять сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.
- Проявлять инициативу, самостоятельность при приобретении знаний.
- Контролировать свою деятельность.
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать другие точки зрения).
Важно отметить, что использование данных приемов способствовало и формированию у учащихся общих учебных умений, развитию самостоятельности и освоению универсальных учебных действий, что в условиях развития современного образования в рамках метапредметного подхода немаловажно.
Данная методическая разработка была представлена на:
- выступление на муниципальном этапе конкурса «Учитель года 2017» в разделе «Методический семинар»;
- выступление на республиканском этапе конкурса «Учитель года 2017»;
- доклад на предметной секции учителей истории и обществознания «Августовской конференции работников образования – 2018»;
- доклад на школьном методическом объединении учителей общественно-научных предметов.
Методическая разработка размещена на сайте образовательной организации и находится в открытом доступе на мини-сайте учителя.
Список использованной литературы:
- Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
- Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. –http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
- Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал.
- Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
- https://urok.1sept.ru/статьи/600417/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_rkm_1.ppt | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА Низкая познавательная активность. Затруднялись: в поиске необходимой информации, анализе и обобщении неупорядоченных сведений; в извлечении из неадаптированных оригинальных текстов знаний по заданным темам; в применении приобретенных знаний и умений в практической деятельности; в преобразовании информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Освоение межпредметных понятий и УУД, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; Освоение в ходе изучения учебного предмета специфических умений для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами ЦЕЛЬ СОЗДАНИЕ МАКСИМАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, АКТИВИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТРКМ.
Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского . Идеи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя. Идеи К . Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления. Технология развития критического мышления - технология, разработанная американскими педагогами Международной ассоциации чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом . Выбор технологии
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ I стадия II стадия III стадия ВЫЗОВ: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. РЕФЛЕКСИЯ: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Структура технологии урока по ТРКМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМ «КЛАСТЕР» «СИНКВЕЙН» «ЭССЕ» «ИНСЕРТ» «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» «ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» «ДО И ПОСЛЕ»
I c тадия - Вызов ПРИЕМ «КЛАСТЕР»
8 класс. Тема: «Этнос: нации и народность» ТРАДИЦИИ ПЕСНИ ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫК 8 класс. Тема «Этнос: нации и народности» РЕЗУЛЬТАТ: - Формирование умения выделять главное. -Учащиеся учатся устанавливать причинно- следственные связи и строить умозаключения. - Формирование умения переходить от общего к частному, понимая проблему в целом.
I c тадия – Вызов ПРИЕМ «ДО - ПОСЛЕ » ДО ПОСЛЕ
11 класс. Тема: «Глобализация» РЕЗУЛЬТАТ –формирование умений: Прогнозировать события. Соотносить известные и неизвестные факты. Выражать свои мысли. Сравнивать и делать выводы.
II c тадия - Осмысление ПРИЕМ «ИНСЕРТ» ٧ + - ? УЖЕ ЗНАЛ НОВОЕ ДУМАЛ ИНАЧЕ НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОСЫ
9 класс. Тема «Государство» РЕЗУЛЬТАТ: Устойчивая мотивация к изучению нового материала; Осознание новой информации; Развитие навыков самостоятельной работы; Развитие у учащихся аналитических способностей; Развитие внимательности, критичности в восприятии новой информации
II c тадия - Осмысление ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» Тема «Глобализация» (11 класс) «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
8 класс. Тема «Роль государства в экономике » РЕЗУЛЬТАТ: - Развивается навык формулирования вопросов. - Формирование следующие коммуникативные умения: слушать; взаимодействовать в паре, группе; владеть приемами монологической и диалогической речи.
III стадия - Рефлексия ПРИЕМ «СИНКВЕЙН »
7 класс. Тема «Человек и природа»
ПРИЕМ «ЭССЕ» ТЕМАТИКА ЭССЕ Изложение рассуждений на определенную тему Осмысление своих трудностей Описание собственного опыта в связи с темой занятия
8 класс. Тема «Роль государства в экономике» РЕЗУЛЬТАТ: - Формирование у учащихся умения определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования своей позиции. Умение выражать своё мнение, отношение к проблеме, аргументируя её.
Количественные показатели достижения предметных результатов Результаты ОГЭ Результаты ЕГЭ
Количественные показатели достижения предметных результатов Эффективность участия учащихся в муниципальном этапе ВОШ по обществознанию, праву Учебный год Количество участников Количество призовых мест Эффективность участия 2016-2017 4 2 50 2017-2018 6 4 67 2018-2019 4 1 25 2019-2020 9 5 56
Личностные результаты Сформированность самооценки; Оригинальность мышления; Умение продуцировать новые идеи Метапредметные результаты Умение выделять сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. Проявлять инициативу, самостоятельность при приобретении знаний. Контролировать свою деятельность. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать другие точки зрения).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках обществознания
В статье перечислены некоторые приемы, позволяющие развивать у учащихся критическое мышление...
Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"
В работе представлены приемы и способы развития критического мышления на уроках истории и обществознания...
Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания
Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом об...
Технология развития критического мышления на уроках обществознания
Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, повышает мотивацию к обучению так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его и...
Развитие критического мышления на уроках обществознания как инструмент подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
Представлены основные и наиболее эффективные, на мой взгляд, методы развития критического мышления, которые могут активно использоваться на каждом уроке обществознания в процессе подготовки девятиклас...
Технология развития критического мышления на уроках обществознания, права (из опыта работы)
Данная технология - одна из современных образовательных технологий, применяемой в школе. Публикация позволяет познакомиться с ее структурой, результатами, некоторыми наиболее успешными вар...
Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"
Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"...
- Мне нравится (1)