Выборы, голосование
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Конспект метапредметного урока  "Рисунок и схема" для 9 класса по теме: "Выборы, голосование"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_-_Vybory_golosovanie.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Голосование, выборы.

Общая дидактическая цель:   формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для создания учебного мини-проекта.  

Образовательный аспект:

  1. Сформировать представления о процедуре голосования, знать права и обязанности избирателей.
  2. Знать значения терминов: схема, рисунок, выбор, выборы, голосование, электорат,  избирательное право, активное право, пассивное право.
  3.  Знать этапы создания учебного мини-проекта.

Развивающий аспект:

  1. Уметь работать с разными источниками информации, выделять главное в тексте, преобразовывать учебную информацию в виде схемы, таблицы.
  2. Уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из таблицы в схему, рисунок)
  3. Владеть основными приёмами устной речи: монолог, диалог, давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы, взаимодействовать в группе.

Воспитательный аспект:

  1. Способствовать формированию и развитию правовой культуры,  гражданственности.  

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: создание учебного проекта

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная
  • Групповая

Методы обучения, используемые на уроке:

  1. В зависимости от источника получения знаний:
  • Словесные (вступительное слово учителя, фронтальная беседа, презентации групп)
  • Наглядные (схемы, иллюстрации, компьютерная презентация)
  • Практические (работа с текстом учебника, документом, выдержками из закона, толковым словарём, создание учебного мини-проекта)

  1. В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:
  • Проблемного изложения
  • Частично-поисковый
  • Репродуктивный

Оборудование и наглядность: компьютерная презентация, таблицы предварительных итогов «Выборы депутатов Волгоградской областной Думы» от 03.03.2009,  толковый словарь, Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», учебник, справочник избирателя.

Структура урока:

  1. Оргмомент
  2. Этап целеполагания и мотивации
  3. ФНЗ (этап первичного изучения и осмысления материала)
  • Создание учебного мини - проекта
  1. Рефлексия
  2. Инструктаж выполнения домашнего задания

Ресурсы к уроку:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
  3. Таблицы предварительных итогов «Выборы депутатов Волгоградской областной Думы» от 03.03.2009
  4. Словарь политолога
  5. Справочник избирателя
  6. Оформление целеполагания мини-проекта
  7. Игра «Собери пазлы»

Ход урока:

  1. Оргмомент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна

II. ФНЗ

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Сегодня тема нашего урока «Голосование, выборы»

В ходе урока нам предстоит решить следующие задачи:

  1. Изучить процедуру голосования.
  2. Изучить новые термины.
  3. Изучить права и обязанности избирателей.
  4. Создать учебный мини-проект

Эти задачи мы будем решать с помощью умения находить необходимую информацию в разных источниках, научимся составлять схемы.

Изучать тему урока    будем с помощью ключевых слов

2

 «Рисунок и схема».

- Ребята, а что такое схема?

- Вот как это понятие раскрыто в словарях: 

в Большом Энциклопедическом словаре говорится, что

  • СХЕМА (от греч. schema - наружный вид, форма),

 Описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

 

- Ребята, вы пользуетесь интернетом при подготовке домашних заданий?

- А в интернете есть словарь?

- Верно, там есть  Интернет-энциклопедия Википедия, в которой говорится что,

  • Схема — графическое представление определения, анализа или метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций, данных  

А что такое рисунок?

В  Большой советской энциклопедии это понятие раскрыто так:

  • Рисунок, какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна

Выделяются главные виды художественного рисунка:

эскиз,  этюд, репродукция.    

- Ребята, как у нас оформлен ответ на вопрос, с помощью рисунка или схемы?

Абсолютно верно!

Графическое изображение чего-либо.

Варианты ответов

Иллюстрирование чего-либо

Схема

- Мы начали с вами урок, но я ничего не рассказала о себе, а вам, наверное, интересно знать, откуда я.

Варианты ответов

3

- Я, так же как и вы,  живу в Волгоградской области, только в  Городищенском муниципальном районе. Для того чтобы доехать к вам  в Урюпинск мне пришлось преодолеть путь: от Городище до Волгограда – 15 км, от Волгограда до Урюпинска 375 км. В ваш город я ехала впервые, и не знала с помощью какого транспорта можно к вам приехать. А вы знаете?

-   Передо мною стояла проблема,  какими  этих видом транспорта воспользоваться?

Таким образом, из множества вариантов я сделала свой, что….

- Ребята, а мой путь это рисунок или схема?

Железнодорожным или автомобильным транспортом

Выбор

Схема

4

- Обратите внимание на следующий слайд.

А это рисунок или схема?

- Верно.  Вы,  знаете название данной репродукции?

- Это репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье»,   написанной   в 1882 году.

Ребята, а почему витязь остановился перед камнем?

Опять мы встретились с термином выбор.

Рисунок

Читает надпись, он должен сделать выбор

5

А что означает этот термин?

А в политической жизни мы встречаемся с похожим термином?

главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных

Да, когда избираем органы власти

6

- А, что означает этот термин?

- Верно, это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане

определяют, кто будет представлять  их интересы в тех или иных органах власти.

 

- Выборы  есть барометр общественного мнения. Р Шерман говорил: «Если вы в меньшинстве – говорите, если   в большинстве - голосуйте»

Чем активнее и сознательнее участвует в выборах население,   тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.

 Выборы - центральный институт демократического государства.

Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа.

 

- А как же выглядит процедура голосования?

- Обратите внимание на слайд.

(«мозговой штурм»)

7

- Ребята, у нас сегодня удивительный урок, уже потому, что мы с вами встретились, люди, живущие в разных районах Волгоградской области, на одном уроке. А ещё тем, что когда вы вошли в кабинет, то прошли своеобразную процедуру регистрации, которая отмечена в вашем классном журнале. Вы здесь, а значит примите сегодня участие в тайном голосовании, определяя уровень полученных знаний на уроке. Чтобы не была нарушена  процедура голосования, приглашены сторонние наблюдатели, это члены жюри. Которые вместе с избирательной комиссией подсчитают результаты голосования. Следующим этапом становится официальное опубликование результатов голосования.

- Таким образом, на слайде появилась схема или рисунок?

Схема

- Вы уже знаете, что такое  схема  и

я  предлагаю вам поработать с таблицами   предварительных итогов «Выборы депутатов Волгоградской областной Думы» от 03.03.2009

8

  1. Сравните  результаты выборов в Волгоградскую областную Думу в Урюпинске и Городище.
  2. Представьте  данные таблицы в виде схемы или рисунка.

Интересные факты

А знаете, ли вы, что в вашем городе   1 марта 2009 года при выборах в Волгоградскую областную Думу был проведен эксперимент по электронному опросу избирателей.
Ваши жители, приписанные к некоторым избирательным участкам,  смогли проголосовать, не покидая своих квартир и домов, с помощью мобильного телефона или обычного компьютера, используя в качестве технического средства диск электронного опроса. Правда, речь шла лишь об опросе, а не о полноценном интернет-голосовании.

Работа в группах

- С какого возраста предоставляется право участвовать в голосовании?

- Как вы думаете, что надо для этого знать?

- Вы будущие избиратели, а значит, эти знания вам пригодятся. А как вы лучше запоминаете, когда вам рассказывают или когда вы добываете знания в совместном поиске и потом их анализируете?

- Совместный поиск можно организовывать, создавая проект. Кто-нибудь уже это делал?

Что вы знаете об этапах проекта?

Обратите внимание на слайд, здесь выведены этапы учебного проекта.

С 18 лет

Права и обязанности

Законы

Термины

Совместный поиск

Ответы учащихся

9

 - Это рисунок или схема?

- Мы сегодня постараемся реализовать мини-проект, в ходе которого получим определённый продукт нашей деятельности.

- Начнём с постановки проблемы. Знаете ли вы, будущий электорат, свои права и обязанности?

 - Исходя из этого, какая будет   цель проекта? То есть, то к чему мы стремимся.

- А что может стать продуктом проектной деятельности?

- Для достижения цели ставят задачи, это поэтапное решение цели, то есть то, что требует исполнения.

Надо ли голосовать под влиянием кого-либо?

-  Слово электорат понятно?

- Значит, что надо сделать?

- Что ещё должно быть в справочнике?

- Права и обязанности должны быть в справочнике?

- Что ещё можно поместить в справочник?

- Надо знать, в каких законах описаны права и обязанности избирателя?

 

- Для этого мы разбились на 3 группы и будем осуществлять сбор и обработку информации.

- Зелёные – это социологи, они будут работать с практикумом учебника, размещённого на с. 60

Поэтому, жёлтые к терминам подбирают их значения

-Красные – работают с законами, определяя права и обязанности избирателей

Схема

Нет

  • Сформировать представления о правах и обязанностях избирателей.

Варианты ответов.

Создать справочник избирателя

Нет

Нет

  1. Знать термины избирателя.
  2. Знать права и обязанности избирателя
  3. Знать источники избирательного права
  4. Создать справочник избирателя

 

Работа в команде

Анализ работы в команде

(все идеи учащиеся оформляют в виде схем или рисунков на ватмане и вывешивают на доске)

  1. Незнание прав, обязанностей может повлиять на выбор? Слово социологам.

  1. Порой незнание терминов приводит к неправильному выбору. Чтобы этого не произошло, мы познакомимся с терминами избирателя и их значением

Анализ работы социологов

Анализ работы политологов

 

10

- Сегодня в словарь избирателя мы поместим значение и термины слов: избирательное право, активное право, пассивное право, электорат, референдум, голосование

На слайде схема или рисунок?

Схема

11

 - У меня термины представлены в виде  рисунка  или схемы?

Схема

- А теперь слово юристам, которые расскажут о правах и обязанностях избирателей  

Анализ работы юристов

12

- Я с вами согласна.  

- С какими источниками избирательного права выработали?

На самом деле источников гораздо больше, они отражают систему выборов органов государственной и местной власти.

- Если всё собрать вместе, то, что стало результатом нашего проекта?  

- Реализовали мы поставленные цели и задачи проекта? (обращаюсь к листам целеполагания)

- Это схема или рисунок?

- Сможете по этой схеме выполнить другие учебные проекты?

- Но у нас нет названия проекта. Пофантазируйте и придумайте ему название, а на следующем уроке из множества вариантов сделаете что…?

Конституцией и Федеральным законом  «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Справочник избирателя.

Да

Схема

Варианты ответов

Выбор

Ребята, назовите тему урока.

Сейчас вам предстоит при тайном голосовании определить уровень полученных на уроке знаний и сделать свой выбор. Но сначала я предлагаю вспомнить, что же мы изучали?

- Чем рисунок отличается от схемы? Предлагаю игру «Собери пазлы»

- Вспомните процедуру голосования.

- В каких законах закреплены права и обязанности избирателя?

-Зачем нужны выборы?

- В какой форме вы получали эти знания?

- Что стало результатом нашей проектной деятельности?

Помните, я говорила, что наш урок удивительный.   Я вашу работу оформила в виде справочника избирателя.  А это и есть заключительный этап работы над проектом, который мы презентовали членам жюри. Вы можете его дополнить новыми знаниями, возможно даже теми которые получите ещё в 10 классе. Он вам пригодится при подготовке домашнего задания, ГИА, и конечно же когда вы станете полноправными избирателями.  

- А теперь предлагаю проголосовать.

- Пока комиссия подсчитывает результаты, запишите домашнее задание.

«Голосование, выборы»

Игра «Собери пазлы»

  1. Выборы главы государства
  2. Законная процедура высказать своё мнение и повлиять на жизнь в обществе
  3. Чтобы выбрать достойного, который прейдя во власть, будет представлять наши интересы

11

 Отразите позицию своей семьи по поводу выборов в виде рисунка, схемы или эссе.

12

Ребята, мы многое сегодня узнали. Но вот я думаю, а зачем нам нужны выборы. Почему мы должны идти на избирательные участки?

13

Анализируя значимость выборов, ответы мы оформили в виде рисунка или схемы?

Что такое рисунок, схема?

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам воспользоваться своим избирательным правом и проголосовать за ту группу, которая была самой активной.

Рисунок и схема

 

Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех. Плиний Младший

ГОЛОСОВАНИЕ
голосования, ср. (книжн.). Подача голосов во время выборов или при коллективном решении какого-н. дела, вопроса. Открытое голосование. Закрытое голосование. Голосование назначено на завтра. Принимать участие в голосовании. Воздержаться от голосования.

Толковый словарь УшаковаФ.И. ученика, класс___________________________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

 

 

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12.  Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ"

Этот урок можно использовать как повторительно обобщающий по теме: "избирательный процесс". Можно использовать для учашихся как 9 так и 11 класса....

Урок "Голосование ,выборы референдум"

Данный урок по курсу обществознание в 9 классе  по учебнику А.И. Кравченко....

«Голосование, выборы, референдум»

Конспект урока по обществознанию в 9 классе + тест самоконтроля по теме....

Презентация к уроку "Выборы,голосование,референдум в РФ"

Презентация к уроку по обществознанию в 9 классе "Выборы.Голосование.Референдум".Содержит фактический,иллюстративный учебный материал,приглашает к дискуссии.Будет полезна учителям истории и обществозн...

Открытый урок в 9 классе по теме "Голосование.Выборы.Референдум."

Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему :;Голосование.Выборы.Референдум. Цель:создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствам...

урок: «Голосование, выборы, референдум»

Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной  ситуации на уроке.Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования ор...

Открытый урок "Выборы.Голосование.Референдум"

Цель  урока: познакомить учащихся  с  понятием  избирательное  право,  получить  представление  о  демократических  выборах  и  формах...


 

Комментарии

Стукалова Людмила Павловна

Спасибо, использую в работе.