Из опыта работы учителя обществознания (произведения искусства как материал для анализа теоретических проблем курса)
статья по обществознанию (10 класс) по теме
Это статья, написаная на основе опыта работы. Я попытался проанализировать использование кинофрагментов в рамках реализации популярного сейчас проектного метода. Она уже опубликована в сборнике научных работ, но тираж всего 100 экземпляров. Именно из-за этого я решил разместитьее на сайте.
Особенности реализации проектного метода в моей практике преподавания обществознания
По собственному опыту и по отзывам коллег знаю, что весьма сложным для школьников представляется изучение понятий курса, неактуальных для данного возраста. Приведу пример. В XIклассе[1] (в некоторых вариантах программы по учебнику Боголюбова - в X) изучается тема «Политическая идеология». Основными понятиями, среди прочих, здесь являются: политическая доктрина, политическая программа, политическая практика, сама политическая идеология. Школьники должны усвоить их соотношение, понять функции, которые играет идеология в обществе. Все эти проблемы достаточно сложны для усвоения и вызывают затруднения на ЕГЭ. К тому же, в этом возрасте активного участия в политической деятельности сами они не принимают, а если и следят за политикой, то только за внешней канвой событий. Различия и специфику этих понятий им усвоить труднее, чем конкретные различия между самими политическими идеологиями (например, между консерватизмом и либерализмом, между ними и социализмом; эти виды идеологии не только проще для усвоения, но и известны школьнику из средств массовой информации и повседневной жизни). Я попытаюсь предложить способ решения подобной проблемы.
Несколько слов о достоинствах привлечения фрагментов художественных фильмов. Они вызывают эмоциональную реакцию, а на уроке со сложным теоретическим содержанием это весьма важно. Они могут использоваться как иллюстрация понятия, но могут - и как основа для задания проблемного характера. Они повышают внимание к проблеме, показывают ее актуальность, прививают художественный вкус и интерес к киноискусству, часто становятся основой для научно-исследовательской работы и могут быть представлены на серьезные конкурсы и олимпиады. Тема работы Панадина Ильи о пропагандистком кино 1933-1934 годов в фашистской Германии, получившая диплом второй степени на Всероссийской олимпиаде «Балтийский научно-инженерный конкурс» сформировалась как раз на уроке по политической идеологии. Важен и воспитательный фактор. В наше время эрудиция подростка в мире кинематографа не велика, и расширение ее тоже немаловажная задача. Многие ученики, посмотрев фрагмент, затем находят и просматривают фильм целиком, и часто становятся заядлыми киноманами. Этот метод не зависит от возраста. И в VIклассе и в XIудачно подобранные фрагменты могут сыграть одинаково важную роль на уроке. Надо сказать, что использовать имеет смысл произведения высокого художественного уровня. При этом характер его – документалистика, мультипликация или игровое кино - имеет менее важное значение. Сама эта методика может с успехом использоваться в рамках различных методов преподавания – проектных, проблемных, модульных и других.
Попытаюсь проследить это на примере проектного метода. Традиция возводит его к работам американских психологов начала 20-го века[2]. В нашей стране он активно использовался в 20-е годы. В 30-е годы он находился под негласным запретом. Интерес к нему возродился в 80-е, сейчас он считается передовым как в России, так и в западных странах.
· Его принципами (независимо от трактовки, а их достаточно много[3]), являются:
· развитие познавательных, творческих навыков учащегося;
· самостоятельная деятельность учащихся в течение определенного, часто небольшого, времени;
· решение проблемы, значимой для учащихся, моделирующей деятельность специалистов в какой-либо деятельности;
· представление итогов выполнения задания в «осязаемом» виде, в форме конкретного результата;
· сотрудничество учащихся между собой и с учителем. С моей точки зрения, при всех достоинствах этого метода, он должен использоваться как вспомогательный, но не как единственный или основной. Об этом говорит традиция преподавания в нашей стране, особенности современных условий, необходимость сдачи ЕГЭ. Вместе с тем, его принципы актуальны и используются мной в практической работе.
В процессе анализа фрагмента фильма как раз и происходит постановка проблемы, ее раскрытие и последующее решение, возникают гипотезы ее разрешения, происходит четкое планирование логических действий. Здесь возможно распределение «ролей» в группе, созданной для обсуждения промежуточных шагов при решении проблемы. Главное же здесь - активность и личная заинтересованность ученика, которая подстегивается художественными достоинствами отрывка, наличием в нем связного сюжета и близостью темы возрасту школьника.
Приведу два примера, отличающихся возрастными рамками учащихся и тематической направленностью курса.
В третьей четверти VIIкласса по программе А. И. Кравченко изучается тема «Проблема одиночества» (урок 26). Среди элементов минимального содержания, выделенных автором[4], наряду с легко понятными школьнику «раздражительностью», «страхами», «агрессивностью», есть понятия, которые вызывают затруднения. Обычно это «одиночество в современном обществе» и «депрессия, ее причины, проявления, методы ее преодоления». С этими явлениями сталкиваются обычно в более старшем возрасте, различение этих понятий также вызывает сложности. Я обычно использую на уроке фрагмент из мультипликационного фильма режиссера Макото Шинкая «Пять сантиметров в секунду». Происходит это после объяснения и записи в тетрадь терминов. Сюжет фрагмента: пятнадцатилетняя девочка начинает незаметно для окружающих и неожиданно для себя самой испытывать ощущение острого одиночества, которое сопровождает ее как в собственной семье, так и на занятиях в школе среди благожелательно настроенных одноклассников. Продолжительность фрагмента – 10 минут. Обычно еще три минуты уходит на краткий рассказ о творчестве режиссера: техника создания – компьютерная анимация, имитирующая японскую живопись эпохи Мэйдзи (использование европейских достижений в передаче глубины пространства, объема, светотени при сохранении традиционных для Японии тем и образов); полный отказ от коллективных методов работы (сценарист, монтажер, оператор, художник – сам режиссер), нарушение традиций (герои – индивидуальности, а не стандартные типы, которые в целом характерны для привычной японской анимации).
Перед просмотром ставятся вопросы:
1. Причины одиночества героини? (По фильму это - необходимость покинуть школу и чувство неопределенности в связи с этим, влюбленность в одноклассника, который не различает ее среди сверстников).
2. Как она его преодолевает? (По фильму - поддержка старшей сестры, занятия спортом…)
3. Какие способы преодоления можешь предложить ты? (Здесь варианты ответов разнообразны).
4. Как можно доказать, что в данном случае речь не идет о депрессии? (Нет физического недомогания, разрушительных для личности последствий).
В сильном классе можно ввести понятие субъективности. Этот аспект хорошо просматривается в фильме – для всех окружающих, включая мать и отца, девочка кажется благополучной, но сама себя она ощущает предельно одинокой. Обычно это вызывает дополнительный интерес у школьников – сложное название и возможность подтвердить собственными ощущениями наличие подобного явления, хотя редко эти собственные ощущения связаны именно с одиночеством. Тем не менее, иногда это представляется целесообразным для расширения эрудиции и оживления урока.
В приведенном случае понятия раскрывал учитель, но причины, внешние проявления и сравнение проводят сами школьники. Кроме этого они сами ищут выход из проблемной ситуации. Здесь речь шла о проблемах психологии и уроке в VIIклассе.
Сложной для усвоения является и тема «Пространство вокруг человека», изучаемая в VIклассе. Теоретическое различие между личным (индивидуальным), общественным и домашним пространством можно проиллюстрировать фрагментом из фильма Габриэле Сальватореса «Я не боюсь». Чтобы заинтересовать учащихся, можно сообщить минимальную информацию о самом фильме. Он снят по короткому роману Никколо Амманити (роман переведен на русский язык[5]). На родине он вызвал скандал, были сообщения, что самого писателя мафия приговорила к смерти. Эта преступная организация показана в книге не как внушающая ужас непобедимая организация, а как сообщество ничем не примечательных, лицемерных и запуганных друг другом обывателей. Само это преступное сообщество охвачено страхом перед внешним миром, выжить ему позволяют только круговая порука и взаимная подозрительность. Фильм был номинирован на премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале за режиссуру, что является редкостью для детского фильма.
Обычно учеников держит в напряжении детективная интрига фильма – двенадцатилетний мальчик сталкивается с тайной, которую пытается раскрыть. Но сюжет удобно использовать в процессе объяснения. Огромное поле вокруг деревни, где дети играют, – общественное пространство. Дети сами устанавливают обязательные для себя и окружающих правила поведения здесь, оно доступно для каждого - это неотъемлемые его признаки. Эта сцена сменяется беседой двух подростков, и четко просматривается индивидуальное пространство, необходимое для каждого человека, – расстояние вытянутой руки, на которое каждый стремится не допустить собеседника, чтобы сохранить свою самостоятельность, как личность. Наконец вслед за этим герой возвращается домой. Замкнутое пространство дома, изолированное от внешнего мира, доступ в которое закрыт для посторонних людей – домашнее пространство. Именно здесь и будет раскрыта тайна. Фрагмент занимает 15 минут, с тремя остановками на объяснение и записью трёх терминов - около 22.
Прежде речь шла о VIи VIIклассах. В X- XIклассах при малом количестве уроков – два в неделю и большом количестве желающих сдавать предмет как ЕГЭ, использование фрагментов фильмов ограничено. Они все-таки отнимают время на уроке. Но иногда их использование представляется целесообразным.
Для примера можно взять урок «Политическая идеология». Основные задачи этого урока раскрыты выше. Вместо объяснения функций идеологии учителем, можно поставить задания по фрагменту фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли»:
1. Вспомнить из курса истории, что представляло собой немецкое общество в годы «великой депрессии» 1929-1933 годов?
2. Определить по фильму ту роль, которую играла фашистская идеология для немецкого общества 1934 года?
3. Какими средствами кино авторы фильма создают иллюзию исключительности личности вождя и обосновывают его право на превращение своих взглядов в обязательное для усвоения политическое мировоззрение общества?
Оптимальным фрагментом для показа является речь Гитлера перед членами молодежной организации НСДАП. Она занимает 9 минут, здесь лучше всего заметны постановочные элементы: камера объезжает трибуну по полукругу, показывает персонажа снизу вверх, Гитлер откровенно переигрывает, считая, что подобная аудитория не сумеет разобраться в нюансах его выступления, хорошо видно его самолюбование и чувство превосходства над толпой, которую он заметно презирает. Ключевым заданием является второе, именно оно связано с функциями идеологии. Школьники обычно определяют по фрагменту функцию объединения общества путем постановки перед ним единой цели, функцию мобилизации скрытых в конкретном человеке и обществе в целом умственных физических, умственных и психических резервов, функцию внедрения в сознание человека ценностных ориентиров и идеалов, которыми он должен руководствоваться в своей политической деятельности и которые часто формируют его смысл жизни. Невозможно определить по данному фрагменту четвертую функцию – обоснование действий политика или партии. Она может быть понята только из контекста всей ситуации, определившей содержание речи, поэтому называют ее только очень эрудированные ученики. Ради экономии времени эту четвертую функцию может объяснить сам учитель. По собственному опыту знаю, что не нужно бояться неправильного понимания данного отрывка учащимися. Фрагменты фильма неоднократно демонстрировались по телевидению еще в советское время, в глазах современного человека Гитлер, манипулируя неокрепшим сознанием подростков, только дискредитирует себя и свои взгляды. К тому же, рассматривая обезумевшую толпу, охваченную единым, внушенным фюрером порывом, можно понять, насколько грозной силой была фашистская армия и сколь сложная задача стояла перед Красной Армией во время Великой Отечественной войны. Если на уроке есть еще 3-4 минуты, имеет смысл рассказать предысторию фильма. Гитлер, победив на выборах, тем не менее, был не уверен в одержанной победе над побежденными оппонентами. В результате, кроме открытого и тайного их уничтожения, он задумал масштабную пропагандистскую кампанию, ядром которой должны были в 1933 году стать съемки очередного съезда НСДАП в Нюрнберге и широкая демонстрация снятого фильма как в самой Германии, так и в других странах. Так как в партии не было интеллектуалов, имевших опыт работы в кинематографе, то выбор пал на Лени Рифеншталь - одну из немногих кинематографистов, участвовавших к этому времени в фашистском движении. Она была известной актрисой, и, что, возможно, было даже важнее для Гитлера, имела широкие связи в сфере коммерческого кинематографа, поэтому могла в предельно короткий срок собрать работоспособный и профессиональный коллектив для съемок. Но она не имела опыта режиссуры. Результат съемок оказался удручающим. Гитлер выглядел не вождем, а персонажем варьете. Съезд производил впечатление карнавала, в котором лидеры партии тщетно пытались исполнить предназначенные для них роли. В результате фильм «Победа веры» не вышел в прокат и долгое время считался утраченным. «Триумф веры» был второй и более удачной попыткой воплощения той же цели. Однако его художественные достоинства определяются, возможно, не только талантом Рифеншталь, появлением у нее опыта съемок, но и страхом за свое будущее в случае, если она повторно не сумеет оправдать надежды заказчика.
Короткое сообщение по этой теме можно поручить и учащемуся. Большое впечатление на школьников производит просмотр аналогичного эпизода выступления Гитлера перед молодежью из первого фильма. По собственному опыту показа могу сказать, что действие его на школьников превосходит по силе демонстрацию эпизода из «Ералаша». В рамках урока это невозможно из-за нехватки времени, но показ возможен на перемене, или после уроков. Желающих уклониться от просмотра не бывает.
На этом же уроке рассматривается проблема уровней политической идеологии. Обычно их выделяют три[6]:
1. Политическая доктрина – теоретическая концепция, выражающая интересы коллективного субъекта исторического процесса, призванная объяснять явления и события в жизни общества,
2. Политическая программа – упрощенные и предельно конкретные цели политической партии, отражающая доктрину, часто в форме лозунгов, приспособленных для понимания широких масс населения,
3. Политическая практика – степень усвоения идеологии массами, их готовность к совершению политических действий, а часто и к самопожертвованию ради воплощения ее идеалов в реальности.
Сами понятия и их соотношение составляют серьезную проблему для усвоения школьниками. Можно попытаться проиллюстрировать одно-два из них, лучше всего, чтобы просматривалось их соотношение. Я на этом уроке использовал фрагмент мультфильма «Советские игрушки», снятого в 1924 году. Сам мультфильм уникален – его не показывают по телевидению. Он снят выдающимся режиссером Дзигой Вертовым. Стиль фильма, в котором предельно упрощаются объекты, а фигуры превращаются в контуры, иллюстрирует специфику отражения окружающего мира человеком, не имеющим достаточного образования, разбирающегося в политике на уровне обыденного мышления. Наконец, это один из первых советских мультфильмов. Темой мультфильма является необходимость радикальных изменений в советской деревне, которые разрушат существующий в ней уклад, сформировавшийся в ходе проведения новой экономической политики. По собственному опыту могу посоветовать удалить вступительный эпизод, не имеющий принципиального значения, и саморекламу студии Вертова, которая разрезает сюжет на две части, но сама не связана ни с одной из них. Уровень политической доктрины можно раскрыть двумя вариантами: либо объяснением учителя: сам термин, запись его в тетрадь, пример политической доктрины – большевизм, краткие сведения о нем; либо смысл доктрины большевизма школьники вспоминают сами, привлекая знания, имеющиеся у них с уроков истории 9 класса. Правда, для этого необходимы наводящие вопросы учителя.
Фрагмент занимает около 8 минут, по нему могут быть поставлены вопросы:
1.Какие трудности, по мнению авторов, испытывает советская деревня? (Продолжает сохраняться имущественное неравенство, нищета трудящихся слоев населения…)
2. Как они объясняют эти трудности? (Отсутствие потребительской и производственной кооперации, буржуазия и кулачество враждебны трудящимся и используют это для обогащения)
3. Какие цели ставят авторы перед зрителями? (Кооперирование в деревне как метод утверждения в ней социалистических отношений)
4.Какие способы решения проблемы они предлагают? (Убеждение в отношении трудящихся, открытое насилие, вплоть до полного уничтожения, в отношении эксплуататорских слоев населения, духовенства и связанных с ними групп населения)
5. Как художественное решение фильма отражает аудиторию, к которой он обращен? (Примитивность сюжета, упрощенность и контурность изображаемых объектов. И без того доступная пониманию зрителя главная мысль дублируется в виде титров…)
Очень важны зрительные образы. Десятиклассник видит накал политической борьбы в 1924 году. Потрясающий заключительный эпизод – на новогодней елке повешены (!) кулак, нэпман, два священнослужителя. Эта картинка расцвечивается праздничным фейерверком. Психология, мировоззрение человека в это время резко отличались от современных. Этот вывод делает сам школьник. По иному он начинает воспринимать страницы в учебнике, посвященные новой экономической политике. Снова можно рассматривать этот прием в рамках поискового метода – есть объект исследования, проблема, ее частные аспекты – сами вопросы, раскрывающие отдельные стороны проблемы, можно организовать групповую работу (каждая группа коллективно анализирует один из аспектов и готовит по нему краткое сообщение на 2-3 минуты).
Этот фрагмент может стать основой для продолжения работы над проблемой и углубления самого ее изучения. Заинтересованным ученикам можно дать задания на дом:
1. Подобрать в Интернете пропагандистские мультфильмы, снятые в СССР в двадцатые годы, сравнить их, сделать выводы о наличии различных точек зрения на проблему, о специфике художественных образов, используемых в них[7].
2. Собрать информацию о режиссере – Дзиге Вертове. Попытаться сформулировать выводы о его карьере и востребованности его творчества (возвышение в 20-30-е годы, спад карьеры в последующие годы, огромный интерес к его личности и творчеству в конце 50-х – начале 60-х годов), его политических заказчиках (первоначально это - Л. Д. Троцкий, но сразу после его поражения, это уже И. В. Сталин, уничтожавший политических оппонентов, но приближавший к себе талантливых пропагандистов, даже если они были тесно с ними связаны).
3. Попытаться собрать и проанализировать видеоматериал о художественных средствах, используемых в политической борьбе в настоящее время, сделать выводы на основе сравнения.
Эти задания отходят в сторону от главной темы урока, посвящены пропаганде как методу воздействия на общественное сознание, поэтому они не должны носить общий и обязательный характер и предназначаются только тем школьникам, которые интересуются данной проблемой и сами выражают желание продолжать ее углубление. Достоинство их в том, что они соединяют теоретические знания курса обществознания с курсом истории, наполненным реальными событиями и живыми личностями. Расширяется эрудиция школьника, формируется представление о кино как важном общественном явлении, которое используется политиками для доведения своей политической программы до населения.
Подводя итог, можно сказать, что поднятая мной проблема не получила пока должного отражения в методической литературе, где в основном преобладают общие теоретические работы, а если речь заходит о конкретных проблемах, то они не связаны с использованием кинофрагментов.
Список использованной литературы:
Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010г
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. «Народное образование». М., 2000, № 9.С.177-180.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова , - в сборнике «Известия Российской академии образования». 2000. N 2. C. 36-43.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. «Директор школы». М., 1995, № 6.С.34-47.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Дж. Дьюи. Демократия и образование. М., 2000.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. С. 326
Линдгрен Э. Искусство кино. Ведение в киноведение. М., 1956.
Обществознание. Развернутое тематическое планирование по программе Л. Н. Боголюбова.V–XI классы. Волгоград. 2010.
Обществознание. V– XIклассы. Развернутое планирование по программе А. И. Кравченко. Волгоград. 2010.
Пахомова Н. Ю. Метод проектов., - в сборнике «Информатика и образование». Международный специальный выпуск журнала «Технологическое образование». М., 1996.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2003.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. «Учитель», № 4, 2000.С. 52-55.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», № 1, 2000,С. 41-45
Полат Е.С., Бухаркина М. Ю.,.Моисеева М. В., Петрова А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
[1] Обществознание. Развернутое тематическое планирование по программе Л. Н. Боголюбова. V– XI классы. Волгоград. 2010. С. 124 – 125.
[2] Чаще всего основателями метода называют философов – основателей философского направления «прагматизм» Джона Дьюи и Уильяма Джемса (установилось именно это написание фамилии, в отличие от фамилии его брата - американского писателя Генри Джеймса).
[3] Общий обзор проблемы в книге: Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
[4] Обществознание. V– XI классы. Развернутое планирование по программе А. И. Кравченко. Волгоград. 2010. С.38.
[5] Амманити Н. Я не боюсь. М., 2005.
[6] Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010. С. 166
[7] В общих чертах эта проблема анализируется в книге Линдгрен Э. Искусство кино. Ведение в киноведение. М., 1956. С. 51-81. В этой книге английский искусствовед сравнивает методы отражения действительности в фильмах, снятых в 20-е годы в СССР и США. Существуют и другие подобные работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности реализации проектного метода в моей практике преподавания обществознания
По собственному опыту и по отзывам коллег знаю, что весьма сложным для школьников представляется изучение понятий курса, неактуальных для данного возраста. Приведу пример. В XI классе [1] (в некоторых вариантах программы по учебнику Боголюбова - в X) изучается тема «Политическая идеология». Основными понятиями, среди прочих, здесь являются: политическая доктрина, политическая программа, политическая практика, сама политическая идеология. Школьники должны усвоить их соотношение, понять функции, которые играет идеология в обществе. Все эти проблемы достаточно сложны для усвоения и вызывают затруднения на ЕГЭ. К тому же, в этом возрасте активного участия в политической деятельности сами они не принимают, а если и следят за политикой, то только за внешней канвой событий. Различия и специфику этих понятий им усвоить труднее, чем конкретные различия между самими политическими идеологиями (например, между консерватизмом и либерализмом, между ними и социализмом; эти виды идеологии не только проще для усвоения, но и известны школьнику из средств массовой информации и повседневной жизни). Я попытаюсь предложить способ решения подобной проблемы.
Несколько слов о достоинствах привлечения фрагментов художественных фильмов. Они вызывают эмоциональную реакцию, а на уроке со сложным теоретическим содержанием это весьма важно. Они могут использоваться как иллюстрация понятия, но могут - и как основа для задания проблемного характера. Они повышают внимание к проблеме, показывают ее актуальность, прививают художественный вкус и интерес к киноискусству, часто становятся основой для научно-исследовательской работы и могут быть представлены на серьезные конкурсы и олимпиады. Тема работы Панадина Ильи о пропагандистком кино 1933-1934 годов в фашистской Германии, получившая диплом второй степени на Всероссийской олимпиаде «Балтийский научно-инженерный конкурс» сформировалась как раз на уроке по политической идеологии. Важен и воспитательный фактор. В наше время эрудиция подростка в мире кинематографа не велика, и расширение ее тоже немаловажная задача. Многие ученики, посмотрев фрагмент, затем находят и просматривают фильм целиком, и часто становятся заядлыми киноманами. Этот метод не зависит от возраста. И в VI классе и в XI удачно подобранные фрагменты могут сыграть одинаково важную роль на уроке. Надо сказать, что использовать имеет смысл произведения высокого художественного уровня. При этом характер его – документалистика, мультипликация или игровое кино - имеет менее важное значение. Сама эта методика может с успехом использоваться в рамках различных методов преподавания – проектных, проблемных, модульных и других.
Попытаюсь проследить это на примере проектного метода. Традиция возводит его к работам американских психологов начала 20-го века[2]. В нашей стране он активно использовался в 20-е годы. В 30-е годы он находился под негласным запретом. Интерес к нему возродился в 80-е, сейчас он считается передовым как в России, так и в западных странах.
- Его принципами (независимо от трактовки, а их достаточно много[3]), являются:
- развитие познавательных, творческих навыков учащегося;
- самостоятельная деятельность учащихся в течение определенного, часто небольшого, времени;
- решение проблемы, значимой для учащихся, моделирующей деятельность специалистов в какой-либо деятельности;
- представление итогов выполнения задания в «осязаемом» виде, в форме конкретного результата;
- сотрудничество учащихся между собой и с учителем. С моей точки зрения, при всех достоинствах этого метода, он должен использоваться как вспомогательный, но не как единственный или основной. Об этом говорит традиция преподавания в нашей стране, особенности современных условий, необходимость сдачи ЕГЭ. Вместе с тем, его принципы актуальны и используются мной в практической работе.
В процессе анализа фрагмента фильма как раз и происходит постановка проблемы, ее раскрытие и последующее решение, возникают гипотезы ее разрешения, происходит четкое планирование логических действий. Здесь возможно распределение «ролей» в группе, созданной для обсуждения промежуточных шагов при решении проблемы. Главное же здесь - активность и личная заинтересованность ученика, которая подстегивается художественными достоинствами отрывка, наличием в нем связного сюжета и близостью темы возрасту школьника.
Приведу два примера, отличающихся возрастными рамками учащихся и тематической направленностью курса.
В третьей четверти VII класса по программе А. И. Кравченко изучается тема «Проблема одиночества» (урок 26). Среди элементов минимального содержания, выделенных автором[4], наряду с легко понятными школьнику «раздражительностью», «страхами», «агрессивностью», есть понятия, которые вызывают затруднения. Обычно это «одиночество в современном обществе» и «депрессия, ее причины, проявления, методы ее преодоления». С этими явлениями сталкиваются обычно в более старшем возрасте, различение этих понятий также вызывает сложности. Я обычно использую на уроке фрагмент из мультипликационного фильма режиссера Макото Шинкая «Пять сантиметров в секунду». Происходит это после объяснения и записи в тетрадь терминов. Сюжет фрагмента: пятнадцатилетняя девочка начинает незаметно для окружающих и неожиданно для себя самой испытывать ощущение острого одиночества, которое сопровождает ее как в собственной семье, так и на занятиях в школе среди благожелательно настроенных одноклассников. Продолжительность фрагмента – 10 минут. Обычно еще три минуты уходит на краткий рассказ о творчестве режиссера: техника создания – компьютерная анимация, имитирующая японскую живопись эпохи Мэйдзи (использование европейских достижений в передаче глубины пространства, объема, светотени при сохранении традиционных для Японии тем и образов); полный отказ от коллективных методов работы (сценарист, монтажер, оператор, художник – сам режиссер), нарушение традиций (герои – индивидуальности, а не стандартные типы, которые в целом характерны для привычной японской анимации).
Перед просмотром ставятся вопросы:
1. Причины одиночества героини? (По фильму это - необходимость покинуть школу и чувство неопределенности в связи с этим, влюбленность в одноклассника, который не различает ее среди сверстников).
2. Как она его преодолевает? (По фильму - поддержка старшей сестры, занятия спортом…)
3. Какие способы преодоления можешь предложить ты? (Здесь варианты ответов разнообразны).
4. Как можно доказать, что в данном случае речь не идет о депрессии? (Нет физического недомогания, разрушительных для личности последствий).
В сильном классе можно ввести понятие субъективности. Этот аспект хорошо просматривается в фильме – для всех окружающих, включая мать и отца, девочка кажется благополучной, но сама себя она ощущает предельно одинокой. Обычно это вызывает дополнительный интерес у школьников – сложное название и возможность подтвердить собственными ощущениями наличие подобного явления, хотя редко эти собственные ощущения связаны именно с одиночеством. Тем не менее, иногда это представляется целесообразным для расширения эрудиции и оживления урока.
В приведенном случае понятия раскрывал учитель, но причины, внешние проявления и сравнение проводят сами школьники. Кроме этого они сами ищут выход из проблемной ситуации. Здесь речь шла о проблемах психологии и уроке в VII классе.
Сложной для усвоения является и тема «Пространство вокруг человека», изучаемая в VI классе. Теоретическое различие между личным (индивидуальным), общественным и домашним пространством можно проиллюстрировать фрагментом из фильма Габриэле Сальватореса «Я не боюсь». Чтобы заинтересовать учащихся, можно сообщить минимальную информацию о самом фильме. Он снят по короткому роману Никколо Амманити (роман переведен на русский язык[5]). На родине он вызвал скандал, были сообщения, что самого писателя мафия приговорила к смерти. Эта преступная организация показана в книге не как внушающая ужас непобедимая организация, а как сообщество ничем не примечательных, лицемерных и запуганных друг другом обывателей. Само это преступное сообщество охвачено страхом перед внешним миром, выжить ему позволяют только круговая порука и взаимная подозрительность. Фильм был номинирован на премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале за режиссуру, что является редкостью для детского фильма.
Обычно учеников держит в напряжении детективная интрига фильма – двенадцатилетний мальчик сталкивается с тайной, которую пытается раскрыть. Но сюжет удобно использовать в процессе объяснения. Огромное поле вокруг деревни, где дети играют, – общественное пространство. Дети сами устанавливают обязательные для себя и окружающих правила поведения здесь, оно доступно для каждого - это неотъемлемые его признаки. Эта сцена сменяется беседой двух подростков, и четко просматривается индивидуальное пространство, необходимое для каждого человека, – расстояние вытянутой руки, на которое каждый стремится не допустить собеседника, чтобы сохранить свою самостоятельность, как личность. Наконец вслед за этим герой возвращается домой. Замкнутое пространство дома, изолированное от внешнего мира, доступ в которое закрыт для посторонних людей – домашнее пространство. Именно здесь и будет раскрыта тайна. Фрагмент занимает 15 минут, с тремя остановками на объяснение и записью трёх терминов - около 22.
Прежде речь шла о VI и VII классах. В X - XI классах при малом количестве уроков – два в неделю и большом количестве желающих сдавать предмет как ЕГЭ, использование фрагментов фильмов ограничено. Они все-таки отнимают время на уроке. Но иногда их использование представляется целесообразным.
Для примера можно взять урок «Политическая идеология». Основные задачи этого урока раскрыты выше. Вместо объяснения функций идеологии учителем, можно поставить задания по фрагменту фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли»:
1. Вспомнить из курса истории, что представляло собой немецкое общество в годы «великой депрессии» 1929-1933 годов?
2. Определить по фильму ту роль, которую играла фашистская идеология для немецкого общества 1934 года?
3. Какими средствами кино авторы фильма создают иллюзию исключительности личности вождя и обосновывают его право на превращение своих взглядов в обязательное для усвоения политическое мировоззрение общества?
Оптимальным фрагментом для показа является речь Гитлера перед членами молодежной организации НСДАП. Она занимает 9 минут, здесь лучше всего заметны постановочные элементы: камера объезжает трибуну по полукругу, показывает персонажа снизу вверх, Гитлер откровенно переигрывает, считая, что подобная аудитория не сумеет разобраться в нюансах его выступления, хорошо видно его самолюбование и чувство превосходства над толпой, которую он заметно презирает. Ключевым заданием является второе, именно оно связано с функциями идеологии. Школьники обычно определяют по фрагменту функцию объединения общества путем постановки перед ним единой цели, функцию мобилизации скрытых в конкретном человеке и обществе в целом умственных физических, умственных и психических резервов, функцию внедрения в сознание человека ценностных ориентиров и идеалов, которыми он должен руководствоваться в своей политической деятельности и которые часто формируют его смысл жизни. Невозможно определить по данному фрагменту четвертую функцию – обоснование действий политика или партии. Она может быть понята только из контекста всей ситуации, определившей содержание речи, поэтому называют ее только очень эрудированные ученики. Ради экономии времени эту четвертую функцию может объяснить сам учитель. По собственному опыту знаю, что не нужно бояться неправильного понимания данного отрывка учащимися. Фрагменты фильма неоднократно демонстрировались по телевидению еще в советское время, в глазах современного человека Гитлер, манипулируя неокрепшим сознанием подростков, только дискредитирует себя и свои взгляды. К тому же, рассматривая обезумевшую толпу, охваченную единым, внушенным фюрером порывом, можно понять, насколько грозной силой была фашистская армия и сколь сложная задача стояла перед Красной Армией во время Великой Отечественной войны. Если на уроке есть еще 3-4 минуты, имеет смысл рассказать предысторию фильма. Гитлер, победив на выборах, тем не менее, был не уверен в одержанной победе над побежденными оппонентами. В результате, кроме открытого и тайного их уничтожения, он задумал масштабную пропагандистскую кампанию, ядром которой должны были в 1933 году стать съемки очередного съезда НСДАП в Нюрнберге и широкая демонстрация снятого фильма как в самой Германии, так и в других странах. Так как в партии не было интеллектуалов, имевших опыт работы в кинематографе, то выбор пал на Лени Рифеншталь - одну из немногих кинематографистов, участвовавших к этому времени в фашистском движении. Она была известной актрисой, и, что, возможно, было даже важнее для Гитлера, имела широкие связи в сфере коммерческого кинематографа, поэтому могла в предельно короткий срок собрать работоспособный и профессиональный коллектив для съемок. Но она не имела опыта режиссуры. Результат съемок оказался удручающим. Гитлер выглядел не вождем, а персонажем варьете. Съезд производил впечатление карнавала, в котором лидеры партии тщетно пытались исполнить предназначенные для них роли. В результате фильм «Победа веры» не вышел в прокат и долгое время считался утраченным. «Триумф веры» был второй и более удачной попыткой воплощения той же цели. Однако его художественные достоинства определяются, возможно, не только талантом Рифеншталь, появлением у нее опыта съемок, но и страхом за свое будущее в случае, если она повторно не сумеет оправдать надежды заказчика.
Короткое сообщение по этой теме можно поручить и учащемуся. Большое впечатление на школьников производит просмотр аналогичного эпизода выступления Гитлера перед молодежью из первого фильма. По собственному опыту показа могу сказать, что действие его на школьников превосходит по силе демонстрацию эпизода из «Ералаша». В рамках урока это невозможно из-за нехватки времени, но показ возможен на перемене, или после уроков. Желающих уклониться от просмотра не бывает.
На этом же уроке рассматривается проблема уровней политической идеологии. Обычно их выделяют три[6]:
1. Политическая доктрина – теоретическая концепция, выражающая интересы коллективного субъекта исторического процесса, призванная объяснять явления и события в жизни общества,
2. Политическая программа – упрощенные и предельно конкретные цели политической партии, отражающая доктрину, часто в форме лозунгов, приспособленных для понимания широких масс населения,
3. Политическая практика – степень усвоения идеологии массами, их готовность к совершению политических действий, а часто и к самопожертвованию ради воплощения ее идеалов в реальности.
Сами понятия и их соотношение составляют серьезную проблему для усвоения школьниками. Можно попытаться проиллюстрировать одно-два из них, лучше всего, чтобы просматривалось их соотношение. Я на этом уроке использовал фрагмент мультфильма «Советские игрушки», снятого в 1924 году. Сам мультфильм уникален – его не показывают по телевидению. Он снят выдающимся режиссером Дзигой Вертовым. Стиль фильма, в котором предельно упрощаются объекты, а фигуры превращаются в контуры, иллюстрирует специфику отражения окружающего мира человеком, не имеющим достаточного образования, разбирающегося в политике на уровне обыденного мышления. Наконец, это один из первых советских мультфильмов. Темой мультфильма является необходимость радикальных изменений в советской деревне, которые разрушат существующий в ней уклад, сформировавшийся в ходе проведения новой экономической политики. По собственному опыту могу посоветовать удалить вступительный эпизод, не имеющий принципиального значения, и саморекламу студии Вертова, которая разрезает сюжет на две части, но сама не связана ни с одной из них. Уровень политической доктрины можно раскрыть двумя вариантами: либо объяснением учителя: сам термин, запись его в тетрадь, пример политической доктрины – большевизм, краткие сведения о нем; либо смысл доктрины большевизма школьники вспоминают сами, привлекая знания, имеющиеся у них с уроков истории 9 класса. Правда, для этого необходимы наводящие вопросы учителя.
Фрагмент занимает около 8 минут, по нему могут быть поставлены вопросы:
1.Какие трудности, по мнению авторов, испытывает советская деревня? (Продолжает сохраняться имущественное неравенство, нищета трудящихся слоев населения…)
2. Как они объясняют эти трудности? (Отсутствие потребительской и производственной кооперации, буржуазия и кулачество враждебны трудящимся и используют это для обогащения)
3. Какие цели ставят авторы перед зрителями? (Кооперирование в деревне как метод утверждения в ней социалистических отношений)
4.Какие способы решения проблемы они предлагают? (Убеждение в отношении трудящихся, открытое насилие, вплоть до полного уничтожения, в отношении эксплуататорских слоев населения, духовенства и связанных с ними групп населения)
5. Как художественное решение фильма отражает аудиторию, к которой он обращен? (Примитивность сюжета, упрощенность и контурность изображаемых объектов. И без того доступная пониманию зрителя главная мысль дублируется в виде титров…)
Очень важны зрительные образы. Десятиклассник видит накал политической борьбы в 1924 году. Потрясающий заключительный эпизод – на новогодней елке повешены (!) кулак, нэпман, два священнослужителя. Эта картинка расцвечивается праздничным фейерверком. Психология, мировоззрение человека в это время резко отличались от современных. Этот вывод делает сам школьник. По иному он начинает воспринимать страницы в учебнике, посвященные новой экономической политике. Снова можно рассматривать этот прием в рамках поискового метода – есть объект исследования, проблема, ее частные аспекты – сами вопросы, раскрывающие отдельные стороны проблемы, можно организовать групповую работу (каждая группа коллективно анализирует один из аспектов и готовит по нему краткое сообщение на 2-3 минуты).
Этот фрагмент может стать основой для продолжения работы над проблемой и углубления самого ее изучения. Заинтересованным ученикам можно дать задания на дом:
1. Подобрать в Интернете пропагандистские мультфильмы, снятые в СССР в двадцатые годы, сравнить их, сделать выводы о наличии различных точек зрения на проблему, о специфике художественных образов, используемых в них[7].
2. Собрать информацию о режиссере – Дзиге Вертове. Попытаться сформулировать выводы о его карьере и востребованности его творчества (возвышение в 20-30-е годы, спад карьеры в последующие годы, огромный интерес к его личности и творчеству в конце 50-х – начале 60-х годов), его политических заказчиках (первоначально это - Л. Д. Троцкий, но сразу после его поражения, это уже И. В. Сталин, уничтожавший политических оппонентов, но приближавший к себе талантливых пропагандистов, даже если они были тесно с ними связаны).
3. Попытаться собрать и проанализировать видеоматериал о художественных средствах, используемых в политической борьбе в настоящее время, сделать выводы на основе сравнения.
Эти задания отходят в сторону от главной темы урока, посвящены пропаганде как методу воздействия на общественное сознание, поэтому они не должны носить общий и обязательный характер и предназначаются только тем школьникам, которые интересуются данной проблемой и сами выражают желание продолжать ее углубление. Достоинство их в том, что они соединяют теоретические знания курса обществознания с курсом истории, наполненным реальными событиями и живыми личностями. Расширяется эрудиция школьника, формируется представление о кино как важном общественном явлении, которое используется политиками для доведения своей политической программы до населения.
Подводя итог, можно сказать, что поднятая мной проблема не получила пока должного отражения в методической литературе, где в основном преобладают общие теоретические работы, а если речь заходит о конкретных проблемах, то они не связаны с использованием кинофрагментов.
Список использованной литературы:
Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010г
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. «Народное образование». М., 2000, № 9.С.177-180.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова , - в сборнике «Известия Российской академии образования». 2000. N 2. C. 36-43.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. «Директор школы». М., 1995, № 6.С.34-47.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Дж. Дьюи. Демократия и образование. М., 2000.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. С. 326
Линдгрен Э. Искусство кино. Ведение в киноведение. М., 1956.
Обществознание. Развернутое тематическое планирование по программе Л. Н. Боголюбова.V –XI классы. Волгоград. 2010.
Обществознание. V – XI классы. Развернутое планирование по программе А. И. Кравченко. Волгоград. 2010.
Пахомова Н. Ю. Метод проектов., - в сборнике «Информатика и образование». Международный специальный выпуск журнала «Технологическое образование». М., 1996.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2003.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. «Учитель», № 4, 2000.С. 52-55.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», № 1, 2000,С. 41-45
Полат Е.С., Бухаркина М. Ю.,.Моисеева М. В., Петрова А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
[1] Обществознание. Развернутое тематическое планирование по программе Л. Н. Боголюбова. V – XI классы. Волгоград. 2010. С. 124 – 125.
[2] Чаще всего основателями метода называют философов – основателей философского направления «прагматизм» Джона Дьюи и Уильяма Джемса (установилось именно это написание фамилии, в отличие от фамилии его брата - американского писателя Генри Джеймса).
[3] Общий обзор проблемы в книге: Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
[4] Обществознание. V – XI классы. Развернутое планирование по программе А. И. Кравченко. Волгоград. 2010. С.38.
[5] Амманити Н. Я не боюсь. М., 2005.
[6] Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010. С. 166
[7] В общих чертах эта проблема анализируется в книге Линдгрен Э. Искусство кино. Ведение в киноведение. М., 1956. С. 51-81. В этой книге английский искусствовед сравнивает методы отражения действительности в фильмах, снятых в 20-е годы в СССР и США. Существуют и другие подобные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...
Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"
quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...