Формирование универсальных учебных действий на уроках истории через использование разноуровневых заданий. Рецензия на разработку
учебно-методический материал

Симакина Ольга Ивановна

           Разноуровневое обучение определяет критерии оценки деятельности обучающегося учитывая его усилия по овладению учебным материалом и творческому его применению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках истории через использование разноуровневых заданий».

Автор: Симакина Ольга Ивановна,

              учитель истории и обществознания

ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида.

г. Улан-Удэ, 2024г.

Введение

Сегодня обучающемуся школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. В связи с этим основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться и развиваться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется, как умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Достижение этого умения позволяет обучающемуся освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают: познавательную и учебную мотивацию, учебные цели и задачи, учебные действия и операции, в том числе контроль и оценку результатов.

Все дети и молодые люди должны иметь равные учебные условия и возможности в школах, независимо от их культурного и социального положения, а также разницы в их способностях и возможностях (из доклада Международного образовательного бюро ЮНЕСКО).

Основные задачи обучения детей с ОВЗ — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться и развиваться, способности к самоорганизации, обеспечение индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития. В результате обучения у ребёнка с ОВЗ должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Достижение данных целей становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УДД), которые:

в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

         Цель: описать педагогический опыт по выявлению особенностей разноуровневого обучения на уроках истории как способа формирования УУД.

        Задачи, способствующие достижению данной цели:

  1. Определение методов и приёмов обучения на основе системно- деятельностного подхода с целью интенсификации деятельности школьников.
  2. Проанализировать методологические основы разноуровневого подхода, а также типологию разноуровневых упражнений;
  3. Создать авторскую систему разноуровневых упражнений для уроков.

Объектом исследования является процесс обучения истории обучающихся 5-7 классов.

Предмет исследования — система разноуровневого обучения.

Гипотеза исследования: разноуровневое обучение на уроках истории способствует повышению формирования УУД.

          Методы исследования

  • теоретический: анализ психолого-педагогической, научно - и учебно-методической литературы по данной проблеме;
  • социолого-педагогический: наблюдение за процессом обучения, анкетирование, беседы учениками и родителями, письменные и устные опросы обучающихся;
  • экспериментальный: проверка эффективности использования разноуровневых заданий на уроках истории;
  • наблюдение: анализ возможностей обучающихся разного возраста выполнять учебные задачи разного уровня;
  • статистический: количественная и качественная обработка результатов

 Длительность работы. Работа исследования охватывает 3 учебных года.

Этапы работы:

1. сентябрь 2021 – декабрь 2021 года - выявление проблемы, становление идеи опыта, подбор диагностического материала, первичная диагностика;

2.  декабрь 2021 – сентябрь 2022 года - анализ литературы по проблеме опыта, корректировка задач, методов и средств достижения цели

3. октябрь 2021 – апрель 2024 года - становление опыта

4. май 2024 года – подведение итогов, анализ результатов мониторинга формирования УУД

Глава I. Теоретическое обоснование разноуровневого обучения

Методологическим основанием разноуровневого содержания обучения является положение о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский). Г. К. Селевко считал, что «разноуровневое обучение» — это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. И.М. Осмоловская дала определение, что «разноуровневое обучение» — это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения.

При проектировании содержания обучения уровневый подход нашел свое отражения в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина (определены уровни обязательного усвоения учебного материала), М.М. Поташника (взаимосвязь уровня усвоения учебного материала с целями и результатами обучения), В.П. Беспалько (определение уровней усвоения учебного материала как качественно различных видов деятельности и качественно различных результатов), Е.С. Полат (организация обучения на разных уровнях сложности программы) . Ряд авторов рассматривал необходимость дифференциации содержания обучения по следующим основаниям: по способностям (общим, частным, неспособностям), по интересам, по проектируемой профессии (Е.С. Полат, М.М. Поташник, О.Е. Лисейчиков), по объему, сложности и степени помощи (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).

Теоретические вопросы внедрения данной педагогической технологии достаточно подробно освещены в учебном пособии «Личностно ориентированное обучение: теории и технологии», выпущенном ИПК ПРО Ульяновской области в 1998 году под редакцией Н.Н.Никитиной, а сборник статей «Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся», выпущенный там же в 1998 году дает краткую информацию по данной теме.

Глава II. Теоретические основы разноуровневого обучения

           Разноуровневое обучение определяет критерии оценки деятельности обучающегося учитывая его усилия по овладению учебным материалом и творческому его применению.  В рамках применения данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося

К разноуровневым заданиям относятся следующие требования по видам деятельности:

Уровень А (базовый): воспроизведение и описание. Этот уровень «отвечает» за знание фактического материала и умение правильно использовать термины и понятия, узнавать объекты изучения. Например: какое историческое событие произошло позже всех остальных, раньше или какие процессы, события, явления связаны с именем определенного исторического деятеля; современниками были и т.д.

Уровень В (повышенный): оценка, диагностика, обобщение фактического и теоретического материала. На этом уровне проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций. Например: установите соответствия между понятиями и явлениями; расположите последовательно те или иные события; на основании данного текста определить, о последствиях какого события идет речь. Мнение обоснуйте.

Уровень С (высокий, или творческий): умение интегрировать межпредметные знания для решения познавательных задач конкретного учебного предмета, получение интеллектуальным путем нового знания, не данного ученику в готовом виде. Термин «возрождение» используется в исторической науке применительно и к Западной Европе, и к Руси 14 века. Укажите общее и различное в использовании этого термина в истории Западной Европы и Руси.

Основу технологии разноуровневого обучения составляет дифференциация.  Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Дифференцированный подход к обучающимся состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.

Глава III. Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках истории в работе со слепыми и слабовидящими школьниками

Программа по истории обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, которые определяются Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Однако, в связи с имеющимися особенностями восприятия и переработки визуальной информации, этот перечень может содержать дополнительные требования к результатам освоения программы, отражающие специфику обучения слепых и слабовидящих обучающихся.

Так, предметными результатами, отражающими специфику изучения истории слепыми и слабовидящими обучающимися, являются следующие умения:

 владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников, через доступные для слепых обучающихся формы представления информации;

 умение читать исторические (в т.ч. рельефные) карты и ориентироваться в них;

Требования к метапредметным результатам освоения предметной области «История» включают:

 умение использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);

 умение применять зрительно-осязательный способ обследования и восприятия;

 умение использовать современные средства коммуникации и тифлотехнические средства, использующиеся на данной образовательной ступени;

  владение слепыми и слабовидящими обучающимися навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

 умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия с учетом имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие:

 умение сопоставлять и корректировать зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

 способность воспринимать адекватно возрасту ключевые события происходившего и происходящего в социуме, осознавать себя частью социума, принимать общественные ценности на уровне, соответствующем возрасту;

 умение применять в коммуникативной деятельности вербальные и невербальные формы общения.

Глава IV. Формирования универсальных учебных действий на уроках истории с помощью разноуровневых заданий

В нашей школе обучается 105 детей. Наполняемость классов не более 12 человек. Контингент обучающихся в одном классе весьма разнообразен как по характеру заболевания органов зрения, так и по глубине зрительной патологии, времени возникновения зрительного заболевания, осложнениям дефектов зрения патологическими изменениями организма, что объясняет разнообразие вторичных отклонений, проявляющихся во всевозможных психических и неврологических нарушениях. В одном классе учатся дети слабовидящие, слепые, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и как результат возникает необходимость использования разноуровневого обучения.

В 2021 году была проведена диагностика уровня сформированности УУД в 5 классе. Для диагностики использована методика уровня сформированности УУД авторов Репнина Г.В., Заика Е.В. (Приложение 1). Диагностика предполагает изучение уровней сформированности учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля, действий оценки.

Диагностика основывается на результатах систематического наблюдения за поведением обучающихся на уроках и знании о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы в классе и дома.

Проводя наблюдение, учитывала, прежде всего, все те особенности поведения ребёнка, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, в первую очередь тогда, когда есть возможность говорить о принятии и решении учебной задачи (задачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом).

Фиксировала прежде всего наиболее типичные, устойчивые особенности поведения обучающихся как показателя наиболее естественных для него проявлений учебной деятельности.

Старалась характеризовать особенности учебной деятельности по состоянию на данный момент учебного процесса, а не по состоянию на полгода или год назад, ибо за это время учебная деятельность могла претерпеть существенные изменения.

По результатам стартовой диагностики получены данные, показывающие уровень развития познавательных УУД у обучающихся 5 класса.  

Результаты исследований свидетельствуют о среднем уровне сформированности познавательных УУД, который характеризуется недостаточной степенью развития ее составляющих. Результаты исследований представлены в таблице.

Таблица 1

Показатели сформированности познавательных УУД у обучающихся 5 класса

Показатели

Стартовая диагностика

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Познавательные УУД

15%

77%

8%

Для повышения познавательных УУД обучающимся давались разноуровневые задания. Использовала их на уроках «открытия» нового знания (для закрепления материала), на уроках рефлексии (для повторения пройденного) и на уроках промежуточного и итогового контроля (для контроля полученных знаний).

Целью моей такой работы было привести требования к обучающимся в соответствии с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника.

        

Примеры разноуровневых заданий

История 5 класс. Тема урока: «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией»

Уровень задания

Варианты заданий

1

Напишите, что означают эти слова?

Патриций-

Плебей-

Народный трибун-

Консул-

Ликтор-

Форум-

Легион-

Легионер-

Сенат

2

Вспомните римские легенды. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Объясните свою мысль.

1. С давних пор моих собратьев и сестёр преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то сам Рим, быть может, не был бы основан…Ведь статую, да ещё в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и этим горжусь.

2. Увы нам не поставили статуй за совершённый подвиг! Не от того ли, что язык наш не понятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи наши пронзительные голоса были подобны звукам военных труб. Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен.

3

Заполните «линию времени» и ответьте на вопросы

1. Мог ли Ромул, согласно легенде, основавший город Рим, что-нибудь слышать об Олимпийских играх? Мог ли он участвовать в Олимпийских играх?

2. Могли ли римляне в год установления республики что-нибудь слышать о Солоне? Мог ли о нём знать легендарный Ромул?

Чтобы найти правильный ответы, отметьте на «линии времени» даты основания Рима, установления в Риме республики, правления Солона в Афинах.

История 6 класс. Тема урока: «Расцвет Древнерусской культуры в XII начале XIII в.»

Уровень задания

Варианты заданий

1

-Выберите правильный ответ:

1. Шлемовидный купол был характерен для:

а) Владимирских храмов б) Новгородских храмов

2. Самой высокой постройкой в XII в. стал:

 а) Успенский собор во Владимире б) храм Спаса на Нередице

2

-Соотнесите особенности архитектуры и территорию:

1

Южная Русь

2

Владимиро-Суздальское княжество

3

Новгородская земля

а) кирпичная кладка

б) простота форм

в) затейливая резьба

г) колонны из белого известняка

д) приземистость

е) кладка из белого известняка

3

-Прочитайте тексты, заполните пропуск в тексте.

-О каких древнерусских храмах идёт речь? Какие особенности храмов Владимиро-Суздальской земли они передают?

Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика _______ на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом... И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих.

История 7 класс. Тема урока: «Северная война»

Уровень задания

Варианты заданий

1

В результате проведения военной реформы в XVIII в. возникло понятие:

1) мушкетер

2) кирасир

3) рекрут

4) гусар

2

Соотнеси даты и события

Даты

События

1.1720-1721гг.

А. Сражение у деревни Лесной

2.1708 г.

Б. Северная война

3.1720г.

В. Основание Кунсткамеры

4.1714 г.

Г. Сражение у острова Гренгам

3

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1700 г. русская армия потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Большая часть оказалась небоеспособной и бежала. Значительная часть офицеров сдалась в плен. Была потеряна вся артиллерия. Каковы причины поражения русской армии? Укажите не менее трех причин. К ускоренному проведению и осуществлению каких реформ Петра I стала толчком нарвская трагедия? Назовите не менее трех реформ.

Глава V.  Результаты формирования познавательных учебных действий у обучающихся

Критерием результативности опыта является повышение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. В ходе становления опыта проводилась диагностика уровня сформированности УУД по методике М. А. Ступницкой. Результаты диагностики показали положительную динамику в повышении уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 5 класса (2021-2022 учебный год), 6 класса (2022-2023 учебный год), 7 класса (2023-2024) учебный год в процессе использования разноуровневых заданий на уроках истории.

Хочу отметить положительные стороны внедрения разноуровневого обучения - у обучающихся появляется уровень мотивации учения, появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику, более эффективно работать с обучающимися, плохо ориентированными к процессу обучения, реализуется желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Таким образом разноуровневый и дифференцированный подход на уроках дает возможность включить в учебную деятельность всех без исключения обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что разноуровневый подход в обучении школьников отвечает современным требованиям и является приоритетным при обучении детей с ОВЗ. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без разноуровневого подхода к их обучению. Необходимо понимать, что разноуровневый подход в обучении не может дать положительного результата сам по себе, его применение требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школных трудностей...

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.

Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

Доклад "Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках истории"

Доклад "Типовые задания по формированию универсальных учебных действийна уроках истории"...